СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Использование технологии системно - деятельностного метода

Нажмите, чтобы узнать подробности

Использование технологии системно - деятельностного метода 

Просмотр содержимого документа
«Использование технологии системно - деятельностного метода»

МОУ СОШ №1

семинар для учителей-предметников МОУ СОШ №1

Использование технологии системно - деятельностного метода

Ю.В. Озорнова ,

учитель 4А класса МОУ СОШ №1

Каждый раз, составляя проект очередного урока, учитель задает себе одни и те же вопросы:

- Как сформулировать цели урока и обеспечить их достижение?
- Какой учебный материал отобрать и как подвергнуть его дидактической обработке?
- Какие методы и средства обучения выбрать?
- Как организовать собственную деятельность и деятельность учеников?
- Как сделать, чтобы взаимодействие всех этих компонентов привело к определенной системе знаний и ценностных ориентаций?

Основной из главных задач учителя является организация учебной деятельности таким образом, чтобы у учащихся сформировались потребности в осуществлении творческого преобразования учебного материала с целью овладения новыми знаниями.

Для того, чтобы знания учащихся были результатом их собственных поисков, необходимо организовать эти поиски, управлять учащимися, развивать их познавательную деятельность.

Остановлюсь на структуре урока «открытия» нового знания и особенностях некоторых его этапов.


3 Структура урока в технологии системно - деятельностного подхода

1.Организационный момент.

Цель: включение учащихся в деятельность на личностно- значимом уровне. «Хочу, потому что могу».

• 1-2 минуты;

С этой целью на данном этапе организуется мотивирование ученика к учебной деятельности на уроке.

II. Актуализация знаний.

Цель: повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания», и выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого учащегося.

- 4-5 минут;

Соответственно, данный этап предполагает:

- актуализацию изученных способов действий, достаточных для построения нового знания, и их обобщение;

- тренировку соответствующих мыслительных операций;

- мотивирование учащихся к пробному учебному действию.



III. Постановка учебной задачи.

На данном этапе организуется выход учащегося в рефлексию пробного действия, выявление места и причины затруднения.

С этой целью учащиеся соотносят свои действия с используемым способом действий, и на этой основе выявляют и фиксируют во внешней речи причину затруднения – те конкретные знания, умения или способности, которых не достаёт для решения исходной задачи.

«IV. «Открытие нового знания» (построение проекта выхода из затруднения).

• 7-8 мин;

На данном этапе учащиеся определяют цель урока - устранение возникшего затруднения, предлагают и согласовывают тему урока, а затем строят проект будущих учебных действий, направленных на реализацию поставленной цели. Для этого в коммуникативной форме определяется, какие действия, в какой последовательности и с помощью чего надо осуществить.


V. Первичное закрепление.

• 4-5 минут

На данном этапе осуществляется реализация построенного проекта: обсуждаются различные варианты, предложенные учащимися, и выбирается оптимальный вариант, который фиксируется в языке вербально и знаково. Построенный способ действий используется для решения исходной задачи, вызвавшей затруднение. В завершение, фиксируется преодоление возникшего ранее затруднения.


VI. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. Самоанализ и самоконтроль

• 4-5 минут;

. При проведении данного этапа используется индивидуальная форма работы: учащиеся самостоятельно выполняют задания нового типа и осуществляют их самопроверку, пошагово сравнивая с эталоном..

Эмоциональная направленность этапа состоит в организации для каждого (по возможности) ученика ситуации успеха, мотивирующей его к включению в дальнейшую познавательную деятельность.


VII. Включение нового знания в систему знаний и повторение.

• 7-8 минут;

На данном этапе выявляются границы применимости нового знания и выполняются задания, в которых новый способ действий предусматривается как промежуточный шаг.

Организуя этот этап, учитель подбирает задания, в которых тренируется использование изученного ранее материала, имеющего методическую ценность для введения в последующем новых способов действий. Таким образом, происходит, с одной стороны, автоматизация умственных действий по изученным нормам, а с другой - подготовка к введению в будущем новых норм.


VIII. Рефлексия деятельности (итог урока).

• 2-3 минуты. На данном этапе организуется рефлексия и самооценка учениками собственной учебной деятельности на уроке. В завершение, соотносятся цель и результаты учебной деятельности, фиксируется степень их соответствия и намечаются дальнейшие цели деятельности.

Преимущество деятельностного подхода в том, что он применим при работе по любой из действующих программ, прекрасно сочетается с другими современными образовательными технологиями:

- игровая технология (интерактивные игры «Карусель», «Иду в гости», «Разведчики»);

- технология развития критического мышления ( чтение Инсерт, «чистая доска», кластеры и т.д.)

«Чтение со стопом» (маркировка текста на полях учебника) – актуализирует учащихся на работу, обеспечивает дифференцированный подход, позволяет выстроить работу с детьми, имеющими разный уровень техники чтения.

«Чистая доска» - актуализирует учащихся на работу, а также является своего рода диагностикой, сигнализирующей об уровне усвоения изученных тем.

- технология оценки достижений учеников (самооценка ученика, «волшебные линеечки», описанные Г.А.Цукерман, портфолио и т.д.);

- проектная деятельность (заложена в основу УМК «Планета знаний»).

- информационно-коммуникативные технологии;

- здоровьесберегающие технологии.

Итак, деятельностный подход в образовании даёт возможность «взращивать семена знаний» на основе поиска, творчества, общего продвижения в развитии. Учитель на уроке вместе с детьми учится, развивается, ставит себя на место ученика, старается понять его состояние, его чувства, его мысли. Именно такое сотрудничество ученика и учителя, сотрудничество, в ходе которого происходят дискуссии, совершаются хотя бы маленькие открытия, и делает процесс обучения действительно интересным, творческим, развивающим.


Системно - деятельностный подход –методологическая основа концепции государственного стандарта общего образования второго поколения


Основная педагогическая задача в соответствии с ФГОС:

организация условий, инициирующих детское действие