ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИИ ВИЗУАЛИЗАЦИИ
НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА
Чуркина Е.В., учитель английского языка
Краткая аннотация:Статья посвящена методике формирования коммуникативных навыков учащихся средствами визуализации. Представлены приёмы визуализации грамматических структур, используемые на раннем этапе обучения. Особое внимание уделено визуализации с использованием современных информационных технологий.
Ключевые слова: визуализация, визуальное мышление, средства визуализаци, мультимедийная презентация, ментальные карты, флэш-карты.
THE USE OF VISUALIZATION TECHNOLOGY
IN ENGLISH LANGUAGE LESSONS
Abstract:The article is devoted to the methodology for the formation of students' communication skills by means of visualization. The techniques of visualization of grammatical structures used at the early stage of training are presented. Particular attention is paid to visualization using modern information technologies.
Key words: visualization, visual thinking, visualization tools, multimedia presentation, mental maps, flash cards.
Основная задача учителя иностранного языка – организовать благоприятные условия для успешных учебных действий учащихся на уроке. Процесс обучения иностранного языка можно сделать интересным и ярким, используя картинки, знаки и символы, которые помогут сделать материал нагляднее, а также будут развивать внимание и зрительную память ребенка.
В ходе психологических экспериментов было доказано, что зрительные анализаторы обладают более высокой пропускной способностью, чем слуховые: большой процент всей информации, воспринимаемой человеком, приходится именно на зрение. К тому же, данные, воспринятые с помощью глаз, более осмысленны и лучше сохраняются в памяти. Не зря говорят: «Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать».
Визуализация (лат. visualis — зрительный) — представление информации в наглядном виде.Визуальное мышление сочетает в себе наглядно-действенное и наглядно-образное мышление. Визуализация учебного материала на уроках английского языка необходима, так как она развивает зрительную память, пространственное воображение, делает обучение более осмысленным.
Хочу представить приёмы визуализации, которые я использую на раннем этапе обучения. К таким средствам относятся подчеркивание, использование разных цветов и шрифтов, выделение при помощи рамок и др., абстрактные символы.
К абстрактным символам можно отнести геометрические фигуры.Использование геометрических фигур в учебном процессе наиболее распространено среди остальных визуальных средств. Так, в учебниках Биболетовой встречается много упражнений, где предложения зашифрованы при помощи подобных символов.
Рисунок 1. Абстрактные символы
Запомнить большой объем информации без упорядочения и систематизации довольно трудно. Эту проблему решают схемы. Одна из важнейших задач опорной схемы – облегчить понимание новой информации и закрепить ее. Обучение при помощи схем максимально способствует умственному развитию учащихся.Первое, что я предлагаю ученикам, начиная изучать английское предложение, – это общие схемы построения английских предложений.Целенаправленное и системное использование опорных схем и таблиц в учебном процессе превращает их из простых средств обучения в технологию преподавания, которая повышает общую и качественную успеваемость школьников.
Рисунок 2. Схема построения английского предложения
Особое внимание в наше время привлекают средства визуализации с использованием современных информационных технологий.
Использование компьютерных презентаций облегчает работу учителя на уроке: экономит массу времени, дает возможность предоставить дополнительный интересный материал, увеличить коэффициент эффективности урока. Целью презентации на уроке может быть:актуализация знаний;сопровождение объяснения учителем нового материала;первичное закрепление знаний;обобщение и систематизация знаний.Отбор материала для презентации должен соответствовать принципам научности, доступности, наглядности. Наиболее продуктивнымизарекомендовали себя презентации, в которых после объяснения или предъявления материала, вставлены упражнения на закрепление или контроль. Возможность показать правильный ответ позволяет организовать быстро и эффективно взаимо- или самопроверку. Таким образом, творческий подход позволяет учителю максимально эффективно использовать в своей работе очень важный инструмент – компьютер, представляемый современными компьютерными образовательными технологиями.
Одним из наиболее важных и эффективных приемов визуализации является флеш-карты. Флэш-карты представляют собой тематические карточки с изображением предметов или понятий. Метод хорош тем, что помогает установить непосредственные связи между конкретным словом и его образом, икроме того - привносит хорошее настроение, помогает сделать занятие более эмоциональным, занимательным. А хороший эмоциональный настрой не может не сказаться положительно на результатах обучения, ведь он также способствует непроизвольному и более быстрому запоминанию материала.Яркие и красочные, порой смешные флэш-карты оказывают реальное воздействие как на учащихся-«визуалов», так и на тех, у которых ведущим типом восприятия является аудиальный канал - ведь слово не только показывается, но и не один раз звучит в процессе работы с картами. Учитель сам может сделать флеш-карты. Я использую плотную бумагу, ламинирую и разрезаю. Иногда это карточки с изображением одного слова, иногда – с целой группой слов, например, дни недели, месяцы, погода и т.д. Стараюсь выбирать яркие и красочные материалы.
Рисунок 3. Флеш-карты по теме «Погода»
Еще одним изприёмом визуализации являются ментальные карты (интеллект-карты, схемы мышления, в оригинале «MindMaps»). Это визуальный способ представления информации, отображающий связи между понятиями. Если просто - это схема, в центре которой находится ключевое слово/рисунок и от него в разные стороны отходят ветви (категории, основные понятия), разветвляющиеся на веточки (пункты, подпункты). В итоге получается что-то вроде паутины или корневой системы. Рисовать карту можно на компьютере с помощью специальных программ или просто на листе бумаги. Второй вариант предпочтительнее, т. к. в этом случае содержание ментальной карты еще лучше запоминается, и она становится поистине уникальной. Благодаря использованию цветов, рисунков и пространственных связей любая информация воспринимается, анализируется и запоминается гораздо быстрее и эффективнее.Преимущества ментальных картзаключаются в том, что они удобны в использовании, показывают связи между явлениями, способствуют лучшему запоминанию информации, собирают воедино большое количество данных, развивают креативность, мышление. Одной из основных положительных сторон мыслительных карт является то, что их можно использовать при изучении любой темы и с детьми практически любого возраста.
В своей работе я использую разнообразные онлайн сервисы, для создания собственных интерактивных материалов к конкретному уроку. На мой взгляд, очень интересный проект LearningApps.org. Это бесплатный сервис для поддержки процесса преподавания с помощью интерактивных модулей. Пользователи могут использовать имеющиеся модули, модифицировать их и создавать новые с использованием предлагаемого конструктора и шаблонов. Имеются версии сайта и задания на русском, английском и других языках.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что технология визуализации играет особую роль в обучении английскому языку. Применение наглядности привлекает внимание ребенка на уроке, мотивирует его на выход в речь, делает урок ярче, интереснее. Использование системы средства визуализации в иноязычном образовании предоставляют широкие возможности не только для знакомства с фактами, процессами и событиями культуры, но и передачи в доступной и легко усваиваемой форме лексических, грамматических, фонетических и коммуникативных знаний.
Список литературы/ References
1.Биболетова, М.З. Английский язык: Английский с удовольствием = EnjoyEnglish: Учебник для 2 кл. общеобраз. Учрежд / Обнинск: Титул, 2011. – 128 с.
2.http://portal.krsnet.ru/razdels/uchitelia/rmo/metod/ang/itdokald.htm
3. http://school-collection.edu.ru