Использование тестовых технологий на уроках английского языка.
Тест - это инструмент, состоящий из квалиметрически выверенной системы тестовых заданий, сдандартизированной процедуры проведения и заранее спроектированной технологии и анализа результатов для измерения качеств и свойств личности, учебных достижений, изменение которых возможно в процессе систематического обучения.
Тестология как теория и практика тестирования существует более 120 лет, и за это время накоплен громадный опыт использования тестов в различных сферах человеческой деятельности, включая образование. На своих уроках я широко применяю тестовые технологии.
Тестирование уже не первый год широко используется на самых разных уровнях образования: для проведения зачётов, экзаменов (в том числе ГИА), самостоятельных, контрольных работ, олимпиад, конкурсов, познавательных игр. Основная роль тестирования в преподавании иностранного языка заключается в обратной связи (в широком смысле) и в контроле (в узком смысле), и, чем теснее взаимосвязаны тестирование и учебный процесс, тем эффективнее учебный процесс и качественнее тестирование.
Что такое «тестирование»?
Термин «test» в переводе с английского означает «испытание», «проверка», «исследование».
C точки зрения педагогики тест — это контрольные задания, проводимые в равных для всех обучающихся условиях, длительность и характер которых строго соотнесены с объективными факторами, такими как: общая цель обучения, возрастные особенности обучающихся, характер изученного материала, результаты выполнения которого поддаются количественной оценке, являясь показателем определённых итогов учебного процесса к моменту проведения данного теста.
Можно сделать вывод, что технология тестирования применяется педагогами для проверки знаний совокупности стандартизированных заданий, предъявляемых малыми порциями, но охватывающими большой круг оперативно проверяемых вопросов, требующих коротких, однозначных или множественных ответов.
Обучение иностранному языку, как процесс, определяется целью приобретения учащимися определенного объема навыков и знаний в области грамматики, говорения, чтения, аудирования. Важным и необходимым элементом учебного процесса, наряду с получаемой информацией и ее отработкой, является контроль знаний учащихся.
Преимущества тестового контроля:
объективность оценки
достоверность информации об объёме усвоенного материала и об уровне его усвоения
эффективность - можно одновременно тестировать большое число обучающихся, причём проверка результатов при этом производится гораздо легче и быстрее, чем при традиционном контроле
дифференцирующая способность - в тестах содержатся задания различного уровня сложности
реализация индивидуального подхода в обучении - возможна индивидуальная проверка и самопроверка знаний обучаемых
сравнимость результатов тестирования для разных групп учащихся.
Тестовый контроль должен осуществляется на регулярной основе. Текущий контроль усвоения изучаемого материала проводится на уроках комплексного применения знаний и умений (урок закрепления), на уроке актуализации знаний и умений (урок повторения), на уроке систематизации и обобщения знаний и умений в форме мини-тестов для закрепления языковых явлений. Итоговый контроль проводится на уроке контроля знаний и умений в конце изучения темы (модуля). Тестирование также проводится в форме промежуточного мониторинга (в середине учебного года) и в конце года в виде итогового тестирования.
Среди тестов, которые используются для выяснения успеваемости учащихся выделяют различные классификации тестов:
По цели применения существуют:
констатирующие (констатируют знания учащихся),
диагностирующие (диагностируют знания учащихся),
прогностические (задания на будущие знания учащихся).
По виду контроля рассматривают тесты:
текущего контроля (знания учащихся систематически проверяются),
тесты рубежного контроля (проверка знаний после изучения определенных разделов обучения).
По статусу контролирующей программы различают:
По структуре и способу оформления тесты бывают :
избирательные (с выбором ответа из вышепредложенных),
тесты со свободно конструируемым ответом (ответ полностью формируется учащимся).
По объекту контроля различают тесты:
измеряющие усвоение языкового материала (контроль проводится на стадии изучения материала),
тесты, измеряющие сформированность языковых умений (контроль проводится на стадии закрепления).
Сами тестовые задания могут быть
открытой формы - задание теста, в котором отсутствует варианты ответа,
закрытой формы – задание теста с выбором ответа из нескольких предложенных вариантов,
на соответствие – задания, в которых требуется установить соответствие между элементами,
на установление правильной последовательности – задания, в которых требуется указать порядок действий.
По форме предлагаемых (или не предлагаемых) вариантов ответов тестовые задания могут иметь:
множественный выбор – эти задания предполагают выбор одного правильного варианта из трех и более предложенных вариантов. Однако учитель не должен забывать, что при использовании заданий с избирательными типами ответов нельзя сбрасывать со счетов возможность случайного угадывания ответов;
альтернативный выбор – выбор правильного или неправильного ответа. Например, «да-нет», «верно-неверно». Аналогом в английских упражнениях является «True or False»;
перекрестный выбор – выбор пар из двух блоков, объединённых общими признаками;
трансформацию – примером такого задания служит изменение формы глагола…
замену, подстановку – изменение формы предложения посредством подстановки одних частей речи на другие;
упорядочение – задания, направленные на построения элементов в правильном порядке;
завершение (окончание) – задание на самостоятельное восполнение недостающей части предложения, либо текста;
ответы на вопросы;
внутри языковое перефразирование – наиболее точная передача своими словами мысли автора. Примером такого задания может служить пересказ либо самого текста, либо фрагмента этого текста;
межъязыковое перефразирование – перевод.
К тестам наука предъявляет высокие требования, рассматривая его как измерительный прибор. С этой точки зрения, разработка тестов - дело специалистов. Необходимо, чтобы тест отвечал следующим требованиям: надежность, валидность и объективность.
Надежность теста означает, что он показывает те же результаты неоднократно, в сходных условиях.
Валидность означает, что тест обнаруживает и измеряет уровень усвоения именно тех знаний, которые хочет измерить разработчик.
Объективность теста означает независимость проверки и оценки знаний от учителя.
Основным методическим требованием, предъявляемым к тестам, является требование, чтобы они исследовали задатки, независимо от специальных форм упражнения в наиболее общей и распространенной в данной среде форме и степени упрощенности.
Таким образом, из вышесказанного следует, что чтобы тест дал преподавателю ожидаемый результат, тест должен быть подобран исходя из индивидуальных особенностей испытуемых, должен быть правильно и корректно составленным.
Тестирование в преподавании иностранного языка как область особой научно-практической деятельности основана на трёх составляющих: методика преподавания иностранного языка, теория их усвоения и квалиметрии (теории измерений). Как известно, пока в наших учебных заведениях будущих учителей не знакомят со спецификой составления тестовых заданий и они зачастую чисто интуитивно вынуждены отличать тестирование от других видов контроля. Часто, независимо от назначения тестов, большинство преподавателей используют их в качестве контрольных работ, на основании которых они выставляют отметки (текущие и итоговые). Опытный преподаватель без всякого теста может оценить достижения ученика. Для выставления отметки тест необходим лишь тогда, когда нужна объективная, стандартизованная оценка.
Популярность тестового контроля в настоящее время растет в связи с тем, что тест является формой контроля, которая не затрачивает массу времени, экономит время при проверке, а также абсолютно проста в проверке. Тестов различают огромное множество, поэтому можно с легкостью подобрать нужную форму теста. Из этого следует, что тест можно назвать универсальной формой контроля.
Исследования показали, что тесты, являясь одним из видов грамматических упражнений, наиболее эффективный способ при формировании грамматических навыков. Обобщая, можно прийти к заключению, что тесты:
способствуют наиболее быстрому запоминанию не только грамматического, но и лексического материала;
формируют представление о грамматическом строе языка (на основании анализа, дифференциации временных форм);
способствуют формированию всех видов речевой деятельности (говорение, чтение, письмо, аудирование);
позволяют проследить за уровнем сформированности грамматических навыков учащихся;
Тестовые задания, в которых предлагается завершить текст, тем самым активизировать фантазию, создают творческую атмосферу на уроке и этим самым повышают мотивацию к изучению языка.
Задание множественного выбора следует использовать на завершающем этапе изучения материала, так как в этом случае исключается угадывание правильного ответа.
Поначалу наибольшее затруднение у учащихся вызывали задания на упорядочение, но трудность была решена посредством многократной отработки этих заданий, как в домашних условия, так и в классе.
Также было отмечено, что применение тестов положительно сказалось на деятельности наиболее слабых учащихся, а именно сподвигло их на активное участие в работе.
Следует также отметить, что использование наглядности делает материал более доступным и понятным.
Таким образом, можно сделать вывод, что различные виды тестирования остаются в наше время наиболее распространенной формой контроля при обучении иностранным языкам. Разнообразные формы текстовых заданий позволяют осуществлять проверку знаний грамматики, лексики, тестового материала и т.д.
Расширение области применения тестов определяется следующими преимуществами: скорость, большой объём материала, быстрое выявление «пробелов» в знаниях
Практика внедрения тестов в преподавании предмета «Иностранный язык» в школе показывает высокую эффективность тестов, максимальную активность учащихся, возможность учащихся работать с индивидуальной скоростью и по индивидуальным планам.