СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Использование цифровых технологий на уроках русского языка и чтения в коррекционной школе"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Использование цифровых технологий как средства  обучения на уроках русского языка и чтения в коррекционной школе повышает не только эффективность обучения, но и помогает создать более продуктивную атмосферу на уроках

Просмотр содержимого документа
«"Использование цифровых технологий на уроках русского языка и чтения в коррекционной школе"»

Одним из основных направлений информатизации образования является использование новых технологий, необходимых для повышения качества обучения. Для школьников с интеллектуальными нарушениями цифровые технологии приобретают ценность не только как предмет изучения, но и как мощное эффективное средство коррекционного воздействия.

Одним из основных направлений информатизации образования является использование новых технологий, необходимых для повышения качества обучения. Для школьников с интеллектуальными нарушениями цифровые технологии приобретают ценность не только как предмет изучения, но и как мощное эффективное средство коррекционного воздействия.

 Перспективным направлением развития коррекционного образования в рамках специальной школы является использование цифровых технологий. Разумеется, они не способны избавить больного ребенка от его недостатка и снять все возникающие в связи с этим проблемы. Однако, осознание того, что ему становятся доступны неведомые раньше знания, умения, формы общения, игры, управление непосредственно окружающей его обстановкой, дает ему веру в свои силы.

Перспективным направлением развития коррекционного образования в рамках специальной школы является использование цифровых технологий. Разумеется, они не способны избавить больного ребенка от его недостатка и снять все возникающие в связи с этим проблемы. Однако, осознание того, что ему становятся доступны неведомые раньше знания, умения, формы общения, игры, управление непосредственно окружающей его обстановкой, дает ему веру в свои силы.

Информационные технологии способствуют развитию интеллекта, речи и личности детей с интеллектуальными нарушениями. Развитие обучающихся в соответствии с требованиями времени, их социализации в современном обществе невозможно представить в отрыве от информационных технологий .

Информационные технологии способствуют развитию интеллекта, речи и личности детей с интеллектуальными нарушениями.

Развитие обучающихся в соответствии с требованиями времени, их социализации в современном обществе невозможно представить в отрыве от информационных технологий .

- Усиление образовательных эффектов - Повышение качества усвоения материала -Осуществление индивидуально- дифференцированного подхода обучающихся с разным уровнем готовности к обучению - Содействие решению проблемы «цифрового неравенства» в образовательной среде, путем создания условий учителям и ученикам для овладения современными ИТ и использования их в учебном процессе

- Усиление образовательных эффектов

- Повышение качества усвоения материала

-Осуществление индивидуально- дифференцированного подхода обучающихся с разным уровнем готовности к обучению

- Содействие решению проблемы «цифрового неравенства» в образовательной среде, путем создания условий учителям и ученикам для овладения современными ИТ и использования их в учебном процессе

1. По решаемым педагогическим задачам: - средства, обеспечивающие базовую подготовку (электронные учебники, обучающие системы, системы контроля знаний); - средства практической подготовки (задачники, практикумы, виртуальные конструкторы, программы имитационного моделирования, тренажеры). 2. По функциям в организации образовательного процесса:  - информационно–обучающие (электронные библиотеки, электронные книги, электронные периодические издания, словари, справочники, обучающие компьютерные программы, информационные системы);  - поисковые (каталоги, поисковые системы).

1. По решаемым педагогическим задачам: - средства, обеспечивающие базовую подготовку (электронные учебники, обучающие системы, системы контроля знаний); - средства практической подготовки (задачники, практикумы, виртуальные конструкторы, программы имитационного моделирования, тренажеры).

2. По функциям в организации образовательного процесса:

- информационно–обучающие (электронные библиотеки, электронные книги, электронные периодические издания, словари, справочники, обучающие компьютерные программы, информационные системы);

- поисковые (каталоги, поисковые системы).

3. По типу информации: – электронные и информационные ресурсы с текстовой информацией (учебники, тесты, словари, справочники, энциклопедии, учебно–методические материалы); – электронные и информационные ресурсы с визуальной информацией (фотографии, портреты, иллюстрации, видео-фрагменты, видео-экскурсии; схемы, диаграммы); – электронные и информационные ресурсы с аудио-информацией (звукозаписи стихотворений, речевого материала, музыкальных произведений, звуков живой природы, синхронизированные аудиообъекты); – электронные и информационные ресурсы с аудио - и видео- информацией; – электронные и информационные ресурсы с комбинированной информацией (учебники, учебные пособия, первоисточники, хрестоматии, энциклопедии, словари, периодические издания). 4. По формам применения в образовательном процессе: – урочные; – внеурочные.
  • 3. По типу информации:

– электронные и информационные ресурсы с текстовой информацией (учебники, тесты, словари, справочники, энциклопедии, учебно–методические материалы); – электронные и информационные ресурсы с визуальной информацией (фотографии, портреты, иллюстрации, видео-фрагменты, видео-экскурсии; схемы, диаграммы); – электронные и информационные ресурсы с аудио-информацией (звукозаписи стихотворений, речевого материала, музыкальных произведений, звуков живой природы, синхронизированные аудиообъекты); – электронные и информационные ресурсы с аудио - и видео- информацией;

– электронные и информационные ресурсы с комбинированной информацией (учебники, учебные пособия, первоисточники, хрестоматии, энциклопедии, словари, периодические издания).

  • 4. По формам применения в образовательном процессе:

– урочные;

– внеурочные.

- повышение качества обучения детей с ИН - Формирование высокой степени мотивации, повышение интереса к процессу обучения - Совершенствование практических умений и навыков - Повышение интенсивности обучения - Достижение индивидуализации обучения - Эффективная организация самостоятельной работы - Развитие творческого потенциала - Активизация познавательной деятельности учащихся - Мощное эффективное средство коррекционного воздействия

- повышение качества обучения детей с ИН

- Формирование высокой степени мотивации, повышение интереса к процессу обучения

- Совершенствование практических умений и навыков

- Повышение интенсивности обучения

- Достижение индивидуализации обучения

- Эффективная организация самостоятельной работы

- Развитие творческого потенциала

- Активизация познавательной деятельности учащихся

- Мощное эффективное средство коррекционного воздействия

Информационные технологии способствуют развитию творческой личности не только обучающегося, но и учителя. Они помогают реализовать главные человеческие потребности – общение, образование, самореализацию. Внедрение информационных технологий в образовательный процесс повышает эффективность проведения уроков, освобождает учителя от рутинной работы, усиливает привлекательность подачи материала, осуществляет дифференциацию видов заданий, а также делают разнообразными формы обратной связи.
  • Информационные технологии способствуют развитию творческой личности не только обучающегося, но и учителя. Они помогают реализовать главные человеческие потребности – общение, образование, самореализацию.
  • Внедрение информационных технологий в образовательный процесс повышает эффективность проведения уроков, освобождает учителя от рутинной работы, усиливает привлекательность подачи материала, осуществляет дифференциацию видов заданий, а также делают разнообразными формы обратной связи.
 Использование ИТ играет важную роль в процессе обучения детей в специальной коррекционной школе.  Компьютер можно использоваться на всех этапах, как при подготовке к уроку, так и в процессе обучения: организационный момент (дружеское приветствие, ф ормирование мотивации, вызов интереса к изучаемому материалу, «эффект неожиданности»); введение нового материала (визуализация знаний – демонстрационно- – энциклопедические программы, программы создания презентаций); закрепление ( программы–тренажеры); повторение (использование игровых программ);

Использование ИТ играет важную роль в процессе обучения детей в специальной коррекционной школе.

Компьютер можно использоваться на всех этапах, как при подготовке к уроку, так и в процессе обучения:

  • организационный момент (дружеское приветствие, ф ормирование мотивации, вызов интереса к изучаемому материалу, «эффект неожиданности»);
  • введение нового материала (визуализация знаний – демонстрационно- – энциклопедические программы, программы создания презентаций);
  • закрепление ( программы–тренажеры);
  • повторение (использование игровых программ);
контроль (программы для тестирования и контроля); при самостоятельной работе школьников – программы–репетиторы, электронные энциклопедии, развивающие программы; для индивидуальной тренировки конкретных способностей ученика: внимания, памяти, мышления и т.п.  При этом компьютер может являться и источником учебной информации, и наглядным пособием, и тренажером, и средством диагностики и контроля.
  • контроль (программы для тестирования и контроля);
  • при самостоятельной работе школьников – программы–репетиторы, электронные энциклопедии, развивающие программы;
  • для индивидуальной тренировки конкретных способностей ученика: внимания, памяти, мышления и т.п.

При этом компьютер может являться и источником учебной информации, и наглядным пособием, и тренажером, и средством диагностики и контроля.

Использование цифровых технологий на уроках в коррекционной школе можно отнести к наглядным средствам обучения. Такая программа, как Microsoft Power Point , чаще всего используется при создании презентаций.

  • Использование цифровых технологий на уроках в коррекционной школе можно отнести к наглядным средствам обучения. Такая программа, как Microsoft Power Point , чаще всего используется при создании презентаций.
  • Использование цифровых технологий на уроках в коррекционной школе можно отнести к наглядным средствам обучения. Такая программа, как Microsoft Power Point , чаще всего используется при создании презентаций.
  • Использование цифровых технологий на уроках в коррекционной школе можно отнести к наглядным средствам обучения. Такая программа, как Microsoft Power Point , чаще всего используется при создании презентаций.
  • Использование цифровых технологий на уроках в коррекционной школе можно отнести к наглядным средствам обучения. Такая программа, как Microsoft Power Point , чаще всего используется при создании презентаций.
  • Создание и применение на уроке электронных презентаций на сегодняшний день весьма актуальна, т.к. именно здесь учитель имеет возможность учесть специфику конкретного класса, конкретного курса, учебной темы
  Безусловным плюсом презентации, создаваемой в PowerPoi n t, является возможность варьировать объем материала, используемые методические приемы в зависимости от целей урока, уровня подготовленности класса, возрастных особенностей. В случае необходимости учитель может заменить текст, рисунок, диаграмму, или просто скрыть лишние слайды. Эти возможности позволяют максимально быстро настраивать любую ранее разработанную презентацию под конкретный урок в конкретном классе.

Безусловным плюсом презентации, создаваемой в PowerPoi n t, является возможность варьировать объем материала, используемые методические приемы в зависимости от целей урока, уровня подготовленности класса, возрастных особенностей. В случае необходимости учитель может заменить текст, рисунок, диаграмму, или просто скрыть лишние слайды. Эти возможности позволяют максимально быстро настраивать любую ранее разработанную презентацию под конкретный урок в конкретном классе.

 цифровые технологии дают возможность подготовить презентацию иллюстративного и информационного материала, (набор слайдов – иллюстраций, снабженных необходимыми комментариями для работы на уроке), и таким образом обобщить материал по теме. Можно организовать на уроках чтения сопоставление иллюстраций, сравнивание работ разных художников к одному и тому же произведению. Ученики за урок могут не только познакомиться с портретами, фотографиями, иллюстрациями, но и просмотреть отрывки из фильмов, прослушать аудиозаписи, и даже побывать на экскурсии в музее.

цифровые технологии дают возможность подготовить презентацию иллюстративного и информационного материала, (набор слайдов – иллюстраций, снабженных необходимыми комментариями для работы на уроке), и таким образом обобщить материал по теме. Можно организовать на уроках чтения сопоставление иллюстраций, сравнивание работ разных художников к одному и тому же произведению. Ученики за урок могут не только познакомиться с портретами, фотографиями, иллюстрациями, но и просмотреть отрывки из фильмов, прослушать аудиозаписи, и даже побывать на экскурсии в музее.

учителю: сделать урок необычным, более интересным и продуктивным, увлекательным и запоминающимся вовлекать в работу всех детей без исключения увеличить объем учебного материала поэтапно предъявлять учебный материал под постоянным контролем ученику: работать в своем темпе значительно сокращать время на составление рассказа по картине Наглядно представить учебный материал увидеть себя как человека способного и компетентного
  • учителю:
  • сделать урок необычным, более интересным и продуктивным, увлекательным и запоминающимся
  • вовлекать в работу всех детей без исключения
  • увеличить объем учебного материала
  • поэтапно предъявлять учебный материал под постоянным контролем
  • ученику:
  • работать в своем темпе
  • значительно сокращать время на составление рассказа по картине
  • Наглядно представить учебный материал
  • увидеть себя как человека способного и компетентного
 Информация Всемирной сети – находка для учителей: есть сайты, помогающие освоить современную методику преподавания предмета, быстро и качественно подготовиться к уроку, это и доступ к разнообразным видео– и аудиоматериалам, интересным компьютерным программам, справочным материалам, нестандартным и очень оригинальным играм, опытам, делающим любой урок развивающим.  Деятельность учителя состоит в тщательном отборе материала, в создании ссылок для учащихся, в управлении темпом подачи материала, акцентировании внимания на важном по теме, повторении и разъяснении непонятной информации.

Информация Всемирной сети – находка для учителей: есть сайты, помогающие освоить современную методику преподавания предмета, быстро и качественно подготовиться к уроку, это и доступ к разнообразным видео– и аудиоматериалам, интересным компьютерным программам, справочным материалам, нестандартным и очень оригинальным играм, опытам, делающим любой урок развивающим.

Деятельность учителя состоит в тщательном отборе материала, в создании ссылок для учащихся, в управлении темпом подачи материала, акцентировании внимания на важном по теме, повторении и разъяснении непонятной информации.

 Сейчас в распоряжении учителя появилось много готовых учебных компьютерных программ по русскому языку и литературе, рекомендованных в качестве учебных пособий: образовательные программы на CD–дисках с тренажерами, тестами, тренировочными упражнениями,   Не всегда готовый набор программ удовлетворяет потребности учителя,  а для обучения детей с нарушением  интеллекта имеющиеся программы  мало приемлемы, так как большинство  заданий и инструкций к ним не  соответствуют интеллектуальным  и речевым возможностям таких детей .

Сейчас в распоряжении учителя появилось много готовых учебных компьютерных программ по русскому языку и литературе, рекомендованных в качестве учебных пособий: образовательные программы на CD–дисках с тренажерами, тестами, тренировочными упражнениями,

Не всегда готовый набор программ удовлетворяет потребности учителя,

а для обучения детей с нарушением

интеллекта имеющиеся программы

мало приемлемы, так как большинство

заданий и инструкций к ним не

соответствуют интеллектуальным

и речевым возможностям таких детей .

 В связи с тем, что современный рынок электронных продуктов не располагает специально созданными для коррекционных школ VIII вида электронными программами, учителю проходится самостоятельно создавать собственные электронные учебно– методические материалы по русскому языку и литературному чтению. Позволяет подбирать и систематизировать наглядный и учебный материал в соответствии с программой тесты, мультимедийные презентации, кроссворды. Создание собственных электронных пособий по предмету .

В связи с тем, что современный рынок электронных продуктов не располагает специально созданными для коррекционных школ VIII вида электронными программами, учителю проходится самостоятельно создавать собственные электронные учебно– методические материалы по русскому языку и литературному чтению. Позволяет подбирать и систематизировать наглядный и учебный материал в соответствии с программой тесты, мультимедийные презентации, кроссворды. Создание собственных электронных пособий по предмету .

Использование цифровых технологий как средства обучения на уроках русского языка и литературного чтения в коррекционной школе VIII повышает не только эффективность обучения, но и помогает создать более продуктивную атмосферу на уроке, заинтересованность в изучаемом материале, решить задачу развития личности ученика: * увеличивается скорость овладения  учебным  материалом; * наблюдается  положительная  динамика  движения детей из групп  со  слабой и средней успеваемостью в группы со средней и высокой успеваемостью; * становится более качественным  самоконтроль учеников при решении учебных задач;   * наблюдаются  положительные  сдвиги,  что сказывается на уровне общей грамотности; * создаётся положительный эмоциональный фон; * повышается мотивация учебной деятельности.   Владение и использование  информационных технологий – хороший способ не отстать от времени и от своих учеников.

Использование цифровых технологий как средства обучения на уроках русского языка и литературного чтения в коррекционной школе VIII повышает не только эффективность обучения, но и помогает создать более продуктивную атмосферу на уроке, заинтересованность в изучаемом материале, решить задачу развития личности ученика: * увеличивается скорость овладения учебным материалом; * наблюдается положительная динамика движения детей из групп со слабой и средней успеваемостью в группы со средней и высокой успеваемостью; * становится более качественным самоконтроль учеников при решении учебных задач; * наблюдаются положительные сдвиги, что сказывается на уровне общей грамотности; * создаётся положительный эмоциональный фон; * повышается мотивация учебной деятельности.

Владение и использование информационных технологий – хороший способ не отстать от времени и от своих учеников.

 * Жукова Н.Н. «Использование информационно–коммуникационных технологий на уроках в начальной школе» – ito.edu.ru › 2009  * Кукушкина О.И. Компьютер в специальном обучении. Проблемы,  поиски, подходы/О.И.Кукушкина//Дефектология.-1994. -№ 5.  * Кукушкина О.И. Организация использования компьютерной  техники в специальной школе/ О.И.Кукушкина// Дефектология.-  1994.-№ 6.  * Матрос Д.Ш. Информатизация процесса обучения – что это такое? // Журнал «Завуч» № 1, 2010 г., с. 109–114.  * Матрос Д.Ш. Внедрение информатизации процесса обучения в школе. // Журнал «Завуч» № 3, 2010 г., с. 106–114.  * ФГОУ ВПО «АмГПУ» Использование информационных компьютерных технологий в коррекционно–развивающем обучении детей с общим недоразвитием речи – г. Комсомольск–на–Амуре, 2009  http://www.osobyirebe№ok.ru/Article.php?articleid=281  http://www.consultant.ru/

* Жукова Н.Н. «Использование информационно–коммуникационных технологий на уроках в начальной школе» – ito.edu.ru › 2009

* Кукушкина О.И. Компьютер в специальном обучении. Проблемы, поиски, подходы/О.И.Кукушкина//Дефектология.-1994. -№ 5.

* Кукушкина О.И. Организация использования компьютерной техники в специальной школе/ О.И.Кукушкина// Дефектология.- 1994.-№ 6.

* Матрос Д.Ш. Информатизация процесса обучения – что это такое? // Журнал «Завуч» № 1, 2010 г., с. 109–114.

* Матрос Д.Ш. Внедрение информатизации процесса обучения в школе. // Журнал «Завуч» № 3, 2010 г., с. 106–114.

* ФГОУ ВПО «АмГПУ» Использование информационных компьютерных технологий в коррекционно–развивающем обучении детей с общим недоразвитием речи – г. Комсомольск–на–Амуре, 2009 http://www.osobyirebe№ok.ru/Article.php?articleid=281

http://www.consultant.ru/