Использование учебного материала для развития познавательной активности и склонностей на уроках математики.
Основная задача обучения математике в школе – прочное и осознанной овладение учащимися системой математических знаний и умений, необходимых в повседневной жизни и трудовой деятельности.
Учение – это целенаправленный и мотивированный процесс, поэтому задача учителя состоит в том, включить каждого ученика в деятельность, обеспечивающую формирование развития познавательных потребностей. Этому процессу способствует осознание учащимся цели предстоящей деятельности. Цепочка, по которой происходит этот процесс, выглядит так: потребность – мотив – цель – действие – самоанализ собственной деятельности.
При этом учитель
1) переходит с позиции носителя знаний в позицию организатора собственной познавательной деятельности учащихся, то есть учитель управляет познавательной деятельностью учащегося;
2) организует творческие и самостоятельные работы на уроке;
3) использует коллективные способы обучения, включает всех учащихся в коллективную деятельность, организует взаимопомощь;
4) организует работу учащегося с учебником или с источником знаний;
5) организует помощь в деятельности учащемуся, проявляет внимание к его деятельности, что подчёркивает ее значимость;
6) создает ситуацию успеха на уроке, то есть разрабатывает такие задания и такую методику, при которых учащийся обязательно справиться с работой;
7) создает обстановку, располагающую учащегося к деятельности, вызывающей положительные эмоции;
8) мотивирует познавательную деятельность учащегося на уроке за счет взаимопонимания и добивается либо интереса, либо устойчивого положительного отношения к предмету;
9) организует самоанализ собственной деятельности учащегося и ее самооценку. Именно этот момент требует обучения учащегося умения оценивать и анализировать свою деятельность, ее результаты.
Главным условием формирования и активизации познавательной активности учащихся являются содержание и организация урока. Продумывая и отбирая методы и приемы, которые будут использованы на уроке, необходимо оценивать их сточки зрения возможности возбудить и поддержать интерес к предмету, развития познавательной активности даже у самых слабых учеников.
Деятельность учащихся состоит из сочетания разных видов работ: парной, индивидуальной, групповой, при которой учащийся получает помощь в своей самостоятельной работе.
Учащимся проще спросить одноклассников, если им что-то непонятно. Получить от них консультацию, объяснение. Поэтому, учителю надо организовывать работу на уроке так, чтобы не было страшно получить неудовлетворительную оценку, а в нужный момент мог прийти на помощь одноклассник, чтобы можно было у него выяснить, спросить. Этому способствует групповая форма работы, при которой учитель направляет работу, корректирует, частично помогает. При коллективной работе создаются условия понимания учащегося и уважения к учащемуся (учащийся чувствует себя значимым, полезным, с ним совещаются, разговаривают).
Каждый ученик в конце урока получает удовлетворительную оценку за свой труд. Каждому ребенку хочется выглядеть знающим и умеющим. И он старается, спрашивает у рядом сидящих, как выполнить то или иное задание. Проявляет интерес. И если за эту работу он еще и получит положительную оценку, то его желание работать на уроке больше возрастает.
На уроках алгебры в 7 классе можно использовать самостоятельные работы, коллективные способы обучения.
1. После изучения каждой темы или подтемы давать самостоятельную работу, включающую творческие задания. Например:
а) учащийся умножил одночлен на многочлен, после чего одночлен оказался стертым. Восстановите его: _________(х – у) = 3ах – 3ау;
б) придумайте самостоятельно пример на деление степеней с одинаковым основанием, чтобы получился данный ответ:….
При выполнении самостоятельной работы учащиеся должны знать, что в любой момент могут обратиться к учителю за помощью или объяснением, подойти к нему или подозвать его к себе и получить помощь. Так же слабые учащиеся могут рассчитывать на помощь успевающих по предмету учащихся, выполнивших задание, при этом учащиеся не подсказывают, а объясняют правила решения данного задания. Таким образом, в процессе выполнения данных самостоятельных работ происходит активное закрепление материала.
Если возникает проблема поведения учащегося на уроке (учащиеся часто отвлекаются, им недоедает однообразие на уроке, некоторые не понимают материал, из-за чего злятся и не хотят работать), то таким учащимся надо индивидуально объяснить правила, сосредоточить их внимание. Именно на выполнение этих целей и задач и направлены такие самостоятельные работы. Здесь учащийся может получить помощь, оказать помощь товарищу, поделиться положительным опытом, сам получит что-то новое, хорошее, а также почувствовать плечо товарища в трудной ситуации.
2. Для смены деятельности на уроке и повышения познавательной активности можно использовать игру (как устно, так и письменно). Два ученика выходят к доске, остальные придумывают и задают им примеры по данной теме. Задания выполняются и на доске и в рабочих тетрадях, а затем проверяются. Или же к доске выходит один ученик. Если он затрудняется при решении, ему помогает тот учащийся, который задал задание. Учащиеся проявляют интерес к данной игре, так как им хочется придумать задание поинтереснее, пооригинальнее.
3. Коллективные задания (групповая работа).
При коллективной работе каждый ученик занят делом. Пусть кто-то из них только списывает, но это только в начале. При изучении какого – то вопроса слабому ученику придется открыть книгу, найти нужное определение или правило и применить его при решении задачи. Одноклассники не позволяют ему пассивно наблюдать за работой группы. Нет рядом и «друга», с которым можно просто поболтать. И результат работы всего коллектива (группы) зависит от работы каждого учащегося. Среднему ученику на уроке нужна постоянная помощь. Но необходимую помощь учащийся получит здесь же от своего более сильного товарища или от учителя. Есть еще один момент: учащийся лучше запоминает и понимает материал в то время, когда объясняет его другому.
Развитию познавательной активности и склонностей так же способствует создание положительной мотивации на уроках (вызывать слабых учащихся на более простые задания, выполнять самостоятельные работы по шаблону, по алгоритму).
Одно из важных мест в развитии познавательной активности занимает дифференцированный и индивидуальный подходы. Материал должен быть доступным. Одним учащимся необходима работа с более простыми заданиями, другие могут справиться с более сложными. Поэтому необходимо подбирать задания, прорабатывать материал.
Главным условием формирования и активизации познавательной активности учащихся являются содержание и организация урока. Продумывая и отбирая методы и приемы, которые будут использованы на уроке, необходимо оценивать их сточки зрения возможности возбудить и поддержать интерес к предмету, развития познавательной активности даже у самых слабых учеников.