Использование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми раннего возраста
Актуальность данной темы обусловлена потребностью человека, общества и государства в здоровьесберегающем образовании. Одной из приоритетных задач реформирования системы образования становится сегодня сбережение и укрепление здоровья детей, формирование у них ценности здоровья, здорового образа жизни, выбора образовательных технологий, адекватных возрасту, устраняющих перегрузки и сохраняющих здоровье дошкольников. Здоровьесберегающие технологии в дошкольном образовании — технологии, направленные на решение приоритетной задачи современного дошкольного образования — задачи сохранения, поддержания и обогащения здоровья субъектов педагогического процесса в детском саду: детей, педагогов и родителей. По мнению всемирной организации здравоохранения, здоровье — это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не просто отсутствие болезней или физических дефектов. В дошкольной образовательной организации уделяется особое внимание воспитанию физически здорового и социально адаптированного ребёнка, обеспечению его психологического благополучия, а также формированию у дошкольника ответственности за своё здоровье. Задачи здоровьесберегающих технологий: – сохранение физического и психического здоровья детей; – содействие накоплению и обогащению двигательного опыта; – создание условий для реализации потребности детей в двигательной активности; – обеспечение психологического благополучия с преобладанием положительных эмоций; – организация взаимодействия детского сада и семьи, как необходимое условие полноценного развития ребёнка. Одним из основных условий здоровьесберегающей деятельности полноценного физического развития ребенка является создание предметно-развивающей среды в группе, которая обеспечивает удовлетворение потребности детей в двигательной активности. В группе имеется спортивный уголок с достаточным количеством разнообразных игрушек, пособий, которые способствуют стимулированию двигательной активности, повышают интерес к движениям. Задача — научить детей правильно и разнообразно их использовать. Имеется оборудование для развития ходьбы, лазания, ползания и других видов движений: игрушки, которые можно катать, бросать; корригирующие дорожки для ходьбы, скамейки, дуги разной высоты, лесенка-стремянка, разнообразные мячи, коврики, скакалка; погремушки, колечки, султанчики, ленточки, платочки, флажки, гимнастические палки, кольцебросы, различные маски для проведения подвижных игр. Во время выполнения физических упражнений, игр каждому ребёнку предоставляется достаточная площадь для движений, своё пособие. В условиях реализации ФГОС ДО физкультурно-оздоровительная деятельность, направленная на укрепление здоровья и формирование потребности здорового образа жизни воспитанников, осуществляется в различных формах: – организация рационального режима дня (в адаптационный период, щадящий, гибкий режим с учётом климатических условий — полярной ночи); – создание условий для оптимального двигательного режима (физкультурные занятия, утренняя и бодрящая гимнастики, пальчиковая, дыхательная, зрительная гимнастики, подвижные игры, физкультминутки и т. д.); – организация прогулок; – оздоровительные и закаливающие мероприятия; – полноценное рациональное питание; – создание атмосферы социально-психологического благополучия (музыкальные паузы, игры-релаксации). Физкультурные занятия, подвижные игры, различные виды гимнастик (утренняя, бодрящая, дыхательная, пальчиковая, артикуляционная, зрительная) позволяют накопить и обогатить двигательный опыт, сформировать необходимые двигательные навыки и умения, воспитывать физические качества у детей. Физическая нагрузка регламентируется с учётом индивидуальных особенностей и возможностей детей. Особое внимание уделяем закаливанию детского организма. Система закаливающих мероприятий включает: воздушное закаливание (облегчённая форма одежды, соответствующая сезону), хождение босиком по «дорожкам здоровья», включая упражнения по профилактике плоскостопия и нарушения осанки, мытьё лица и рук до локтя прохладной водой, полоскание рта. Эффективным средством закаливания является бассейн. Организация игр с детьми в бассейне детского сада оказывает благотворное влияние не нервную систему, снимает утомление, улучшает сон, повышает работоспособность. Большую роль в оздоровлении детей играют прогулки. Используются различные подвижные игры, игровые комплексы развивающих упражнений (ходьба, бег, прыжки на месте, прыжки с продвижением вперёд и т. д.) Проведение оздоровительных мероприятий позволяет повысить сопротивляемость организма к различным заболевания, повысить уровень компенсаторно-защитных функций. Наметилась позитивная тенденция снижения заболеваемости детей. Для укрепления иммунной системы ребёнка проводим следующие мероприятия: «С»-витаминизацию третьего блюда, витаминотерапию, закладывание в нос оксолиновой мази, фитотерапию (тонизирующие витаминные чаи, использование чесночных бус, аэрация воздуха фитонцидами чеснока и лука), увлажнитель воздуха, вакцинацию против гриппа, полоскание зева и полости рта солевым и травяным раствором. Для дезинфицирования среды в группе применяем бактерицидные лампы. В детском саду организован регулярный осмотр детей врачом-педиатром, проводится мониторинг состояния здоровья детей. Уделяем должное внимание организации питания детей. В ДОУ выполняются все принципы организации рационального питания: полноценность, калорийность, разнообразие, гигиена, индивидуальный подход во время приёма пищи. В рацион питания вводим ежедневные салаты из овощей, натуральные соки и фрукты. Системный подход в организации питания позволяет добиться прибавки в весе ослабленных детей, укрепления иммунной системы, улучшению физического развития детей. Создать атмосферу социально-психологического благополучия позволяет красочно оформленный развивающий центр «Песка и воды», который имеет многофункциональное значение. Играя с песком и водой, дети познают окружающий мир, исследуют границы дозволенного, знакомятся со свойствами воды и песка, со свойствами предметов, открывают правила взаимодействия и присваивают социальный опыт. Многообразие сенсорных игр стимулируют не только развитие ручной и пальцевой моторики, обогащению чувственного опыта, но и способствуют снятию эмоционального напряжения малышей, купируют состояния невротических проявлений, обеспечивают комфортное пребывание ребёнка в группе. Организуем в детском саду активный отдых детей: развлечения, праздники, игры-забавы, дни здоровья, каникулы, музыкальный калейдоскоп. Оздоровительный эффект этих мероприятий сочетается с поддержанием бодрого, жизнерадостного настроения у детей. При планировании учитываем интерес, увлечённость и настроение каждого ребёнка, соответствие нагрузки уровню его физического развития и подготовленности. Гармоничное всесторонне развитое становление личности ребёнка невозможно обеспечить без тесного сотрудничества с родителями. С целью формирования валеологической компетентности родителей, мотивации к ведению здорового образа жизни, вовлечения родителей в жизнь детского сада применяем различные технологии педагогического взаимодействия с семьёй: беседы, семинары-практикумы, консультации по ознакомлению с современными формами оздоровления детей, выставки совместного семейного творчества, физкультурные досуги «Мама, папа, я — спортивная семья», дни Здоровья и т. д. Отмечаются партнерские отношения, основанные на доверии и взаимоуважении. Положительную оценку имеют участие родителей в семейном клубе «Содружество», где они получают знания по воспитанию валеологической культуры, приобретают умения и навыки по формированию ценностей здорового образа жизни. Эффективная реализация комплексного подхода здоровьесберегающих технологий, применения единой стратегии оздоровления позволяет сформировать у детей и родителей ценностные ориентации, направленные на сохранение и укрепление здоровья воспитанников и стойкую мотивацию на здоровый образ жизни и бережное отношение к своему здоровью.