СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

« Использование здоровьесберегающих технологий в обучении детей с ОВЗ в начальной школе».

Нажмите, чтобы узнать подробности

В данной разработке описывается многообразие существующих здоровьесберегающих технологий и примеры их использования  при обучении младших школьников с умственной отсталостью. 

Просмотр содержимого документа
«« Использование здоровьесберегающих технологий в обучении детей с ОВЗ в начальной школе».»

« Использование здоровьесберегающих технологий в обучении

детей с ОВЗ в начальной школе».


В условиях современной природной и социально-экономической ситуации проблема здоровья детей приобретает глобальный характер. Детское здоровье катастрофически ухудшается, поэтому необходима специальная работа школы по сохранению и укреплению здоровья учащихся.

Здоровьесберегающие технологии в школе, работающей по программе школ VIII вида- это совокупность приемов, методов и способов организации образовательного и воспитательного процесса, направленных на сохранение и защиту здоровья учащихся с ОВЗ.

Задачи здоровьесберегающих технологий:

- организации работы с наибольшим эффектом для сохранения и укрепления здоровья обучающихся;

- создание условий ощущения у детей радости в процессе обучения;

- осознание школьниками ценности здоровья для собственной жизни, для взаимодействия с окружающими людьми;

- обучение учащихся различным приемам и методам сохранения и укрепления своего здоровья с целью самостоятельного применения их впоследствии.

Важная составная часть здоровьесберегающей работы педагога- это рациональная организация урока. С позиции здоровьесбережения урок строится на следующих принципах:

- принцип двигательной активности- ученики не находятся весь урок в статичном положении за партами, а встают при ответе, выходят к доске, меняются рабочими местами( при работе в парах или группах);

- принцип оздоровительного режима- предполагает включение в структуру урока элементов пальчиковой, зрительной гимнастики, приемов релаксации, самомассажа;

- принцип формирования правильной осанки и навыков рационального дыхания- включение в урок упражнений для мышц спины, брюшного пресса, плечевого пояса, дыхательных упражнений для формирования привычки правильно дышать через нос;

- принцип психологической комфортности- создание ситуации успеха для обучающихся на каждом уроке;

- принцип опоры на индивидуальные особенности и способности учащихся- предполагает рациональный и адекватный подбор заданий на уроках для каждого ученика.

Для реализации данных принципов в младших классах нашей школы используются следующие здоровьесберегающие технологии:

1). Комфортное начало и окончание урока, что обеспечивает положительный эмоциональный настрой учащихся. Используются:

- положительные установки на успех в учебной деятельности ( «У меня все получится», «Я смогу», «Я справлюсь» и т.п.);

- умение настроить себя на положительную волну (упражнения «Подари улыбку другу», «улыбнись себе» (с зеркалом));

- рисование на полях тетради символов, отражающих настроение на уроке ( смайликов с веселым или грустным настроением).

2). Проведение на уроке разнообразных физминуток, дыхательной гимнастики, самомассажа, пальчиковой и зрительной гимнастики, психогимнастики. Со временем у каждого из детей появляется свой набор любимых упражнений, и в качестве поощрения за работу на уроке ученик может становиться ведущим при проведении каких-либо упражнений.

3). Упорядочение системы домашних заданий- их дозировка, выбор. В зависимости от уровня развития ученикам предлагается разный объем домашних заданий, а также карточки на выбор.

4). Учет индивидуальных способностей и особенностей ребенка- в классе не может быть одинаковых учеников, поэтому нельзя применять к ним одни и те же приемы работы. Здесь учителю целесообразно использовать разный объем заданий (например, разное количество примеров при самостоятельной работе в классе), разноуровневые карточки для сильных и слабых учащихся, т.е индивидуально-дифференцированный подход в работе учителя.

5). Проведение динамических перемен- помимо традиционных подвижных игр можно использовать «Театр пантомимы»- дети кладут друг другу руки на плечи и имитируют движения: поезда, самолета, гусеницы, черепахи, змеи, медведя(не отрывая руки).

6). Включение в содержание урока упражнений, текстовых задач, заданий, связанных с изучением собственного здоровья.

Например:

Русский язык

Вставка 1. Вежливые слова и здоровье.

Учитель предлагает детям правильно списать с доски написанные там слова: спасибо, пожалуйста, с добрым утром, спокойной ночи. Пусть дети подумают, что общего между этими словами, и продолжат список.

- Дети, слова, которые вы написали, называют волшебными. Они добрые, ласковые. Такими становятся и люди, которые их говорят и которые их слышат. Говорите чаще друг другу: « Спасибо». Когда люди здороваются, они желают здоровья, а желания рано или поздно исполняются. Давайте все вместе скажем:

- Я хочу быть здоровым!

- Я могу быть здоровым!

- Я буду здоровым!

7). Организация саморефлексии- каждый день начинается и заканчивается фиксацией на специальном листе настроения, состояния детей и изменений, произошедших в самочувствии в процессе урока и даже дня.


8). Учет требований рациональной организации урока, а именно:

- плотность урока: не менее 60% и не более 75-80%;

- число видов учебной деятельности: 4-7;

- средняя продолжительность различных видов учебной деятельности: не более 10 минут;

- частота чередования различных видов учебной деятельности: смена не позже чем через 7-10 минут;

- число видов преподавания: не менее 3;

- чередование позы, наблюдение за осанкой учащихся;

- положительный психологический климат на уроке, создание атмосферы доброжелательности.

9). Организация и проведение спортивно-массовых мероприятий, соревнований на свежем воздухе, а также прогулок во время пребывания детей в группе.

10). Организация внеклассной работы с обучающимися с использованием приемов здоровьесбережения (внеклассные мероприятия, классные часы и беседы).

Примерная тематика классных часов (для 1-4 классов):

1. Цикл бесед "Гигиена школьника".
2. "Чтобы зубы не болели".
3. "Беречь глаз как алмаз".
4. "Да здравствует мыло душистое".
5. "О хороших привычках".
6. "Учимся отдыхать".
7. "Загадки доктора Неболита".
8. "Ты и телевизор".
9. "ТВ + здоровье".
10. "Твой режим дня".
11. "Не видать грязнулям счастья".
12. "Смейся на здоровье. Улыбка и хорошее настроение".
13. Цикл классных часов "Как уберечь себя от беды".
14. Цикл классных часов "Наше здоровье в наших руках".
15. Инструктажи по предупреждению травматизма (ПДД, поведение на уроках физкультуры, правила техники безопасности на уроках труда, во время прогулок, экскурсий и походов).


11). Организация работы с родителями (пропаганда здорового образа жизни).

Примерная тематика родительских собраний :

1. "Здоровье ребенка в руках взрослых",
2. "Здоровая семья: нравственные аспекты",
3. "На контроле здоровье детей",
4. "Режим труда и учебы",
5. "Физическое воспитание детей в семье",
6. "Алкоголизм, семья, дети",
7. "Пагубное влияние курения табака на здоровье человека",
8. "Вредные привычки у детей",
9. "Взрослые проблемы наших детей",
10. "Физическое развитие ребенка и пути его совершенствования".


12). Реализация программы «Здоровье» (разработана школой).

Цель программы- формирование здоровой школьной среды через создание единой образовательно-оздоровительной системы укрепления здоровья учащихся.

Включает 5 разделов:

- Здоровьесберегающий блок.

- Работа с педагогами.

- Работа с родителями.

- Работа с учащимися.

- Медицинский блок.

По каждому из блоков прописаны мероприятия и сроки их проведения.

Программа рассчитана на 3 года.

13). Учитывая то обстоятельство , что наибольшая утомляемость учеников связана с их длительным сидением за партой, учителям не нужно требовать от учеников сохранения неподвижной позы в течение всего урока и поэтому рекомендуется придерживаться следующей формы организации деятельности учащихся на уроках:

- работа в группах (статические и подвижные группы);

- работа в парах сменного состава;

- фронтальный опрос с использованием предмета (мяча);

- хлопанье в ладоши;

- использование сигнальных карточек (да/нет);

- деятельность с элементами соревнований.

14). Игровые методы психокоррекции:

Включают в себя игры на развитие:

- внимания

-памяти и восприятия

- мышления и речи.

Например:

ЗАПОМНИ И ВОСПРОИЗВЕДИ

1. Ребенку называют числа и просят их воспроизвести. Количество чисел в ряду постепенно возрастает.

2. Ребенку называют слова и просят их воспроизвести (от 4 до 10 слов).

3. Ребенку называют числа (слова) в произвольном порядке, просят воспроизвести в обратном порядке.

«Нарисуй»

Ребенку показывают 4-6 геометрических фигур, а потом просят его нарисовать на бумаге те, что он запомнил. Более сложный вариант - попросить юного художника воспроизвести фигуры, учитывая их размер и цвет.

«Узнай предмет»

Ребенку завязывают глаза, и по очереди кладут в его вытянутую руку различные предметы. При этом их названия вслух не произносятся, он сам должен догадаться о том, что это за вещь. После того, как ряд предметов (3-10) будет обследован, ему предлагают назвать все эти вещи, причем, в той последовательности, в которой они вкладывались в руку.



Игровая технология может выступать как отдельный вид педагогической технологии, и как часть здоровьесберегающей технологии, т.к. решает задачи не только повышения мотивации учащихся, но и сохранения и укрепления здоровья учеников.

Т.о. предложенная система работы позволяет рационально чередовать учебный труд с отдыхом, учебные занятия с физическим развитием, корректировать нагрузку и поддерживать работоспособность школьников на протяжении всего учебного дня.





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!