«Использование здоровьесберегающих технологий
в логопедической работе»
В последние годы выявляется устойчивая тенденция к существенному снижению показателей здоровья и темпов развития детей дошкольного возраста.
В связи с этим в логопедической работе все более востребованными становятся такие педагогические технологии, которые помимо педагогического эффекта предполагают сбережение здоровья детей.
Цель здоровьесберегающих технологий обучения - обеспечить дошкольнику возможность сохранения здоровья, сформировать у него необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни.
Для сохранения и укрепления здоровья детей использую на логопедических занятиях комплексную оздоровительно-коррекционную работу, включающуюся в себя: артикуляционную гимнастику, дыхательную гимнастику, биоэнергопластику, зрительную гимнастику, паузы, мелкой моторики, су – джок терапию, кинезиологические упражнения.
Артикуляционная гимнастика является неотъемлемой частью занятий.
Цель артикуляционной гимнастики - выработка правильных, полноценных движений и определённых положений артикуляционных органов, необходимых для правильного произношения звуков, и объединение простых движений в сложные.
Упражнения дыхательной гимнастики направлены на закрепление навыков диафрагмально – речевого дыхания (оно считается наиболее правильным типом дыхания), и укрепление здоровья детей с речевой патологией. Систематически провожу работу над развитием силы, плавности, длительности выдоха.
Биоэнергопластика – это соединение движений артикуляционного аппарата с движениями кисти руки. Использование данного метода ускорит исправление дефектных звуков у детей со сниженными и нарушенными кинестетическими ощущениями, так как работающая ладонь многократно усиливает импульсы, идущие к коре головного мозга от языка. Выполнение артикуляционных упражнений и ритмических движений кистью и пальцами приведёт к возбуждению в речевых центрах головного мозга и резкому усилению согласованной деятельности речевых зон, что, в конечном итоге, будет способствовать улучшению артикуляционной моторики, а значит и улучшению звукопроизношения.
Цель зрительной гимнастики - профилактика нарушений зрения, формирование у детей дошкольного возраста представлений о необходимости заботы о своем здоровье, о важности зрения, как составной части сохранения и укрепления здоровья.
Оздоровительные паузы – физминутки, проводятся в игровой форме в середине занятия, помогают снять статическое утомление различных мышц, ослабить умственное напряжение.
Развитие мелкой моторики:разнообразные пальчиковые игры и упражнения, пальчиковый театр, графические упражнения, игры с прищепками, бусами, пуговицами, природным материалом,игры со счётными палочками, камешками «Марблс»,шнуровки, пальчиковые дорожки
Данные упражнения способствуют развитию мелкой моторики, координации движений пальцев рук.
Су – джок терапия
Прокатывание шарика с одновременным проговариванием рифмованных текстов помогает нормализовать мышечный тонус, стимулировать речевые области в коре головного мозга, скорректировать речевые нарушения.
Кинезиологические упражнения
Эти упражнения активизируют все мозговые процессы – память, мышление, быстроту реакции, что в свою оч систематического использования кинезиологических упражнений у ребенка развиваются межполушарные связи, улучшается память и концентрация внимания. Дети становятся внимательными, активными, снимается напряжение, страх, раздражение и улучшаются учебные достижения. А так же упражнения направленные на развитие точности движений пальцев и способности к переключению с одного движения на другое.
Здоровьесберегающие технологии в логопедической оздоровительной работе способствуют: повышению уровня речевого развития и творческих способностей детей, повышению обучаемости, улучшению внимания, восприятиея, стабильности физической и умственной работоспособности дошкольников.