Просмотр содержимого документа
«Использование здоровьесберегающих технологий на уроках в начальных классах при обучении детей с нарушенным слухом.»
»
Цель школы – создание образовательной среды, которая способствует тому, чтобы ученик мог реализовать себя как субъект собственной жизни, деятельности, общения, саморазвития с учетом своих психофизиологических особенностей и учебных возможностей. Одной из функций школы является функция сохранения и укрепления здоровья. Эта функция в ряду других функций школы занимает особое место в силу того, что сохранение физического, психического, нравственного здоровья является первостепенной задачей любого образовательного учреждения. Если мы обратимся к «Федеральному государственному образовательному стандарту», то в нем определен «портрет» выпускника начальной школы. И одним из положений является пункт: … выполняющий правила здорового и безопасного для себя и окружающих.
Какие же факторы влияют на здоровье? Физическое развитие, состояние иммунитета ребенка, генетические нарушения, уровень физической подготовки и воспитания, уровень учебной и других нагрузок на организм, соблюдение здорового образа жизни, состояние микроклимата в школе и дома. Очень важно научить детей заботиться о своем здоровье. Урок является основной формой организации обучения в школе. Перед каждым учителем стоит задача повышения качества знаний учащихся, при этом учебный процесс должен быть спланирован так, чтобы не нанести вред здоровью учащихся. На каждом уроке, выполняя функцию здоровьесбережения - сохранение и укрепление здоровья, я использую в работе следующие условия образовательного процесса. Планирую разнообразные виды деятельности на уроке (письмо, чтение, слушание, рассказ, рассматривание наглядных пособий, картинок, ответы на вопросы и т. д.). Разнообразие форм работы способствует поддержанию интереса к учебе, позволяют избежать однообразия, снижают умственную утомляемость. Рациональное чередование различных видов деятельности помогает сохранить работоспособность на уроке. При даче заданий учитываю индивидуальные особенности каждого ребенка, то есть использую индивидуально-дифференцированный подход к каждому ученику. Соблюдаю санитарно–гигиенических норм (проветривание, соответствие школьной мебели росту ребенка, световой режим и цветовая гамма, создание нормальной звуковой обстановки индивидуально для каждого ребенка). Для формирования здорового образа жизни на уроках ОМ и СБО с ребятами изучаются темы: «Забота об охране здоровья», «Гигиена зрения», «Спортивные секции, праздники», «Прогулки на свежем воздухе», «Значение подвижных игр», «Вред курения и прочих вредных привычек для здоровья», «Как защитить себя от солнца», «Признаки болезни», «Правильное питание» и другие. На 20-ой минуте каждого урока, а далее по степени усталости, в зависимости от вида деятельности провожу физкультминутку. Снять усталость, помогают детям физкультминутки для глаз, для рук («пальчиковая гимнастика»), для осанки, массаж ушей. Использую на уроке игровые моменты, куклотерапию. Планируя работу, учитываю динамику работоспособности детей. Первые 3-5 минут – фаза вхождения в урок: нагрузка должна быть небольшой. Период устойчивой работоспособности – 15-20 минут, нагрузка должна быть максимальной. Затем нагрузку надо снизить, так как развивается утомление. Последние минуты, когда наблюдается небольшое повышение работоспособности, целесообразно посвятить закреплению нового материала. Таким образом, пропаганда ЗОЖ - профессиональная задача учителя и неотъемлемая часть урока. Одним из важных стимулов в образовательном процессе всегда являлась оценка. Ученик формируется под влиянием своего набора оценок. В свою очередь это оказывает определяющее влияние на формирование своего «я». Но если обратиться к ФГОС, то там говорится о дополнительных формах оценки деятельности учащегося. В начальных классах на всех учащихся заведены портфолио, в которых отражаются их успехи, победы, участие в различных мероприятиях.