СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Использование здоровьесберегающих технологий на уроках географии.

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель здоровьесберегающих образовательных технологий обучения – обеспечить школьнику возможность сохранения здоровья за период обучения в школе, сформировать у него необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни.

Просмотр содержимого документа
«Использование здоровьесберегающих технологий на уроках географии.»

Использование здоровьесберегающих технологий на уроках географии.

Е.И.Иванова, учитель географии «Специальной (коррекционной) общеобразовательной школы-интерната для детей с нарушениями зрения».

Одной из проблем современного образования является, сохранение здоровья детей в период обучения.

За последнее время специалисты наблюдают снижение рож­даемости и увеличение числа детей, имеющих множественные от­клонения в психофизическом развитии и сопутствующие соматиче­ские заболевания.

1. Физически зрелыми рождается не более 14% детей.

2. 25 – 35% детей, пришедших в 1 класс школы, имеют физические недостатки или хронические заболевания.

3. 90 – 92% выпускников средних школ находятся в «третьем состоянии», т.е. они не знают, что больны.

4. Только 8 – 10% выпускников школ можно действительно считать здоровыми.

В силу этих причин проблемы сохранения здоровья детей становятся особенно актуальными во всех сферах человеческой деятельности и особо остро – в образовательной области.

В результате чего в некоторых школах разраба­тываются программы обучения и воспитания с учетом указанных явлений и, соответственно, направляются на профилактику здоро­вья детей.

Для направленного улучшения здоровья и процесса обучения школьников необходимо опираться на концепцию, предполагающую использование средств организации учебной деятельности, психоло­гически и психофизиологически обоснованные и отвечающие прин­ципу природосообразности. Этим принципам в полной мере соответствуют здоровьесберегающие технологии, которые, исходя из специфики нашей школы, широко применяются на уроках и во внеурочное время. Использование здоровьесберегающих технологий возможно на любых уроках, как коррекционных , так и общеобразовательных школ.

Цель здоровьесберегающих образовательных технологий обучения – обеспечить школьнику возможность сохранения здоровья за период обучения в школе, сформировать у него необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни.

Основные требования к качественному уроку в условиях здоровьесберегающей педагогики:

  1. Построение урока на основе закономерностей учебно-воспитательного процесса с использованием послед­них достижений передовой педагогической практики с учетом вопросов здоровьесбережения.

  2. Реализация на уроке в оптимальном соотношении принципов и методов как общедидактических, так и специфических.

  3. Обеспечение необходимых условий для продуктивной познавательной деятельности учащихся с учетом их со­стояния здоровья, особенностей развития, интересов, наклонностей и потребностей.

  4. Установление межпредметных связей, осознаваемых учащимися, осуществление связи с ранее изученными знаниями и умениями.

  5. Активизация развития всех сфер личности учащихся.

  6. Логичность и эмоциональность всех этапов учебно-воспитательной деятельности.

  7. Эффективное использование педагогических средств здоровьесберегающих образовательных технологий (физкультминуток, подвижных игр).

  8. Формирование практически необходимых знаний, умений, навыков, рациональных приемов мышления и деятельности.

  9. Обеспечение вариативного использования правил здорового образа жизни в зависимости от конкретных условий проведения урока.

  10. Формирование умения учиться, заботясь о своем здо­ровье.

11.Тщательная диагностика, прогнозирование, проекти­рование, планирование и контроль каждого урока с учетом особенностей развития учащихся

Идеи педагогики оздоровления подводят учителя к широкому использованию в практике нестандартных уроков: уроки-игры, уроки-соревнования, театрализованные уроки, уроки-консультации, уроки с групповыми формами работы, уроки творчества, уроки-аукционы, уроки-конкурсы, уроки-обобщения, уроки-концерты, уроки-экскурсии и др.

В своей работе я широко применяю различные формы нестандартных уроков и приемов способствующих сохранности здоровья и его коррекции. Но более серьезно занялась применением игровых технологий в 6 – 7 классах, которые способствует не только сохранности здоровья, но и привитию интереса к предмету на начальном этапе изучения предмета.

В игре актуализируются функции личности. Если традици­онно образовательный процесс связан с передачей-получением ин­формации, обработкой некоторой системы репродуктивных уме­ний, то в игре участник чётко ставит себе цель, отбирает целена­правленно материал, при этом он ответственен не только за своё поведение, но на нём висит груз ответственности за успех всей группы. В игре происходит рефлексирование, самоорганизация, ученик принимает решение, за которое он в ответе, игра предпола­гает творческое начало.

Игра посильна даже слабым ученикам. Более того, слабый ученик может стать первым в игре: находчивость и сообразитель­ность здесь оказывается порой более важными, чем знание предме­та. Чувство равенства, атмосфера увлечённости и радости, ощуще­ние посильности заданий - всё это даёт возможность ребятам пре­одолеть стеснительность, и благотворно сказываются на результа­тах обучения.

В качестве примера, предлагаю урок обобщения, систематизации и проверки знаний по теме «Атмосфера» в 6 классе.

Важно чтобы класс был подготовлен к уроку: раздаточный материал находится на партах в той последовательности, в которой будет использоваться; название урока с символическим воздушным шаром, на котором дети отправятся в путешествие, скрывается до необходимого момента.

Цель урока.

Выявить качество и уровень овладения знаниями и умениями, полученными на предыдущих уроках по теме «Атмосфера»; обобщить материал как систему знаний на уровне нормы.

Формировать у учащихся представление о целостности окружающего мира при его физическом и территориальном многообразии; географическую грамотность, интерес к предмету.

Коррекция: аналитико-синтетической деятельности и зрительного восприятия через разгадывание темы, кроссворда; логического соотнесения через задание «Что лишнее?»; развитие навыков самоконтроля, концентрации внимания и памяти через решение задач и дифференцированные задания; выявления причинно-следственных связей через беседу; пространственного и логического мышления через работу с контуром, карточками.

Воспитывать географическую и экологическую культуру, мотивацию к обучению.

Тип урока: обобщение, систематизация и проверка знаний.

Форма урока: урок – путешествие.

Средства обучения:

Фоновый экран(планшет окрашенный с одной стороны белым, с другой черным цветом), изготовленный дидактический материал (задачи, конверты с облаками, кроссворд, климатограмма, жетоны для награждения за выполненное задание), магнитная доска для прикрепления темы и этапов урока.

Этапы урока

время

Содержание

Методические особенности



1.


Орг.момент



Организация путешествия


1мин



1мин









2мин

















1мин

Есть два разряда путешествий,

Одно -пускаться с места в даль,

Другое, хоть и сидеть на месте,

Но много нового познать.

Расшифровка темы.

Сообщение темы и цели урока.








Получение разрешения на путешествие.
















«Посадка» в возд.шар





Составление темы урока по буквенно-цифровому варианту

(каждая буква соответствует цифре, и оформляется произвольно)

Из разных видов транспорта класс выбирает необходимый – воздушный шар(открываем рисунок на доске).

Задание «Исключи лишнее» выполняется самостоятельно. Каждый ребенок получает свою карточку с заданием.

Исключи лишнее

  • Ветер, град, песок, туман.

  • Атмосфера, холм, бриз, дождь.

  • Течение, муссон, стратосфера, анероид.

  • Барометр, туман, ураган, море.

  • Озеро, бриз, тропосфера, температура.

  • Давление, осадки, магма, погода.

  • Климат, рельеф, снег, давление.


Каждый учащийся прикрепляет карточку со своим именем на возд.шар, получает жетон.

Коллективное решение -Чем наполняется возд.шар для путешествия?(Нагретым воздухом. А мы теплом улыбок и хорошим настроением под прекрасную музыку поднимемся вверх) Сообщение этапов путешествия.


2.


Испытание Воздушное.


3мин


Решение задачи.

Задача 1

На какой высоте находится наш воздушный шар, если t на поверхности земли -2°С, а t за бортом -8°С


3.


Испытание Облачное


2мин


Практическая работа.


Индивидуально, ребята располагают контур облаков на фоновом экране, в зависимости от высоты их формирования.

Награда за правильный ответ.


4.


Испытание Сложноцветное


5мин


Дифференцированная работа по карточкам.




Проф. ориентационная работа


Ребята сами выбирают сложность карточки (красный конверт-3 балла, синий-2 балла, белый-1 балл) и отвечают.


Метеоролог.


5.


Остановка Динамическая


3мин






2мин


Работа по карточке.






Предметнонаправленная офтальмологическая гимнастика (на шаре изображены спиралевидные восходящие и нисходящие потоки воздуха) и традиционная лечебная.


Найти в классе свое задание(на карточке с именем ученика с одной стороны, 2 значений атм.давления с другой) и показать направление ветра наклоном рук.

Выполнение задания по команде учителя.



6.


Остановка Горная


3мин


Решение задачи

Задача 2

Какова высота горы, если у подножия атмосферное давление 760мм.рт.ст., а на вершине 700мм.рт.ст. ?


7.


Испытание Кроссвордное


4мин


Решение кроссворда


Кроссворд «Осадки».


8.


Испытание Климатическое.


4мин


Анализ климатограммы (лучше использовать своей местности)

Выполнение задания коллективное, с обсуждением.


9.


Остановка Экологическая.

Заключительная.


2мин


2мин


Беседа «Охрана воздуха»

Ребята называют причины загрязнения воздуха.


В беседе уч-ся предлагают свои идеи по охране воздуха.


10.


Подведение итогов.





Домашнее задание.


3мин






2мин


Выставление оценок.


По количеству баллов (жетонов) полученных за правильные ответы.



Составить самостоятельно кроссворд, ребус по теме «Атмосфера». (произвольная форма).


Приложение

Кроссворд






О








с







а






Д




К






И




.

Дифференцированные задания

Задания на 1 балл.

* Что такое погода?

* Что такое муссон?

* От чего зависит нагревание земной поверхности?

* Виды осадков.

* Признаки штиля, урагана.

* Что такое туман?

* Что такое ветер?

* Что такое климат?

* Что называется бризом?

Задания на 2 балла.

* Главная причина образования ветров.

* Как вычислить среднесуточную температуру?

* Как меняется атмосферное давление при понижении температуры?

* Почему появляется роса?

* Виды облаков.

* Строение атмосферы.

* Что называется насыщенным воздухом?

* Способы изучения атмосферы.

* Чем отличается бриз от муссона?

Задания на 3 балла

  • Для чего используются: барометр, флюгер, термометр?

  • Что такое абсолютная влажность?

  • От каких причин зависит изменение атмосферного давления?

  • Состав воздуха.

  • Для чего используется: термометр, осадкометр, гигрометр.

  • Что такое амплитуда температур, как её найти?

  • Что измеряют мм/сек, мм.рт.ст, %, °С, мин .

6



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!