СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Статья на тему "Использование здоровьесберегающих технологий".

Нажмите, чтобы узнать подробности

В этой публикации я рассказала о применении здоровьесберегающих технологий на уроках, переменах.

Просмотр содержимого документа
«Статья на тему "Использование здоровьесберегающих технологий".»

Муниципальное Бюджетное Общеобразовательное Учреждение «Школа-гимназия №39»

Муниципального Образования Городской Округ Симферополь Республика Крым



Использование

здоровьесберегающих технологий









Составитель:

Казакова Александра Ивановна

учитель начальных классов,

МБОУ «Школа-гимназия №39»





Чтобы сделать ребенка умным и рассудительным, сделайте его крепким и здоровым: пусть он работает, действует, бегает, кричит, пусть он находится в постоянном движении!

Жан-Жак Руссо

Здоровье человека – актуальная тема для разговора на все времена. Как воспитание нравственности и патриотизма, так и воспитание уважительного отношения к своему здоровью необходимо начинать с самого детства. По мнению специалистов-медиков, 75% всех болезней человека заложено в детские годы. Почему так происходит? Видимо, дело в том, что мы, взрослые, ошибочно считаем, что для детей самое важное – это хорошо учиться. А можно ли хорошо учиться, если у тебя кружится голова, если организм ослаблен болезнями, если он не умеет бороться с недугом? Также активно поднимается вопрос о том, что двигательная активность детей стала очень низкой, а это угрожает физическому и психическому здоровью детей.

За период обучения в школе число здоровых детей уменьшается в 4 раза, число близоруких детей увеличивается с 1 класса к выпускным с 3,9% до 12,3%, с нервно-психическими расстройствами – с 5,6% до 16,4%, нарушениями осанки с 1,9% до 16,8%. Одна из самых частых патологий у школьников – нарушение остроты зрения. Охрана зрения школьника должна быть направлена не только на предупреждение близорукости, но и на сдерживание её прогрессирования.

Таким образом, перед нами стоит задача сохранения и укрепления здоровья учеников после поступления в школу, когда возрастает и психологическая и физическая нагрузка на детский организм.

Подготовка к здоровому образу жизни ребенка на основе здоровьесберегающих технологий должна стать приоритетным направлением в деятельности педагога, работающего с детьми младшего школьного возраста.

Основная цель здоровьесберегающих технологий - сохранение и укрепление здоровья учащихся. Отсюда возникают основные задачи:

  • обеспечение школьнику возможности сохранения здоровья на период обучения в школе;

  • снижение уровня заболеваемости учащихся;

  • сохранение работоспособности на уроках;

  • формирование у учащихся знаний, умений и навыков по здоровому образу жизни;

  • формирование системы спортивно-оздоровительной работы.

Здоровьесберегающая педагогика не может выражаться какой-то конкретной образовательной технологией. В то же время, понятие «здоровьесберегающие технологии» объединяет в себе все направления деятельности учреждения образования по формированию, сохранению и укреплению здоровья учащихся.

Здоровьесберегающая технология – это: условия обучения ребенка в школе (отсутствие стресса, адекватность требований, адекватность методик обучения и воспитания); рациональная организация учебного процесса (в соответствии с возрастными, половыми, индивидуальными особенностями и гигиеническими требованиями); соответствие учебной и физической нагрузки возрастным возможностям ребенка; необходимый, достаточный и рационально организованный двигательный режим.

Цель современной школы – подготовка детей к жизни. Каждый школьник должен получить за время учебы знания, которые будут востребованы им в дальнейшей жизни. Достижение названной цели в нынешней школе может быть достигнуто с помощью технологий здоровьесберегающей педагогики, которые рассматриваются как совокупность приемов и методов организации учебно-воспитательного процесса без ущерба для здоровья школьников и педагогов. Педагог, владея современными педагогическими знаниями, в тесном взаимодействии с учащимися, с их родителями, с медицинскими работниками, с коллегами планирует свою работу с учетом приоритетов сохранения и укрепления здоровья участников педагогического процесса. Тем не менее, только тогда можно сказать, что учебно-образовательный процесс осуществляется по здоровьесберегающим образовательным технологиям, если при реализации используемой педагогической системы решается задача сохранения здоровья учащихся и педагогов.

Основополагающей целью здоровьесберегающих образовательных технологий обучения является обеспечить школьнику возможность сохранения здоровья в период обучения в школе, сформировать у него необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни.


Для достижения целей здоровьесберегающих образовательных технологий обучения необходимо определить основные средства обучения: средства двигательной направленности; оздоровительные силы природы; гигиенические. Комплексное использование этих средств позволяет решать задачи педагогики оздоровления.

К средствам двигательной направленности относятся такие двигательные действия, которые направлены на реализацию задач здоровьесберегающих образовательных технологий обучения. Это движение; физические упражнения; физкультминутки и подвижные перемены; эмоциональные разрядки и «минутки покоя»; гимнастика (оздоровительная гимнастика, пальчиковая, корригирующая, дыхательная, для профилактики простудных заболеваний, для бодрости); лечебная физкультура; подвижные игры; специально организованная двигательная активность ребенка (занятия оздоровительной физкультурой, своевременное развитие основ двигательных навыков); массаж; самомассаж; психогимнастика, тренинги и др.

Использование оздоровительных сил природы оказывает существенное влияние на достижение целей здоровьесберегающих образовательных технологий обучения. Проведение занятий на свежем воздухе способствует активизации биологических процессов, вызываемых процессом обучения, повышают общую работоспособность организма, замедляют процесс утомления. Как относительно самостоятельные средства оздоровления можно выделить солнечные и воздушные ванны, водные процедуры, фитотерапию, ароматерапию, ингаляцию, витаминотерапию (витаминизацию пищевого рациона, йодирование питьевой воды, использование аминокислоты глицина дважды в год в декабре и весной с целью укрепления памяти школьников). Возможно привнесение в жизнь школы новых элементов - фитобары, кабинет физиотерапии, оздоровительные тренинги для педагогов и учащихся.

К гигиеническим средствам достижения целей здоровьесберегающих образовательных технологий обучения, содействующим укреплению здоровья и стимулирующим развитие адаптивных свойств организма, относятся: выполнение санитарно-гигиенических требований, регламентированных СанПиНами; личная и общественная гигиена (чистота тела, чистота мест занятий, воздуха и т.д.); проветривание и влажная уборка помещений; соблюдение общего режима дня, режима двигательной активности, режима питания и сна; привитие детям элементарных навыков при мытье рук, использовании носового платка при чихании и кашле и т.д.; обучение детей элементарным приемам здорового образа жизни, простейшим навыкам оказания первой медицинской помощи при порезах, ссадинах, ожогах, укусах; организация порядка проведения прививок учащихся с целью предупреждения инфекций; ограничение предельного уровня учебной нагрузки во избежание переутомления.

И потому, одна из главных задач современного педагога – научить детей культуре здорового и безопасного образа жизни, потому что только здоровый ученик – успешный ученик.

Я определила для себя задачи в этом направлении:

1.Сформировать представление о позитивных факторах, влияющих на здоровье;

2.Научить обучающихся делать осознанный выбор поступков, поведения, позволяющих сохранять и укреплять здоровье;

3.Научить выполнять правила личной гигиены и готовность самостоятельно поддерживать своё здоровье;

4.Сформировать представление о правильном (здоровом) питании, его режиме, структуре, полезных продуктах;

5.Сформировать представление о рациональной организации режима дня, учёбы и отдыха, двигательной активности, научить ребёнка составлять, анализировать и контролировать свой режим дня;

6.Дать представление, с учётом принципа информационной безопасности, о негативных факторах риска здоровью детей (сниженная двигательная активность, инфекционные заболевания, переутомления и т. П.), о существовании и причинах возникновения зависимостей от табака, алкоголя, наркотиков и других психоактивных веществ, их пагубном влиянии на здоровье;

7.Дать представление о влиянии позитивных и негативных эмоций на здоровье, в том числе получаемых от общения с компьютером, просмотра телепередач, участия в азартных играх;

8.Обучить элементарным навыкам эмоциональной разгрузки (релаксации);

9.Сформировать навыки позитивного коммуникативного общения;

10.Сформировать представление об основных компонентах культуры здоровья и здорового образа жизни.

Дифференцированное обучение позволяет снять трудности у слабых учащихся и создать благоприятные условия для развития сильных учащихся. Для медлительных детей я снижаю темп опроса, не тороплю ученика, даю время на обдумывание, подготовку, стараюсь создать условия, чтобы его деятельность соответствовала его индивидуальному темпу. При дифференцированном обучении каждый ребенок получает от урока только положительные эмоции, ощущает комфорт, защищенность и испытывает интерес к учебе.

Я считаю, что перегрузка учащихся на уроке, которая вызывает повышение уровня утомляемости и невротизации, зависит не столько от количества, сколько от качества работы. Если процесс получения знаний интересен и мотивирован, то усвоение материала не создаст эффекта перегрузки. И наоборот, то, что вызывает у учащихся отторжение или кажется бесперспективным, бессмысленным и бесцельным, приводит к перегрузке даже при относительно небольших объемах материала. Поэтому учитывая возрастные психологические особенности своих учеников, продумываю число видов учебной деятельности на уроке, избегаю однообразия, чтобы не наступило быстрое утомление.

Стараюсь применять как можно больше игровую технологию. Использую в практике нестандартные уроки: уроки- игры, уроки – соревнования, уроки – конкурсы, уроки-экскурсии и другие. Приёмы с элементами соревнования, благотворно влияющие на здоровье, использую на многих уроках.

Применение игровых технологий на уроках в комплексе с другими приемами и методами организации учебных занятий укрепляет мотивацию на изучение предмета, помогает вызвать положительные эмоции, увидеть индивидуальность детей.

Малоподвижность во время урока негативно влияют на здоровье учащихся. Учитывая это, не требую от учеников сохранения неподвижной позы в течение всего урока. Переключение в течение урока с одного вида деятельности на другой должно неизбежно сопровождаться с изменением позы ребенка.

Работая над задачей создания здоровьесберегающей среды, я пришла к необходимости увеличения двигательной активности детей. Для выполнения этой задачи были введены следующие спортивно-оздоровительные мероприятия:

Утренняя зарядка. В начале каждого учебного дня перед занятиями проводится утренняя зарядка. Она проводится с музыкальным оформлением, что способствует созданию хорошего настроения, выработке желания с удовольствием выполнять упражнения.

Игровые перемены. Замечено, что если после урока ученики младшего звена гурьбой выбегают из класса, то это значит, что они сильно утомлены. Переутомление у школьников младших классов проявляется в двигательной активности. Снять утомление за несколько минут между уроками помогают динамические перемены. Подвижные игры с малой и средней подвижностью проводим прямо в коридоре перед кабинетами начальных классов. В таких играх большую роль играет эмоциональная окраска игры. Дети отдыхают не только физически, а получают ещё и заряд положительных эмоций.

Несомненно, лучшими методами сохранения работоспособности на уроках является смена форм работы ученика. Но учитывая, что динамичность активного внимания младших школьников не превышает 20 минут, часть времени урока следует использовать на проведение физкультминуток. На уроках в начальной школе я широко использую веселые физкультминутки в стихотворной форме, когда двигательные упражнения сопровождается выразительным хоровым произношений четверостиший.

Физкультминутки применяются на разных этапах урока для тренировки и разминки определенных частей тела и органов.

Также я использую специальные упражнения для формирования правильного дыхания, для коррекции зрения, для осанки, для релаксации.

Кроме игровых оздоровительных пауз, используемых на каждом уроке в начальном классе, систематически провожу игровые уроки. Ведь игра – это самый эффективный вид деятельности, в цепи ученик – учитель, позволяющий как можно дольше сохранять продуктивную работоспособность ребенка. В играх дети вступают в различные соотношения: сотрудничества, соподчинения, взаимного контроля и т.д. Используя игру, учитель раскрывает большой потенциал, подчиняя правила игры своим образовательным и воспитательным задачам.

Наблюдения показывают, что использование здоровьесберегающих технологий в учебном процессе позволяет учащимся более успешно адаптироваться в образовательном и социальном пространстве.

Здоровый образ жизни не занимает пока первое место среди ценностей человека в нашей стране. Но если мы не научим детей с самого раннего возраста ценить, беречь и укреплять свое здоровье. Если мы будем личным примером демонстрировать здоровый образ жизни, то только в этом случае можно надеяться, что будущее поколение будут более здоровым и развитым не только личностно, интеллектуально, духовно, но и физически. Если раньше говорили: «В здоровом теле – здоровый дух», то не ошибётся тот, кто скажет, что без духовного не может быть здорового.



Приложение 1.

1. Физкультминутки в стихах.

Будем в классики играть,

На одной ноге скакать.

А теперь немножко

На другой поскачем ножке. (Прыжки на одной ноге)

*** *** *** ***

Льётся чистая водица

Мы умеем сами мыться.

Порошок зубной берем,

Крепко щёткой зубы трём.

Моем шею, моем уши,

После вытремся посуше.

Поверни головку вправо,

Поверни головку влево.

Опусти головку вниз

И тихонечко садись. (Слова текста сопровождаются движениями)

*** *** *** ***

Ча-ча-ча, (3 хлопка в ладоши)

Печка очень горяча! (4 полуприседа)

Чи-чи-чи, (3 хлопка над головой)

Печет печка калачи. (4 прыжка на месте)

*** *** *** ***

Дружно маме помогаем –

Пыль повсюду вытираем.

Мы бельё теперь стираем,

Полощем, отжимаем.

Подметаем всё кругом

И бегом за молоком.

Маму вечером встречаем,

Двери настежь открываем,

Маму крепко обнимаем. (Подражательные движения по тексту)

*** *** *** ***

Я иду и ты идёшь – раз, два, три. (Шагаем на месте)

Я пою и ты поешь – раз, два, три. (Хлопаем в ладоши)

Мы идём и мы поём – раз, два, три. (Шагаем на месте)

Очень дружно мы живём – раз, два, три. (Шагаем на месте)

*** *** *** ***

К речке быстрой мы спустились, наклонились и умылись.

Раз, два, три, четыре – вот как славно освежились.

А теперь поплыли дружно. Делать так руками нужно:

Вместе – раз, это брасс, одной, другой – это кроль.

Три, два, один – плывем, как дельфин.

Качаясь на волне, поплыли на спине.

Вышли на берег крутой, отряхнулись и домой.

*** *** *** ***

Как же долго мы сидели, наши руки онемели,

Наши ноги затекли, ими топнем: раз, два, три.

Руки в стороны, дружок, раз, два, три, потом – прыжок,

А теперь присядь быстрее, не держись за батарею.

Со здоровьем все в порядке, если де6лаешь зарядку.

Встаньте дружно из-за парт и скорее стройтесь в ряд.

Повернитесь влево, вправо, поработаем ногами,

Поработаем руками!

Улыбнемся: день хороший, и похлопаем в ладоши!

А теперь мы все, ребятки, будем быстрые лошадки.

На арене выступаем, бег галопом исполняем.

Выше, выше, выше, выше,

А теперь все тише, тише, тише.

Переходим на ходьбу,

Прекращаем мы игру.

Сядем тихо, будто мышки,

Все девчонки и мальчишки.

Присмирела детвора,

И работать нам пора.

*** *** *** ***

2. Пальчиковые игры.

«Моя семья»

Этот пальчик- дедушка,

Этот пальчик- бабушка,

Этот пальчик- папочка,

Этот пальчик- мамочка,

А вот этот пальчик – я,

Вот и вся моя семья! (Поочерёдное сгибание пальцев, начиная с большого.)

*** *** *** ***

«Капуста»

Мы капусту рубим-рубим,

Мы капусту солим-солим,

Мы капусту трём-трём,

Мы капусту жмём-жмём.

(Движения прямыми ладонями вверх-вниз, поочерёдное поглаживание подушечек пальцев, потирать кулачок о кулачок. Сжимать и разжимать кулачки.)

*** *** *** ***

Мы наши пальчики сплели

И вытянули ручки.

Ну а теперь мы от Земли

Отталкиваем тучки.

(Упражнение выполняют стоя. Дети сплетают пальцы, вытягивают руки ладонями вперёд, а потом поднимают их вверх и тянутся как можно выше.)

*** *** *** ***

Руки мы на стол положим,

Повернём ладонью вверх.

Безымянный палец тоже

Хочется быть не хуже всех.

( Дети кладут правую руку на парту ладонью вверх, сгибают и разгибают безымянный палец. Затем проделывают то же самое левой рукой. Повторяют упражнение несколько раз.)

*** *** *** ***

«Многоножки»

Руки находятся на краю парты. По сигналу учителя «многоножки» начинают двигаться к противоположному краю парты или в любом другом, заданном учителем, направлении. В движении принимают участие все пять пальцев.

«Двуножки»

Игра проводится аналогично предыдущей, но в «гонках» участвуют только 2 пальца: указательный и средний. Остальные прижаты к ладони. Можно устраивать гонки между «двуножками» левой и правой руки, между «двуножками» соседей по парте.

«Слоны»

Средний палец правой или левой руки превращается в «хобот»,остальные – в «ноги слона». «Слону» запрещается подпрыгивать и касаться «хоботом» земли, при ходьбе он должен опираться на все 4«лапы». Возможны также гонки «слонов».


3. Упражнения для глаз.

  1. Сидя за столом, расслабиться и медленно подвигать глазами слева направо. Затем справа налево. Повторить по 3 раза в каждую сторону.

  2. Медленно переводить взгляд вверх-вниз, затем наоборот. Повторить 3 раза.

  3. Представь вращающийся перед вами обод велосипедного колеса и, наметив на нём определённую точку, следить за вращением этой точки. Сначала в одну сторону, затем в другую. Повторить 3 раза.

  4. Положить ладони одну на другую так, чтобы образовался треугольник, закрыть этим треугольником глаза и повторить все упражнения в той последовательности, какая описана выше. Глаза под ладонями должны быть открытыми, но ладони не плотно лежащие на глазницах, не должны пропускать свет.

  5. Смотреть на кончик носа до тех пор, пока не возникнет чувство усталости. Затем расслабиться на 5-6 секунд.

  6. Быстро поморгать, закрыть глаза и посидеть спокойно, медленно считая до пяти. В среднем темпе проделать 3-4 круговых движения глазами в правую сторону, столько же в левую сторону. Расслабить глазные мышцы, посмотреть вдаль, считая до пяти.

  7. Учащиеся стоят возле парт. Вначале они выполняют наклон в правую сторону и при этом подмигивают правым глазом, затем они выполняют наклон в левую сторону и подмигивают левым глазом.

  8. Зарядка для глаз. (к указке прикрепляется бабочка или любой маленький предмет.)

Прилетела бабочка,

Села на указку,

Попытайтесь вслед за ней

Пробежаться глазками.

Маятник. Оборудование: два круга (желтый и красный), стрелка на нитке.

Маятник качается вперед – назад, вперед – назад,

От желтого к зеленому, потом наоборот.

Пока стрелочка качается, уж столько раз подряд,

Ты на зеленый с желтого переведи свой взгляд.

Оживлялка 1.

– Сложите руки в “замок”, обхватите ими затылок, отведите руки вперед. Потяните голову к локтям. Не сопротивляйтесь, растягивайте шейный отдел позвоночника (10 – 15 сек.)

Оживлялка 2.

– Быстро-быстро сожмите и разожмите пальцы рук, поморгайте, затем крепко зажмурьтесь, сожмите кулачки и скажите: “Я справлюсь! Я смогу! Я все могу!”

4. Минутки релаксации.

Реснички опускаются...

Глазки закрываются...

Мы спокойно отдыхаем.

Мы спокойно отдыхаем.

Сном волшебным засыпаем.

Дышится легко... ровно... глубоко...

Наши руки отдыхают...

Ноги тоже отдыхают.

Отдыхают, засыпают.

Отдыхают, засыпают.

Шея не напряжена

И расслаблена...

Губы чуть приоткрываются,

Все чудесно расслабляются.

Все чудесно расслабляются.

Дышится легко... ровно... глубоко...

(Пауза.)

Мы спокойно отдыхали,

Сном волшебным засыпали.

Хорошо нам отдыхать!

Но пора уже вставать!

Крепче кулачки сжимаем,

Их повыше поднимаем.

Потянуться! Улыбнуться!

Всем открыть глаза и встать!

Напряженье улетело...

И расслаблено все тело.

И расслаблено все тело.

Будто мы лежим на травке,

На зеленой мягкой травке...

Греет солнышко сейчас...

Руки теплые у нас...

Дышится легко... ровно... глубоко...

Губы теплые и вялые

И нисколько не усталые.

Губы чуть приоткрываются,

Все чудесно расслабляются.

Все чудесно расслабляются.

И послушный наш язык

Быть расслабленным привык.

Нам понятно, что такое

Состояние покоя...

5. Упражнения для профилактики осанки.

Начинаем подготовку!

Выходи на тренировку!

В путь пойдем мы спозаранку,

Не забудем про осанку.

Три, четыре, раз, два.

Я хожу с осанкой гордой,

Прямо голову держу,

Никуда я не спешу.

Раз, два, три, четыре,

Три, четыре, раз, два.

Я могу и поклониться,

И присесть, и наклониться,

Повернусь туда-сюда!

Ох, прямешенька спина!

Раз, два, три, четыре,

Три, четыре, раз, два!

*** *** *** ***

«Начинается разминка»

Начинается разминка.

Встали, выровняли спинки.

Вправо-влево наклонились

И еще раз повторили.

Приседаем мы по счету,

Раз, два, три, четыре, пять.

Это нужная работа —

Мышцы ног тренировать.

А теперь рывки руками

Выполняем вместе с вами.

Раз — рывок и два рывок.

Продолжаем наш урок.

*** *** *** ***

«Поднимаем руки выше»

Поднимаем руки выше,

Опускаем руки вниз.

Ты достань сначала крышу,

Пола ты потом коснись.

Выполняем три наклона,

Наклоняемся до пола,

А потом прогнемся сразу

Глубоко назад три раза.

Выполним рывки руками —

Раз, два, три, четыре, пять.

А теперь мы приседаем,

Чтоб сильней и крепче стать.

Вверх потянемся потом.

Шире руки разведем.



6. Дыхательные упражнения.

  1. Вдох через нос — выдох через рот;

  2. Краткий глубокий вдох — замедленный выдох;

  3. Медленный глубокий вдох — краткий резкий выдох;

  4. Медленный выдох, чтобы воздух выходил узкой струей; выдох толчками;

  5. Сделайте глубокий вдох, медленно набирая воздух через нос, задержите дыхание, на выдохе считайте от 1 до 10, стараясь, чтобы воздуха хватило до конца счета;

  6. Выдохните воздух и не дышите в течение нескольких секунд, затем наполните легкие воздухом, но не за один вдох, а за несколько коротких, активных вдохов;

  7. На одном выдохе усиливайте или ослабляйте звук: жужжание пчелы: Ж-Ж-Ж-Ж... писк летающего комара: 3-3-3-3... рычание собаки: Р-Р-Р... воздух, выходящий из проколотой шины велосипеда: С-С-С-С...

  8. «Свеча» — ровный медленный выдох, глубоко вдохнуть, остановиться и медленно дуть на воображаемое пламя свечи, постараться дуть так, чтобы пламя «легло», и удержать его в таком положении до конца выдоха;

  9. «Погаси свечу» — интенсивный, прерывистый выдох;

  10. На одном выдохе произнесите 5—10 звуков «ф», делая короткие промежутки между звуками: ф! -ф!- ф!- ф!


  1. Завели машину

Завели машину,(Вдох.)

Ш-ш-ш-ш,(Выдох.)

Накачали шину,(Вдох.)

Ш-ш-ш-ш,(Выдох.)

Улыбнулись веселей

И поехали быстрей,(Вдох.)

Ш-ш-ш-ш-ш-ш.(Выдох.)


Для воздействия на мышечные группы других частей тела в программах физминуток можно предусмотреть элементы массажа. Фактором снижения напряжения, преодолением утомления, активизации позитивных физиологических процессов в организме могут служить музыкально-ритмические занятия, эмоционально-голосовые упражнения антистрессовой направленности (Смирнов Н.К., 1996 г.), хоровые упражнения (например, по методу Огороднова) и другие.

7. Массаж.

1. «Массаж живота». Поглаживаем живот по часовой стрелке, пощипываем и похлопываем ребром ладони и кулачком с целью улучшения работы кишечника.

2. «Массаж области груди». Выполняется сидя на стуле или ноги согнуты по-турецки. Поглаживаем область грудной клетки со словами «Я милая, красивая, хорошая».

3. «Заводим машину». Упражнение выполняется сидя, ноги согнуты по-турецки. Ставим пальчики на середину груди и вращательными движениями по часовой стрелке «заводим машину» со звуком «ж-ж-ж». Затем делаем то же самое против часовой стрелки.

4. «Лебединая шея». Поза та же. Поглаживаем шею от грудного отдела к подбородку. Вытягиваем шею, любуемся длинной красивой шеей.

5. «Массаж головы». Выполняется сидя, ноги раздвинуты на ширину плеч и выпрямлены. Сильным нажатием пальцев прорабатываем активные точки на голове («моем голову»). Сгибаем пальцы рук (делаем «грабли»), расчесываем волосы, затем спиральными движениями ведем руки от висков к затылку.

6. «Массаж рук». «Моем» кисти рук, сильно трем ладошки, надавливая на каждый палец до появления ощущения сильного тепла. Фалангами пальцев одной руки трем по ноготкам другой. Такая «стиральная доска» оказывает воздействие на внутренние органы: сердце, легкие, печень, кишечник. Создается ощущение легкости и радости внутри организма.

7. «Велосипед». Сидя на стуле, крутим ногами педали воображаемого велосипеда со звуковым сопровождением («ж-ж-ж»). Упражнение усиливает кровообращение в ногах, улучшает работу кишечника.

8. Упражнения, направленные на улучшение осанки.

1. «Улучшим осанку» . Встаем вплотную к стене, стопы сомкнуты, живот втянут, голова касается стены, глаза закрыты. Начинаем движение от стены с гордо поднятой головой, плечи немного откинуты, живот подтянут. Таким образом укрепляются мышцы спины и брюшного пресса.

2. «Птица перед взлетом». Стоя, подышать спокойно. Выполнить наклон вперед, не сгибая ног, голова вперед, руки за спиной подняты вверх с напряжением, как крылья. Опустить голову, руки расслабленно уронить вниз. Задержаться в таком положении на 5-6 секунд. Это упражнение учит детей напрягать и расслаблять мышцы спины.

3. «Освобождение позвоночника». Сесть на стул правым боком к спинке, упираясь бедром и коленом в спинку стула. Обеими руками взяться за спинку стула и поворачиваться вправо — назад до предела. Затем вернуться в исходное положение, расслабляясь. При этом происходит освобождение нервных корешков позвоночника. Затем упражнение выполняется в другую сторону.

9.Психогимнастика.

1. Игра «Веселая пчёлка». Вдох глубокий и свободный. На выдохе произносится звук «з-з-з». Представляем, что пчелка села на нос, на руку или на ногу. Упражнение учит направлять дыхание и внимание на определенный участок тела.

2. «Остров плакс». Представляем, что путешественник попал на волшебный остров, где живут одни плаксы. Он старается утешить то одного, то другого, но плаксы отталкивают его и продолжают реветь. При этом головы должны быть подняты, брови сведены, уголки губ опущены, всхлипывание— короткие резкие вдохи (3-5 минут). За счет этого происходит насыщение крови кислородом.

3. «Холодно — жарко». Подул холодный северный ветер, дети съёжились в комочки. Выглянуло летнее солнышко. Дети расслабились, обмахиваются платочками или веерами («смена времен года» проводится 2-3 раза). Происходит расслабление и напряжения мышц туловища.



10. Дыхательная и звуковая гимнастика. Цель — научить детей дышать через нос, подготовить их к более сложным дыхательным упражнениям. При этом осуществляется профилактика заболеваний верхних дыхательных путей.

1. Погладить на вдохе боковые части носа от кончика к переносице. Вдох левой ноздрей, правая ноздря прижата пальчиком, выдох правой (при этом прижата левая). На выдохе постучать по ноздрям 5 раз.

2. Сделать 8-10 вдохов и выдохов через правую и левую ноздри, по очереди прижимая то одну, то другую.

3. Сделать глубокий вдох носом. На выдохе протяжно тянуть звук «м-м-м» одновременно постукивая пальцами по крыльям носа.

4. Закрыть правую ноздрю и протяжно тянуть «г-м-м-м» на выдохе. То же самое проделать, закрыв левую ноздрю.

5. Энергично произносить «п-б». Произношение этих звуков укрепляет мышцы губ.

6. Энергично произносить «т-д». Произношение этих звуков укрепляет мышцы языка.

7. Энергично произносить «к-г», «н-г». Произношение этих звуков укрепляет мышцы полости глотки.

8. Несколько раз зевнуть и потянуться. Зевание стимулирует не только гортанно-легочный аппарат, но и деятельность головного мозга, а также снимает стрессовое состояние.

9. «Покорители космоса». Дети сидят по-турецки, расслабляются, готовятся к «полету».

10. «Полет на Луну». На выдохе дети тянут звук «а», медленно поднимая левую руку вверх, достигая Луны, медленно ее опускают.

11. «Полет на Солнце». На выдохе дети тянут звук «б», но произносят его громче и длиннее. Достигаем Солнца и возвращаемся.

12. «Полет к инопланетянам». На выдохе дети произносят звук «а», постепенно увеличивая высоту и громкость. Громкость доходит до предела, словно выплеск. Появляется ощущение радости и легкости. На выдохе во время упражнения достигается длительная задержка дыхания, укрепляются голосовые связки. Во время крика происходит выброс «грязной» энергии.

13. «Гудок парохода». Через нос с шумом ученики набирают воздух. Задержав дыхание на 1 -2 секунды, с шумом выдыхают воздух через губы, сложенные трубочкой, со звуком «у» (выдох длиннее). Упражнение учит дышать в темпе 3-6 (короткий вдох, задержка дыхания, длинный выдох).

14. «Полет самолета». Дети-самолеты «летают» со звуком «у». На взлете звук направляется к голове, при посадке—к туловищу. Упражнение регулирует кровяное давление ребенка, учит дыханию в заданном темпе.

11.Упражнения для глаз, способствующие профилактике миопии.

1. Исходное положение — сидя, откинувшись на спинку стула. Глубокий вдох. Наклоняясь вперед, к крышке стола, выдох. Повторить 5-6 раз.

2. Исходное положение — сидя, откинувшись на спинку стула. Прикрыть веки, крепко зажмурить глаза, затем открыть. Повторить 4 раза.

3. Исходное положение — сидя, руки на поясе. Повернуть голову вправо, посмотреть на локоть правой руки . Повернуть голову влево, посмотреть на локоть левой руки. Вернуться в исходное положение. Повторить упражнение 5-6 раз.

4. Исходное положение — сидя. Смотреть прямо перед собой на любой отдаленный объект 2-3 секунды, затем поднять руку передлицом на расстоянии 15-20 см от глаз. Перевести взгляд на кончиксреднего пал ьцаисмотреть на него 3-5 секунд. Опустить руку, вновь сосредоточиться на отдаленном объекте. Упражнение повторить 5-6 раз.

5. Исходное положение — сидя, руки вытянуты вперед. Посмотреть на кончики пальцев, поднять руки вверх, вдох. Не поднимая головы, посмотреть вверх. Опустить руки, опустить взгляд, выдох. Повторить 4-5 раз.

12. Упражнения для укрепления мышц рук.

1. Вытянуть руки вперед, с напряжением сделать вращательные движения. Затем свободно уронить руки, отдохнуть.

2. Имитация подъема тяжестей с последующим расслаблением.

13.Упражнения на отдых позвоночника.

1. Повороты туловища в разные стороны из положения сидя.

2. Сидя в «позе кучера», расслабиться. Сделать глубокий вдох, задержать дыхание на 20-30 секунд. Выдох направить в разные участки тела (болевые).

14. Релаксационные упражнения для мимики лица (можно использовать картинки с разным выражением лица).

1. Сморщить лоб, поднять брови (удивиться), расслабиться. Постараться сохранить лоб абсолютно гладким хотя бы в течение нескольких секунд.

2. Нахмуриться (сдвинуть брови) — расслабиться.

3. Широко раскрыть глаза — вернуться в исходное состояние.

4. Расширить ноздри — расслабиться.

5. Зажмуриться — расслабить веки.

6. Сузить глаза, прищуриться — расслабиться.

7. Поднять верхнюю губу, сморщить нос — расслабиться.

8. Оскалить зубы — расслабить щеки и рот.

9. Оттянуть вниз нижнюю губу — расслабиться.

15. Двигательные упражнения с книгой.

Цель упражнений: стимулирование интереса к собственным физическим возможностям. Мотивации развития собственной двигательной активности.

1. «Тяжелый груз». Держа книгу на вытянутой руке: перекладывать её из правой руки в левую, переворачивая при этом книгу; приседать, держа книгу попеременно в правой и левой руке. При этом глаза должны быть закрыты и т.п.

2. «Борьба с трудностями». Участники встают из-за стола и выполняют следующие варианты с книгой: стоят с книгой на голове; приседают с книгой на голове; осторожно двигаются налево и направо с книгой на голове; вращаются с книгой на голове; осторожно двигаются попеременно вперед и назад с книгой на голове и т.п.

16.Упражнения для развития мелкой моторики рук .

1. «Колечко». Поочередно и как можно быстрее перебирать пальцы рук, соединяя в кольцо с большим пальцем последовательно указательный, средний и т.д. Упражнение выполняется в прямом (от указательного пальца к мизинцу) и в обратном (от мизинца к указательному пальцу) порядке. Вначале методика выполнятся каждой рукой отдельно, затем вместе.

2. «Кулак-ребро-ладонь». Ребенку показывают три положения руки, последовательно сменяющих друг друга. Ладонь на плоскости, ладонь, сжатая в кулак, ладонь ребром, распрямленная ладонь на плоскости (стола, пола). Ребенок выполняет упражнение вместе с инструктором, затем по памяти в течение 8-10 повторений моторной программы. Упражнение выполняется сначала правой рукой, потом - левой, затем двумя руками вместе. При затруднениях в выполнении инструктор предлагает ребенку помогать себе командами (“Кулак-ребро-ладонь”), произносимых вслух или мысленно.

17. Примеры коммуникативных упражнений .

1. «Скала». Дети на полу (сидя, лежа, стоя) выстраивают “скалу”, принимая различные позы. Условная линия на полу обозначает обрыв. По команде “Скала готова? Замри!” альпинист должен пройти вдоль обрыва перед “скалой” и не “сорваться”. Все участники упражнения поочередно выступают в роли “альпиниста”.

2. «Тень». Цель: развитие пространства тела. Участники разбиваются на пары. Один из них будет Человеком, а другой – его Тенью. Человек делает движения, а тень их повторяет, причем особое внимание уделяется тому, чтобы Тень двигалась в том же ритме, что и Человек. Она должна догадаться о самочувствии, мыслях и целях Человека.

18. Упражнения для развития межполушарного взаимодействия.

Комплекс № 1.

1. «Лезгинка». Левую руку сложите в кулак, большой палец отставьте в сторону,кулак разверните пальцами к себе. Правой рукой прямой ладонью в горизонтальном положении прикоснитесь к мизинцу левой. После этого одновременно смените положение правой и левой рук. Повторите 6-8 раз. Добивайтесь высокой скорости смены положений.

2. «Зеркальное рисование». Положите на стол чистый лист бумаги. Возьмите в обе руки по карандашу или фломастеру. Начните рисовать одновременно обеими руками зеркально-симметричные рисунки, буквы. При выполнении этого упражнения вы почувствуете, как расслабляются глаза и руки. Когда деятельность обоих полушарий синхронизируется, заметно увеличится эффективность работы всего мозга.

3. «Ухо – нос». Левой рукой возьмитесь за кончик носа, а правой рукой – за противоположное ухо. Одновременно отпустите ухо и нос, хлопните в ладоши, поменяйте положение рук ,,с точностью до наоборот,,.

4. «Змейка». Скрестите руки ладонями друг к другу, сцепив пальцы в замок, выверните руки к себе. Двигайте пальцем, который укажет ведущий. Палец должен двигаться точно и четко, не допуская синкинезий. Прикасаться к пальцу нельзя. Последовательно в упражнении должны участвовать все пальцы обеих рук.

5. «Горизонтальная восьмерка». Возьмите в руку карандаш и начертите на бумаге восьмерку (знак бесконечности), теперь – левой. А теперь правой и левой одновременно.

Комплекс №2

1. «Массаж ушных раковин». Помассируйте мочки ушей, затем всю ушную раковину. В конце упражнения разотрите уши руками.

2. «Перекрестные движения». Выполняйте перекрестные координированные движения одной правой рукой и левой ногой (вперед, в сторону, назад). Затем сделайте то же левой рукой и правой ногой.

3. «Качание головой». Дышите глубоко. Расправьте плечи, закройте глаза, опустите голову вперед и медленно раскачивайте головой из стороны в сторону.

4. «Горизонтальная восьмерка». Нарисуйте в воздухе в горизонтальной плоскости цифру восемь три раза сначала одной рукой, потом другой, затем обеими руками вместе.

5. «Симметричные рисунки». Нарисуйте в воздухе обеими руками одновременно зеркально симметричные рисунки (можно прописывать таблицу умножения, слова и т.д.)

6. «Медвежьи покачивания». Качайтесь из стороны в сторону, подражая медведю. Затем подключите руки. Придумайте сюжет.

7. «Поза скручивания». Сядьте на стул боком. Ноги вместе, бедро прижмите к спинке. Правой рукой держитесь за правую сторону спинки стула, а левой – за левую. Медленно на выдохе поворачивайте верхнюю часть туловища так, чтобы грудь оказалась против спинки стула. Оставайтесь в этом положении 5 – 10 с. Выполните тоже самое в другую сторону.

8. «Дыхательная гимнастика». Выполните ритмичное дыхание: вдох в два раза короче выдоха.

19. Гимнастика для глаз (со схемой).

Начертите плакат – схему зрительно-двигательных траекторий в максимально возможную величину (лист ватмана, потолок, стена и т.д.). На ней с помощью специальных стрелок указаны основные направления, по которым должен двигаться взгляд в процессе выполнения упражнения: вверх – вниз, влево – вправо, по часовой стрелке и против неё, по траектории “восьмерки”. Каждая траектория имеет свой цвет: № 1, 2 – коричневый, № 3 – красный, № 4 – голубой, № 5 – зеленый. Упражнения выполняются только стоя.











































20