А.М. Латыпова
ФГБОУ ВО «БГПУ им.М.Акмуллы» (г.Уфа)
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ
НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА
Здоровье является важной частью в жизни каждого человека. Проблема сохранения здоровья стала актуальной в современном мире, так как у людей не хватает времени для заботы о нем. Более того, данная проблема актуальна среди современных школьников. Поскольку дети проводят большую часть времени своей жизни в стенах образовательной организации, педагогам следует уделять особое внимание здоровью обучаемых. Кроме того, работоспособность на уроках зависит от того, в каком состоянии находятся учащиеся, поэтому сохранение здоровья стало важным аспектом в образовательном процессе.
В соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта общего образования, здоровьесберегающие технологии являются важным элементом в учебном процессе. Здоровьесберегающие технологии – это ряд психологических и педагогических технологий и приемов, которые направлены на сохранение здоровья учащихся. Их использование помогает предотвратить переутомление на уроках. Кроме того, данные технологии помогут сделать урок ярким и легким. Как показал анализ научной литературы, к современным здоровьесберегающим технологиям относится:
- создание благоприятных условий для обучения на уроке;
- целесообразная организация образовательного процесса;
- сочетание учебной и физической нагрузки на уроке;
- использование различных методов на уроке или внеурочной деятельности.
Сохранение и укрепление здоровья учащихся является главной задачей учителя. По мнению исследователей, основным моментом здоровьесбережения является благоприятная атмосфера в классе. Именно психически-эмоциональное состояние здоровья влияет на работоспособность участников образовательного процесса. Среди педагогических факторов, способных влиять на создание спокойной и благоприятной обстановки в классе, Ф.Ш.Мустафина выделяет следующие:
- правильное расположение мебели в классе;
- шутить на уроке;
- называть учащихся по имени;
- использование материала, который соответствует интересам школьников;
- создание мотивации к изучению иностранного языка;
- обращаться к учащимся с просьбой или советом, но не приказом [4].
По мнению Н.К.Смирнова, применение игрового и песенного материала на уроках является важным компонентом здоровьесбережения. Главным условием для применения различных песен, физкультминуток и игр является эмоционально-положительная направленность педагога [5]. Учитель может предложить учащимся спеть песню в начале урока, которая имеет простой мотив и легко запоминается. Песня – это прием здоровьесберегающей технологии, который способствует созданию речевого общения, снимает напряженность на уроке. Данный вид деятельности сближает учащихся с учителем. Песня на уроках английского языка является толчком к детскому творчеству [1]. Например, использование песен с элементами танца, таких как:
Hello, hello! (машем рукой)
Can you clap you hands? (хлопаем в ладоши)
Hello, hello!
Can you stamp your feet? (топать ногами)
Can you touch your nose? (потрогать нос)
Can you turn around? (покрутиться вокруг себя)
Can you say hello? (говорим Hello)
Игра – это вид деятельности, который помогает ребенку развить познавательную и активную деятельность, тренироваться в использовании языковых и речевых средств. Кроме того, игра – это успешный метод релаксации на уроке иностранного языка. Школьники принимают активное участие в играх, так как в игре все равны, независимо от умственного развития. Игра является стимулом к изучению иностранного языка. В педагогической литературе предлагается множество различных игр.
Нами была предпринята попытка анализа здоровьесберегающего потенциала одного из современных УМК по английскому языку «Spotlight» [3]. Как показал проведенный нами анализ, данный УМК направлен на разностороннее развитие учащихся. Им предлагается принять участие в различных игровых видах деятельности, таких как ролевые игры, разучивание песен и рифмовок, составление диалогов и постановка сказок, что относится к здоровьесберегающим технологиям. К примеру, присутствует огромное количество упражнений, посвященных аудированию. На каждом уроке учащиеся слушают аудиозаписи, и повторяют за героями учебника, отрабатывая правильное и четкое произношение звуков английского языка и интонацию. В учебнике представлены различные рифмовки, считалки и песни, которые способствуют отработке произношения звуков, например:
One, two, three, four,
Time to go to school once more!
Five, six, seven, eight,
Get your school bag, don’t be late!
Nine, ten, get your pen!
Come with me, it’s school again! [3].
В тетради для самостоятельных работ также предлагается выполнить задания игрового типа, например, найти и раскрасить что-либо или отправиться в путешествие по карте, где нужно выполнить задания для закрепления различных навыков, чтобы добраться до финиша. Таким образом, авторы рассматриваемого УМК предлагают учащимся упражнения, которые созданы с учетом требований здоровьесбережения. Проанализировав данный УМК, нами был предложен ряд игр и песен, в соответствии с темами учебника. Например, на тему «My family» учащимся можно предложить спеть песню, с применением пальчиковой гимнастики:
Daddy finger, daddy finger where are you?
Here I am, Here I am, How do you do? (показывая большой палец руки)
Mummy finger, mummy finger where are you?
Here I am, Here I am, How do you do? (показывая указательный палец руки)
Brother finger, brother finger where are you?
При изучении темы «Food» мы предлагаем ученикам сыграть в игру. Для этого нужно разделить класс на две команды. На одной половине доски написать - Soup, на другой - Juice. Первая группа детей должна написать все названия овощей, которые кладут в суп, вторая названия фруктов для приготовления сока. По очереди выходят ученики из групп и записывают слова. В конце эстафеты учитель определяет победителя и проверяет ошибки вместе с классом. Данный прием положительно влияет на развитие мышления, ловкости, памяти, и кроме того, снимет усталость и поднимет настроение. Также с успехом учитель может применить аудирование на уроке. Учитель включает аудиозапись, где описывается тот или иной продукт. Ученики должны отгадать загадку и нарисовать в тетради ответ.
Урок, созданный с учетом требований здоровьесбережения, является ярким и незабываемым. Учащиеся приходят на урок с радостью, так как в непринужденной обстановке они раскрываются как личности. Именно психологическая и эмоциональная стабильность учащихся и правильно спланированный урок являются путем к сохранению здоровья в образовательном процессе [2]. Самым важным звеном в создании урока с позиции здоровьесбережения является создание легкой и благоприятной атмосферы в классе между учителем и детьми. Конечно, в данном случае использование различных упражнений направлено не только на сохранение здоровья, но и развитие грамматических, лексических, фонетических навыков. В связи с этим, учителю необходимо преподнести данные упражнения не как очередное задание, которое не любят выполнять дети, а как игру. Необходимо заинтересовать учащихся и тогда, они будут с радостью принимать активное участие в предлагаемых на уроке видах деятельности.
ЛИТЕРАТУРА
Аитов, В.Ф. Learn English Through Songs And Games [Текст]: учеб. пособие по дисциплине «Методика использования песенного и игрового материала в образовательном процессе по иностранному языку» / В.Ф.Аитов, В.М.Аитова, А.Н.Семенова. – Уфа, 2014. – 164с.
Багаутдинова, Э.Г. Здоровьесберегающие технологии на уроках иностранного языка [Текст] / Э.Г.Багаутдинова // Образование: традиции и инновации. – 2015. – С. 7-10.
Быкова, Н.И. Английский в фокусе: учебник для 3 класса [Текст] / Н.И.Быкова, Дж.Дули. – М.: Просвещение, Express Publishing, 2012. – 121 с.
Мустафина, Ф.Ш. Здоровьесберегающие технологии в обучении [Текст] / Ф.Ш.Мустафина // Учитель Башкортостана – 2012. - №6. – С.75-77.
Смирнов, Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в современной школе [Текст] / Н.К.Смирнов. – М., 2002. – 62 с.