Использование памяток - инструкций и памяток – образцов.
Формирование функционально грамотных людей – одна из важнейших задач современной школы. Основы функциональной грамотности закладываются в начальных классах, где идёт интенсивное обучение различным видам познавательной деятельности.
Что значит учиться? От того как ребёнок научится действовать при решении разнообразных учебных, практических, игровых, познавательных задач зависит не только успешность его дальнейшего обучения, но и его развитие, личностное становление.
Необходимо включать каждого ученика в активную самостоятельную деятельность на уроках и при выполнении домашнего задания, довести представления по изучаемой теме до формирования понятий, устойчивых навыков.Этого помогают достичь, составление и использование программ действий (алгоритмов).
Алгоритм – это программа действий, которая рождается на глазах учеников в процессе выполнения задания под руководством учителя, и оформляются в виде таблиц, карточек, чертежа или рисунка с поэтапным словесным пояснением. Алгоритм – способ внешней организации мыслительной деятельности детей.
Большую роль в мыслительной деятельности играет память.
Память младших школьников сознательна и организованна, однако в ней имеются недостатки. У младших школьников более развита память наглядно-образная, чем смысловая. Лучше они запоминают конкретные предметы, лица, факты, цвета, события. Но в начальной школе необходимо готовить детей к обучению в среднем звене, необходимо развивать логическую память. Учащимся приходится запоминать определения, доказательства, объяснения. Приучая детей к запоминанию логически связанных значений, учитель способствует развитию их мышления.
К недостаткам памяти младших школьников относится неумение правильно организовать процесс запоминания, неумение разбить материал для запоминания на разделы или подгруппы, выделять опорные пункты для усвоения, пользоваться логическими схемами.
Учителя, родители должны поощрять смысловое запоминание и бороться с неосмысленным запоминанием.
Однако установлено, что большое количество повторений одного и того же материала вызывает у детей скуку, потерю интереса. Следовательно, повторения должны быть разнообразными. Перед учениками должна ставиться какая-то новая учебная задача. Даже правила, законы, определения понятий, которые надо выучить дословно, можно не просто «зазубривать». Для запоминания такого материала младший школьник должен знать, зачем он ему нужен, т. е. должно формироваться умение принимать и сохранять учебную задачу. Формирование умения постановки учебной задачи сопровождается построением алгоритма действий, который становится эталоном.
Что значит учиться? Уметь учиться – это значит уметь самостоятельно и эффективно выполнять учебную деятельность. Именно в начальной школе дети начинают осваивать различные виды и формы деятельности, которые в дальнейшем определяют стиль поведения в учебном процессе. Школа должна так построить своё влияние на ребёнка, чтобы этот стиль эффектно помогал каждому учащемуся познавать мир и себя, определять своё место в нём адекватно своим способностям и особенностям.
В настоящее время перед современной школой встаёт проблема: как учитывать индивидуальный темп продвижения при обучении, корректировать возникающие трудности, обеспечить поддержку его способностей?
В школу учащиеся приходят с разным уровнем подготовки, разными способностями, индивидуальными особенностями памяти, внимания, мышления.
Все педагоги всегда сталкиваются с такой проблемой, что учащиеся испытывают затруднения при самостоятельном выполнении заданий на уроке и дома. Необходимо дать детям такой «инструмент», которым легко пользоваться, научить пользоваться этим «инструментом» и он сможет оказать существенную помощь каждому обучающемуся.
При проведении уроков русского языка и математики я столкнулась с тем, что при самостоятельной отработке навыков дети теряются, путаются, они начинают отставать. А ведь в момент объяснения учителя, когда используются яркие предметы, картинки, рисунки, таблицы, дети принимают участие в работе, отвечают на вопросы и все чувствуют себя успешными. Что происходит?
Наблюдая за работой ребят на уроке, анализируя проблемы с которыми сталкиваются они при выполнении домашнего задания, я заметила, что серьезные затруднения дети испытывают при переходе от коллективной работы к самостоятельной, когда на основе хорошо усвоенных выводов надо строить суждения самостоятельно. А это часто у многих учеников не получается. Они не могут усвоить с первого урока алгоритм выполнения задания. Это и обуславливает появление, а затем и нарастание неуверенности, пассивности и приводит к увеличению ошибок.
Каждый педагог сталкивается на уроках с этой проблемой. И я задавала себе вопросы - как помочь обучающимся в преодолении трудностей, как научить контролировать и регулировать своё продвижение в процессе обучения? Эти вопросы волнуют меня и сейчас.
На мой взгляд, одно из самых важных современных умений ученика - это умение принимать и сохранять учебную задачу. По мере развития учебной деятельности, школьники применяют алгоритмы универсальных действий по выбору эффективного способа достижения цели, планированию своих действий, выполнению действий контроля и самоконтроля.
Использование алгоритмов на уроках,и особенно при выполнении домашнего задания – считаю важным моментом в моей работе.Использование алгоритмов позволяет снять страх у ученика перед неправильным выполнением задания, повысить уверенность в себе, самооценку. Ребята чувствуют себя успешными. Никому не снижается оценка, если при ответе он смотрит на карточку с алгоритмом. Наоборот, она помогает каждому, пока прочно не отложится в памяти. Не теряется впустую время на уроке: не приходится ждать, пока ребенок вспомнит и, наконец, что-то скажет. Необходимые для выполнения заданий инструкции детям не нужно вспоминать, тратя на это драгоценное время урока: они читают их по алгоритму. Читают всякий раз при выполнении задания, пользуются карточкой с алгоритмом столько раз, сколько это им требуется. Каждому ребёнку для запоминания программы действий требуется разное время, всё зависит от индивидуальных особенностей школьника.
К тому же карточки с алгоритмами, инструкциями, образцами выполнения заданий – это большое подспорье родителям. Просматривается неразрывная цепочка: учитель-ученик-родитель. Родители оказывают помощь своим детям, используя инструкцию учителя. У маленького ученика не появляется неразберихи, когда учитель объясняет так, а родители – иначе.
Свою роль учителя вижу в том, чтобы помочь учащимся активизировать свою деятельность и оказать методическую помощь и поддержку родителям.
В учебниках математики авторы предоставили значительную часть алгоритмов. Но в основном они помогают осваивать вычислительные навыки. Отработка одного из важнейших навыков - решение задач, требует особого внимания. Для отработки навыков решения задач я начинаю применять использование памяток- инструкций начиная с 1 класса. Маленькие ученики ещё не научились хорошо читать, но определённые умения они должны освоить. Очень часто педагоги слышат вопрос: а как? как это сделать? Любой учитель всегда повторяет фразу: «Делай так». Он формулирует словесную инструкцию, которую ребёнок не может запомнить с первого раза, и педагогу приходится повторять свою инструкцию несколько раз к тому же значительной части учеников. Появляется необходимость оформить письменно. Так рождаются памятки – инструкции, которыми учащиеся могут пользоваться столько раз, сколько это нужно именно ему. Содержание памяток – инструкций зависит от темы и возраста ученика, которому она предназначена. В зависимости от цели я делю памятки условно на две группы: памятки – инструкции и памятки – образцы.
При знакомстве с задачами в 1 классе в помощь ребятам предлагаю памятки–инструкции, в которых представлены варианты оформления краткой записи, решения и ответ. По таким памяткам - инструкциям учащиеся запоминают порядок работы над задачей. Памятки напоминают, что необходимо составить план решения задачи, т.е. поставить арифметические знаки рядом с каждым вопросительным знаком и выделить (обвести) главный вопрос задачи.
С появлением в памятках условных обозначений даю пояснения новому условному обозначению.
В ходе знакомства с обратными задачами, появляется такая памятка – инструкция по которой учащиеся наглядно видят, что в обратной задаче неизвестное становится известным и наоборот. Составляем такую памятку- образец коллективно, чтобы обучающиеся понимали смысл всех условных обозначений и порядок выполнения записи.
При работе с задачами в два действия составляем алгоритм, который представляет собой и инструкцию, и образец. Особенно такая памятка важна для ребят с низкой памятью или логическим мышлением. Она напоминает ребятам порядок выполнения всех действий.
При первом знакомстве с задачами на движение я предлагаю детям такую памятку – образец, в которой используется схематический чертёж.
Задачи усложняются. Для того, чтобы уметь разобраться в задаче, суметь правильно наметить программу действий по решению задачи появляются новые памятки - инструкции записи задачи в таблицу. Я предлагаю ребятам несколько вариантов таблиц для более удачного представления краткой записи.
В ходе работы над задачей ребята выбирают нужный вид таблицы и вносят данные, затем составляют план решения и решают задачу.
Очень часто учащиеся путаются в понятиях «цена» и «стоимость», тогда я предлагаю следующую памятку – инструкцию из которой видно, что стоимость складывается из цены и количества. Вношу инструкции по применению арифметических действий, обозначив их знаками арифметических действий: точка- умножение, двоеточие- деление. Такие памятки – инструкции можно предложить к каждому виду таблиц.
При работе над геометрическими задачами по нахождению периметра без памяток инструкций работать намного сложнее, ведь ребятам нужно запоминать формулу.
Использование памяток - инструкций и памяток - образцов при изучении русского языка имеет неоценимую помощь и поддержку, как учащимся, так и родителям.
При изучении состава слова использую такие памятки – инструкции, одна подробная, для ребят, нуждающихся в помощи и краткую инструкцию- напоминание.
Уже с первого класса дети приучаются использовать памятки. Можно было бы сказать, что многие правила, алгоритмы, схемы размещены в учебнике, некоторые учитель даёт на уроке, и использование дополнительных памяток – инструкций, памяток – образцов и некоторых других видов памяток неуместно. Но это не так. Ребята размещают их в особой тетради, которой мы дали название «Тетрадь памяти». С появлением новых памяток, ребята размещают их в этих тетрадях и привыкают пользоваться тетрадями в наиболее затруднительных ситуациях. Ведь невозможно вернуться к учебнику з класса, если ребята учатся уже в 4 классе, а учебный материал необходимо вспомнить. В такой ситуации «Тетрадь памяти» - это стартовая ступенька для актуализации опорных знаний. А для наиболее слабых ребят и для их родителей - это неоценимая помощь и подсказка. К тому же постоянное использование памяток позволяет учащимся запомнить ход рассуждения, экономит время, силы, создаёт ситуацию успеха, формирует чувства уверенности в себе.
Использование памяток - инструкций и памяток – образцов оказывают неоценимую помощь и поддержку, как учащимся, так и родителям.
К тому же карточки с алгоритмами, инструкциями, образцами выполнения заданий – это большое подспорье родителям. Просматривается неразрывная цепочка: учитель-ученик-родитель. Родители оказывают помощь своим детям, используя инструкцию учителя. Постоянное использование памяток позволяет учащимся запомнить ход рассуждения, экономит время, силы, создаёт ситуацию успеха, формирует чувство уверенности в себе.
Литература:
-
Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа / [сост. Е.С. Савинов] – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2011.
-
Формирование универсальных учебных действий средствами учебных предметов в начальной школе: учебно- методическое пособие / Авторы и составители: Т.В.Аристова, Е.Н. Бойко, И.В.Карпеева и др / - Омск: БОУДПО «ИРООО», 2012.
-
Е. В. Чердынцева. Дидактические условия алгоритмизации учебной деятельности младших школьников в процессе обучения:, 2002.
-
О. И. Лапина. Памятки - способ самоорганизации учебной деятельности младших школьников: обобщение опыта.rc2.yartel.ru/index.php?option=com_... Красноярский Ресурсный центр, 2011.
-
Т. В. Волкова. Использование схем на уроках русского языка в начальной школе: обобщение опыта - rudocs.exdat.com/docs/index-436905, 2011.
-
Моро М.И. , Волкова С.И., Степанова С.В. Математика 1, 2, 3, 4 класс, М.: Просвещение, 2007
-
1. Зеленина. Л.М. Русский язык . Учебник для 1, 2, 3, 4 кл. нач. шк В 2 ч. Ч.1, 2 / Л.М. Зеленина, Т.Е. Хохлова - М.: Просвещение, 2007