Сорочка Е.В.
Использования средств электронного обучения и дистанционных образовательных технологий на уроках профильного труда в процессе формирования учебной деятельности.
Столкнувшись с новой формой обучения детей – дистанционной, учителям, ученикам и родителям пришлось пересмотреть свой привычный график работы и переключиться на новый, непривычный способ обучения.
Особенностью дистанционного обучения выступает возможность получения образовательных услуг без посещения (по каким-либо причинам) образовательного учреждения, так как все обучение осуществляется путем взаимодействия учителя и учеников посредством интернет ресурсов.
Таким образом, основные цели учителя трудового обучения – это научиться обучать в системе дистанционного образования, а ведь основная задача любого педагога не просто занять обучающегося или группу, а выдавать учебный материал последовательно, реализуя образовательную программу. Анализируя свою образовательную программу необходимо точно определить содержание программы, выделить темы, которые необходимо изучить; оценить, насколько реально выдать материал по этой теме не только в теоретической, но и практической форме.
Наиболее значимые проблемы дистанционного обучения детей с ограниченными возможностями здоровья:
– недостаточное владение компьютером учащихся и их родителей;
– методические особенности при подготовке;
– техническая сторона преподавания;
– психологические особенности детей.
Главной трудностью было то, что я, как учитель, не имела опыта работы с детьми посредством компьютера и интернета. Не было представления, как научить детей изготавливать поделки, не помогая им своими руками, ведь часто бывает, что ребенок, например, неправильно держит крючок во время вязания, неровно режет при раскрое, не замечает качество изнаночной стороны при вышивании и т.д.
При дистанционном обучении необходимо использовать знакомые технологии, основываться на том, что лучше всего знакомо учителю и учащимся. Следует предложить учащимся такие формы работы и виды деятельности, с которыми они смогут справиться самостоятельно, формат заданий может быть в виде творческих и проектных работ, коллективных работ с дистанционным взаимодействием.
Изучив способы дистанционного образования в декоративно-прикладном направлении, я выбрала способ подачи материала через демонстрацию видеоуроков, которые снимала сама, находила в интернете и отправляла обучающимся через Телеграмм канал, а они в свою очередь выполняли работу и присылали мне фотоотчеты. В таком варианте занятий есть несомненный плюс в том, что ребенок сам решает, когда ему удобно заниматься. Просмотр записи мастер-класса позволяет делать паузы для лучшего понимания и усвоения материала, перематывать видеозапись и повторять необходимые этапы работы. Обучающиеся могут не только повторять все за педагогом, выполняя четкие инструкции, но и проявлять фантазию, находчивость, творить.
Специально для дистанционных занятий выбирались такие виды работы, которые дети могут выполнить максимально самостоятельно, не затруднительно и недолго по времени, так как в ходе обучения выяснилось, что дети оказались настолько загружены другими предметами школьной программы, что им просто не хватает времени на выполнение практических заданий по трудовому обучению. Также важно было учесть, чтобы материал для поделок был доступен каждому, так как на фоне закрытия магазинов или невозможности их посетить, не все расходники у детей есть дома или их можно было приобрести.
Для лучшей подготовки к занятию и систематизации материала можно спроектировать уроки на ближайший период, подготовить необходимые материалы, видеолекции, задания, презентации, онлайн-семинары, мастер-классы и др.
Необходимо ежедневно мониторить присутствие учащихся на занятии с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий и тех, кто по болезни временно не участвует в образовательном процессе (заболевшие учащиеся).
Занятие с применением дистанционных образовательных технологий и электронного обучения может включать:
- разработанные педагогом презентации с текстовым комментарием;
- online-занятие, видеолекция; оnline-консультация;
- фрагменты и материалы доступных Интернет-ресурсов;
- инструкции по выполнению практических заданий;
- дидактические материалы, технологические карты;
- тестовые задания;
- контрольные задания;
- и др.
Структура занятия с применением дистанционных образовательных технологий и электронного обучения содержит основные компоненты, что и занятие в очной форме. При проведении занятия с использованием дистанционных образовательных технологий, электронного обучения, в вводной его части следует обозначить правила работы и взаимодействия (объяснить учащимся технические особенности работы и правила обмена информацией). В процессе занятия педагогу необходимо четко давать инструкции выполнения заданий.
Изучение теоретического материала можно организовать различными способами:
- использование готовых тематических видеолекций;
- проведение занятий в режиме онлайн;
- размещение презентаций и текстовых документов в сети Интернет.
Наглядность материала дистанционного урока повышает уровень его усвоения, так как у учащихся задействованы все каналы восприятия - зрительный, механический, слуховой и эмоциональный. Поэтому использование мультимедийных презентаций эффективно на любом этапе изучения темы и на любом этапе уроке. Мультимедийная презентация сокращает время обучения, высвобождает ресурсы здоровья детей и позволяет учителю представить учебный материал в виде системы опорных образов, тем самым облегчая усвоение и запоминание изучаемого материала детям.
Достаточно большая часть учебного материала по трудовому обучению предполагает не столько рассказы по теме, сколько наглядные показы некоторых познавательных моментов. Информация о прядильном, ткацком и швейном производстве, о современном оборудовании, о новых направлениях моды, разнообразии и ассортименте новых материалов и многое другое доступно показать с использованием видеороликов. Например.
Тема «Швейная машина» предполагает использование видеоролика об истории создания швейной машины; «Оборудование современного швейного производства» - о возможностях современного оборудования на современном производстве.
При изучении таких тем, как «Пошив юбки» в 7 классе, «Пошив блузки» в 8 классе предполагает использование видеороликов или презентаций об истории развития одежды, что способствует активизации обучающихся на учебный процесс, формирует познавательные способности, развивает чувство прекрасного.
Большой интерес у детей вызывают темы «Вышивка» и «Бисероплетение», где обучающиеся знакомятся с историей развития рукоделия, с инструментами и приспособлениями, с основными орнаментальными элементами применяемыми в народном декоративно-прикладном творчестве с помощью виртуальной экскурсии.
К каждому теоретическому разделу необходимо подготовить вопросы для самоконтроля и закрепления материала.
Для организации практической деятельности необходимо выполнение комплекса практических упражнений, творческих заданий, индивидуальных или групповых проектов.
При организации занятия педагог должен не ограничивать общение с учащимися перепиской и размещенными в сети материалами для изучения. Важно не терять контакт с аудиторией и поддерживать мотивацию, организовывать занятия в формате видеоконференций, предоставлять учащимся возможность индивидуальной консультации (социальные сети, телефон, мессенджеры). Важными компонентами эффективного занятия являются создание благоприятного эмоционального фона, психологического комфорта, ситуации успеха, обеспечение личностно-ориентированного и дифференцированного подхода к учащимся. Следует обратить внимание и на решение воспитательных задач. Возможно включение заданий по участию учащихся в социально значимых мероприятиях различного уровня, организованных в дистанционном режиме. Дистанционые конкурсы – это уникальная возможность оценки результата деятельности практически каждого ребенка, а также стимулирования его к дальнейшей творческой деятельности.
Для контроля и оценки результатов обучения, подтверждения факта проведения занятия можно использовать следующие способы дистанционного взаимодействия:
- регистрация обучающихся на электронном ресурсе (при возможности);
- выполнение учащимися контрольных или тестовых заданий, предъявленных педагогу в электронном виде;
- выполнение учащимися небольших по объему творческих, проектных заданий, в том числе предполагающих коллективные формы взаимодействия через ресурсы сети Интернет, предъявленных педагогу дистанционно.
В течение всего урока, независимо от выбранной формы его проведения, учитель должен находится в классе и доступен в программе для оперативного онлайн-взаимодействия (чате, скайпе или др.).
В режиме дистанционного обучения учителю необходимо выражать свое отношение к работам обучающихся в виде текстовых или аудио рецензий, устных онлайн консультаций. По всем возникающим вопросам у обучающихся или родителей по телефону или интернет ресурсы давать индивидуальное консультирование.
Основные положительные моменты дистанционного обучения:
• Обучение проходит в индивидуальном темпе (каждый выбирает, когда и как долго ему заниматься творчеством, может пересматривать видеоуроки, останавливать на нужном месте, перематывать, спрашивать у педагога непонятные моменты в онлайн чате)
• Доступность (работать можно везде и в любое время, важно только иметь гаджет и доступ в интернет)
• Ребенок работает в своей привычной, комфортной обстановке, может сделать паузу, прогуляться, а затем снова приняться за работу
• Процесс обучения доступен для всех детей в не зависимости от состояния здоровья
• При дистанционном обучении у детей продолжают совершенствоваться умения и навыки, приобретённые на очных занятиях, формируются личностные результаты, информационная компетентность.
К минусам дистанционного обучения можно отнести:
Недостаточно тесное общение педагога с обучающимся, отсутствие прямого контакта педагога с ребенком;
Недостаток практических знаний;
Сильная зависимость качества дистанционного обучения от технической оснащенности оборудования;
Отсутствие должного внимания к вопросам информационной безопасности;
Весомым ограничивающим фактором распространения дистанционного обучения является отсутствие хорошей технической базы. Например, у меня, как педагога, нет возможности снимать видеоуроки на профессиональную камеру, приходилось делать видео на смартфон.
Большая загруженность детей школьными уроками и нехватка времени на практическую работу по трудовому обучению.
Из всего сказанного делаю вывод, что дистанционное обучение, при необходимости, имеет право на существование. Такое обучение расширяет границы образовательного пространства и пространства личности.