Профилактика компьютерной зависимости у подростков.
Ковальская А.С., преподаватель информатики
ГБОУ СПО «Камчатский медицинский колледж»,
Миронич А.К., студентка
ГБОУ СПО «Камчатский медицинский колледж».
Компьютерные технологии с каждым днем все больше внедряются в нашу повседневную жизнь, нанося неизгладимый отпечаток на личность современного человека. Люди становятся все более зависимыми от компьютерных технологий, пренебрегая своим здоровьем.
А что же уже говорить о подростках, ведь в этом возрасте дети наиболее уязвимы и впечатлительны. Подросток – это развивающаяся личность. Подростки постоянно находятся под влиянием родителей, друзей, школы и своих сверстников. Они остро воспринимают и переживают конфликтные ситуации. И «уходя» в виртуальный мир находят там свое спасение и свободу мыслей.
Вопрос влияния компьютерных технологий на подростка, остается до сих пор не изученным до конца. Компьютерные технологии упрощают жизнь подростка, но и приводят к тяжелым последствиям: компьютерная зависимость, проблемы со здоровьем (боли в спине, ухудшение зрение, нарушение психики и т.д.).
Актуальность данной темы обусловлена возрастающим разнообразием компьютерных технологий, которые все больше и больше привлекают подростков, а наряду с этим растет число подростков страдающих от компьютерной зависимости. Компьютерная зависимость не включена в список психических заболеваний и расстройств, но это не означает, что нет самой проблемы.
Поэтому цель нашей исследовательской работы: изучить симптомы и типы компьютерной зависимости, разработать рекомендации по профилактике компьютерной зависимости и составить комплекс физических упражнений от утомляемости при работе с компьютерами.
Компьютерная зависимость.
В настоящее время поражает широта агрессии и насилия среди подростков, в развитии которых значительную роль играют и современные компьютерные технологии, посредствам которых они самореализуются. Одной из новых форм такого поведения является компьютерная зависимость.
Компьютерная зависимость – это патологическое пристрастие человека к работе или проведению времени за компьютером [2].
Впервые термин «компьютерная зависимость» ввели в 80-х годах американские ученые, как приобретение зависимости при работе за компьютером. Медицина до сих пор не признает компьютерную зависимость как заболевание, однако такая зависимость между человеком и компьютером очевидна и приобретает катастрофические размеры.
Компьютерная зависимость может возникнуть в любом возрасте, но наиболее подверженными становятся подростки. Подростковый возраст - это критический возраст, дети в этом возрасте наиболее ранимы и больше расположены к конфликтам. Это возраст когда постоянно происходят трения с родителями, возникают проблемы в учебе, появляется личная жизнь, первые потери и неудачи. И от всех этих проблем подростки ищут свое спасение в виртуальном мире. И не удивительно, ведь компьютерный мир настолько красочен и интересен, а самое главное дает полную свободу действий. Так, например, всемирная компьютерная сеть Интернет, которая удовлетворяет сознательные и подсознательные потребности ребенка. Доступность и удовлетворение потребностей являются основной причиной пристрастия к Интернету, так и развивается интернет-зависимость.
Что же привлекает несовершеннолетних детей в виртуальном мире, почему они реальному общению предпочитают виртуальный мир? Подростковая интернет-зависимость, как чума XXI века. Постоянно растет число разнообразных социальных сетей, это и привлекает подростков. Почти каждый несовершенно летний ребенок зарегистрирован в социальной сети, а некоторые даже в нескольких сразу. В интернете подростки объединяются в группы по интересам, заводят знакомства и имеют полную свободу, как мыслей, так и действий. Но не все понимают и знают, что это пагубно влияет на еще не сформировавшуюся личность ребенка. Ведь зачастую с помощью виртуального мира дети выдают желаемое за действительное. К сожалению, интернет-зависимость, это не единственная пагубное пристрастие на сегодняшний день. Многие ученые наряду с наркоманией, алкоголизмом, табакокурением, интернет-зависимостью ставят и компьютерную игроманию.
Сама по себе компьютерная игра, утверждают психологи, приносит пользу. С помощью игры, если брать это понятие в целом, человек обучается всем жизненным навыкам.[5]
Так почему же у подростков возникает зависимость от компьютерных игр? Возможно, он чувствует себя одиноким, поэтому пытается хоть чем-то заполнить эмоциональную пустоту. Попав в мир компьютерной игры, ребёнок начинает ассоциировать себя со своими персонажами: сильными и самодостаточными. Компьютерные игры предлагают широкий спектр ролей, которые можно безопасно примерить на себя. Таких подростков больше не заботят проблемы из реальной жизни, их мир – это игра. Причина этому проста: чтобы стать успешным человеком в игре, усилий нужно приложить существенно меньше, чем в обычной жизни. И к большому сожалению, эти дети играют не в безобидные «ходилки» или логические игры, а достаточно жестокие игры-стрелялки, которые нарушают детскую психику и порождают в детях уверенность в том, что насильственные методы помогают в решении проблем. Часто подростки, заигравшись, переносят мир игр в реальную жизнь, что зачастую и становятся причиной их жестокого и агрессивного поведения.
Следовательно, психическому здоровью подростка наносится огромный вред, но это еще не все. От постоянного времяпрепровождения за компьютером у ребенка страдает зрение, портится осанка, т.е. наносится вред физическому здоровью.
На улице, в общественном месте, мы часто наблюдаем такую картину: идущие подростки, не поднимая даже головы, увлечены телефоном или планшетом. Даже на занятиях студенты постоянно находятся во власти компьютерных игр и интернета. Нам стало интересно, неужели подростки настолько зависимы от компьютерных технологий, неужели все они реальному общению предпочитают виртуальный мир?
Мы провели исследовательскую работу в Камчатском медицинском колледже. Исследовательская работа проводилась с 1 октября 2012 года по 1 февраля 2013 года. Мы составили перспективный план исследовательской работы (приложение 1).
Для исследования компьютерной зависимости у студентов медицинского колледжа использован тест «Тест на игровую компьютерную зависимость» (приложение2), который представляет собой перевод теста Кимберли Янг, адаптированный под студентов медицинского колледжа. Тест состоит из 40 вопросов, отвечая на вопрос теста, студент должен был выбрать один из пяти ответов, который имеет свой балл:
-нет или редко-1балл;
-иногда-2балла;
-часто-3балла;
-очень часто-4балла;
-всегда-5балла.
При подсчете баллов выделяются следующие группы компьютерно-зависимых студентов:
20 – 49 баллов – Нет зависимости. Обычный пользователь компьютера, который временами остается в игре или интернете немного дольше, чем обычно, но он в состоянии контролировать своё нахождение в игре или интернете.
50 – 79 баллов – Средний уровень зависимости. Это стадия увлеченности. Пользователь компьютера по причине чрезмерного использования компьютерных игр или интернета время от времени, но часто испытывает боли в спине, раздраженность и т.п.. Если вовремя не обратить на это внимание, то в дальнейшем могут появиться серьезные проблемы со здоровьем.
80 – 100 баллов – Высокий уровень компьютерной зависимости. Пользователь, который реальной жизни предпочитает виртуальный мир, чрезмерно пользуется компьютером, что приводит к значительным проблемам всего жизни.
В исследование принимали участие 80 студентов от 15 до 20 лет. Анализ исследования компьютерной зависимости показал, следующее (диаграмма1):
30 студентов – 38% относятся к обычной группе пользователя компьютера, у которых нет зависимости.
37 студентов – 47% относятся к группе пользователя со средним уровнем компьютерной зависимости.
13 студентов – 16% относятся к группе пользователя с высоким уровнем компьютерной зависимости.
Диаграмма 1
Так как из 80 человек, у 13 выявлена компьютерная зависимость, а 37 человек уже сталкиваются с первыми симптомами компьютерной зависимости, было решено провести ряд мероприятий для борьбы с компьютерной зависимостью и ее профилактики.
Так в ноябре 2012 года, был подготовлен и проведен со студентами медицинского колледжа классный час на тему «Компьютерная зависимость – чума XXI века», на котором мы познакомили студентов с типами и симптомами компьютерной зависимости. Рассказали о результатах проведенного исследования на компьютерную зависимость и обсудили данную тему. В заключение классного часа попросили студентов сделать выводы. И увидели, что многие студенты даже и не задумывались о том, что существует такая проблема, как компьютерная зависимость, некоторые даже не согласились с существованием данной проблемы, а то, что наличие компьютерной зависимости требует лечения у специалистов, заставило студентов задуматься о их подверженности влиянию интернета и компьютерных игр. В рамках профилактической работы студентам были розданы буклеты о компьютерной зависимости (приложение 3).
В декабре 2012 был подготовлен и проведен очередной классный час на тему «Охрана здоровья при работе за компьютером» (приложение №4). Так как, анализ теста показал, что у более 50% процентов студентов ощущаются физические недомогания при работе с компьютером: боли в спине и в суставах кистей рук, сухость в глазах, головные боли и т.д. мы на классном часе рассказали, как правильно организовать рабочее место за компьютером дома, о вредных факторах, действующих на человека при работе за компьютером, а так же, о здоровьесберегающих технологиях при работе за компьютером: о положение тела, комплексы физических упражнений, упражнения для глаз, которые помогут снять напряжение. И в заключение мероприятия раздали буклеты-памятки «Здоровье сберегающие технологии при работе за компьютером» (приложение 4 ) и на основе этих буклетов провели небольшую физкультминутку.
В течение всей исследовательской работы проводились коллективные культурно массовые мероприятия для того, что бы показать студентам, что можно проводить свободное время не только за компьютером, но и заниматься спортом, посещать театры, заниматься каким либо любимым делом (вышивка, лепка и т.д.). И эти занятия намного увлекательнее и полезнее для нашего здоровья. Этим мы донесли до студентов, что реальный мир настолько красочен, разнообразен, в нем столько всего увлекательного и не менее интересного, чем в виртуальном мире.
В январе 2013 года был проведен заключительный тест на компьютерную зависимость, который показал следующие результаты (диаграмма 2):
40 студентов – 50% относятся к обычной группе пользователя компьютеров, у которых нет зависимости;
30 студентов – 37% относятся к группе пользователя со средним уровнем компьютерной зависимости;
10 студентов – 13%. относятся к группе пользователя с высоким уровнем компьютерной зависимости.
Диаграмма 2
На основе проведенных тестов и выявленных результатах, мы сделали сравнительный анализ (диаграмма 3), который показал уменьшение числа компьютерно-зависимых подростков в медицинском колледже с 13 человек до 10, а число подростков, которые сталкиваются с проблемами по причине чрезмерного пользования компьютером с 37 человек до 30. И это доказывает, что просветительская работа и активизация культурно массовой работы с данными студентами, даже за такой короткий срок, приводит к положительным результатам.
Диаграмма 3
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Малыгина Ю.А. Причины компьютерной зависимости (интернет-зависимости, игровой зависимости) // М.:Авант,2006 г.,с.70.
Янг К. Диагноз - Инетрнет-зависимость//СПБ: МирИнтренет, 2008г. с.24-29.
Санитарные правила и нормы (СанПиН 2.4.2. 1178-02) «Гигиенические Санитарные правила и нормы требования к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях». [Электронный ресурс//Режим доступа: http://www.ecobest.ru/snip/folder-7/list-39.
Санитарные правила и нормы "Гигиенические требования к видеодисплейным терминалам, персональным электронно-вычислительным машинам и организации работы" (утв. постановлением Госкомсанэпиднадзора РФ от 14 июля 1996 г. N 14) [Электронный ресурс//Режим доступа http://spinet.ru/kendh/sanpin/sanpin.php
Новости. Игромания - болезнь или безобидное увлечение? [Электронный ресурс//Режим доступа http://www.mymedical.ru/novosti/igromanija-bolezn-ili-bezobidnoe-uvlechenie .
Приложение 1
Перспективный план исследовательской работы:
№ | Название мероприятия | Сроки |
| Тест на определение компьютерной зависимости №1. | Октябрь |
| Анализ результатов тестирования. | Октябрь. |
| Проведение классного часа «Компьютерная зависимость – чума XXI века» | Ноябрь. |
| Составить комплекс физических упражнений при работе за компьютером. | Ноябрь |
| Разработка памятку рекомендации студентам на тему «Охрана здоровья при работе за компьютером» | Ноябрь |
| Проведение классного часа на тему «Охрана здоровья при работе за компьютером» | Декабрь |
| Проведение совместных культурно-массовых мероприятий (поход на природу, выход в театр, кинотеатр, проведение дискотек, поход в ролердром и т.д.) | Октябрь-Январь. |
| Тест на определение компьютерной зависимости №2. | Январь |
| Анализ результатов тестирования. | Январь |
Приложение 2
Группа: | Возраст: |
Вопрос: | Нет или редко | Иногда | Часто | Очень часто | Всегда |
1. Часто ли Вы замечаете, что проводите интернете больше времени, чем намеревались? | | | | | |
2. Часто ли Вы пренебрегаете домашними делами, чтобы провести больше времени за компьютером? | | | | | |
3. Часто ли Вы предпочитаете пребывание в Виртуальной реальности реальному общению с друзьями? | | | | | |
4. Часто ли Вы заводите новые знакомства с пользователями интернета? | | | | | |
5. Часто ли окружающие интересуются количеством времени, проводимым Вами за компьютером? | | | | | |
6. Часто ли страдают Ваши успехи в учёбе или работе, так как Вы слишком много времени проводите за компьютерном (интернет/игры)? | | | | | |
7. Часто ли Вы проверяете электронную почту раньше, чем сделать что-то другое, более необходимое? | | | | | |
8. Часто ли страдает Ваша производительность труда из-за увлечения Компьютером (интернет/игры)? | | | | | |
9. Часто ли Вы занимаете оборонительную позицию и скрытничаете, когда Вас спрашивают, чем Вы занимаетесь находясь за ПК? | | | | | |
10. Часто ли Вы блокируете беспокоящие мысли о Вашей реальной жизни, утешительными мыслями о компьютерной игре? | | | | | |
11. Часто ли Вы обнаруживаете себя предвкушающим, как вновь окажетесь за компьютером (интернет/игры)? | | | | | |
12. Часто ли Вы ощущаете, что жизнь без компьютера (интернет/игры) скучна, пуста и безрадостна? | | | | | |
13. Часто ли Вы ругаетесь, кричите или иным образом выражаете свою досаду, когда кто-то пытается отвлечь Вас от пребывания за Компьютерном (интернет/игра)? | | | | | |
14. Часто ли Вы пренебрегаете сном, засиживаясь за компьютером (интернет/игра) допоздна? | | | | | |
15. Часто ли Вы предвкушаете, в какую игру будете играть, или фантазируете о пребывании в ней? | | | | | |
16. Часто ли Вы говорите себе «последняя миссия», находясь в игре? | | | | | |
17. Часто ли терпите поражение в попытках сократить время, проводимое за компьютерной игрой? | | | | | |
18. Часто ли Вы пытаетесь скрыть количество времени, проводимое Вами за компьютерном? | | | | | |
19. Часто ли Вы выбираете провести время за компьютерном (интернет/игра), вместо того, чтобы выбраться куда-либо с друзьями? | | | | | |
20. Часто ли Вы испытываете депрессию, подавленность или нервозность, будучи вне Сети и отмечаете, что это состояние проходит, как только Вы оказываетесь он-лайн? | | | | | |
21.Чувствуете ли Вы эйфорию, оживление, возбуждение, находясь за компьютером? | | | | | |
22. Требуется ли Вам проводить все больше времени за компьютером, чтобы получить те же ощущения? | | | | | |
23. Чувствуете ли вы пустоту, депрессию, раздражение, находясь не за компьютером? | | | | | |
24. Случалось ли Вам пренебрегать важными делами, в то время как Вы были заняты за компьютером, но не работой? | | | | | |
25. Проводите ли Вы за компьютерной игрой больше 3-х часов в день? | | | | | |
26. Если Вы в основном используете компьютер для учебы, участвуете ли в учебное время в чатах или обнаруживаете себя на не связанных с учебой сайтах более чем дважды в день? | | | | | |
27. Качаете ли Вы файлы с сайтов с порнографическим содержанием? | | | | | |
28. Считаете ли Вы, что с человеком легче общаться онлайн, нежели лично? | | | | | |
29. Говорили ли Вам друзья или члены семьи, что Вы слишком много времени проводите в виртуальной игровой реальности? | | | | | |
30. Мешает ли Вашей деловой активности количество времени, проводимое за компьютерной игрой? | | | | | |
31. Бывало ли такое, что Ваши попытки ограничить время, проводимое за Игрой оказывались безуспешными? | | | | | |
32. . Бывает ли так, что Ваши пальцы устают от клавиатуры или щелканья кнопкой мыши? | | | | | |
33. Случалось ли Вам лгать на вопрос о количестве времени, проводимом в Сети? | | | | | |
34. . Был ли у Вас хоть раз «синдром карпального канала» (онемение и боли в кисти руки)? | | | | | |
35. Бывают ли у Вас боли в спине чаще, чем 1 раз в неделю? | | | | | |
36. Бывает ли у Вас ощущение сухости в глазах? | | | | | |
37. . Увеличивается ли время, проводимое Вами за Компьютерными играми? | | | | | |
38. Случалось ли Вам пренебречь приемом пищи или есть прямо за компьютером, чтобы остаться в компьютерной игре? | | | | | |
39. . Случалось ли Вам пренебречь личной гигиеной, например, бритьем, причесыванием и т.п., чтобы провести это время за компьютером? | | | | | |
40. Появились ли у Вас нарушения сна и/или изменился ли режим сна с тех пор как Вы стали использовать компьютер ежедневно? | | | | | |
П
риложение №3
Приложение 4