СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Исследование функций и построение их графиков элементарными методами

Категория: Алгебра

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Исследование функций и построение их графиков элементарными методами»

Исследование функций элементарными методами и построение их графиков.

Исследование функций элементарными методами и построение их графиков.

Цели урока Содержательные: выявление уровня знаний обучающихся, систематизации знаний, формулирование обобщения знаний по теме урока Деятельностные : создание условий для самооценки обучающихся, развитие пространственного мышления, творческих способностей, навыков самостоятельной работы, умения работать в группе, развитие познавательного интереса, обучение приемам самоанализа, сопоставления, сравнения, развитие умения обобщения, систематизации знаний.

Цели урока

  • Содержательные: выявление уровня знаний обучающихся, систематизации знаний, формулирование обобщения знаний по теме урока
  • Деятельностные : создание условий для самооценки обучающихся, развитие пространственного мышления, творческих способностей, навыков самостоятельной работы, умения работать в группе, развитие познавательного интереса, обучение приемам самоанализа, сопоставления, сравнения, развитие умения обобщения, систематизации знаний.
Найдите ошибку    а) D (f)  E (f) б) нули функции  (-3;0); (-1;0); (4;0) в)  г) при  при ]

Найдите ошибку

  •  

а) D (f)

E (f)

б) нули функции

(-3;0); (-1;0); (4;0)

в)

г) при

при ]

 Постройте эскиз графика функции по данному исследованию (работа в парах).  №  п/п №  п/п Свойство 1 Свойство 1 Область определения функции y = (x).   Обозначение: D(f) или D(y) 2 2 Область определения функции y = (x).   Обозначение: D(f) или D(y) функция задана формулой функция задана формулой 3 Множество значений Функции y =  (x).   Обозначение: E( )или E(y) 3 Множество значений Функции y =  (x).   Обозначение: E( )или E(y) 4 Чётность функции, нечётность функции y = (x) (0; 3 ] Чётность функции, нечётность функции y = (x) 4 5 Периодичность функцииy =  (x) 5 четная четная Периодичность функцииy =  (x) Не периодическая 6 6 Нули функции y =  (x) Не периодическая Нули функции y =  (x) (0; 0) (0; 0) Промежутки знакопостоянства функции  y =  (x) Промежутки знакопостоянства функции  y =  (x) 7 7 У ≤ 0 при х 8 Промежутки монотонности (возрастания, убывания) функции  y =  (x) 8 Промежутки монотонности (возрастания, убывания) функции  y =  (x) Возрастает на Дополнительные значения Дополнительные значения Убывает на Х Х  2 У У 1 1  2,7 2 2  3  1,3

Постройте эскиз графика функции по данному исследованию (работа в парах).

№ п/п

№ п/п

Свойство

1

Свойство

1

Область определения функции y = (x).  Обозначение: D(f) или D(y)

2

2

Область определения функции y = (x).  Обозначение: D(f) или D(y)

функция задана формулой

функция задана формулой

3

Множество значений Функции y =  (x).  Обозначение: E( )или E(y)

3

Множество значений Функции y =  (x).  Обозначение: E( )или E(y)

4

Чётность функции, нечётность функции y = (x)

(0; 3 ]

Чётность функции, нечётность функции y = (x)

4

5

Периодичность функцииy =  (x)

5

четная

четная

Периодичность функцииy =  (x)

Не периодическая

6

6

Нули функции y =  (x)

Не периодическая

Нули функции y =  (x)

(0; 0)

(0; 0)

Промежутки знакопостоянства функции y =  (x)

Промежутки знакопостоянства функции y =  (x)

7

7

У ≤ 0 при х

8

Промежутки монотонности (возрастания, убывания) функции  y =  (x)

8

Промежутки монотонности (возрастания, убывания) функции  y =  (x)

Возрастает на

Дополнительные значения

Дополнительные значения

Убывает на

Х

Х

2

У

У

1

1

2,7

2

2

3

1,3

Проверьте себя у 2 0 -2 х -3

Проверьте себя

у

2

0

-2

х

-3

Работа в группах: исследуйте функцию  Группа 2  Группа 1 №  п/п №  п/п Свойство 1 1 Свойство Область определения функции y =f(x).   Обозначение: D(f) Область определения функции y =f(x).   Обозначение: D(f) 2 Определение или характеристика, 2 Определение или характеристика, Множество значений Функции y = f(x).   Обозначение: E(f) формула для вычисления Множество значений Функции y = f(x).   Обозначение: E(f) 3   формула для вычисления 3 функция задана формулой           y = - 1 Чётность функции, нечётность функции Чётность функции, нечётность функции         y = f(x)   y = f(x)                 №  п/п №  п/п 4 4 Свойство Свойство Периодичность функции Периодичность функции Определение или характеристика, 5 Определение или характеристика, 5 y = f(x) y = f(x) 6 формула для вычисления Нули функции  y = f(x) функция задана формулой   формула для вычисления Нули функции  y = f(x) 6 Промежутки знакопостоянства функции  y = f(x) y = - 1 Промежутки знакопостоянства функции  y = f(x)

Работа в группах: исследуйте функцию

Группа 2

Группа 1

№ п/п

№ п/п

Свойство

1

1

Свойство

Область определения функции y =f(x).  Обозначение: D(f)

Область определения функции y =f(x).  Обозначение: D(f)

2

Определение или характеристика,

2

Определение или характеристика,

Множество значений Функции y = f(x).  Обозначение: E(f)

формула для вычисления

Множество значений Функции y = f(x).  Обозначение: E(f)

3

 

формула для вычисления

3

функция задана формулой

 

 

 

 

y = - 1

Чётность функции, нечётность функции

Чётность функции, нечётность функции

 

 

 

  y = f(x)

  y = f(x)

 

 

 

 

 

 

 

 

№ п/п

№ п/п

4

4

Свойство

Свойство

Периодичность функции

Периодичность функции

Определение или характеристика,

5

Определение или характеристика,

5

y = f(x)

y = f(x)

6

формула для вычисления

Нули функции  y = f(x)

функция задана формулой

формула для вычисления

Нули функции  y = f(x)

6

Промежутки знакопостоянства функции y = f(x)

y = - 1

Промежутки знакопостоянства функции y = f(x)

Работа в группах: исследуйте функцию  Группа 4  Группа 3 №  п/п №  п/п №  п/п №  п/п 1 1  7 Свойство Свойство Свойство  7 Свойство Область определения функции y =f(x).   Обозначение: D(f) Промежутки монотонности (возрастания, убывания) функции  y =  (x) Область определения функции y =f(x).   Обозначение: D(f) Промежутки монотонности (возрастания, убывания) функции  y =  (x) Определение или характеристика, 8 Определение или характеристика, 8 2 Определение или характеристика, Определение или характеристика, 2 Множество значений Функции y = f(x).   Обозначение: E(f)     3 формула для вычисления 3 формула для вычисления Множество значений Функции y = f(x).   Обозначение: E(f) функция задана формулой   формула для вычисления   Дополнительные точки графика Дополнительные точки графика   функция задана формулой   формула для вычисления Чётность функции, нечётность функции     y = - 1 Чётность функции, нечётность функции           y =          y = f(x)   y = f(x)                         х у

Работа в группах: исследуйте функцию

Группа 4

Группа 3

№ п/п

№ п/п

№ п/п

№ п/п

1

1

7

Свойство

Свойство

Свойство

7

Свойство

Область определения функции y =f(x).  Обозначение: D(f)

Промежутки монотонности (возрастания, убывания) функции  y =  (x)

Область определения функции y =f(x).  Обозначение: D(f)

Промежутки монотонности (возрастания, убывания) функции  y =  (x)

Определение или характеристика,

8

Определение или характеристика,

8

2

Определение или характеристика,

Определение или характеристика,

2

Множество значений Функции y = f(x).  Обозначение: E(f)

 

 

3

формула для вычисления

3

формула для вычисления

Множество значений Функции y = f(x).  Обозначение: E(f)

функция задана формулой

формула для вычисления

 

Дополнительные точки графика

Дополнительные точки графика

 

функция задана формулой

формула для вычисления

Чётность функции, нечётность функции

 

 

y = - 1

Чётность функции, нечётность функции

 

 

 

 

 

y = 

 

 

 

  y = f(x)

  y = f(x)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

х

у

Работа в группах: исследуйте функцию  Группа 5  Группа 6 №  п/п №  п/п  7 Свойство  7 Свойство Промежутки монотонности (возрастания, убывания) функции  y =  (x) Промежутки монотонности (возрастания, убывания) функции  y =  (x) 8 Определение или характеристика, 8 Определение или характеристика, функция задана формулой   формула для вычисления формула для вычисления Дополнительные точки графика   Дополнительные точки графика   y =                  №  п/п №  п/п 4 4 Свойство Свойство Периодичность функции Периодичность функции 5 Определение или характеристика, Определение или характеристика, 5 y = f(x) y = f(x) формула для вычисления 6 функция задана формулой     Нули функции  y = f(x)   формула для вычисления 6 Нули функции  y = f(x) y =  Промежутки знакопостоянства функции  y = f(x)   Промежутки знакопостоянства функции  y = f(x)                           Х у По мере выполнения задания, обучающиеся полученные результаты вносят в такую же таблицу на доске. Определение или характеристику, формула для вычисления – проговаривают устно.

Работа в группах: исследуйте функцию

Группа 5

Группа 6

№ п/п

№ п/п

7

Свойство

7

Свойство

Промежутки монотонности (возрастания, убывания) функции  y =  (x)

Промежутки монотонности (возрастания, убывания) функции  y =  (x)

8

Определение или характеристика,

8

Определение или характеристика,

функция задана формулой

формула для вычисления

формула для вычисления

Дополнительные точки графика

 

Дополнительные точки графика

 

y = 

 

 

 

 

 

 

 

 

№ п/п

№ п/п

4

4

Свойство

Свойство

Периодичность функции

Периодичность функции

5

Определение или характеристика,

Определение или характеристика,

5

y = f(x)

y = f(x)

формула для вычисления

6

функция задана формулой

 

Нули функции  y = f(x)

 

формула для вычисления

6

Нули функции  y = f(x)

y = 

Промежутки знакопостоянства функции y = f(x)

 

Промежутки знакопостоянства функции y = f(x)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Х

у

По мере выполнения задания, обучающиеся полученные результаты вносят в такую же таблицу на доске. Определение или характеристику, формула для вычисления – проговаривают устно.

Постройте графики функций по Вашим исследованиям На маркерной доске:   График функции y = - 1 строит обучающийся из 4-6 группы График функции y =  строит обучающийся из 1-3 группы Обучающиеся класса строят два графика в тетрадях, затем проверяют работу друг друга, оценивают ее. Обучающийся сравнивает свою оценку с оценкой товарища и выставляет средний балл. Каким еще способом можно построить один из графиков данных функций? ВЫВОД: График функции y = - 1 можно построить и движением графика функции y =  вдоль оси абсцисс на 3 единицы влево и вдоль оси ординат на 1 единицу вниз. (строим движением эскиз графика функции y = - 1 и сравниваем с построенным ранее графиком функции на маркерной доске)

Постройте графики функций по Вашим исследованиям

На маркерной доске:

  •  

График функции y = - 1 строит обучающийся из 4-6 группы

График функции y =  строит обучающийся из 1-3 группы

Обучающиеся класса строят два графика в тетрадях, затем проверяют работу друг друга, оценивают ее. Обучающийся сравнивает свою оценку с оценкой товарища и выставляет средний балл.

Каким еще способом можно построить

один из графиков данных функций?

ВЫВОД: График функции y = - 1 можно построить и движением графика функции y =  вдоль оси абсцисс на 3 единицы влево и вдоль оси ординат на 1 единицу вниз. (строим движением эскиз графика функции y = - 1 и сравниваем с построенным ранее графиком функции на маркерной доске)

Вспомним преобразование графиков

Вспомним преобразование графиков

Вспомним преобразование графиков

Вспомним преобразование графиков

Вспомним преобразование графиков

Вспомним преобразование графиков

Итог –синквейн  Синквейн — это анализ и синтез информации, игра слова. Тема урока – одним словом. Ответьте, используя прилагательные, какая функция? Опишите действия, используя глаголы, что мы делаем с ней? Составьте предложение или словосочетание, которое выражает Ваше отношение к теме, и является своеобразным выводом. Подведите итог, выразив его одним словом.  функция

Итог –синквейн Синквейн — это анализ и синтез информации, игра слова.

  • Тема урока – одним словом.
  • Ответьте, используя прилагательные, какая функция?
  • Опишите действия, используя глаголы, что мы делаем с ней?
  • Составьте предложение или словосочетание, которое выражает Ваше отношение к теме, и является своеобразным выводом.
  • Подведите итог, выразив его одним словом.

функция

Домашнее задание. 1. Исследуйте функцию и постройте ее график y =  + 1, опишите преобразование графика функции.   2. Исследуйте функцию по данному графику. (план исследования смотри в классной работе)

Домашнее задание.

1. Исследуйте функцию и постройте ее график y =  + 1, опишите преобразование графика функции.

  •  

2. Исследуйте функцию по данному графику.

(план исследования смотри в классной работе)

Урок окончен. Удачи в решении учебных задач

Урок окончен.

Удачи в решении

учебных задач