Просмотр содержимого документа
«Городская олимпиада "История и культура храмов столицы"»
Городская исследовательская культурологическая олимпиада «История и культура храмов столицы»
На уроках ОРКСЭ рассказы о культуре и архитектуре храмов, духовных традициях вызывали большой интерес. В городской олимпиаде решали принять участие пять учащихся.
Презентация содержит первую часть работы : ответы на вопросы,
выбор храма для исследования и начало работы.
Дети узнавали: символику православных храмов, историю строительства, историю создания внутреннего убранства, святыни и иконы храма, изучали множество источников, беседовали со служителями храмов.
- Внешний цвет храма нередко отражает его посвящение - Господу, Богородице, какому-либо святому или празднику. Так, например:
- Белый - храм, освященный в честь Преображения или Вознесения Господня
- Голубой - в честь Пресвятой Богородицы
- Красный - посвященный мученику (мученикам)
- Зелёный - преподобному
- Жёлтый - святителю
- Однако, надо заметить, что всё это не догма, а лишь традиция, не везде и не всегда соблюдаемая.
- Количество, форма и цвет куполов на храмах Количество куполов на храмах символично:
- 1 - символизирует Единого Бога
- 3 - Святую Троицу
- 5 - Спаситель и четыре евангелиста
- 7 - семь таинств Церкви
- 9 - по числу ангельских чинов
- 13 - Спаситель и двенадцать апостолов
- 33 - по числу лет земной жизни Спасителя.
- Форма купола также имеет символический смысл.
- Шлемовидная форма напоминала о воинстве, о духовной брани, которую ведет Церковь с силами зла и тьмы.
- Форма луковицы — символ пламени свечи, обращающий нас к словам Христа: "Вы - свет миру".
- Замысловатая форма и яркая раскраска куполов на храме Василия Блаженного говорит о красоте Небесного Иерусалима.
- Цвет купола также важен в символике храма:
- Золото — символ небесной славы. Золотые купола были у главных храмов и у храмов, посвященных Христу и двунадесятым праздникам.
- Купола синие со звездами венчают храмы, посвященные Богородице, потому что звезда напоминает о рождении Христа от Девы Марии.
- Троицкие храмы имели зеленые купола, потому что зеленый — цвет Святого Духа.
- Храмы, посвященные святым, часто увенчаны зелеными или серебряными куполами.
- В монастырях встречаются черные купола - это цвет монашества.
Точное количество храмов в Москве сразу назвать невозможно. В состав Московской епархии Русской православной церкви официально входит около тысячи храмов и часовен. Конкурс вызвал большой интерес среди учеников, принять участие в исследовании решили четверо. Было интересно обратиться своим личным опытом познания к истории храмов, святыням и духовным традициям .
Задания 1 тура исследовательского конкурса
Покровский собор в Измайлово , посреди острова на Серебряно-Виноградном пруду, был построен в 1672-1679гг. на средства владельца усадьбы, Федора Алексеевича Романова, на месте прежней деревянной церкви.
Старая Покровская церковь была поставлена Иваном Никитичем Романовым в память о победе над врагами в Смутное время. При Никите Ивановиче Романове Измайлово начало расширяться, богатеть, обрастать многочисленными пашнями, огородами, пасеками и т.д. Был устроен даже стекольный завод. Конечно, потребовался и новый, более пышный каменный храм.
Строительство Покровского собора было поручено мастеру Ивану Кузнечику. Оно еще не было завершено, когда Федор Алексеевич взошел на престол и смог приглашать для отделки интерьера лучших мастеров Оружейной палаты. Высокий кирпичный четверик собора строился по образцу Успенского собора в Кремле – с двумя рядами узких окон, с высокими крыльцами на три стороны, с пятью мощными главами на световых барабанах. Фасады собора разделены на три части полуколоннами, а венчавшие их закомары заполнены изразцами: средние Покровский собор в Измайлово– крупными, боковые – более мелкими, печными. Крупные изразцы с рисунком «павлинье око» – изобретение знаменитого мастера Степана Полубеса.
Такими же изразцами окаймлены и верхние части подкупольных барабанов. Вообще декор собора очень богат и ярок – все окна обрамлены узорчатыми полуколонками, световые щели на барабанах – тоже.
Нижние части всех барабанов окружают ложные кокошники, а покрытие куполов – не гладкое, а ярусное, «под чешую».
Очень нарядно и единственное сохранившееся крыльцо – в древнерусском стиле, с большим кокошником наверху и со свисающими «гирьками» в проходах. Оба боковых крыльца были снесены при пристройке к собору корпусов богадельни.
Внутреннее убранство собора было довольно аскетичным, за исключением уникального иконостаса. Для его изготовления были приглашены мастера из Ярославля, Костромы, Троице-Сергиевой Лавры и собственно московские, которым не удалось справиться с огромным заказом самостоятельно. Таким образом, местный и деисусный ряд принадлежали кистям ярославских иконописцев, праздничный – лаврских, пророческий – костромских, москвичи же писали верхний ряд икон. Стены и четыре белокаменных столпа были расписаны мастерами Оружейной палаты Кремля.
Исследования ребят нашего класса все слушали с большим интересом.
Принимайте участие в олимпиаде!