СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Исследование изобразительной деятельности учащихся.

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Анализ положений о детском творчестве учёных Лабунской,Кузина,Лернера,Сакулиной,Теплова,Флериной.

Просмотр содержимого документа
«Исследование изобразительной деятельности учащихся.»

Тема : Исследование особенностей изобразительной деятельности учащихся.

Тема :

Исследование особенностей изобразительной деятельности учащихся.

Формирование творческой личности  – одна из важных задач педагогической теории и практики на современном этапе. Анализ положений о детском творчестве известных отечественных ученых –  Г.В. Лабунской, В.С. Кузина, И.Я. Лернера, Н.П. Сакулиной, Б.М. Теплова, Е.А. Флериной  формулирует  художественное творчество детей  как:
  • Формирование творческой личности  – одна из важных задач педагогической теории и практики на современном этапе.
  • Анализ положений о детском творчестве известных отечественных ученых –  Г.В. Лабунской, В.С. Кузина, И.Я. Лернера, Н.П. Сакулиной, Б.М. Теплова, Е.А. Флериной  формулирует  художественное творчество детей  как:
создание субъективно нового (значимого, прежде всего, для ребенка) продукта (рисунок, лепка, рассказ, танец, песенка, игра); создание (придумывание) к известному ранее неиспользуемых деталей, по-новому характеризующих создаваемый образ (в рисунке, рассказе и т.п.), разных вариантов изображения ситуаций, движений, своего начала, конца, новых действий, характеристик героев и т.д.; применение усвоенных ранее способов изображения или средств выразительности в новой ситуации (для изображения предметов знакомой формы – на основе овладения мимикой, жестами, вариациями голосов и т.д.); проявление инициативы во всем.
  • создание субъективно нового (значимого, прежде всего, для ребенка) продукта (рисунок, лепка, рассказ, танец, песенка, игра);
  • создание (придумывание) к известному ранее неиспользуемых деталей, по-новому характеризующих создаваемый образ (в рисунке, рассказе и т.п.), разных вариантов изображения ситуаций, движений, своего начала, конца, новых действий, характеристик героев и т.д.;
  • применение усвоенных ранее способов изображения или средств выразительности в новой ситуации (для изображения предметов знакомой формы – на основе овладения мимикой, жестами, вариациями голосов и т.д.);
  • проявление инициативы во всем.
Как же определяют  детское творчество  известные отечественные ученые? Как определяют его значение для формирования личности ребенка? Педагог  В.Н. Шацкая  считает, что в условиях общего эстетического воспитания детское художественное творчество скорее рассматривается как   метод наиболее совершенного овладения определенным видам искусства и формирования эстетически развитой личности , чем как созидание объективных художественных ценностей.
  • Как же определяют  детское творчество  известные отечественные ученые? Как определяют его значение для формирования личности ребенка?
  • Педагог  В.Н. Шацкая  считает, что в условиях общего эстетического воспитания детское художественное творчество скорее рассматривается как   метод наиболее совершенного овладения определенным видам искусства и формирования эстетически развитой личности , чем как созидание объективных художественных ценностей.
Исследователь детского творчества  Е.А.Флерина  оценивает его как  сознательное отражение ребенком отражающей действительности  в рисунке, лепке, конструировании, отражение, которое построено на работе воображения, отображении своих наблюдений, а также впечатлений, полученных через слово, картинку и другие виды искусства. Ребенок не пассивно копирует окружающее, а  перерабатывает его в связи с накопленным опытом, отношением к изображаемому.
  • Исследователь детского творчества  Е.А.Флерина  оценивает его как  сознательное отражение ребенком отражающей действительности  в рисунке, лепке, конструировании, отражение, которое построено на работе воображения, отображении своих наблюдений, а также впечатлений, полученных через слово, картинку и другие виды искусства. Ребенок не пассивно копирует окружающее, а  перерабатывает его в связи с накопленным опытом, отношением к изображаемому.
А.А.Волкова  утверждает, что воспитание творчества –  разностороннее и сложное воздействие на ребенка. В творческой деятельности взрослых принимают участие ум (знание, мышление, воображение), характер (смелость, настойчивость), чувство (любовь к красоте, увлечение образом, мыслью). Эти же стороны личности мы должны воспитывать и у ребенка для того, чтобы успешнее развивать в нем творчество.
  • А.А.Волкова  утверждает, что воспитание творчества –  разностороннее и сложное воздействие на ребенка. В творческой деятельности взрослых принимают участие ум (знание, мышление, воображение), характер (смелость, настойчивость), чувство (любовь к красоте, увлечение образом, мыслью). Эти же стороны личности мы должны воспитывать и у ребенка для того, чтобы успешнее развивать в нем творчество.
Возрастные особенности художественного восприятия зависят от физического и психического развития ребёнка. Одной из возрастных закономерностей восприятия дошкольниками и младшими школьниками искусства является наивно-реалистический способ восприятия ими искусства . Предпосылка (П.М. Якобсон, П.С. Писарский, Ю.Н. Петрова, И.С. Левшина и др.), - специфические возрастные личностные качества детей, как подражательность, эмоциональность, принятие нереального и сказочного за жизненную реальность.

Возрастные особенности художественного восприятия зависят от физического и психического развития ребёнка.

Одной из возрастных закономерностей восприятия дошкольниками и младшими школьниками искусства является наивно-реалистический способ восприятия ими искусства .

  • Предпосылка (П.М. Якобсон, П.С. Писарский, Ю.Н. Петрова, И.С. Левшина и др.), - специфические возрастные личностные качества детей, как подражательность, эмоциональность, принятие нереального и сказочного за жизненную реальность.
Данные черты восприятия связаны с определенной позицией дошкольников и младших школьников в видении ими мира, других людей и себя, называемой психологами (Ж. Пиаже) эгоцентризмом. Его характеристики: распространение собственного «Я» на воспринимаемые объекты, неприятие точек зрения других людей, принятие собственного восприятия с его иллюзиями за реальность.

Данные черты восприятия связаны с определенной позицией дошкольников и младших школьников в видении ими мира, других людей и себя, называемой психологами (Ж. Пиаже) эгоцентризмом.

Его характеристики:

  • распространение собственного «Я» на воспринимаемые объекты,
  • неприятие точек зрения других людей,
  • принятие собственного восприятия с его иллюзиями за реальность.
Ребёнок видит окружающее, руководствуясь, прежде всего смысловыми установками. Там, где у него исчерпывается запас таких установок, он самостоятельно порождает новые. Это находит свои проявления, например, в спонтанных вопросах и рассуждениях детей относительно таких универсальных категорий, как бытие и небытие, идеальное и реальное, жизнь и смерть, добро и зло, красота и безобразие и т.д. Характерной чертой процесса развития восприятия у детей является его связь с художественным творчеством.

Ребёнок видит окружающее, руководствуясь, прежде всего смысловыми установками. Там, где у него исчерпывается запас таких установок, он самостоятельно порождает новые.

Это находит свои проявления, например, в спонтанных вопросах и рассуждениях детей относительно таких универсальных категорий, как бытие и небытие, идеальное и реальное, жизнь и смерть, добро и зло, красота и безобразие и т.д.

Характерной чертой процесса развития восприятия у детей является его связь с художественным творчеством.

Русский исследователь природы и закономерностей развития детского рисунка Федор Иванович Шмит прослеживает возрастную эволюцию детского рисунка, весь путь которого делится автором на несколько циклов. http://mognovse.ru/bxf-detskie-risunki-kak-tekst-v-interpretacii-f-shmita.html

Русский исследователь природы и закономерностей развития детского рисунка

Федор Иванович Шмит прослеживает возрастную эволюцию детского рисунка, весь путь которого делится автором на несколько циклов.

  • http://mognovse.ru/bxf-detskie-risunki-kak-tekst-v-interpretacii-f-shmita.html
Интерес к детскому творчеству возник у Ф. Шмита не случайно. К середине 20-х годов XX века Федор Шмит – искусствовед, академик ВУАН, директор Государственного института истории искусств в Ленинграде, уже создал оригинальную теорию циклического развития искусства, в которой разделил по проблемам всю историю искусства на циклы. Стремясь добиться большей убедительности своей теории, Ф. Шмит параллельно попытался проверить свою гипотезу на материале детского художественного творчества. С этой целью в 1920 году Ф. Шмит создал в Харькове лабораторию по изучению этапов развития изобразительного мышления детей.
  • Интерес к детскому творчеству возник у Ф. Шмита не случайно. К середине 20-х годов XX века Федор Шмит – искусствовед, академик ВУАН, директор Государственного института истории искусств в Ленинграде, уже создал оригинальную теорию циклического развития искусства, в которой разделил по проблемам всю историю искусства на циклы.
  • Стремясь добиться большей убедительности своей теории, Ф. Шмит параллельно попытался проверить свою гипотезу на материале детского художественного творчества. С этой целью в 1920 году Ф. Шмит создал в Харькове лабораторию по изучению этапов развития изобразительного мышления детей.
Основной вывод:   дети также последовательно осваивали шесть художественно-пластических проблем, которые осваивало человечество предшествующих эпох:  проблему ритма, формы, движения, композиции, пространства и света . 

Основной вывод:

  • дети также последовательно осваивали шесть художественно-пластических проблем, которые осваивало человечество предшествующих эпох:  проблему ритма, формы, движения, композиции, пространства и света
Тексты-рисунки рассматривались Ф.Шмитом не с точки зрения художественности, а как модель эволюции изобразительного мышления человечества. Для 1-го цикла развития характерен «рефлекторно-двигательный рисунок при полном отсутствии сюжетности (изобразительности) и почти без участия зрения». Он включает в себя следующие фазы овладения рисунком: первая — это движение руки в плечевом суставе, вторая — в локтевом, третья — движение кисти, четвертая — сокращение пальцевых мышц, пятая — обретение способности к вращательным движениям руки, что каждый раз дает разные графические следы от радиальных и кривых линий до замкнутых графических форм. Этот цикл детского рисования Ф. Шмит соотносит с палеолитом.

Тексты-рисунки рассматривались Ф.Шмитом не с точки зрения художественности, а как модель эволюции изобразительного мышления человечества.

  • Для 1-го цикла развития характерен «рефлекторно-двигательный рисунок при полном отсутствии сюжетности (изобразительности) и почти без участия зрения».
  • Он включает в себя следующие фазы овладения рисунком: первая — это движение руки в плечевом суставе, вторая — в локтевом, третья — движение кисти, четвертая — сокращение пальцевых мышц, пятая — обретение способности к вращательным движениям руки, что каждый раз дает разные графические следы от радиальных и кривых линий до замкнутых графических форм. Этот цикл детского рисования Ф. Шмит соотносит с палеолитом.
2 цикл он связывает с началом овладения ребенком речью, когда рефлекторные движения руки при рисовании становятся сознательно обусловленными и нарочито исполненными. При этом рисунки создаются схематичными, выстраиваются вдоль плоскости листа по горизонтали; краски используются как носители цвета (открытые), не смешиваются; цвет — в символическом применении; раскраска — плоскостная. Этот цикл соответствует неолиту (по терминологии автора, — европейскому неизобразительному, шумерийскому, африканскому — египетскому и проч.).
  • 2 цикл он связывает с началом овладения ребенком речью, когда рефлекторные движения руки при рисовании становятся сознательно обусловленными и нарочито исполненными. При этом рисунки создаются схематичными, выстраиваются вдоль плоскости листа по горизонтали; краски используются как носители цвета (открытые), не смешиваются; цвет — в символическом применении; раскраска — плоскостная. Этот цикл соответствует неолиту (по терминологии автора, — европейскому неизобразительному, шумерийскому, африканскому — египетскому и проч.).
3 цикл исследователь соотносит с периодом полового созревания — «второе детство». Рисование характеризуется вниманием к деталям форм и попытками передать движение; ракурсы фигур отсутствуют, но применяются схемы кулисного изображения пространства и неуверенной «центральной перспективы»; цвет натуральный, но без светотени. Исторический аналог этому периоду Ф. Шмит видит в искусстве династического Египта, ассиро-вавилонской Месопотамии, Крита, Китая, Индии и проч.
  • 3 цикл исследователь соотносит с периодом полового созревания — «второе детство». Рисование характеризуется вниманием к деталям форм и попытками передать движение; ракурсы фигур отсутствуют, но применяются схемы кулисного изображения пространства и неуверенной «центральной перспективы»; цвет натуральный, но без светотени. Исторический аналог этому периоду Ф. Шмит видит в искусстве династического Египта, ассиро-вавилонской Месопотамии, Крита, Китая, Индии и проч.
4 цикл автор называет «реалистическим» и описывает его характерные признаки: изображение существующих предметов, по возможности близкое к подлинному их виду; пристрастие к динамическому содержанию; трактовка фигур с максимальной детализацией, в ракурсе и в движении; пространственные изображения с разных точек зрения; моделировка светотенью, но без единого источника освещения. Циклу, по мнению ученого, соответствует искусство Древней Греции и Рима.
  • 4 цикл автор называет «реалистическим» и описывает его характерные признаки: изображение существующих предметов, по возможности близкое к подлинному их виду; пристрастие к динамическому содержанию; трактовка фигур с максимальной детализацией, в ракурсе и в движении; пространственные изображения с разных точек зрения; моделировка светотенью, но без единого источника освещения. Циклу, по мнению ученого, соответствует искусство Древней Греции и Рима.
Для 5-го цикла , по наблюдениям Ф. Шмита, свойственны постановка и разрешение в рисунке всех живописных проблем передачи трехмерного пространства на плоскости. Осваивается система прямой перспективы с тремя пейзажными планами, система воздушной перспективы с тональной моделировкой. Эти же проблемы решали художники эпохи Возрождения в Европе. 6 цикл связан с окончанием детства и вхождением во взрослую изобразительную деятельность (сюжетные или беспредметные картины). Это — уровень проблем взрослого искусства современности.
  • Для 5-го цикла , по наблюдениям Ф. Шмита, свойственны постановка и разрешение в рисунке всех живописных проблем передачи трехмерного пространства на плоскости. Осваивается система прямой перспективы с тремя пейзажными планами, система воздушной перспективы с тональной моделировкой. Эти же проблемы решали художники эпохи Возрождения в Европе.
  • 6 цикл связан с окончанием детства и вхождением во взрослую изобразительную деятельность (сюжетные или беспредметные картины). Это — уровень проблем взрослого искусства современности.
Итак, отдельные исторические эпохи Ф. И. Шмит сопоставлял со «стадиями» возрастного развития детского рисунка и рекомендовал соотносить учебный материал из истории искусства и учебные задачи в детских занятиях рисованием с точностью до периодов, фаз и секунд. Данная периодизация Ф.И. Шмита не является единственной. Существуют также периодизации Г. Кершенштейнера, А.В. Бакушинского, Г.В. Лабунской и др. На основе этих периодизаций построены многие современные исследования.

Итак, отдельные исторические эпохи Ф. И. Шмит сопоставлял со «стадиями» возрастного развития детского рисунка и рекомендовал соотносить учебный материал из истории искусства и учебные задачи в детских занятиях рисованием с точностью до периодов, фаз и секунд.

Данная периодизация Ф.И. Шмита не является единственной. Существуют также периодизации Г. Кершенштейнера, А.В. Бакушинского, Г.В. Лабунской и др. На основе этих периодизаций построены многие современные исследования.

Исследователь детского рисунка Георг Кершенштейнер, вычленив основные вехи, по которым идет развитие у человека навыков рисования, в конце ХIХ- начале ХХ в. распределил весь этот процесс на четыре ступени, соотнося их с возможностями периодов младенчества, детства, отрочества и юности (Кершенштейнер Г. Развитие художественного творчества ребенка. — М., 1914).
  • Исследователь детского рисунка Георг Кершенштейнер, вычленив основные вехи, по которым идет развитие у человека навыков рисования, в конце ХIХ- начале ХХ в. распределил весь этот процесс на четыре ступени, соотнося их с возможностями периодов младенчества, детства, отрочества и юности (Кершенштейнер Г. Развитие художественного творчества ребенка. — М., 1914).
Психолог Выготский Л.С. анализируя этапы изобразительного творчества детей, вслед за Кершенштейнером выделяет стадию каракулей (до 3-4 лет), стадию схематических изображений (до 7 лет), стадию появления чувства формы и линии (до 10 лет), стадию правдоподобного изображения (до 10 лет), с 11 лет – стадию пластического изображения (Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. – СПб.:СОЮЗ, 1997, 97 с.).
  • Психолог Выготский Л.С. анализируя этапы изобразительного творчества детей, вслед за Кершенштейнером выделяет стадию каракулей (до 3-4 лет), стадию схематических изображений (до 7 лет), стадию появления чувства формы и линии (до 10 лет), стадию правдоподобного изображения (до 10 лет), с 11 лет – стадию пластического изображения (Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. – СПб.:СОЮЗ, 1997, 97 с.).
Искусство и образование. - 1996. -№ 2, с. 43-51        Художник-педагог Галина Лабунская   http://igrateshka.ru/index.php/games/methodcabinet/1737-khudozhnik-pedagog-galina-labunskaya

Искусство и образование. - 1996. -№ 2, с. 43-51

Художник-педагог Галина Лабунская http://igrateshka.ru/index.php/games/methodcabinet/1737-khudozhnik-pedagog-galina-labunskaya

Фомина Н.Н. Детский рисунок: изучение, хранение и экспонирование - Ижевск: ERGO, 2007. — 164 с.: ил.   Содержание: От автора. О чем может рассказать детский рисунок?  Детский рисунок как феномен художественной культуры .  Теоретические предпосылки изучения детского рисунка.  Изобразительное творчество детей и подростков в европейской культуре.  Целостный художественно-педагогический метод анализа произведений детского творчества.  Детский рисунок - источник историко-культурного просвещения .  Музей детского рисунка Г.В. Лабунской.  Музей художественного творчества детей в контексте художественно-педагогического образования.  Музей детского рисунка в системе эстетического воспитания подрастающего поколения.  Заключение.  Приложение.

Фомина Н.Н. Детский рисунок: изучение, хранение и экспонирование - Ижевск: ERGO, 2007. — 164 с.: ил.

Содержание:

От автора. О чем может рассказать детский рисунок? Детский рисунок как феномен художественной культуры . Теоретические предпосылки изучения детского рисунка. Изобразительное творчество детей и подростков в европейской культуре. Целостный художественно-педагогический метод анализа произведений детского творчества. Детский рисунок - источник историко-культурного просвещения . Музей детского рисунка Г.В. Лабунской. Музей художественного творчества детей в контексте художественно-педагогического образования. Музей детского рисунка в системе эстетического воспитания подрастающего поколения. Заключение. Приложение.

Ученый-практик А. В. Бакушинский, выделяя стадии развития детского рисунка, ставил их в зависимость от двигательной, двигательно-зрительной и зрительной установки психики (Бакушинский А.В. Художественное творчество и воспитание. — М., 1925).
  • Ученый-практик А. В. Бакушинский, выделяя стадии развития детского рисунка, ставил их в зависимость от двигательной, двигательно-зрительной и зрительной установки психики (Бакушинский А.В. Художественное творчество и воспитание. — М., 1925).

Копцева Т. А. старший научный сотрудник ФГНУ «Институт художественного образования» Российской академии образования, член правления МТОО «Союз педагогов-художников», кандидат педагогических наук, доцент « Возрастные особенности изображения собак в детском рисунке: на основе анализа экспонатов международной передвижной выставки детского рисунка «Собака-верный друг»»

  • http://art-teacher.ru/archives/1253
  • семь ступеней эволюции изобразительных образов: 1 стадия – с 2-3 лет – бесформенных изображений (процессуальность); 2 стадия – с 3-5 лет – примитивных изображений (ассоциация следа, головоноги); 3 стадия – с 4-7 лет – схематических изображений (упрощенные изображения); 4 стадия – с 5-10 лет – правдоподобных изображений (головастики); 5 стадия – с 10-14 лет – пластических изображений (пропорционально-объемное видение); 6 стадия – с 13 лет – символических изображений (абстрактно-логическое видение); 7 стадия – индивидуального стиля (формируется с детства, может оформиться в подростковом возрасте и развиваться в юношеском, иногда, как озарение, открытие собственного стиля приходит в преклонном возрасте и др.), эта стадия не имеет границ, поскольку индивидуальность художника все время находится в развитии, поэтому и изобразительный авторский стиль претерпевает изменения .
Тема «Возрастные особенности восприятия картины ребенком»

Тема

«Возрастные особенности восприятия картины ребенком»

 Для ребенка 2-3 лет :  осваивать музей как необычную среду;  становится зрителем картин, с ограниченным кругом задач (узнавание отдельных изображений объектов на картине- знакомые предметы, находящиеся на переднем плане, крупные и яркие, полностью видные) Такое зрительное восприятие соответствует и особенностям собственного графического творчества. В среднем между 2,5-3 годами ребенок переходит от каракуль к изобразительной стадии рисования, когда на листе бумаги появляются первые человечки « головоногие».

Для ребенка 2-3 лет :

осваивать музей как необычную среду;

становится зрителем картин, с ограниченным кругом задач (узнавание отдельных изображений объектов на картине- знакомые предметы, находящиеся на переднем плане, крупные и яркие, полностью видные) Такое зрительное восприятие соответствует и особенностям собственного графического творчества. В среднем между 2,5-3 годами ребенок переходит от каракуль к изобразительной стадии рисования, когда на листе бумаги появляются первые человечки « головоногие».

 Главное психологическое достижение на этой возрастной ступени состоит в самом открытии, что изображение обозначает, является заместителем реального объекта, которое можно опоздать. Задачи 3-4 летнего зрителя картины усложняется- появляется познавательный аспект: важно сделать акцент на выделение значимых признаков, по которым объект опознается. Цвет – предметен, является признаком объекта. Эмоциональное переживание цвета как выразителя состояния предмета и отношения к нему придет после 5 лет.

Главное психологическое достижение на этой возрастной ступени состоит в самом открытии, что изображение обозначает, является заместителем реального объекта, которое можно опоздать.

  • Задачи 3-4 летнего зрителя картины усложняется- появляется познавательный аспект: важно сделать акцент на выделение значимых признаков, по которым объект опознается. Цвет – предметен, является признаком объекта. Эмоциональное переживание цвета как выразителя состояния предмета и отношения к нему придет после 5 лет.
4-летнего ребенка важно учить рассматривать изображение, узнавая по признакам, выделяя детали, проявляются эстетические чувства и понятия «красоты». В 4-5 лет ребенка зрителя начинают интересовать взаимодействие персонажей, события, сюжет. В рисовании проявляется в пространственной организации листа как мира, с линией земли внизу, линией неба наверху и сюжетным разворотом событий в виде фризовой композиции. Герои рисунка индивидуализированы, имеют хорошо читаемые, опознавательные признаки, активны и взаимодействуют друг с другом.
  • 4-летнего ребенка важно учить рассматривать изображение, узнавая по признакам, выделяя детали, проявляются эстетические чувства и понятия «красоты».
  • В 4-5 лет ребенка зрителя начинают интересовать взаимодействие персонажей, события, сюжет.

В рисовании проявляется в пространственной организации листа как мира, с линией земли внизу, линией неба наверху и сюжетным разворотом событий в виде фризовой композиции. Герои рисунка индивидуализированы, имеют хорошо читаемые, опознавательные признаки, активны и взаимодействуют друг с другом.

В психической жизни ребенка наряду с непосредственными реакциями усиливаются дистанцированные . Впечатления, полученные в залах музея, позже всплывают в играх, фантазиях, рисунках. Развивается умение подражать и перевоплощаться, осваивается ролевая игра как средство познания и проживание нового опыта, что делает привлекательным для детей праздники-маскарады по мотивам сюжетов картин в музее. Рассматривая картины дети учатся опознавать действия и сюжет, с удовольствием слушают рассказы о мифологических героях.  Взрослые отмечают небольшое отставание возможностей ребенка-зрителя от его способности выражать сложные события в собственном творчестве.

В психической жизни ребенка наряду с непосредственными реакциями усиливаются дистанцированные . Впечатления, полученные в залах музея, позже всплывают в играх, фантазиях, рисунках. Развивается умение подражать и перевоплощаться, осваивается ролевая игра как средство познания и проживание нового опыта, что делает привлекательным для детей праздники-маскарады по мотивам сюжетов картин в музее. Рассматривая картины дети учатся опознавать действия и сюжет, с удовольствием слушают рассказы о мифологических героях. Взрослые отмечают небольшое отставание возможностей ребенка-зрителя от его способности выражать сложные события в собственном творчестве.

Для 5-6 летнего ребенка характерно развитие эмоционального переживания событий и образов картин с достаточно широкой и богатой гаммой чувств, с морально-психологической эстетической оценкой. Появляется интерес к портретам , анималистической живописи, бытовому жанру . В изо увеличивается сложность и разнообразие тем и сюжетов рисунков, а так же становится заметна личная позиция ребенка-автора по отношению к своим произведениям. Цвет - символическим средством эмоциоанльно-оценочной характеристики героев. В этом возрасте ребенок становится полноценным зрителем искусства в музее, т.к. появляется эмоциональная, эстетическая и духовно-нравственная оценка событий картины.
  • Для 5-6 летнего ребенка характерно развитие эмоционального переживания событий и образов картин с достаточно широкой и богатой гаммой чувств, с морально-психологической эстетической оценкой. Появляется интерес к портретам , анималистической живописи, бытовому жанру . В изо увеличивается сложность и разнообразие тем и сюжетов рисунков, а так же становится заметна личная позиция ребенка-автора по отношению к своим произведениям. Цвет - символическим средством эмоциоанльно-оценочной характеристики героев. В этом возрасте ребенок становится полноценным зрителем искусства в музее, т.к. появляется эмоциональная, эстетическая и духовно-нравственная оценка событий картины.
6-7 летнего зрителя увлекает сюжетное содержание картины и его оценка, ему хочется фантазировать, проживает события вместе с героями картины. Рисование становится более повествовательным , свободным в выразительных средствах, композиционно усложняется. В разговоре с картиной, включать историко-культурный план. Ребенку важно логическое объяснение событий . Его интересуют различные сюжеты – мифологические, исторические, батальные . В 7-8 лет у детей –зрителей усиливается интерес к системам построения картины, к их композиционной, пространственно-временной и событийной организации.
  • 6-7 летнего зрителя увлекает сюжетное содержание картины и его оценка, ему хочется фантазировать, проживает события вместе с героями картины.

Рисование становится более повествовательным , свободным в выразительных средствах, композиционно усложняется. В разговоре с картиной, включать историко-культурный план. Ребенку важно логическое объяснение событий . Его интересуют различные сюжеты – мифологические, исторические, батальные .

  • В 7-8 лет у детей –зрителей усиливается интерес к системам построения картины, к их композиционной, пространственно-временной и событийной организации.
Это проявляется и в рисунках. Ребенок открывает существование параллельных миров. Этот период благоприятный для обретения навыков диалога в общении по поводу искусства. В 8-9 лет усиливается интерес к познанию, новой информации, фактам. Есть тенденция к затуханию собственной изобразительной активности. Важно расширять художественную эрудицию детей, знакомить их с разными видами искусства, жанрами, школами, именами художников. В 10-11 лет «естественный кризис» детского рисования. В это время ребенок начинает осознавать существование мастерства художника, появляется интерес к тому как выполнена работа.

Это проявляется и в рисунках. Ребенок открывает существование параллельных миров. Этот период благоприятный для обретения навыков диалога в общении по поводу искусства.

  • В 8-9 лет усиливается интерес к познанию, новой информации, фактам. Есть тенденция к затуханию собственной изобразительной активности. Важно расширять художественную эрудицию детей, знакомить их с разными видами искусства, жанрами, школами, именами художников.
  • В 10-11 лет «естественный кризис» детского рисования. В это время ребенок начинает осознавать существование мастерства художника, появляется интерес к тому как выполнена работа.
Это продолжается и в 13-14 лет когда растет интерес к творческой личности и судьбе художника. В этот период подростки читают биографические книги о художниках, им нравятся документальные произведения, в это время подростки могут выступать в роли экскурсоводов, лекторов. Продолжается интерес к технологии искусства.  Период 14-18 лет переходный к юношескому возрасту. У некоторых формируется осознанное обращение к художественному творчеству . Отношение к искусству в музее становится как к школе творческого духа и профессионального мастерства.
  • Это продолжается и в 13-14 лет когда растет интерес к творческой личности и судьбе художника. В этот период подростки читают биографические книги о художниках, им нравятся документальные произведения, в это время подростки могут выступать в роли экскурсоводов, лекторов. Продолжается интерес к технологии искусства.
  • Период 14-18 лет переходный к юношескому возрасту. У некоторых формируется осознанное обращение к художественному творчеству . Отношение к искусству в музее становится как к школе творческого духа и профессионального мастерства.
1. «Военное судно» 2. «Футболисты» 4. «Пейзаж» Скольким авторам принадлежат рисунки? 3. «Кораблик»

1. «Военное судно»

2. «Футболисты»

4. «Пейзаж»

Скольким авторам принадлежат рисунки?

3. «Кораблик»

Основная литература (педагогика, психология)

  • Ермолаева-Томина Л.Б. Психология художественного творчества. – М.: Академический проект: Культура, 2005. - 304 с.
  • Немов Р.С. Психология. Кн. Ш. Психология образования. - М., 2009. - С.65-87.
  • Петрушин В.И. Психология и педагогика художественного творчества: Учебное пособие для вузов. – М.: Академический проект; Гаудеамус, 2008. – 490 с.
  • Синкевич И.А. Психология художественного творчества: Учебное пособие. - Мурманск: МГПУ, 2008.
  • Синкевич И.А. Практикум по психологии художественного творчества: Учебное пособие для студентов педагогических вузов. - Мурманск: МГПУ, 2009.
  • Синкевич И.А. Проблема развития одаренности, таланта и креативности личности в образовательном пространстве // Психология обучения. – М., 2010. - № 2 февраль. – С. 71-79.
  • Синкевич И.А. Диагностика готовности будущих учителей к полихудожественной деятельности // Педагогические технологии. – М.., 2010. - № 2. – С. 20-44.
  • Синкевич И.А . Психолого-педагогический подход к развитию одаренности детей в системе образования// Одаренные дети: проблемы, перспективы, развитие: материалы региональной научно-практической конференции с международным участием «Одаренные дети: проблемы, перспективы, развитие» 23-24 марта 2011. –СПб. АППО, 2011. – С.154-164.
  • Синкевич И.А. Психология и педагогика художественного творчества: Учебное пособие. - Мурманск: МГПУ, 2012.
  • Фьюсел Б., Лихач А.В . Супермозг: тренинг интуиции и творческого мышления. - Ростов н/Д: Феникс, 2007. – 224 с.
Дополнительная литература Годфруа Ж . Что такое психология: В 2-х т. - Т.1. - М.: Мир, 1996. - С.436-442. Дружинин В.Н. Психология общих способностей. - СПб.: Питер, 1999. - С.183-188. Изард К.Э. Психология эмоций. - СПб.: Питер, 2000. Меерович М.И., Шрагина Л.И. Технология творческого мышления: Практическое пособие. - Мн.: Харвест, М.: АСТ, 2000. - С. 111- 144. Практикум по возрастной и педагогической психологии / Авт.-сост. Е.Е.Данилова; Под ред. И.В.Дубровиной. - М.: Академия, 1999. - С. 91-97. Практикум по возрастной психологии / Под ред. Л.А. Головей, Е.Ф.Рыбалко. - СПб.: Речь, 2001. Прихожан А.М. Диагностика эмоционально-ценностного отношения к себе у детей 5-9 лет // Детский практический психолог. - Июль. - 1995. - С. 32-35. Сапогова Е.Е. Практическое руководство по развитию воображения дошкольников. - Тула: Приокское книжное издательство, 1995. - С. 46-49, 62-75. Торшилова Е.М., Морозова Т.В. Развитие эстетических способностей детей 3-7 лет (Теория и диагностика) - М., 1993. Урунтаева Г.А. Диагностика психологических особенностей дошкольника: Практикум для студ. средн. и высш. учебн. заведений и работников дошк. учреждений. - М.: Академия, 1999. - С. 76-79.

Дополнительная литература

  • Годфруа Ж . Что такое психология: В 2-х т. - Т.1. - М.: Мир, 1996. - С.436-442.
  • Дружинин В.Н. Психология общих способностей. - СПб.: Питер, 1999. - С.183-188.
  • Изард К.Э. Психология эмоций. - СПб.: Питер, 2000.
  • Меерович М.И., Шрагина Л.И. Технология творческого мышления: Практическое пособие. - Мн.: Харвест, М.: АСТ, 2000. - С. 111- 144.
  • Практикум по возрастной и педагогической психологии / Авт.-сост. Е.Е.Данилова; Под ред. И.В.Дубровиной. - М.: Академия, 1999. - С. 91-97.
  • Практикум по возрастной психологии / Под ред. Л.А. Головей, Е.Ф.Рыбалко. - СПб.: Речь, 2001.
  • Прихожан А.М. Диагностика эмоционально-ценностного отношения к себе у детей 5-9 лет // Детский практический психолог. - Июль. - 1995. - С. 32-35.
  • Сапогова Е.Е. Практическое руководство по развитию воображения дошкольников. - Тула: Приокское книжное издательство, 1995. - С. 46-49, 62-75.
  • Торшилова Е.М., Морозова Т.В. Развитие эстетических способностей детей 3-7 лет (Теория и диагностика) - М., 1993.
  • Урунтаева Г.А. Диагностика психологических особенностей дошкольника: Практикум для студ. средн. и высш. учебн. заведений и работников дошк. учреждений. - М.: Академия, 1999. - С. 76-79.