СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Исследование лесных пожаров

Нажмите, чтобы узнать подробности

Исследовательская работа в рамках дополнительного образования "Юный лесовод" "Исследование лесных пожаров" выполнила ученица 7 класса. В исследовательской работе отражены проблемы предотвращения лесных пожаров, их вред  для животных и растений.

Просмотр содержимого документа
«Исследование лесных пожаров»

16



Филиал муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения Сосновской средней общеобразовательной школы №1 в с. Атманов Угол





Учебно-исследовательская работа

Номинация



Выполнил работу: Просветова Полина 7 класс

Руководитель: Курицына Любовь

Владимировна, учитель начальных классов

2021



Содержание:

1. Введение…………………………………………………………………..

2. Лесные пожары как часть экологической проблемы…………………………………………………………………….

3. Проблемы лесов …………….…………………………………………..

4.Виды пожаров и причины их возникновения……………. …………..

5. Пожары и экология …………… ………………...................................

6. Разрушительные последствия пожаров…………………..…………………………………………………...

7. Способы тушения пожаров……………………………………………………………………….

8. Предотвращение пожаров…………………………………………………

9. Проведение опыта…………………………………………………………

10. Изучение мнения школьников о разрушающем действии лесных пожаров………………………………………………………………………

11. Список использованной литературы……………………………………

12.Приложение…………………………………………………………………





















1. Введение.

Из-за своей неправильной деятельности, человек наносит вред окружающей среде. Лесные пожары наносят огромный урон нашей природе. Меня беспокоит эта тема, потому что в результате пожаров гибнут леса, многочисленные его обитатели, гибнут растения, а некоторые их виды исчезают вовсе.

Рис. 1 Ученики начальных классов в школьном питомнике.

Я живу в замечательном месте, где кругом красивые леса в лесу разнообразие животных и растений. Я очень люблю лес и хочу, чтоб он оставался таким долго и чтоб дети и внуки любовались этой красотой!

Актуальность выбранной темы:

В этом году случалось очень много пожаров, некоторые из них по вине человека. Я хочу узнать, какой вред приносят пожары лесу?

Проблема: Выявление экологических проблем после лесных пожаров.

Цель:  выяснить, какие экологические проблемы приносят лесные пожары. Задачи:

• как влияют пожары на экологию;

• выявить причины возникновения пожаров и их устранения;

• исследовать влияние действия огня на растительные и живые организмы;

• проверить знания учеников о правилах поведения в лесу и других зонах отдыха в пожароопасный период;

• рассказать своим одноклассникам об экологических проблемах лесных пожаров.

Объектом исследования: лесные пожары.

Гипотеза: предполагаю, что лесные пожары приносят значительный ущерб человеку и окружающему миру.

Методы исследования:

Теоретический (изучение литературы по теме исследования)

Эмпирический (эксперимент, наблюдение, сравнение, обобщение и выводы)

Значимость и ценность работы – заключается в том, что данный материал можно использовать на уроках биологии.


2.Лесные пожары как часть экологической проблемы.

Богат и разнообразен растительный мир нашей страны. Если попытаться охватить взглядом просторы Родины с космических высот, можно увидеть, как с севера на юг происходит закономерная смена растительного покрова и значительная доля в этой живописной картине отводится лесам. Лесные зоны занимают почти половину площади России. Поэтому Россию не случайно называют «лесной державой».

Лес способен и лечить и радовать, не беречь его – себя обкрадывать!

Экологи, или защитники природы обеспокоены состоянием растительного мира на нашей планете. И не случайно. В последнее время участились пожары, которые охватывают огромные территории лесов.

Можно с уверенностью сказать, что сейчас в России пожаров в 10 раз больше, чем 100 лет назад. Ежегодно их происходит около 300 тысяч. Пожарами наносится значительный экономический ущерб, который часто становится катастрофическим.


3. Проблемы лесов

Красивы леса Тамбовской области! Можно любоваться бесконечно и очень хочется, чтобы они оставались такими всегда. Наше село со всех сторон окружает смешанный лес, очень приятно погулять по лесу. Гуляя по лесу я вижу, что очень много свалено мусора, а мусор это огонь.

Причины возникновения пожаров по вине человека следующие:

а) брошенная горящая спичка или окурок;

б) охотник выстрелил, пыж начал тлеть или загорелся;

в) механизатор ремонтировал технику и оставил промасленный обтирочный материал, затем бросил и окурок;

г) турист не погасил костер;

д) осколок стекла, брошенный на солнечном месте, как линза, сфокусировал лучи солнца;

е) хозяйственные работы в лесу.

4. Виды пожаров и причины их возникновения.

1. Низовые

2. Подземные (торфяные)

3. Верховые

Низовые пожары - горят нижние части деревьев, трав, валежника, пни, корни. Скорость распространения – от 1 до 3 метров в минуту; высота пламени – от 0,5 до 1,5 метров.

Верховой беглый пожар возможен при сильном ветре. Скорость – от 5 до 100 метров в минуту. От 5 до 30 километров в час. Температура пожара от 900 до 1200 градусов

Торфяные (подземные) пожары.

В нашей местности возникают лесные пожары двух видов: низовой, верховой. Наиболее часто встречается низовой. При низовом пожаре горит подстилка и лишайники, мхи, мелкий кустарник, подрост, травяная растительность, а также хворост и валежник. Низовой пожар может быть беглыми и устойчивыми. Беглый распространяется со скоростью движения огня по ветру до 1 километра в час, температура достигает 400 градусов. Такие пожары чаще всего бывают весной. В результате беглого пожара уничтожается самосев леса, хвойный подрост, обгорает кора нижней части деревьев и обнаженные корни. Низовые пожары нередко переходят в верховые. Ни один верховой пожар не возникают без низового. Делятся верховые пожары также на устойчивые и беглые. При этом сгорают все то, что и при низовом пожаре, а также ветви и стволы деревьев. Выгорает почва, которая может восстановиться через многие десятилетия Повреждённые огнём деревья ослабевают, на них нападают насекомые-вредители, дереворазрушающие грибы, и дерево, которое могло жить десятки лет, через 3-4 года погибает. В результате верхового пожара лес становится безжизненным, превращается в сухостой, десятки лет на площади, пройденной повальным пожаром, ничто не растет, и из живых существ никто, кроме вредных насекомых, не обитает.

По статистики всего 10% всех лесных пожаров происходит от удара молнии, остальные 90% по вине человека. Это небрежное отношение, безответственность, халатность, равнодушие. Большинство пожаров возникает в местах пикников, сбора грибов и ягод, во время охоты, от брошенной горящей спички, сигареты, непотушенного костра.

К сожалению, в огне гибнут наиболее красивые места, которые люди выбирают для отдыха или походов.

5. Пожары и экология.

Пожары оказывают существенное влияние на окружающую среду, загрязняя ее продуктами горения.

Загрязнение воды.

При тушении пожара вода, соприкасаясь с раскаленными веществами, превращается в пар. И пар, и вода насыщаются отравляющими веществами. Пар попадает в атмосферу и дополнительно участвует в круговороте веществ между сушей и океаном, выпадая в виде кислотных дождей и снега. Вода атмосферных осадков с места пожаров в конечном итоге попадает в озера, моря, проникает в почву и долгое время сохраняется в биосфере.

Сгорание воздуха при пожаре.

Процесс горения любого вещества сопровождается не только выбросом в атмосферу раскаленных продуктов сгорания и тепловым излучением, но и потреблением значительных объемов воздуха.

При пожарах в лесах, расходуется более 7000 м3 воздуха.

В огне сгорают значительные объемы кислорода, создавая опасность для жизни людей в случае понижения в зоне пожара концентрации кислорода (менее 16 %), которая в случае массовых пожаров может понизиться до 10, а иногда до 6%.

Токсичность продуктов сгорания.

Особая опасность заключается в том, в атмосферу поступает огромное количество угарного газа, сажи, аммиака. Например, в продуктах сгорания древесины найдено 220 веществ которые относятся к числу наиболее опасных веществ.

Вредные вещества способны подниматься в атмосферу на высоту 12 км. Их высокая концентрация может вызвать образование токсичного облака, которое образуется при извержении вулканов.

Пожар вызывает сильнейший выброс углекислого газа в атмосферу, провоцируя возникновение «парникового эффекта» в виде неблагоприятных изменений климата.


6.Разрушительные последствия пожаров.

Пожары представляют экологическую опасность для всех живых организмов и, прежде всего для людей.

Ущерб для здоровья человека.

В огне сгорают дома, гибнут люди. Дым от пожаров едкий, темный, густой. Он неприятно пахнет, вызывает раздражение глаз и дыхательных путей. Нарушаются функции легких, что может стать причиной преждевременной смерти. Вдыхаемые вредные вещества способны вызвать заболевания крови, слабеют защитные силы организма.

Замечу, что именно пожарные подвергаются, так называемому накапливаемому отравлению, небольшие дозы отравляющих веществ, регулярно получаемые ими во время ликвидации пожаров, в конечном итоге приводят к тому, что пожарные приобретают профессиональные заболевания легких, желудочно-кишечного тракта, онкологические заболевания.

Ущерб для окружающей среды.

Животные и птицы очень боятся огня. Их после пожаров практически не остается. Те, кто смогли спастись – вынуждены искать новые места обитания. Но много животных либо просто сгорает, либо задыхается в дыму. Лесники находят останки зайчат, лисят, белок, ежей, мелких грызунов, они погибают практически все.

Некоторые виды птиц вообще исчезают, так как улетают в места, где более благоприятные условия. Исчезают ласточки, синицы, соловьи, пеночки и другие птицы. Сгорают почти все гнезда, птенцы

Кабаны, олени, лоси, медведи большими группами переходят в более безопасные места. Пожары лишают пропитания многих животных, обитающих в лесу. Выгорают ягодники и грибницы, которыми питаются многие птицы и мелкие лесные обитатели

В огне погибают многие насекомые, их личинки, куколки. В огне горят все живые существа - жужелицы, божьи коровки, дождевые черви и другие. Многие из них участвуют в процессе образования почвы и являются «санитарами» леса. При этом начинают активно размножаться насекомые-вредители, которые вызывают болезни леса

Во время выжигания страдает плодородный слой, в огне гибнут корни и семена практически всех растений. Выживают лишь глубоко находящиеся в почве корни. Взамен богатой растительности появляются сорняки.

После низового пожара, лес восстанавливается полностью примерно через десять лет. А после верхового пожара лес вымирает. Чтобы лес стал снова полноценным после верхового пожара нужно минимум 40-60 лет.

7. Способы тушения пожаров.

Лесные пожары представляют собой неуправляемое горение растительности, распространяющееся по территории леса. На занятиях в кружке «Юный лесовод», я узнала, что для тушения пожаров применяют следующие приемы:

-Захлестывание или забрасывание землёй кромки низового пожара.

- Прокладка минерализованных полос и канав

- Тушение пожаров водой или растворами специальных химикатов.

- Отжиг или пуск встречного огня.

Выбор способа тушения лесного пожара зависит от характера самого пожара, погодных условий, наличия сил и средств пожаротушения и возможности доставки их к месту пожара. Главное – оперативность.

Если вы заметили в лесу небольшой пожар, то можете попытаться его потушить. Небольшой пожар тушат при помощи веников из зеленых веток, мешковиной, брезентом или одеждой. Огонь надо захлестывать, сметать в сторону очага пожара, небольшие языки пламени затаптывать ногами .

• Можно забрасывать кромку пожара землёй. Не надо лезть в гущу кустарника или хвойного подроста - всё равно не потушишь, а задохнуться можно;

• Прежде, чем бросить спичку или окурок на землю, его надо потушить;

• Не разводить костёр в неположенном месте и потушить его при уходе;

• Если есть лопата, кромку огня можно засыпать грунтом;

• нельзя сразу оставлять место пожара, даже если очаг затушен, т. к. огонь может разгореться вновь.

При нахождении в зоне пожара рекомендуется, если это возможно, окунуться в одежде в ближайшем водоеме. Выйдя из него, обернуть голову мокрой рубашкой или чем-либо другим. Во избежание вдыхания горячего воздуха или дыма нужно дышать через мокрую ткань воздухом, прилегающим к земле, и двигаться под прямым углом по направлению к пожару. При подходе пожара к населенному пункту, и когда нет сил с ним бороться – население эвакуируется. Личные вещи в этом случае можно спасти в каменных домах, подвалах или просто ямах, засыпав землей.


8.Предотвращение пожаров.

Для решения проблемы лесных пожаров разработано большое количество специальных мероприятий. Противопожарные и профилактические действия планируются и проводятся обязательно в указанные сроки. От их качественного исполнения зависит вероятность возникновения очагов огня в лесах и распространения его по окружающей местности.

Охрана лесов от пожаров содержит следующие предупредительные работы:

• обязательная санитарная вырубка леса. Она проводится по мере старения деревьев и поражения их короедами;

• зачистка участков леса от возможного возгорания. Создаются минерализованные полосы, расстояние между которыми должно достигать шестидесяти метров. Слой надпочвенного покрова между полосами выжигается;

• установка заградительных препятствий со средствами тушения пожара;

• строительство лесных дорог и посадочных площадок для спасательных вертолетов;

• обустройство водоёмов и подъездов к ним;

• отведение и благоустройство зон для отдыхающих граждан.

Но даже при соблюдении всех этих нехитрых правил, пожары в лесах остаются частым явлением. А всё потому, что особую опасность для леса представляют туристы. Они оставляют после себя костры, которые зачастую становятся причинами возгорания. Поэтому наряду с непосредственными профилактическими мерами по защите лесов, проводится инструктаж населения.


Практическая часть.


9. Проведение опыта «У костра».

Цель: выяснить как влияет дым на здоровье человека?

  В опыте участвовали родственники и друзья: 4 человека.

На выходных мои родные решили встретиться на свежем воздухе и весело провести время. Мы разожгли костер для приготовления шашлыка. Все старались быть ближе к огню, потому что от него веяло теплом и аппетитно пахло. Прошло 3 часа и все отправились домой. В этот момент я опросила своих родных и выяснилось:

1. появилась общая слабость- 3ч;

2. тяжесть в голове;

3. у бабушки даже заболела голова;

4. покраснение лица- 4 ч;

5. сонливость- 3ч;

Почти все родственники жаловались на неприятный запах от одежды.

   Так как эти симптомы включены в список основных признаков отравления дымом можно сделать 

вывод: дым отрицательно воздействует на здоровье человека


10. Изучение мнения школьников и взрослых о значении леса и разрушающем действии лесных пожаров. В анкетировании участвовали 27 человек:

  1. Для вас  лес - это …….?              

А. место отдыха

Б. кладовая
В. аптека

Г. источник древесины  

Д. источник топлива
Е. источник физического и психического здоровья людей, эликсир от душевных болезней


2) Какое значение для природы играет лес?

А. источник кислорода на Земле
Б. защита почвы от эрозии
В. улучшает климат приземного слоя воздуха
Г. водоохранная роль

Д. местообитание животных, растений, защита от суховеев, пыльных бурь.


3) Как вы думаете, по чьей вине происходит большинство лесных пожаров?

А. самовозгорание от молнии

Б. От брошенной спички или сигареты

В. от не затушенного костра

Г. другие причины


4) Ваше отношение к лесным поджогам?

А. отрицательное

Б. не задумывался

В. Равнодушное

Г. не могу ответить





   Результатом анкетирования учащихся 1-9 классов нашей школы стали следующие результаты:

№ п/п

№1

№2

№3

№4

А





Б





В





Г





Д





Е








11. Заключение .

  По итогам проведенной исследовательской работы можно сделать следующие выводы: Пожарами наносится значительный ущерб окружающей среде в следствии чего возникают не только видимые, но и отдаленные последствия для человечества экосистемы. Я выяснила, что пожары губительно действуют как на человека, так и на растительный и животный мир.

Важное в работе по борьбе с лесными пожарами - это своевременная очистка леса, соблюдение мер пожарной безопасности, обучение населения.

Я думаю, что каждый из нас должен задуматься, каким увидят леса наши потомки через век, через тысячелетие, и сможет ли лес дать им то, что дает нам сейчас. Наша задача – сохранить нашу землю от губительных пожаров, сохранить ее красоту и неповторимость!


Практическое использование.

Материалы этого исследования может использовать любой человек, который интересуются данной информацией;

Можно использовать эту информацию в школе, на уроках географии, ОБЖ, внеклассных мероприятиях, классном часе.

Берегите лес- это легкие нашей планеты, без которых не возможно существование на планете.




12.Список использованной литературы

1. Ковда В. А. Основы учения о почвах. — М.: Наука, 1983.

2. Безопасность и защита населения в чрезвычайных ситуациях : Учебник для населения / Под общей редакцией зам. министра МЧС России Г.Н. Кириллова. - М.. 2001

3. Вонский, С.М. Интенсивность огня низовых лесных пожаров и ее практическое значение Г.И. Гирс. - М.: Красноярск, 1973. - С. 197-206

4. Интернет ресурсы: http://uchebnikfree.com/ekologiya/738-lesnyie-resursyi.html

5. http://www.83.mchs.gov.ru/news/detail.php?news=7354



































13.Приложение








Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!