Урок №3
Дата:___________________
|
Морфемика и словообразование. Морфемный и словообразовательный разбор. Морфология. Морфологический разбор.
|
Цель урока:
Задачи:
|
творческое усвоение сведений о составе слова и способах современного русского словообразования.
- расширить представление о строении слова и способах современного русского словообразования;
- развить аналитические, творческие способности, стилистическое чутье;
- воспитать креативную личность, способную решать сложные проблемы в условиях групповой работы.
|
Ожидаемые результаты:
|
знать средства словообразования и их стилистические возможности;
уметь определять значение и стилистическую принадлежность морфем;
уметь образовывать слова различными способами и выполнять словообразовательный и морфемный анализ;
уметь работать в группе.
|
Оборудование:
|
раздаточный материал, образец морфемного и словообразовательного разбора
|
Ход урока
|
Деятельность учителя
|
Деятельность учащихся
|
- Организационный момент.
|
Приветствует учеников, проверяет готовность к уроку, желает успеха.
Для создания психологической атмосферы проводит игру «Солнечный зайчик»
|
Ученики осмысливают поставленную цель. Дети берут друг друга за руки и улыбаются.
|
- Мотивация к изучению нового.
|
С помощью наводящих вопросов, учитель подводит учащихся к теме нового урока.
Прием «Лови ошибку»
?
|
?
|
?
|
морфема
приставка
суффиксальный
сложение (основ или целых слов)
союз
междометие
|
способы словообразования
окончание
частица
приставочный
сложение сокращенных основ
имя числительное
|
части речи
суффикс
глагол
местоимение
приставочно-суффиксальный
переход одной части речи в другую
|
- Определите по первому термину название раздела
- Исключите из данного столбика лишние понятия.
- Выберите понятия из других столбиков, которые относятся к данному разделу.
- Назовите тему урока
|
Отвечают на вопросы учителя.
Определяют тему урока.
Формулируют цели и задачи урока.
|
- Актуализация знаний
|
- Чем отличается морфемный разбор от словообразовательного?
-Выполните морфемный и словообразовательный разборы:
В уездном городе N было так много парикмахерских2 и бюро похоронных процессий, что казалось, жители2 города рождаются лишь затем, чтобы побриться, остричься, освежить голову вежеталем и сразу же умереть. (Ильф и Петров).
Морфемный разбор:
|
Словообразовательный разбор:
|
(Много) парикмахерских
1. парикмахер-ск—их (имя существительное).
2. Окончание – —их. Оно выражает значения мн.ч., Р.п., ср.: парикмахерск—ая, парикмахерск—ой.
3. Основа формы – парикмахер-ск-.
4. Корень – парикмахер-. Однокоренные слова: парикмахер□, парикмахер-ш—а.
5. —ск— – суффикс. Это суффикс прилагательного, ср.: матрос-ск—ий, жен-ск—ий.
|
(Много) парикмахерских
1. Начальная форма – парикмахерская.
2. Основа слова – парикмахерск-. Основа производная.
3–5. парикмахерск—ая (сущ.) ← парикмахерск—ий (прил.).
6. Слово образовано путём перехода из одной части речи в другую (из прилагательного – в существительное – субстантивация).
|
Жители
1. жи-тел—и (имя существительное).
2. Окончание – —и. Оно выражает значения мн.ч., И.п., ср.: житель□, жител—я.
3. Основа формы – жи-тел-.
4. Корень —жи-. Однокоренные слова: жи—ть, жи-л—ой.
5. —тель – суффикс. Это суффикс существительного, ср.: пис-а-тель□, вод-и-тель□.
|
Жители
1. Начальная форма – житель.
2. Основа слова – жи-тель. Основа производная.
3–4. жи-тель□ → жи—ть.
5. -тель – словообразовательный суффикс.
6. Суффиксальный способ.
|
Слова для разбора диктует учитель.
сверхсекретный, внештатный, раскрасавец, завхоз, спецкор, пароходный, подгруппа, санчасть, предгрозовой, сбербанк, паровоз, нефтеналивной, неурожай, наушник.
|
Делают морфемный и словообразовательный разбор слов на доске.
Сравнивают с образцом морфемного и словообразовательного разбора
Ученики по очереди заполняют таблицу.
Разбор слова по составу
|
Слово-образовательный анализ слова
|
|
Мозговой штурм
|
«Стилистические возможности словообразовательных аффиксов».
Задание для 1-2 групп. Обозначить стрелочками ту стилистическую окраску, которую придают словам суффиксы, определить значение суффиксов.
Разговорная стилистическая окраска
|
-к(а) (зарубежка, неотложка, публичка);
-атин(а) (кислятина, постнятина, серятина);
ён(а) (сластёна, гулёна);
-ун(крикун, пискун, болтун);
—уш(а) (крикуша, плакуша);
—аст(ый) (губастый, ушастый, зубастый, горластый);
-л(а) (громила, воротила);
-яш(кругляш, кудряш, племяш) и др.
|
Книжная стилистическая окраска
|
— ость (очевидность, картинность, плавность);
-ств(о) (гражданство, предательство);
-иад(а) (альпиниада, академиада, универсиада);
-льн(ый) (кипятильный, красильный);
-тельн(ый) (измерительный, окислительный);
-изирова(ть) (кристаллизировать, витаминизировать) и др.
|
Задание для 3-4 групп. Обозначить стрелочками ту стилистическую окраску, которую придают словам префиксы, определить значение префиксов.
Книжная стилистическая окраска
|
воз- (вос-) (вознегодовать, возлежать, восходить, воссиять);
из- (ис-) (изгнать, испить);
низ- (нис-) (низводить, ниспровергнуть);
наи-(наилучший);
со- (соисполнитель, соучаствовать);
интер-(интервокальный);
ультра- (ультрамодернизм, ультраправый) и др.
|
Разговорная стилистическая окраска
|
раз- (рас-) (раскрасавец, развеселый);
про-(пробегать, прогулять, проглядеть);
на- (нарассказывать, надавать, насочинять, напринимать).
|
|
Определяют стилистическую окраску, которую придают словам суффиксы и приставки
|
|
Задание для 1-2 групп. На доске написаны слова, образованные с помощью продуктивного суффикса –дром. Укажите значение суффикса. Определите, в чем состоит различие слов в первом и во втором столбиках.
Космодром
|
Поэтодром
|
Ракетодром
|
Собакодром
|
Лунодром
|
Змеедром
|
Задание для 3-4 групп. На доске написаны слова, образованные с помощью непродуктивного суффикса –есс. Укажите значение суффикса. Определите, в чем состоит различие слов в первом и во втором столбиках.
Принцесса
|
Критикесса
|
Баронесса
|
Аспирантесса
|
Поэтесса
|
Гидесса
|
|
Указывают значение суффиксов.
Делают вывод:
В первом столбике слова книжные, во втором – окказионализмы (слова, созданные в противоречии с законами словообразования; авторские новообразования, не получившие широкого распространения). Окказионализмы выполняют выразительную функцию (чаще всего сатирическую) за счет нарушения стилистики словообразовательной модели.
|
Самостоятельная работа для группы.
|
- Укажите способ образования слова ПО-НОВОМУ.
- Каким способом образовано слово ЖАЖДУЩИЙ?
- Укажите способ образования слова ИЗРЕДКА.
- Укажите морфему(ы), с помощью которой(ых) образовано слово СТЫДЛИВО.
- Выпишите из данного предложения слово(а), состоящее(ие) из пяти морфем.
В зрелую пору творчества Пушкин стремился говорить не столько о себе, сколько о самой жизни, не столько изливать свои чувства, сколько наблюдать, изучать, художественно обобщать окружающую действительность.
- Выпишите из данного предложения слово, образованное бессуффиксным
способом.
К созданию будущего Словаря, и этому есть много свидетельств, В.И.Даля подтолкнул А.С.Пушкин, дружба с которым у него сохранится до последнего вздоха поэта.
- Выпишите из данного фрагмента текста слово, образованное путем перехода из одной части речи в другую.
Исследования показали, что причиной лесных пожаров часто служит стеклянная посуда, брошенная отдыхающими. В жаркое время года банки, бутылки, особенно если они побиты, превращаются в линзы, концентрирующие солнечные лучи и приводящие к самовозгоранию лесной подстилки.
- Выпишите из данного предложения слово, образованное приставочным способом.
Необыкновенное чувство овладевает тобой.
- Назовите способ образования слова ВОСХОЖДЕНИЕ.
- Выпишите из данного предложения слово, образованное приставочно-суффиксальным способом.
В произведениях искусства духовный человек ищет собеседника, союзника – ему искусство нужно для поддержания собственного духа, для укрепления собственной веры в добро, правду, красоту.
|
Код проверки:
- приставочно-суффиксальный
- суффиксальный
- приставочно-суффиксальный
- суффикс –о
- стрем –и –л – ся(нулевое окнчание)
о-круж-а-ющ-ую
- вздоха
- отдыхающими
- необыкновенное
- суффиксальный
- собеседника
|
- Итог урока.
|
Проводит рефлексию. Стратегия «Телеграмма»
— Какие затруднения у вас возникли при работе на уроке?
— Какие знания у вас были крепкими?
|
Ученики пишут телеграмму своим одноклассникам.
|
Домашнее задание.
|
Объясняет особенности выполнения домашней работы:
Упражнение №2
- Сделать пунктуационный разбор первого абзаца
- Выполнить морфологический разбор слов: свидетельствуют, долговечнее, писавших, о (древней) истине
|
Записывают домашнюю работу в дневниках.
|