Министерство ОБРАЗОВАНИЯ САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ
государственное АВТОНОМНОЕ профессиональноЕ
образовательное учреждение САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ
«Балашовский техникум механизации сельского хозяйства»
Методический доклад
на тему: «Игровые технологии в учебном процессе »
Подготовила: Лабодина С.В
Балашов 2018
Игровые технологии
Любая технология обладает средствами, активизирующими и интенсифицирующими деятельность учащихся, в некоторых же технологиях эти средства составляют главную идею и основу эффективности результатов.
К таким технологиям можно отнести игровые технологии. По определению, игра - это вид деятельности в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением.
В современном ОУ игровая деятельность используется в следующих случаях:
- в качестве самостоятельных технологий для освоения понятия, темы и даже раздела учебного предмета;
- как элементы (иногда весьма существенные) более обширной технологии;
- в качестве урока (занятия) или его части (введения, объяснения, закрепления, упражнения, контроля);
- как технологии внеклассной работы (КТД, ток-шоу, учебный марафон и др.).
Понятие «игровые педагогические технологии» включает достаточно обширную группу методов и приемов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр.
В отличие от игр вообще педагогическая игра обладает существенным признаком — четко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом, которые характеризуются учебно-познавательной направленностью.
Реализация игровых приемов и ситуаций при урочной форме занятий происходит по таким основным направлениям: дидактическая цель ставится перед учащимися в форме игровой задачи; учебная деятельность подчиняется правилам игры; учебный материал используется в качестве ее средства, в учебную деятельность вводится элемент соревнования, который переводит дидактическую задачу в игровую; успешное выполнение дидактического задания связывается с игровым результатом.
Классификация педагогических игр.
В первую очередь следует разделить игры по виду деятельности на: физические (двигательные), интеллектуальные (умственные), трудовые, социальные и психологические.
По характеру педагогического процесса выделяются следующие группы игр:
а) обучающие, тренировочные, контролирующие и обобщающие;
б) познавательные, воспитательные, развивающие;
в) репродуктивные, продуктивные, творческие;
г) коммуникативные, диагностические, профориентационные и др.
Обширна типология педагогических игр по характеру игровой методики. Укажем лишь важнейшие из применяемых типов: предметные, сюжетные, ролевые, деловые, имитационные и игры-драматизации. По предметной области выделяются игры по всем дисциплинам.
И, наконец, специфику игровой технологии в значительной степени определяет игровая среда: различают игры с предметами и без предметов, настольные, комнатные, уличные, на местности, компьютерные и с ТСО, а также с различными средствами передвижения.
Спектр целевых ориентаций игры
• Дидактические: расширение кругозора, познавательная деятельность; применение ЗУН в практической деятельности.
• Воспитывающие: воспитание самостоятельности, воли; нравственных, эстетических и мировоззренческих установок.
• Развивающие: развитие внимания, памяти, речи, мышления, умений сравнивать, сопоставлять, находить аналогии и т.д..
• Социализирующие: приобщение к нормам и ценностям общества; адаптация к условиям среды.
Особенности игровых технологий
Все следующие за дошкольным возрастные периоды со своими ведущими видами деятельности (младший школьный возраст - учебная деятельность, средний - общественно полезная, старший подростковый возраст - учебно-профессиональная деятельность) не вытесняют игру, а продолжают включать ее в процесс.
Учеными выделены следующие виды игр:
Событийная игра.
Игра на уроке — активная форма учебного занятия, в ходе которой моделируется определенная ситуация прошлого или настоящего, «оживают» и «действуют» люди - участники какого-либо события. Важно создать во время такого занятия у студентов игровое состояние - специфическое эмоциональное отношение к данной действительности. Учащиеся как бы наполняют «безлюдную» историю персонажами, которых они сами и изображают, в играх различного типа.
Деловые игры
Деловая игра моделирует ситуацию более поздней или более ранней эпохи по сравнению с изучаемой обстановкой, учащийся получает в ней роль нашего современника или потомка, исследующего какие-либо события (археолога, писателя, журналиста). При этом явно прослеживается два подвида такой игры.
Один из них — игра-обсуждение, в процессе которой воссоздается воображаемая ситуация современности со спором, дискуссией.
Другая форма деловой игры - игра-исследование, которая строится также на воображаемой ситуации современности, изучающей прошлое, но, в отличие от предыдущей формы, основана на индивидуальных действиях «героя», который пишет очерк, письмо, учебник, фрагмент книги, газетную статью, научный доклад о том или ином событии.
В учебном процессе применяются различные модификации деловых игр: имитационные, операционные, ролевые игры, деловой театр.
Имитационные игры. На занятиях имитируется деятельность какой-либо организации, предприятия или его подразделения, например, профсоюзного комитета, совета наставников, отдела, цеха, участка и т.д.
Операционные игры. Они помогают отрабатывать выполнение конкретных специфических операций, например, методики написания сочинения, решения задач, ведения пропаганды и агитации. В операционных играх моделируется соответствующий рабочий процесс. Игры этого типа проводятся в условиях, имитирующих реальные.
Исполнение ролей. В этих играх отрабатываются тактика поведения, действий, выполнение функций и обязанностей конкретного лица. Для проведения игр с исполнением роли разрабатывается модель-пьеса ситуации, между учащимися распределяются роли с «обязательным содержанием».
«Деловой театр». В нем разыгрывается какая-либо ситуация, поведение человека в этой обстановке.
Учеными выделены следующие виды игр:
Ретроспективная игра (см. Кучерук И.В. Учебные игры на уроках истории. // Преподавание истории в школе. 1989. №4.) моделирует ситуацию, ставящую учащихся в позицию очевидцев и участников событий в прошлом, каждый учащийся получает роль представителя определенной общественной группы или даже исторической личности.
Ретроспективные игры можно условно разделить на ролевые и неролевые.
1. Ролевые игры. Они делятся на следующие подвиды: театрализованное представление, театрализованная игра и проблемно-дискуссионная игра.
2. Неролевые игры очень близки играм с внешними правилами, но они воссоздают историческое прошлое, и действие игры происходит в далекую эпоху. К таким играм относятся конкурсные ретроспективные игры, когда искусственно моделируется ситуация прошлого, в которой люди определенной эпохи «демонстрируют» свое мастерство, достижения, смекалку в определенном, историческом контексте.
Другой тип ретроспективной игры - это маршрутная игра, или воображаемое путешествие (аналогичный термин - заочная экскурсия). Маршрутная игра - это особая форма урока, когда учащиеся переносятся в прошлое и «путешествуют» по нему в определенной пространственной среде (прогулка по древнему городу, плавание по реке, полет на хронолете и др.).
Упомянем еще об одном виде игр, отличительным признаком которых являются внешние (жесткие) правила. Их называют тренинговыми. К ним относятся: 1) настольные игры (домино, лото, поле чудес и др.), 2) игры на основе заданного алгоритма (ребусы, кроссворды, шарады, головоломки) и 3) сюжетные с воображаемой ситуацией на основе тренинга («неотосланная депеша», расшифровка иероглифов, найди ошибку профессора Головотяпова и др.).
Технологическая схема деловой игры
Этап подготовки | Разработка игры | - разработка сценария - план деловой игры - общее описание игры -содержание инструктажа -подготовка материального обеспечения |
Ввод в игру | -постановка проблемы, целей, условия игры, инструктаж, регламент, правила, распределение ролей, формирование групп, консультации |
Этап проведения | Групповая работа над заданием | -работа с источниками -тренинг -мозговой штурм -работа с игротехником |
Межгрупповая дискуссия | - выступления групп - защита результатов - правила дискуссии -работа экспертов |
Этап анализа и обобщения | - вывод из игры -анализ, рефлексия - оценка и самооценка работы - выводы и обобщения - рекомендации |
5