Свойства воздуха в жизни человека.
Воздух – невидимка, одно из самых главных богатств природы. Обычно мы даже забываем, что он повсюду вокруг нас. Забываем, но не можем обойтись без него и нескольких минут. Актуальность исследовательского проекта «Свойства воздуха в жизни человека» обусловлена необходимостью углубления знаний обучающихся о свойствах воздуха, необходимостью знания о том, какие свойства воздуха используются человеком в повседневной жизни, повышением интереса к исследовательской деятельности и познанию окружающего мира.
Использует ли человек свойства воздуха в повседневной жизни?
Воздух как тело неживой природы.
Исследование свойств воздуха и определение их роли в жизни человека.
1.Подобрать и изучить литературу по проблеме исследования.
2. Углубить знания о свойствах воздуха.
3. Провести опытные исследования, найти и подобрать примеры, показывающие применение свойств воздуха человеком в жизни.
4.Обобщить полученные результаты и сделать выводы, подготовить продукт исследовательского проекта (буклет).
Предполагается, что воздух имеет свойства, которые используются человеком в жизни.
Анализ, синтез, наблюдение, опыты, обобщение.
Кратковременный
I. ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП (7 дней)
1. Определение содержания работы.
Определение темы, актуальности, целей, задач, типа, продукта, перспектив проекта, а также определение проблемы, объекта, гипотезы, методов исследования и оборудования для проведения исследования.
2. Сбор и анализ информации по исследуемой проблеме:
- что такое воздух;
- свойства воздуха
- использование свойств воздуха в жизни человека.
Диаграмма знания о воздухе.
3.Планирование исследовательской деятельности.
Построение плана проведения исследовательской деятельности и поиск примеров применения свойств воздуха в жизни человека.
План:
Опыт №1. Занимает ли воздух место?
Опыт №2. Есть ли сжимаемость и упругость у воздуха?
Опыт №3. Как услышать воздух?
Опыт №4. Можно ли почувствовать воздух?
Опыт №5. Может ли воздух проводить тепло?
II. ПРАКТИЧСЕКИЙ ЭТАП (5 дней)
Для подтверждения гипотезы проведем исследовательские опыты.
Опыт № 1. Занимает ли воздух место?
Цель: на основе проведенного опыта убедиться в том, что воздух занимает место.
Оборудование: цифровая лаборатория для начальных классов.
Описание: возьмем и скрутим полиэтиленовый пакет, он стал выпуклым, а внутри пакета находится воздух.
Вывод: воздух имеет место.
В повседневной жизни мы встречаемся с тем, что нам приходится совершать действия с предметами, которые позволяют нам доказать, что воздух имеет место (например: надуваем воздушный шар).
Опыт № 2. Есть ли сжимаемость и упругость у воздуха?
Цель: на основе проведенного опыта убедиться в том, что воздух сжимаем и упруг.
Оборудование: цифровая лаборатория для начальных классов.
Описание: возьмем шприц и потянем поршень, так чтобы шприц заполнился воздухом. Заткнем пальцем отверстие вверху шприца. С силой надавим на поршень. Затем отпустим его. Из-за сильного давления воздуха внутри шприца поршень выстреливает с большой силой, возвращаясь в исходное положение. Из-за надавливания на поршень воздух внутри шприца сжимается, что приводит к увеличению силы, с которым он воздействует на стенки шприца и на палец. Когда поршень возвращается в исходную позицию, сжатый воздух расширяется и снова заполняет весь шприц.
Вывод: воздух сжимаем и упруг.
В повседневной жизни мы играем в мяч. Когда мы ударяем мячом об пол, воздух в мячике сжимается, но так как воздух упруг, он стремится расширяться, и мяч с силой отскакивает от пола.
Опыт № 3. Как услышать воздух?
Цель: на основе проведенного опыта убедиться в том, что воздух можно услышать.
Оборудование: цифровая лаборатория для начальных классов.
Описание: подув в пластиковую трубочку, мы услышим звук. Звук возникает тогда, когда дрожит воздух.
Вывод: воздух можно услышать.
В повседневной жизни человек постоянно находится в социуме, мы взаимодействуем друг с другом через общение. Воздух помогает нам говорить и слышать, а также петь. Произносимые звуки заставляют воздух колебаться, и эти колебания достигают ушей наших слушателей. Воздух заставляет колебаться перепонку в ушах, а мозг формирует ощущение звука.
Опыт № 4. Можно ли почувствовать воздух?
Цель: на основе проведенного опыта убедиться в том, что воздух можно почувствовать.
Оборудование: цифровая лаборатория для начальных классов.
Описание: надуть шарик, прислонить его к щеке и дать сдуться, мы почувствуем движение на своей щеке
Вывод: воздух можно почувствовать.
В повседневной жизни мы используем вентилятор. Он создает движение воздуха и мы можем убедиться в том, что воздух можно почувствовать.
Опыт № 5. Может ли воздух проводить тепло?
Цель: на основе проведенного опыта, убедиться в том, что воздух плохо проводит тепло.
Оборудование: цифровая лаборатория для начальных классов.
Описание: в два стакана налить горячую воду. Один стакан поставить на стол, а другой стакан поставить на пустую коробку. Стакан с водой, стоящий на столе, остынет медленнее, чем стакан, стоящий на коробке, потому что в коробке содержится воздух, а он плохо проводит тепло.
Вывод: воздух плохо проводит тепло.
В повседневной жизни при изготовлении окон люди используют двойные или тройные рамы, между которыми находится воздух. Этот воздух задерживает тепло в помещении. Так как воздух плохо проводит тепло, то в шубе теплее, чем в пальто, потому что меха содержат воздух.
III. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП (5 дней)
1.Изготовление продукта проекта в виде буклета.
Для создания буклета выбран тип публикации Буклеты (Информационные), макет и цветовая схема. Создан буклет на тему «Свойства воздуха в жизни человека», по предложенному образцу, с учетом форматирования. Добавлены текст и рисунки.
Данный буклет содержит описание исследуемых свойств воздуха и их применение в жизни человека.
2.Рефлексия.
В результате исследовательской деятельности мы:
- углубили знания обучающихся о свойствах воздуха и их использовании человеком в повседневной жизни;
- доказали, что эти знания актуально использовать в организации учебной деятельности.
Таким образом, выдвинутая гипотеза «Предполагается, что воздух имеет свойства, которые используются человеком в жизни» подтвердилась.
Цифровая лаборатория для начальных классов.
Буклет
1.Расширение знаний о свойствах воздуха будет способствовать формированию исследовательских умений обучающихся и развитию интереса к изучению окружающего мира.
2.Формирование ценностных ориентаций при использовании природных богатств.
3.Использование материала в профессиональной деятельности учителя начальных классов.
4.Преемственность полученных знаний между начальной школой (курс «Окружающий мир») и основной школой (при изучении естественнонаучных дисциплин: химии, физики, биологии).
5.Привлечение большого количества обучающихся и родителей к реализации проекта.
6. Организация и проведение научно-практических конференций в начальной школе.
Свойства воздуха [Электронный ресурс] // Основные свойства воздуха [сайт]. – Режим доступа: https://ovozduhe.ru/svojstva-vozduha/svojstva-vozduha (дата обращения:28.02.2020)
Образовательный стандарт начального общего образования [Электронный ресурс] // Федеральные государственные образовательные стандарты [сайт]. – Режим доступа: http://fgos.ru (дата обращения: 28.02.2020).