СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Исследования почвы на пришкольной территории

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Исследования почвы на пришкольной территории»

              ИССЛЕДОВАНИЯ ПОЧВЫ НА ПРИШКОЛЬНОЙ ТЕРРИТОРИИ   Выполнила работу ученица 8 «Б» класса Марченко Юлия Научный руководитель: учитель географии Лиханская Татьяна Вадимовна

      ИССЛЕДОВАНИЯ ПОЧВЫ НА ПРИШКОЛЬНОЙ ТЕРРИТОРИИ

Выполнила работу ученица 8 «Б» класса

Марченко Юлия

Научный руководитель: учитель географии

Лиханская Татьяна Вадимовна

Цель: показать большую значимость состава почв для роста и развития растений, путем изучения типов почв, механического состава, кислотности почв на пришкольном участке  Задачи: изучить литературу по теме, материалы в сети интернет; исследовать механический состав почвы; исследовать почву методом химического анализа; составить рекомендации по планированию посадок овощных, плодовых и цветочно-декоративных культур в соответствии с типами почв;

Цель: показать большую значимость состава почв для роста и развития растений, путем изучения типов почв, механического состава, кислотности почв на пришкольном участке

Задачи:

  • изучить литературу по теме, материалы в сети интернет;
  • исследовать механический состав почвы;
  • исследовать почву методом химического анализа;
  • составить рекомендации по планированию посадок овощных, плодовых и цветочно-декоративных культур в соответствии с типами почв;
МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ПОЧВЫ НА ПРИШКОЛЬНОЙ ТЕРРИТОРИИ: «конверта» «зеркало»  метод определения механического состава по Качинскому.  определение химического состава почвы

МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ПОЧВЫ НА ПРИШКОЛЬНОЙ ТЕРРИТОРИИ:

  • «конверта»
  • «зеркало»
  • метод определения механического состава по Качинскому.
  • определение химического состава почвы
МЕТОД «КОНВЕРТА» Для исследования взяли почву с двух участков: под плодово-ягодными растениями, под цветочно-декоративными культурами.  1. На участке площадью 100 м 2 (10x10м) отмечаем границы участка с помощью веревок, укрепленных на высоких палках.  2. Длину каждой стороны измерим с помощью рулетки.  3. Составляем средние образцы почвы из 3-5 индивидуальных проб, взятых в различных точках участка.  4.Используем метод “конверта”, т.е. в каждой из пяти точек, как указано на рисунке, необходимо взять образец почвы с помощью лопатки (его называют индивидуальным), а затем смешать эти 5 индивидуальных образцов, и полученный средний образец использовать для проведения исследования.

МЕТОД «КОНВЕРТА»

Для исследования взяли почву с двух участков: под плодово-ягодными растениями, под цветочно-декоративными культурами.

1. На участке площадью 100 м 2 (10x10м) отмечаем границы участка с помощью веревок, укрепленных на высоких палках.

2. Длину каждой стороны измерим с помощью рулетки.

3. Составляем средние образцы почвы из 3-5 индивидуальных проб, взятых в различных точках участка.

4.Используем метод “конверта”, т.е. в каждой из пяти точек, как указано на рисунке, необходимо взять образец почвы с помощью лопатки (его называют индивидуальным), а затем смешать эти 5 индивидуальных образцов, и полученный средний образец использовать для проведения исследования.

МЕТОД «ЗЕРКАЛО» 1. Взяли в правую руку кусочек воздушно-сухой почвы размером с горошину. 2. Растерли эту горошину пальцами и высыпали на ладонь левой руки. 3. Втерли почву указательным пальцем правой руки в кожу. 4. Ладонь с растёртой почвой перевернули вниз и слегка стряхнули. На ладони остаётся так называемое «зеркало» за счёт оставшихся в бороздах и порах кожи мелких глинистых частиц. Более крупные частицы песка размером более 0,001 мм не остаются в порах и стряхиваются с ладони.

МЕТОД «ЗЕРКАЛО»

1. Взяли в правую руку кусочек воздушно-сухой почвы размером с горошину.

2. Растерли эту горошину пальцами и высыпали на ладонь левой руки.

3. Втерли почву указательным пальцем правой руки в кожу.

4. Ладонь с растёртой почвой перевернули вниз и слегка стряхнули.

На ладони остаётся так называемое «зеркало» за счёт оставшихся в бороздах и порах кожи мелких глинистых частиц. Более крупные частицы песка размером более 0,001 мм не остаются в порах и стряхиваются с ладони.

МЕТОД ОПРЕДЕЛЕНИЯ МЕХАНИЧЕСКОГО СОСТАВА ПО КАЧИНСКОМУ.   1.Взяли небольшое количество почвы, положили её на лоток. 2.Смочили исследуемую почву водой до состояния жидкой массы. 3.Эту массу скатали в шар. Шар раскатали в шнур. 4.Шнур согнули в кольцо диаметром 1.5 см.  № участка  1.Отдел цветочно-декоративных культур. Тип почвы 2.Отдел плодово-ягодных культур Супесь (супесчаная почва) Супесь (супесчаная почва) 3.Овощной отдел. Суглинок (суглинистая почва)

МЕТОД ОПРЕДЕЛЕНИЯ МЕХАНИЧЕСКОГО СОСТАВА ПО КАЧИНСКОМУ.

  • 1.Взяли небольшое количество почвы, положили её на лоток.
  • 2.Смочили исследуемую почву водой до состояния жидкой массы.
  • 3.Эту массу скатали в шар. Шар раскатали в шнур.
  • 4.Шнур согнули в кольцо диаметром 1.5 см.

№ участка

1.Отдел цветочно-декоративных культур.

Тип почвы

2.Отдел плодово-ягодных культур

Супесь (супесчаная почва)

Супесь (супесчаная почва)

3.Овощной отдел.

Суглинок (суглинистая почва)

ОПРЕДЕЛЕНИЕ КИСЛОТНОСТИ ПОЧВ .   Для этого необходимо поместить в пробирку или колбу 2 г. почвы, добавить 10 мл дистиллированной воды; полученную суспензию 1:5 хорошо встряхнуть и дать отстояться осадку; в надосадочную жидкость внести полоску индикаторной бумаги. О уровне pH можно судить по цвету индикаторной бумаги.

ОПРЕДЕЛЕНИЕ КИСЛОТНОСТИ ПОЧВ .

  • Для этого необходимо поместить в пробирку или колбу 2 г. почвы, добавить 10 мл дистиллированной воды; полученную суспензию 1:5 хорошо встряхнуть и дать отстояться осадку; в надосадочную жидкость внести полоску индикаторной бумаги. О уровне pH можно судить по цвету индикаторной бумаги.
Результаты исследования № участка Определение актуальной кислотности 1.Отдел цветочно-декоративных культур. Кислая. Определение при помощи смородиново-го листа 2.Отдел плодово-ягодных культур. Нейтральная. Кислая. Определение при помощи мела Кислая. Показатели Нейтральная. Тип почвы менее 4.5 Нейтральная. Супесь (супесчаная почва) 7.0 Супесь (супесчаная почва)
  • Результаты исследования

№ участка

Определение актуальной кислотности

1.Отдел цветочно-декоративных культур.

Кислая.

Определение при помощи смородиново-го листа

2.Отдел плодово-ягодных культур.

Нейтральная.

Кислая.

Определение при помощи мела

Кислая.

Показатели

Нейтральная.

Тип почвы

менее 4.5

Нейтральная.

Супесь (супесчаная почва)

7.0

Супесь (супесчаная почва)

ПО РЕЗУЛЬТАТАМ ИССЛЕДОВАНИЯ БЫЛИ СОСТАВЛЕНЫ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ ПОСАДКИ РАЗЛИЧНЫХ КУЛЬТУР В СООТВЕТСТВИИ С ТИПАМИ ПОЧВ И ИХ ХИМИЧЕСКИМ СОСТАВОМ.    Тип почвы Подходящие растения Среднекислая и близкая к нейтральной картофель, подсолнечник, щавель, дыня, кукуруза, земляника, гортензия метельчатая, крыжовник, вишня, яблоня    Слабокислая или нейтральная розы, лилии    Нейтральная большинство огородных растений, цикорий, абрикос, виноград, черная смородина, сирень, хризантемы, крокусы От нейтральной до слабощелочной морковь, репчатый лук, кочанная и цветная капуста, петрушка, спаржа, сельдерей, артишок, тюльпаны

ПО РЕЗУЛЬТАТАМ ИССЛЕДОВАНИЯ БЫЛИ СОСТАВЛЕНЫ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ ПОСАДКИ РАЗЛИЧНЫХ КУЛЬТУР В СООТВЕТСТВИИ С ТИПАМИ ПОЧВ И ИХ ХИМИЧЕСКИМ СОСТАВОМ. 

Тип почвы

Подходящие растения

Среднекислая и близкая к нейтральной

картофель, подсолнечник, щавель, дыня, кукуруза, земляника, гортензия метельчатая, крыжовник, вишня, яблоня   

Слабокислая или нейтральная

розы, лилии   

Нейтральная

большинство огородных растений, цикорий, абрикос, виноград, черная смородина, сирень, хризантемы, крокусы

От нейтральной до слабощелочной

морковь, репчатый лук, кочанная и цветная капуста, петрушка, спаржа, сельдерей, артишок, тюльпаны

ВЫВОД: На пришкольном участке  преобладают суглинистые и супесчаные почвы. Под цветочно-декоративными культурами почва кислая. В почвах пришкольного участка обнаружены карбонаты, сульфатов в почве нет. Признак хлоридов присутствует, но их количество отмечено в тысячных долях процента, что соответствует ПДК. Это поможет в будущем спланировать посадку определенных видов культурных растений на пришкольной территории.

ВЫВОД:

  • На пришкольном участке  преобладают суглинистые и супесчаные почвы. Под цветочно-декоративными культурами почва кислая. В почвах пришкольного участка обнаружены карбонаты, сульфатов в почве нет. Признак хлоридов присутствует, но их количество отмечено в тысячных долях процента, что соответствует ПДК. Это поможет в будущем спланировать посадку определенных видов культурных растений на пришкольной территории.
ИНФОРМАЦИОННЫЕ РЕСУРСЫ:   Сайты: 1. http://www.studfiles.ru/preview/5792645/page:2/ 2. http://howtogetrid.ru/kak-samostoyatelno-opredelit-kislotnost-pochvy/ 3. https://geographyofrussia.com/pochva/ 4. http://interneturok.ru/okruj-mir/3-klass/vzaimosvyaz-nezhivoy-i-zhivoy-prirody/pochva-i-eyo-sostav  Список использованной литературы 1.     Алексеева А.И., Николаева В.В. Население и хозяйство России. - М.: Просвещение, 1999. 2.     Бочкарева Н.Ф. Экология России. 8-9 классы. – Калуга: Золотая аллея, 1997. 3.     Габриелян О.С. Химия. 9 класс. – М.: Дрофа, 2001. 4.     Энциклопедия для детей.  – М.: Аванта, 2000. 5. Домогацких Е.М. Алексеевский Н.И. География. 8 класс. -6-е изд. – М.;ООО «Русское слово – учебник», 2018

ИНФОРМАЦИОННЫЕ РЕСУРСЫ:

  • Сайты:
  • 1. http://www.studfiles.ru/preview/5792645/page:2/
  • 2. http://howtogetrid.ru/kak-samostoyatelno-opredelit-kislotnost-pochvy/
  • 3. https://geographyofrussia.com/pochva/
  • 4. http://interneturok.ru/okruj-mir/3-klass/vzaimosvyaz-nezhivoy-i-zhivoy-prirody/pochva-i-eyo-sostav
  • Список использованной литературы
  • 1.     Алексеева А.И., Николаева В.В. Население и хозяйство России. - М.: Просвещение, 1999.
  • 2.     Бочкарева Н.Ф. Экология России. 8-9 классы. – Калуга: Золотая аллея, 1997.
  • 3.     Габриелян О.С. Химия. 9 класс. – М.: Дрофа, 2001.
  • 4.     Энциклопедия для детей.  – М.: Аванта, 2000.
  • 5. Домогацких Е.М. Алексеевский Н.И. География. 8 класс. -6-е изд. – М.;ООО «Русское слово – учебник», 2018


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!