СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Исследовательская деятельность как способ формирования ключевых компетенций младших школьников»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Раздел "Самообразование"

Просмотр содержимого документа
««Исследовательская деятельность как способ формирования ключевых компетенций младших школьников»»

«Исследовательская деятельность как способ формирования ключевых компетенций младших школьников»

(Антропьева М.В., учитель начальных классов)


                                    «К школьнику относиться нужно не как к сосуду,
                                         который предстоит наполнить информацией,
                                        а как к факелу, который необходимо зажечь».

В.А.Сухомлинский


Первоклассник идёт в школу. Будет ли он ощущать себя уверенно, научится ли мыслить и действовать самостоятельно? Такой вопрос задаёт себе каждый родитель. Ведь в современном мире умение мыслить самостоятельно, опираясь на знания и опыт, ценится гораздо выше, чем просто эрудиция, владение большим объёмом знаний без умения применять эти знания для решения жизненных проблем. Поэтому качество образования сейчас во многом связано  с умением приобретать новые знания, применяя их в реальной жизни, с формированием новой системы знаний, умений и навыков, а также опытом самостоятельной деятельности и личной ответственности учащихся, то есть с современными ключевыми компетенциями.

«Строительство» ключевых компетенций «закладывается» в образовательный процесс посредством таких технологий, как метод проектов, исследовательская деятельность, обучение в сотрудничестве и др., путём реализации личностно-деятельностного подхода в обучении, систематического интегрирования предметного содержания, при решении значимых для учащихся и востребованных жизнью практических задач. Компетентность не противостоит знаниям, умениям, способностям и личностным качествам, а напротив, знания, умения, способности и личностные качества составляют систему требований, которые предъявлены в Федеральном государственном образовательном стандарте. Ключевые компетентности формируются постепенно на всех этапах школьного образования и являются сквозными образовательными результатами, они подробно описаны в Федеральном государственном образовательном стандарте .

Основными компетентностями, формируемыми у учащихся начальной школы, являются: готовность к разрешению проблем; технологическая компетентность; готовность к самообразованию; готовность к использованию информационных ресурсов; готовность к социальному взаимодействию; коммуникативная компетентность.

Исследовательская деятельность способствует развитию по­знавательной активности школьников, учит их мыслить и делать самостоятельные умозаключения.

Дети младшего школьного возраста по природе своей иссле­дователи и с большим интересом участвуют в различных иссле­довательских делах.

        Необходимые  условия эффективности исследовательской деятельности:

У ребенка должно быть желание проводить исследование. Должен получить удовлетворение от своей работы. Ребёнок  должен чувствовать уважительное отношение  окружающих  к исследовательской деятельности.

  От чего зависит успех исследования учащихся?

  • не ограничивайте собственных исследований, дайте себе волю понять реальность, которая вас окружает;

  • внимательно анализируйте факты и не делайте поспешных выводов;

  • внимательно смелы, чтобы принять решение;

  • приняв решение, действуйте уверенно и без сомнений;

  • сосредоточьтесь и вложите в исследование всю свою энергию и силу;

  • действуйте, не бойтесь совершить ошибку;

Какие могут быть основные ошибки: неправильная формулировка темы или названия работы; неверная интерпретация результатов; отсутствие контрольной группы или неправильный её подбор; несоответствие  вывода и результатов исследования.

           Этапы реализации исследовательской деятельности

•      Постановка проблемы;

•       Изучение теории, связанной с выбранной темой;

•       Подбор методик исследования и практическое  овладение ими;

•       Сбор собственного материала, его анализ и обобщение;

•       Научный комментарий и собственные выводы;

•       Публичная защита работ на разного рода конференциях, чтениях, конкурсах.

     Если ребенок участвует в  исследовании, то какова роль педагога?

     Участие в исследовательской деятельности – сложный труд и для ученика и для учителя. Исследовательская деятельность подразумевает самостоятельную работу ученика, однако задача учителя – понимать  суть исследования, его этапы, требования к процессу и результату выполнения, чтобы быть готовым к содействию своему ребенку, если он обратится за помощью. Помните: вы играете роль источника информации наравне с прочими – такими, как книги, фильмы, Интернет и др.

Право свободного выбора источника информации предоставляется ребенку!

Наиболее преследуемые цели:

•      определение характеристики явлений, не изученных ранее;

•      выявление взаимосвязи неких явлений;

•       изучение развития явлений;

•      описание нового явления;

•      обобщение, выявление общих закономерностей;

•      создание классификаций.

Цель работы должна быть конкретной, чётко сформулированной, чтобы ясно выделить вопрос, на который мы хотим получить ответ.

Правила выбора темы исследования:

•      Тема должна увлекать ребёнка.

•       Решение темы  должно быть полезно участникам исследования.

•      Должны учитываться интересы детей, стараться держаться ближе к той сфере, в которой сами лучше всего разбираетесь.

•      Тема должна быть оригинальной, неожиданной, необычной.

•      Тема должна быть такой, чтобы работа могла быть выполнена относительно быстро.

•      Тема должна быть доступной. Проблема должна соответствовать возрастным особенностям детей.

Как выбрать тему исследования ?

Попробуй задать себе следующие вопросы:

•  Что мне интересно больше всего?

•  Чем я хочу заниматься в первую очередь (математикой или поэзией, астрономией, историей или чем-то другим)?

•  Чем я чаще всего занимаюсь в свободное время?

•  Что позволяет мне получать хорошие отметки в школе?

•  Что из изученного в школе хотелось бы узнать более глубоко?

•  Есть ли что-то такое, чем я особенно горжусь?

      Гипотеза - это предположение, суж­дение о закономерной связи явлений.

Дети часто высказывают самые разные гипотезы по поводу того, что они видят, слышат, чувствуют. Множество инте­ресных гипотез рождается в результате поиска ответов на собственные вопросы.

Изначально гипотеза не истинна и не ложна - она просто не определена. Сто­ит ее подтвердить, как она становится теорией, если опровергнуть - превраща­ется в ложное предположение.

Обычно используются два способа проверки гипотез - теоретический и эмпирический.

Теоретический способ опирается на логику и анализ других теорий (име­ющихся знаний), в рамках которых данная гипотеза выдвинута.

Эмпи­рический способ предполагает наблю­дения и эксперименты.

Построение гипотез - основа исследовательского, творческого мышления. Гипотезы по­зволяют увидеть проблему в ином свете, посмотреть на ситуацию с другой стороны. Делая предположения, обычно ис­пользуют слова: может быть, предпо­ложим, допустим, возможно, если, наверное.

      Какова цель исследования? Определить цель исследования- значит  ответить на вопрос о том, зачем мы его проводим. Цель-это конечный результат, которого хотел бы достичь исследователь при завершении своей работы. Формулировку цели исследования можно начинать с традиционно принятых  слов: выявить…;   установить...;  обосновать…;    уточнить…;  объяснить…;  доказать…;   разработать…. Цель работы должна быть конкретной, чётко сформулированной, чтобы ясно выделить вопрос, на который мы хотим получить ответ.

Задачи исследования уточняют цель. Цель указывает общее направление движения, а задачи описывают основные шаги.

Классификация задач исследования:

  • Практические - служат для иллюстрации какого-либо  явления. В  этом случае  изменяется какой-либо  параметр и исследуется связанное с этим параметром  изменение.

  • Собственно-исследовательские - в них исследуемая величина зависит  от нескольких несложных факторов

  • Научные - эти задачи  неприменимы в образовательном процессе, так как данные задачи решают ученые, делая великие открытия.

Далее следует проведение исследования. Чтобы четко уяснить себе последовательность проведения исследования, желательно составить рабочий план работы. В нем указываются: сроки проведения исследования, намечаются пути их реализации,  записывается нужный инвентарь для опытов и т.д.. План  исследования поможет шаг за шагом позволяет  познать новые факты и закономерности. Когда план составлен, переходят ко второму этапу работы – проведение исследования и обработки результатов (измерений, анкетированию и т.д.). Анализируя данные, смотрят: насколько выдвинутая в начале исследования гипотеза соответствует поставленным целям. В ходе проведенных исследований первоначальная тема может измениться.

 Правила  работы  учителя  с учениками   при  проведении   исследования:

1.He занимайтесь наставлениями; помогайте детям действовать независимо, не давайте прямых инструкций относительно того, чем они должны заниматься.

2. Не делайте скоропалительных выводов; на основе тщательного наблюдения и оценки определяйте сильные и слабые стороны детей; не следует полагаться на то, что они уже обладают определенными базовыми навыками и знаниями.

3. Не сдерживайте инициативы детей и не делайте за них то, что они могут сделать (или могут научиться делать) самостоятельно.

4.Научитесь не торопиться с вынесением суждения.

5.  Научите детей прослеживать межпредметные связи.

6. Приучите детей к навыкам самостоятельного решения проблем, исследования и анализа ситуации.

7.  Используйте трудные ситуации, возникшие у детей в школе и дома, как область приложения полученных навыков в решении задач.

8.  Помогайте детям научиться управлять процессом усвоения знаний.

9.  Подходите ко всему творчески.

     Каковы плюсы исследовательской деятельности?

Формирование обще учебных умений и навыков:

  • рефлексивные умения;

  • поисковые (исследовательские) умения;

  • навыки оценочной самостоятельности;

  • умения и навыки работы в сотрудничестве;

  • менеджерские умения и навыки;

  • коммуникативные умения;

  • презентационные умения и навыки;

  • результат;

  •  включение всех учащихся класса в исследовательскую работу;

  •  выполнение мини-исследований;

  • подготовить отчет – сообщение по результатам исследования;

  •  участие школьников в мини-конференциях, семинарах;

  •  умение работать с различными источниками информации.

Каждый год со своими учениками я принимаю участие в районом конкурсе исследовательских и проектных работ «Мир глазами детей». В 2019 году Бетц Янина защищала свою работу в конкурсе проектных работ «Юный творец» и заняла 3 место. В 2020 году – Бусырева Анастасия с работой «Стена памяти» стала победителем конкурса,  а в 2022 году на конференции выступала Шестакова Карина и заняла 1 место.

Исследовательская деятельность позволяет привлекать к работе разные категории участников воспитательного процесса (учащихся, родителей, учителей), создает условия для работы с семьей, общения детей и взрослых, их самовыражения и самоутверждения, развития творческих способностей, предоставляет возможность для отдыха и удовлетворения своих потребностей.