СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Исследовательская деятельность младших школьников как средство формирования УУД

Нажмите, чтобы узнать подробности

Исследовательская деятельность – это специально организованная познавательная творческая деятельность учащихся. Результатом её является формирование исследовательских умений, субъективно новых для учащихся знаний или способов деятельности. Автор отмечает, что целью исследовательской деятельности всегда является получение нового знания о нашем мире. Организуя познавательную активность младших школьников через исследовательскую деятельность, можно формировать все группы универсальных учебных действий.

Просмотр содержимого документа
«Исследовательская деятельность младших школьников как средство формирования УУД»

Кулиева Мадина Магомедовна

учитель начальных классов, НОУ «Гимназия «Сахаб», г. Махачкала, Российская Федерация Е-mail: [email protected]


ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ УУД.

Аннотация: исследовательская деятельность – это специально организованная познавательная творческая деятельность учащихся. Результатом её является формирование исследовательских умений, субъективно новых для учащихся знаний или способов деятельности. Автор отмечает, что целью исследовательской деятельности всегда является получение нового знания о нашем мире. Организуя познавательную активность младших школьников через исследовательскую деятельность, можно формировать все группы универсальных учебных действий.


Ключевые слова: универсальные учебные действия, исследовательская деятельность, образовательные технологии, ФГОС (Федеральный Государственный Образовательный Стандарт), системно-деятельностный (компетентостный) подход.


“Главная задача педагога состоит в том, чтобы помочь ученику обнаружить то, что в нём заложено, а не обучать его, “отливая” в определённую форму, придуманную кем-то другим заранее”.
А.Маслоу

Новый федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования декларирует, что важно не столько дать ребенку как можно больше конкретных предметных знаний и умений в рамках отдельных дисциплин, сколько вооружить его универсальными способами действий, которые помогут ему развиваться и самосовершенствоваться в непрерывно меняющемся обществе. Педагогам на современном этапе следует организовывать учебный процесс таким образом, чтобы освоение обучающимися основных понятий происходило одновременно с накоплением опыта деятельности, обеспечивая развитие умения учиться, самостоятельно искать, находить и усваивать знания. Необходимо учить ребенка брать на себя ответственность и участвовать в совместном принятии решений. Учение превращается в сотрудничество – совместную работу учителя и учеников по овладению знаниями и решению проблем.

Необходимым условием эффективности обучения является использование современных образовательных технологий, которых сегодня насчитывается бо-лее ста. Но мне бы хотелось остановиться на одной из самых результативных и прогрессивных педагогических технологий(на мой взгляд) – исследовательской. Использование данного метода в начальной школе дает ребенку возможность анализировать, синтезировать полученные знания, развивать творческие способности, что позволяет ему успешно адаптироваться в изменившейся ситуации. Технология служит для развития познавательной активности учащихся, критического мышления, умения самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, т.е. служит основой для формирования универсальных учебных действий. Основной задачей начальной школы является развитие ребёнка как субъекта разнообразных форм человеческой деятельности, укрепление его психического и физического здоровья. Выстраивая свою педагогическую деятельность, стараюсь прислушиваться к интересам и потребностям каждого ребёнка, учитывать его сегодняшние склонности и способности. Моя главная задача состоит в том, чтобы “помочь ученику обнаружить то, что в нём заложено”, и развить уже имеющиеся способности, а также выявить детей, желающих и способных вести исследовательскую деятельность и развить у учащихся исследовательское поведение через исследовательское обучение.

Исследовательская деятельность младших школьников - это путь знакомства учащихся школы I ступени с методами научного познания, важное средство формирования у них научного мировоззрения, развитие мышления и познавательной самостоятельности, собственный творческий, исследовательский поиск учащихся.

Чтобы развить у детей навык исследовательского поведения, обучаю их следующим умениям:

  • видеть проблемы;

  • задавать вопросы;

  • выдвигать гипотезы;

  • давать определение понятиям;

  • классифицировать;

  • наблюдать;

  • проводить эксперименты;

  • делать выводы и умозаключения;

  • структурировать материал;

  • доказывать и защищать свои идеи.

Развитие этих навыков осуществляю в ходе урочной и внеурочной деятельности через следующие направления работы: урок, факультатив, олимпиада, конкурс, тематическая неделя. На уроках дети учатся видеть проблемы, выдвигать гипотезы, классифицировать, обобщать, наблюдать. Причём включаются в эту деятельность все ученики класса. Этому способствует применяемая мною технология деятельностного метода. Она обеспечивает включение детей в деятельность (системное включение ребёнка в самостоятельное построение им нового знания), саморазвитие личности, разноуровневое обучение, создаёт условия для достижения деятельностных целей образования, обеспечивает прохождение необходимых этапов усвоения знаний. Деятельностный метод даёт возможность осваивать предметное содержание в соответствии с единым подходом, единой установкой на активизацию как внешних, так и внутренних факторов определяющих развитие.

Развитие навыков исследовательского поведения у учащихся продолжаю в процессе занятий на факультативном курсе “ Юный эколог ” (автор: М.М.Кулиева).

Факультатив даёт возможность:

  • разнообразить форму работы,

  • разнообразить методы, которые направлены не только на усвоение знаний (здесь это не главное), но на развитие ума, эмоциональной сферы, общей культуры,

  • обеспечить более глубокую, широкую, разнообразную практическую деятельность (наблюдение, проведение экспериментов, опытов и т.д.)

Ребята учатся работать с дополнительной литературой, проводить исследовательские работы. Стараюсь включать в эту деятельность всех желающих учащихся.

Но есть такие творческие, одарённые дети, которые в процессе всей этой деятельности выходят на серьёзные исследовательские работы. Они заинтересованы и способны вести исследовательскую деятельность. С каждым годом таких детей становится всё больше.

Исходя из возрастных особенностей младших школьников, их исследовательская деятельность направляется и корректируется научным руководителем (учителем). В ходе выполнения исследовательской работы от младших школьников требуется умение систематизировать и анализировать информацию, полученную из разнообразных источников, обобщать факты, явления, делать выводы, используя сравнительную оценку изучаемых фактов, явлений, событий. При выполнении этой работы ребята объясняют события и процессы с помощью теоретических знаний и устанавливают, какие факты требуют особого рассмотрения, определяют направления и способы дальнейшего изучения проблемы, высказывают и обосновывают предположение о возможности развития того или иного процесса или явления.

Тематика исследований разнообразна. Выбор темы происходит в сотрудничестве. Ребята начинают работать над темой в группе или индивидуально. В последнее время увеличилось количество ребят, которые желают выполнить исследовательскую работу индивидуально.

Мои дети в основном работают над темами эмпирического характера (темы, тесно связанные с практикой и предполагающие проведение собственных наблюдений и экспериментов)

Каковы же требования к выбору темы (по А.И. Савенкову):

  1. Тема должна быть интересна ребёнку, должна увлекать его.
    Тема “навязанная” ребёнку, какой бы важной она ни казалась нам, взрослым, должного эффекта не даст. Чтобы выбрать тему, интересующую ребёнка, нужно знать его склонности.

  2. Тема должна быть выполнима, решение её должно принести реальную пользу участникам исследования.

  3. Тема должна быть оригинальной, в ней необходим элемент неожиданности, необычности. Это способность нестандартно смотреть на традиционные, привычные предметы и явления.

  4. Тема должна быть такой, чтобы работа могла быть выполнена относительно быстро. Следует стремиться, чтобы первые исследовательские опыты не требовали длительного времени.

Выбирая тему, надо учитывать следующее:

  • Возможный уровень решения проблемы.

  • Проблема должна соответствовать возрастным особенностям детей.

  • Желания и возможности учащихся.

Выбирая проблему, нужно учесть, есть ли необходимые для её решения средства и материалы. Отсутствие литературы, необходимой исследовательской базы, невозможность собрать необходимые данные, обычно приводят к поверхностному решению.

Выбрав и обсудив тему исследования. Ребята подбирают литературу по данной теме. После коллективного или индивидуального изучения, анализа литературы в сотрудничестве с ребятами выдвигаем гипотезы, ставим задачи исследования, выбираем методы исследования, выстраиваем план проведения исследования.

В организации исследовательской деятельности учащихся использую в основном групповую и индивидуальную формы работы.

Выполнив практическую часть исследования, ребята представляют результаты своей работы. Коллективно обсудив их, дополняем, даем рекомендации. В процессе обсуждения дети делают выводы по всей работе, дают рекомендации, выдвигают предложения. Далее идёт этап оформления работы. На завершающем этапе исследования от младших школьников требуется умение оформить результаты исследования наглядно (в виде графиков, таблиц, рисунков, диаграмм, фотографий и т.д.) и литературно (изложить логически, в соответствии с планом, ход и результаты и представить его в виде доклада- альбома). На данном этапе особенно важна роль учителя. Обучаю своих ребят способам оформления результатов исследования. Далее они готовят доклад- защиту своей работы перед сверстниками, взрослыми, готовятся к ответам на вопросы по своей работе.

Таким образом, ученическое исследование включает в себя ряд этапов:

  • актуализация проблемы (выявить проблему и определить направление будущего исследования);

  • определение сферы исследования (сформулировать основные вопросы, ответы на которые мы хотели бы найти);

  • выбор темы исследования;

  • постановка целей и задач исследования;

  • выработка гипотезы, гипотез;

  • выявление и систематизация подходов к решению (выбрать методы исследования, изучить литературу);

  • определение последовательности проведения исследования;

  • сбор и обработка информации (зафиксировать получение знания);

  • анализ и обобщение полученных результатов (структурировать полученный материал, используя известные логические правила и приёмы);

  • подготовка отчёта (дать определение основным понятиям, подготовить сообщение по результатам исследования);

  • доклад – защита (защитить результаты публично перед сверстниками, взрослыми, ответить на вопросы).

На всех этапах работы учитель должен ясно осознавать, что основной ожидаемый результат – развитие творческих способностей, приобретение ребёнком новых знаний, умений и навыков. В данном случае он делится, по крайней мере, на два: первый – можно считать то, что создал ребёнок своей головой и руками - макет, проект, отчёт и т.п. Второй, самый важный: бесценный опыт самостоятельной, творческой, исследовательской работы, новые знания и умения, составляющие целый спектр психических новообразований, отличающих истинного творца от простого исполнителя. Оба эти результата хорошо видны во время защиты детьми собственных исследовательских работ. Этап защиты выполненной исследовательской работы пропустить нельзя. Без него исследование не может считаться завершённым. Защита – венец исследования и один из главных этапов обучения начинающего исследователя. О выполненной работе ребята не просто рассказывают, её, как и всякое настоящее исследование, защищают публично, с привлечением авторов других проектов, зрителей. В ходе защиты ребята учатся излагать добытую информацию, сталкиваться с другими взглядами на проблему, учатся доказывать свою точку зрения.

Итоги работы всех секций и защита исследовательских работ подводится на ежегодной школьной научной конференции “Я - исследователь”, где исследования учащиеся представляют в виде стендового доклада, презентации и описательной работы.

Для оценки результатов и присуждения дипломов формируется жюри. В состав жюри входят администрация школы, учителя школы. Каждый член жюри получает бланк для отметок. Время представления проекта 4-5 минут. Ограничивается время вопросов и ответов. По итогам защиты поощряются не только те, кто хорошо доложил об итогах собственной исследовательской работы, но и те, кто задавал умные, интересные вопросы.

В дальнейшем лучшие работы направляем на различные городские и всероссийские конкурсы, на которых учащиеся становятся победителями, призерами различных уровней.























































Уровень

Мероприятие



Результат

Проектно-исследовательская деятельность


год


место

Уровень конкурса

Ф.И. (класс)

Город

Победитель

(дипломы)

2012г.



2013г



2014г

2





1



1

XVIII городская научно-практическая конференция юных исследователей «Шаг в будущее»

XIX городская научно-практическая конференция молодых исследователей «Шаг в будущее-2013»

Городская научно-практическая конференция юных исследователей «Шаг в будущее»

Алимурзаева Бурлият

4 класс ( в номинации «Юниор»)

Дакуева Саида

5 класс(юниоры)

Секция «Экология»

Ибрагимов Далгат

4 класс(секция «Юниор 4-5классы)

Республиканский









конкурсы

Победитель

(дипломы)

2014г





2015г

2





2

I Республиканский фестиваль исследовательских проектов младших школьников «Первоцвет»(номинация «Я познаю мир»)

II Республиканский конкурс исследовательских проектов младших школьников «Первоцвет»

Дакуева Саида





Ибрагимов Далгат





Лауреат

(диплом)

2017г

2

Всероссийский дистанционный конкурс учебно-образовательных материалов» «Знание-2017»

Ибрагимов Далгат






Применение методов исследовательской деятельности ставит младшего школьника на доступном для него уровне в положение, требующее не только усвоения готовых знаний, но и самостоятельного исследования: познавательная деятельность младших школьников приближается к исследовательской деятельности учёного. И пусть ребята не сделают новых открытий, но они повторяют путь учёного: от выдвижения гипотезы до её доказательства или опровержения. Субъективная новизна ученического исследования не умаляет его значения для развития познавательных сил и формирования активной жизненной позиции школьников. Именно исследовательская деятельность делает младших школьников творческими участниками процесса познания, а не пассивными потребителями готовой информации и позволяет сберечь здоровье учащихся, т.к. дети работают с интересом, без нервных перегрузок.


Список использованной литературы и источников

  1. Белова. Е. С. Одарённость малыша: раскрыть, понять, поддержать: пособие для учителей и родителей.- 3 –е изд. / Е. С. Белова. – М.: Московский психолого – социальный институт: Флинта, 2014. - 144 с.

  2. Коростелёва Е. А. Организация исследовательской деятельности младших школьников . Статья : открытыйурок.рф/статьи/567999/

  3. Курнешова. Л. Е. Методические рекомендации по организации проектной и исследовательской деятельности обучающихся в образовательных учреждениях г. Москвы // Учитель года Москвы. – Письмо. – 2014. № 2.- С. 13-14.

  4. Лебедева. С. А., Тарасов. С. В. Организация исследовательской деятельности в гимназии / С. А. Лебедева, С. В. Тарасов // Практика административной работы в школе. – 2013. - № 7. – С. 41-44.

  5. Психология одарённости: от теории к практике / Под ред. Д. В. Ушакова. – М.: - ПЕР СЭ, 2000. – 80 с.

  6. Савенков, А. И. Исследовательская практика: организация и методика / А. И. Савенков // Одарённый ребёнок. – 2015. - № 1. – С. 30-33.

  7. 10. Чечель, И. Д. Исследовательские проекты в практике обучения / И. Д. Чечель // Практика административной работы в школе. – 2016. - № 6. – С. 23-58.