СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Исследовательская деятельность на уроках окружающего мира в начальной школе

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока окружающего мира по теме: "Почва" (3 класс). На уроке учитель использует различные дидактические приемы для формирования базовых исследовательских действий младших школьников.

Просмотр содержимого документа
«Исследовательская деятельность на уроках окружающего мира в начальной школе»

УРОК ПО ТЕМЕ: «Состав почвы»

3 класс

Учитель: Сахарова Ирина Александровна,

учитель начальных классов

МАОУ города Владимира «Лингвистическая гимназия №23 имени А.Г. Столетова»

Пояснительная записка к уроку

Образовательная система «Гармония» для начальных классов общеобразовательных учреждений обеспечивает освоение основной образовательной программы, соответствует требованиям обновлённых ФГОС НОО и ФОП НОО. В основе образовательной системы – технологии, способствующие формированию обобщённых умений и навыков младших школьников.

Урок окружающего мира в 3 классе, в разделе «Путешествие в мир веществ» -8 урок, в теме «Почва» - 2 урок.

Созданная в гимназии развивающая образовательная среда способствует выявлению и развитию интеллектуального потенциала личности каждого младшего школьника. Гимназия является образовательной организацией повышенного образовательного уровня, ориентированная на воспитание и обучение детей, склонных к интенсивному интеллектуальному труду в общегуманитарной и лингвистических областях.

Начиная с первого класса, учащиеся 3 класса включены в проектно- исследовательскую деятельность, в том числе и по предмету окружающий мир. Они являются активными участниками массовых и индивидуальных гимназических проектов, интернет- конкурсов и олимпиад, всероссийских научных конференций. Это позволило учителю при работе над темой «Состав почвы» опираться на уже имеющиеся по данной теме знания детей и приобретённый ранее опыт проведения несложных экспериментов.

В основе построения урока лежит системно–деятельностный подход в обучении, который рассматривает личность через категории саморазвития, самообразования, самореализации, а сам учебный процесс- как личностно значимый для учащихся.

На каждом этапе урока учитывались индивидуальные особенности и интересы учащихся, уровень их подготовленности, осуществлялась индивидуализация обучения и дифференцированный подход.

На уроке применяются технология развивающего обучения, технология развития критического мышления, интерактивная, информационно-коммуникационная технологии и технология контрольно-оценочной деятельности. Они направлены на овладение учащимися способами действия, на активизацию исследовательской, творческой деятельности, осмысление и обобщение приобретённых знаний.

Учителем были использованы интерактивные формы организации учебного процесса: работа в статичных группах (игра «Школа разведки»), парах сменного состава («научно- исследовательские лаборатории») и активные методы обучения, которые вовлекают учащихся в активную мыслительную и практическую деятельность исследовательского характера. Тема урока сформулирована в сотворчестве с учителем, цель урока определена по опорным словам, при постановке учебных задач применялся приём «Выбери из …», на этапе закрепления- приём «Верное – неверное высказывание», на этапе самоконтроля -«Клоуз- тест».

Для формирования базовых исследовательских умений были использованы различные дидактические приёмы. При составлении плана – приём «Определение последовательности этапов», выдвижении гипотезы- «Мозговой штурм» и «Выбери из..», формулировании цели опытов- «Продолжи фразу». После анализа результатов опытов учащиеся заполняли таблицы, отчёт о проведении и результатах опытов был представлен в виде устной презентации по опорной карте. Для оценивания степени сформированности базовых исследовательских умений обучающиеся заполняли Лист самооценки с использованием знаков- кругов разного цвета.

Позиция учителя- консультант- фасилитатор: обращал детей к уже имеющимся знаниям и личному опыту, побуждал к практической самостоятельной деятельности (проведение опытов), сбору новой информации по теме урока. К проведению некоторых опытов были привлечены родители, которые выступали в роли тьюторов.

На уроке были применены разные виды контроля и оценки: ученик- ученик, ученик- учитель, самоконтроль(отчёт о работе по опорной карте, по вопросам, по образцу), самооценка (Листы самооценки, «волшебные линеечки» Г. А. Цукерман, знаковые и словесные приёмы).

На уроке присутствовали разные виды активности учащихся: физическая, социальная, познавательная.

Формы работы: индивидуальная, парная, групповая, фронтальная.

Для каждого ученика была создана ситуация успеха, что способствовало повышению мотивации и поддержанию познавательного интереса к учению.

Цель урока: Формирование базовых исследовательских действий (умений) через включение обучающихся в исследовательскую деятельность в предметной области окружающий мир по теме: «Состав почвы».

Планируемые результаты обучения, направленные на формирование у обучающихся базовых исследовательских действий (из федеральных рабочих программ по учебным предметам, в соответствии с обновлёнными ФГОС ООО, ФГОС СОО):

Личностные результаты

* проявлять культуру общения, уважительное отношение к сверстникам;

* применять правила совместной деятельности, проявлять способность договариваться, следовать указаниям, осознавать личную ответственность и объективно оценивать свой вклад в общий результат;

* применять знания об окружающем мире для решения практических задач в повседневной жизни, в том числе при оказании помощи одноклассникам;

* оценивать свои успехи в изучении окружающего мира, намечать пути устранения трудностей;

* стремиться расширять свои представления об окружающем мире, в том числе с использованием различных информационных средств.

Метапредметные результаты

Универсальные познавательные учебные действия:

1)Базовые логические действия:

*на основе наблюдений доступных объектов окружающего мира устанавливать связи и зависимости между объектами;

на основе результатов совместных с одноклассниками наблюдений (парах, группах) делать выводы;

* находить закономерности и противоречия в рассматриваемых фактах и наблюдениях.

2)Базовые исследовательские действия:

* формулировать с помощью учителя цель предстоящей работы, определять ход работы;

* выдвигать гипотезы;

* проводить по самостоятельно составленному плану наблюдения, несложные опыты;

* формулировать выводы и подкреплять их фактами на основе результатов, проведённого наблюдения (опыта);

3)Работа с информацией:

* использовать различные источники для поиска информации, выбирать
источник получения информации с учётом учебной задачи;

* фиксировать полученные результаты в текстовой форме (отчёт, выступление, высказывание);

* распознавать достоверную и недостоверную информацию;

* читать и интерпретировать графически представленную информацию: таблицы, схема.

Универсальные коммуникативные учебные действия:

* в процессе диалогов задавать вопросы, высказывать суждения, оценивать
выступления участников;

* признавать возможность существования разных точек зрения;

* корректно и аргументированно высказывать своё мнение, приводить доказательства своей правоты;

*соблюдать правила ведения диалога и дискуссии, проявлять уважительное отношение к собеседнику;

* конструировать обобщения и выводы на основе полученных результатов
наблюдений и опытной работы, подкреплять их доказательствами;

* находить ошибки и восстанавливать предложения об изученных
объектах и явлениях природы.

Универсальные регулятивные учебные действия:

1) Самоорганизация:

* планировать самостоятельно или с помощью учителя действия по решению учебной задачи;
* выстраивать последовательность выбранных действий и операций;

2) Самоконтроль:

* осуществлять контроль процесса и результата своей деятельности;
* находить ошибки в своей работе и устанавливать их причины;
* выбирать и при необходимости корректировать способы действий;

3)Самооценка:

* предвидеть возможность возникновения трудностей и ошибок,
предусматривать способы их предупреждения;

* оценивать рациональность своих действий.

Совместная деятельность:

* участвуя в совместной деятельности, уметь распределять работу между членами группы;

*оценивать результат деятельности участников, положительно реагировать на совет и замечание в свой адрес;

* выполнять правила совместной деятельности, признавая право другого человека иметь собственное суждение, мнение;

* предвидеть возможность возникновения ошибок и трудностей, предусматривая пути их предупреждения.

Предметные результаты:

* выявлять причинно-следственные связи между живой и неживой природой;

* актуализировать знания учащихся об образовании почвы;

* определять опытным путём состав почвы;

* воспитывать бережное отношение к природным ресурсам;

* использовать полученные знания для объяснения явлений окружающего мира.

Оборудование урока: компьютер, проектор, экран, презентация, папка с заданиями для групповой работы, индивидуальные карточки с заданиями; для опытов: почва, прозрачные стаканы с водой, палочки, металлические ложки и ёмкости, салфетки бумажные, лабораторные стекла, спиртовки.

Дидактический материал:

Плешаков А.А. Великан на поляне, или Первые уроки экологической этики: пособие для учащихся общеобразоват. учреждений / А.А.Плешаков, А.А. Румянцев. –М.: Просвещение, 2010.-160с.

Поглазова О.Т. Окружающий мир (в 2 частях). 3 класс. Часть 1:учебник / О.Т. Поглазова, Н. И. Ворожейкина, В. Д. Шилин. – Смоленск: Ассоциация 21 век, 2019.- 160с.

Поглазова О.Т. Окружающий мир: 3 класс: рабочая тетрадь: в 2частях / О.Т. Поглазова, В. Д. Шилин.- Москва: Просвещение, 2022.- (Образовательная система «Гармония»). Ч.1.-64с.

Конспект урока

Содержание урока

Формируемые

УУД

Мотивационно- организационный этап

1. Создание положительного настроя и подготовка к совместной деятельности

- Ребята, встанем в круг и поприветствуем друг друга.

(Учитель и ученики, хором проговаривают речёвку.)

Утром в круг мы соберёмся,

Дружно за руки возьмёмся.

«Здравствуйте»- слово какое чудесное,

Доброе, чуткое, нежное!

«Здравствуйте!»,- скажем мы новому дню,

Здоровья желаем всем и всему!

- Пусть урок окружающего мира принесёт нам не только новые знания, но и хорошее настроение и радость общения друг с другом.

- Занимайте, пожалуйста, свои места!


Личностные

(самоопределение,

мотивация)


Познавательные

(позитивное отношение к предстоящей деятельности, включение в учебную деятельность)

2. Актуализация знаний

Пары сменного состава - игра «Школа разведки»

(Приложение 1)

-Предлагаю в начале нашего урока поиграть.

-Представьте, что вы поступили в «Школу разведки», все получили «секретные карточки», которые нельзя никому показывать.

-«Генералами» будут учёные- почвоведы, остальные – «разведчики».

- Главная цель «генералов» -устроить как можно больше встреч с «разведчиками», чтобы отобрать их в свой «штаб».

-У «генералов» на карточке вопрос, у «разведчиков» - ответ. Задача «генералов» – найти себе «разведчика» или «разведчиков», т.е. тех ребят, у которых на карточках написаны правильные ответы.

- По моему сигналу начинаем игру.

- Начали!

Подведение итогов игры.

- Подведём итоги игры: «генералы» по очереди читают вопросы, а «разведчики» -ответы.

(Таким образом учащиеся делятся на 5 групп)

- А сейчас каждая группа занимает своё место за столами.

- Если вы были внимательными, то заметили, что вы отвечали в определённой последовательности и ещё раз убедились в том, что в природе всё взаимосвязано.

_ _____________________________________________

3. Формулирование темы урока

(Выход на тему в сотворчестве с учителем)

- Как вы думаете, о чём сегодня пойдёт речь на уроке? (О почве)

- Ребята, сегодня мы продолжим вести разговор о почве, тема нашего урока: «Состав почвы». Слайд 2


4. Целеполагание

-Ребята, какие способы поиска информации вам известны?(Просмотр научно-познавательного фильма, чтение учебника или дополнительной литературы, опыты, беседы с родителями.)

-А какой способ поиска информации о составе почвы для вас будет самым интересным? (Проведение опытов)

-Попробуем с помощью опорных слов сформулировать цель урока.

-

Изучать

с помощью

и проведения

Прочитайте на доске опорные слова.

- Кто может сформулировать цель урока?

Изучать состав почвы с помощью наблюдений и проведения опытов».) Слайд 3

5.Постановка учебных задач

- Какие задачи мы поставим перед собой? Выберите из предложенных.

(Индивидуальная самостоятельная работа с последующей проверкой) Слайд 4

Учебные задачи

Отметка

о выборе

-Учиться работать с информацией, представленной в тексте, таблице, схеме.


- Познакомиться с составом почвы опытным путём.


- Определить причины разрушения почвы.


-Применять полученные знания о составе почвы при выполнении заданий.


- Узнать, какая техника сегодня работает на полях.


-Работать в группах по заданной инструкции.


-Оценивать свою работу и работу одноклассников.


- Какие учебные задачи вы выбрали?

- Сегодня на уроке мы будем работать в статичных группах–«Научно-исследовательских лабораториях».

- Чтобы наша работа была результативной и каждый получил удовольствие от неё, вспомним правила работы в группах.

1. Обсуждать вопрос тихо.

2. Доказывать свою точку зрения.

3. Слушать других.

4.Уметь договариваться.

5 . Работать быстро.

Основной этап

6. Планирование деятельности.

- Составим план нашей работы.

-Перед вами на карточке пункты плана. Расположите их в правильной последовательности.

(Самостоятельная индивидуальная работа с последующей проверкой)

Этап работы

Номер

Выдвижение гипотезы


Проведение опыта


Постановка цели опыта


Определение хода опыта


Анализ результата


Формулирование вывода


Подтверждение или опровержение гипотезы


-Кто прочитает свой вариант плана? Слайд 5

- У кого другой вариант? Обсудим.

7. Формулирование проблемы.

- Какой этап исследования будет первым?

(Выдвижение гипотезы)

Стратегия «Мозговой штурм»

- У каждой группы – лаборатории на столах лежит таблица «Состав почвы».

Состав почвы

Гипотезы

Результаты опытов










- Обсудите в группе, какие компоненты входят в состав почвы и заполните графу «Гипотезы».

- Если возникнут трудности, то обратитесь к Карточке- помощнице, на которой расположена схема «Состав почвы». Вам нужно выбрать те компоненты, которые, на ваш взгляд, входят в состав почвы.


Карточка - помощница

Состав

почвы


песок

воздух


глина


перегной

нефть

минеральные соли

вода

известняк

уголь


Учащиеся в группе высказывают предположения, делают записи в таблице. Может быть такой вариант заполнения таблицы:

Состав почвы

Гипотезы

Результаты опытов

Песок, глина


Воздух


Вода


Соли (минеральные соли)


Перегной (остатки живых организмов)


- Какая группа может предложить свой вариант заполнения таблицы? Какие гипотезы по составу почвы вы выдвинули?

- У какой группы есть дополнения?


8. Практическая деятельность.

-Обратимся к нашему плану работы.

- Какой следующий этап? (Постановка цели опыта)

-Какой будет цель наших опытов? Попробуйте продолжить фразы, написанные на доске:

Цель опытов- выяснить , есть ли …

Цель опытов – установить, какие компоненты …




Учащиеся формулируют цель опытов. Возможны два варианта:

Цель опытов – установить, есть ли в составе почвы песок, глина, воздух, вода, соли, перегной. Или

Цель опытов – установить, какие компоненты входят в состав почвы.

- А сейчас вы опытным путём будете подтверждать или опровергать ваши гипотезы о компонентах в составе почвы.

-Обратимся к плану нашей работы. Перечислите следующие этапы.

(Определение хода опыта, проведение опыта, анализ результата, формулирование вывода, подтверждение или опровержение гипотезы).

- По этому плану вы будете проводить исследования в лабораториях.

- У каждой группы есть папка с важными «документами».

- Внимательно ознакомьтесь с ними и приступайте к работе.

-По мере необходимости вы можете у меня получить консультацию, а некоторые опыты вместе с вами будут проводить помощники- тьюторы- ваши родители.

- Начинаем работу!

(В папке у каждой группы находятся: таблица «Распределение ролей», научно-познавательный текст с вопросами, инструкционная карта по проведению опыта.) (Приложение 2)

9. Анализ и обобщение

- Учёные – исследователи из каждой лаборатории отчитайтесь о проделанной работе.

(Используя опорную карту, выступает учёный – исследователь с отчётом о проведении и результатах опыта).

Опорная карта

Цель нашего опыта (опытов)- установить…

Ход опыта (наша последовательность действий) такова: …

Мы заметили (почувствовали), что …

Делаем (формулируем) вывод: …

Результаты опыта (опытов) совпадают с нашей гипотезой (гипотезами).

(По ходу отчётов учитель заполняет на доске в таблице «Состав почвы» графу «Результаты опытов»)

Слайд 6

Состав почвы

Гипотезы

Результаты опытов

Песок, глина

+

Воздух

+

Вода

+

Соли (минеральные соли)

+

Перегной (остатки живых организмов)

+

- Итак, опытным путём мы доказали, что в состав почвы входят вода, воздух, песок, глина, минеральные соли, остатки животных и растений.

- Все наши гипотезы подтвердились.

- А теперь прошу отчитаться о работе учёных- почвоведов.

- Они работали с научными текстами и искали ответы на поставленные вопросы.

(«Почвоведы» читают вопрос, а потом формулируют ответ.)

Почему дождевых червей называют «великими тружениками почвы»?

Какими свойствами обладает почва?

Почему земля не засыпана горами листьев?

Какими приспособлениями обладают почвенные обитатели?

Как обрабатывали почву наши предки?


10. Применение знаний

- Ребята, вы знаете, что сотрудникам различных служб приходится работать с документацией.

- Но достаточно часто бывают ситуации, когда в документы «закрадываются» ошибки. И если их вовремя не обнаружить, могут быть очень серьёзные последствия.

- Вот и в наши научно- исследовательские лаборатории пришли документы.

- Проверьте, нет ли в них ошибок.

Приём «Верное- неверное высказывание»

(Каждая группа получает по два предложения с фактическими ошибками, их исправляет.)

Приложение 3

- Смогли вы найти ошибки?

-Проверим.

(Представители групп выходят к доске, читают сначала неверные варианты, а потом исправленные.)

-Сотрудники других лабораторий, согласны с внесёнными исправлениями?

- Вот и подошла к концу наша ролевая игра.


11. Самоконтроль, самооценка

- Вернёмся к началу нашего урока.

- Какие задачи мы ставили перед собой?

- Чему вы научились на уроке? Оцените себя.

- 1) Заполните Лист самооценки, используя круги разных цветов.

Лист самооценки

Умения

Результат

Выдвигать гипотезу


Формулировать цель опыта


Определять ход опыта


Проводить опыт


Анализировать полученные результаты


Формулировать вывод


Подтверждать (опровергать) гипотезу


- Напоминаю, что круг зелёного цвета в графе «Результат» говорит о том, что вы овладели этим умением, жёлтого – вы испытываете затруднения, красного- над этим умением вам ещё предстоит много работать.

- А теперь я вам предлагаю проверить полученные на уроке знания.

(Индивидуальная работа)

2) Отгадайте Кроссворд по теме «Почва. Состав почвы» в тетради на печатной основе, с.42.

(Приложение 4)

- Сравните с тем вариантом, который находится на доске. Слайд 7

(Приём самоконтроля- образец на доске).

- За каждое правильно выполненное задание поставьте себе один балл и посчитайте общую сумму баллов.

Оценочный лист

1

2

3

4

5

6

7

Балл








Итого


Моя оценка

(поставь ×)

(Приём оценивания «Линейки Г.А. Цукерман»)

- Оцените себя, используя «волшебную» линеечку.

- Кому удалось отгадать весь кроссворд?

3) -И в завершении нашей работы на уроке вам предстоит выполнить клоуз- тест.

Впиши в предложения пропущенные слова.

1. У планеты __________ есть спутник – это Луна.

2.Приятно утром пройтись босыми ногами по ------------ и ощутить прохладу росы.

3. Плодородный слой --------- называется почвой.

4. В народе почву ласково называют ----------------.

(Земля, земле, земли, матушкой, кормилицей)

Взаимопроверка

-Обсуди вариант ответа с соседом по парте.

- Есть расхождения?

Рефлексия учебной деятельности

12. Итог урока

-Ребята, сегодня на уроке мы вели разговор о почве и познакомились с её составом.

- Что вы узнали нового?

- Как вы считаете, полученные на этом уроке знания вам пригодятся в жизни?

- Вы можете самостоятельно найти информацию на эту тему в энциклопедиях, справочниках, сети Интернет. Надеюсь, вы воспользуетесь такой возможностью.

13. Рефлексия

- Ребята, урок окружающего мира подошёл к концу.

- Встанем в круг и поделимся друг с другом впечатлениями от урока.

-Сформулируйте одно предложение. Выбирайте начало фразы на доске. Слайд 8

Было интересно… Я почувствовал, что…

Было трудно…. Меня удивило…

Я теперь могу… Я переживал….

Мне понравилось… Я попробую…

У меня не получилось.. Я довольна…

- И я ухожу с урока с хорошим настроением.

- Моё предложение звучит так: «Я довольна вашей работой, ребята!»

-Спасибо за сотрудничество!


Коммуникативные

(инициативное сотрудничество)


Познавательные

общеучебные

(поиск и выделение информации)


логические

(синтез как составление целого из частей)


Регулятивные

(контроль деятельности)
















Познавательные

логические

(установление причинно-следственных связей)


общеучебные

(формулирование познавательной цели)


Регулятивные

(целеполагание)












Познавательные

(работа с информацией, умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной речи)


Регулятивные

(постановка учебных задач)


Коммуникативные

(учёт позиции собеседника)






















Регулятивные

(планирование)



















Познавательные

(выдвижение гипотез, актуализация знаний, формулирование собственной позиции)


Коммуникативные

(работа с информацией, участие в диалоге, учёт разных мнений и стремление к координации различных позиций в сотрудничестве)




Регулятивные

(выдвижение предположений на основе имеющихся знаний и личного опыта, определение границ «знания-незнания»)

















Познавательные

логические

(установление причинно- следственных связей, доказательство, анализ, синтез)


исследовательские

(проводить по плану наблюдения, несложные опыты)


совершенствование техники смыслового чтения,

умение выделять необходимую информацию из текста,

умение добывать новые знания: находить ответы на вопросы,

используя научно- познавательный текст


Регулятивные

(умения выполнять действия по заданному алгоритму, контролировать процесс и результаты деятельности)







Познавательные

(анализировать результаты работы, делать выводы, определять последовательность действий для решения предметной задачи)


Регулятивные

(контролировать и оценивать свою работу и полученный результат, оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей, вносить необходимые изменения и коррективы в план и способ действия в случае расхождения с эталоном)


Коммуникативные

(участие в коллективном обсуждении, умение выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации)








Познавательные

(формирование умения структурировать полученные знания, проявлять способности ориентироваться в учебном материале, находить закономерности и противоречия в рассматриваемых фактах)

Коммуникативные

(соблюдать правила ведения диалога и дискуссии; проявлять уважительное
отношение к собеседнику)


Регулятивные

(контролировать и оценивать свою работу и полученный результат, соотносить цели и результаты своей деятельности, формировать умение оценивать свою работу на разных этапах, находить ошибки в своей работе и устанавливать их причины;
корректировать свои действия при необходимости)


Личностные

(самостоятельная работа, мотивация к труду, работе на результат, воспитание интереса к окружающему миру)


Познавательные

(использовать информацию для решения учебных задач)

базовые логические действия,

работа с информацией


Коммуникативные

(умение вступать в диалог, умение сравнивать свою точку зрения с точкой зрения другого)















Личностные

(установление связи между целью и мотивом учебной деятельности)





Коммуникативные

(владение монологической и диалогической формой речи)


Личностные

(высказывать своё отношение, выражать свои эмоции)


Регулятивные

(самооценка)





Приложение 1

Разрезные карточки для игры «Школа разведки»

«Генералы- разведчики»

«Разведчики»

П очвовед 1 –Что изучают почвоведы? Как называется такая наука?

Почвоведы изучают почву.



Почвоведение – это наука о почве, её составе, происхождении, использовании.

Почвовед 2- Как образуется почва?

Формирование начинается с разрыхления горных пород.



Горные породы разрушаются под воздействием солнечного тепла и атмосферных осадков.


Первыми на почвообразующей породе поселяются бактерии, водоросли, лишайники.

Почвовед 3- Что такое гумус?

Сколько времени потребуется для образования 1см гумуса?

Гумус- перегной, смесь сложных органических веществ.



Это наиболее плодородная часть почвы.


Может пройти 300 лет, пока не появится 1 см такого слоя.

Почвовед 4- Какова толщина слоя почвы?

На равнинах почвенный слой может быть около полутора метров.


Толщина горных пород может составлять десятки сантиметров.


На каменистых склонах гор почвенный слой может вообще отсутствовать?

Почвовед 5-Что такое чернозём?

Самая богатая перегноем почва.


Толщина перегноя бывает до 2м.


По виду это чёрная, рассыпчатая или мажущая земля со специфическим запахом.


Благодаря чёрному цвету она хорошо прогревается солнечными лучами.


Это редкостный дар природы, драгоценность, которая требует особого внимания и заботы.


«Почва здесь такая, что воткнёшь оглоблю, а вырастет тарантас».

Почвовед 6- Каких ты знаешь обитателей почвы?

На разной глубине обитают грызуны, насекомые, черви, многоножки.


Одни животные живут в почве постоянно.


Другие в почве только прячутся от врагов и холода.


Третьи откладывают в почву яица для размножения.


Много в почве и бактерий.


В одном грамме почвы их бывает огромное количество.


Среди бактерий, живущих в почве, есть микробы брюшного тифа, холеры.



Приложение 2

Таблица «Распределение ролей»


Роли

Фамилия, имя

1.

Координатор следит за порядком в лаборатории.


2.

Фиксатор ведет записи.


3.

Ученые-почвоведы (1-2 ученика) работают с научным текстом, готовят ответ на вопрос.


4.

Ученые-исследователи (2 ученика) проводят опыты и готовят отчёт.



Инструкционная карта по проведению опыта

(для ученых- исследователей)

Задание. Проведите опыты и сделайте выводы о составе почвы.

1 группа, 2 группа

Опыт № 1

Цель опыта – проверить, есть ли в почве воздух.

Положите в стакан с водой небольшой комок почвы. Наблюдайте, появились ли пузырьки воздуха.

Обратитесь к таблице «Состав почвы». Вы подтвердили или опровергли гипотезу? Если гипотеза подтвердилась, поставь в графе «Результаты опытов» знак «+», если не подтвердилась- «-».

Опыт № 2

Цель опыта- проверить, есть ли в составе почвы глина, песок.

Положите в стакан с водой небольшой комок почвы. Размешайте почву в стакане. Дайте воде отстояться. Наблюдайте, какой стала вода, что осаждается на дне стакана.

Обратитесь к таблице «Состав почвы».Вы подтвердили или опровергли гипотезу? Если гипотеза подтвердилась, поставь в графе «Результаты опытов» знак «+», если не подтвердилась- «-».


Инструкционная карта по проведению опыта

(для ученых- исследователей)

(Опыт проводится под руководством тьюторов)

Задание. Проведите опыт и сделайте вывод о составе почвы.

3 группа

Опыт № 3

Цель опыта – проверить, есть ли в почве вода.

Положите в металлическую ёмкость немного почвы и нагрейте её на спиртовке. Наблюдайте, появятся ли капельки воды на холодном стекле, помещённом над почвой.

Обратитесь к таблице «Состав почвы». Вы подтвердили или опровергли гипотезу? Если гипотеза подтвердилась, поставь в графе «Результаты опытов» знак «+», если не подтвердилась- «-».


Инструкционная карта по проведению опыта

(для ученых- исследователей)

(Опыт проводится под руководством тьюторов)

Задание. Проведите опыты и сделайте выводы о составе почвы.


4 группа

Опыт № 4

Цель опыта – проверить, есть ли в почве остатки растений и животных.

Положите в металлическую ёмкость немного почвы и нагрейте её на спиртовке. Продолжайте прокаливать почву. Наблюдайте, появится ли дым с запахом, как при горении остатков животных и растений. Обратитесь к таблице «Состав почвы». Вы подтвердили или опровергли гипотезу? Если гипотеза подтвердилась, поставь в графе «Результаты опытов» знак «+», если не подтвердилась- «-».


Инструкционная карта по проведению опыта

(для ученых- исследователей)

(Опыт проводится под руководством тьюторов)

Задание. Проведите опыты и сделайте выводы о составе почвы.

5 группа

Опыт № 5

Цель опыта – проверить, есть ли в почве минеральные соли.

Положите в металлическую ёмкость немного почвы и нагрейте её на спиртовке. Продолжайте прокаливать почву. Насыпьте остатки прокалённой почвы в стакан с водой. Размешайте. Профильтруйте. Наблюдайте, останутся ли на нём белые пятнышки после испарения воды.

Обратитесь к таблице «Состав почвы». Вы подтвердили или опровергли гипотезу? Если гипотеза подтвердилась, поставь в графе «Результаты опытов» знак «+», если не подтвердилась- «-».


Научно- познавательный текст №1

(для учёных – почвоведов)

1 группа – Прочитай текст. Подготовь ответ на вопрос «Почему дождевых червей называют «великими тружениками почвы?»

Вытягиваясь из норки, дождевой червь обшаривает землю вокруг и захватывает ртом сырые гниющие листья, полусгнившие травинки… Всё это он затаскивает в свою нору и проглатывает. Передвигаясь в почве, он заглатывает и её. Вот такая у него пища. Наверное, ты подумаешь, что она очень невкусная. Но здесь ничего не поделаешь, так распорядилась природа. Дождевому червю полагается есть то, что другие животные есть не могут.

Дождевой червь – безобидное и почти беззащитное создание. Но в природе он незаменим. Если в почве живёт много дождевых червей, она в хорошем состоянии. Эти существа великие труженики почвы. Они делают её более плодородной, пропуская через себя остатки растений и почвенные комочки. А в ходах дождевых червей «запасается» воздух, необходимый для дыхания корней растений. Чарлз Дарвин, который специально исследовал жизнь дождевых червей, сравнивал их с заботливым садовником, готовящим самую лучшую землю для растений.


Научно- познавательный текст №2

(для учёных – почвоведов)

2 группа - Прочитай текст. Подготовь ответ на вопрос «Какими свойствами обладает почва?»

Почва способна впитывать и очищать воду от загрязняющих веществ. Вода в почве может передвигаться сверху вниз, в стороны и снизу вверх. Свойство почвы поднимать воду снизу вверх имеет большое значение в жизни растений. Когда долго нет дождя, растения используют воду, поступающую из более глубоких слоёв почвы. Почва способна пропускать через себя воздух. Это зависит от состава почвы. Почва способна проводить теплоту от тёплых слоёв к холодным. Сухие и плотные почвы быстро проводят тепло, но и быстро его теряют, чего можно избежать, если верхний слой почвы взрыхлить. Рыхлые, переувлажнённые и богатые перегноем почвы медленно прогреваются, но дольше сохраняют тепло.

Научно- познавательный текст №3

(для учёных – почвоведов)

3 группа - Прочитай текст. Подготовь ответ на вопрос «Какими приспособлениями обладают почвенные обитатели?»

Животные, которые живут в почве, с течением времени приобрели следующие особенности:

*чрезвычайно мелкие размеры, чтобы заполнять крошечные пространства между частицами почвы и комфортно себя там чувствовать (бактерии, микроорганизмы, коловратки, рачки),

*гибкое тело и очень крепкая мускулатура – преимущества для передвижения в почве (кольчатые и круглые черви),

*жизненный цикл, состоящий из личиночной стадии, во время которой не требуется ни свет, ни влага, ни питание (личинки насекомых, различных жуков),

*у млекопитающих хорошо развито обоняние, но практически отсутствует зрение (кроты, слепыши),

*тело обтекаемой формы, плотное, сжатое, с коротким жестким плотно прилегающим мехом,

* более крупные животные имеют приспособления в виде мощных роющих конечностей с крепкими когтями, позволяющими легко прорывать длинные и извилистые ходы под землёй (кроты, землеройки, барсуки).


Научно- познавательный текст №4

(для учёных – почвоведов)

4 группа- Прочитай текст. Подготовь ответ на вопрос «Как обрабатывали почву наши предки?»

Издревле на Руси занимались земледелием. Готовили поле не один год. Сначала обдирали кору с деревьев- подсушивали их. На следующий год зимой деревья рубили, весной их сжигали и кочевали пни. Затем обрабатывали почву разными орудиями. Плотные комья земли мотыжили – разбивали палкой с железной плоскостью на конце – мотыгой. Поля вспахивали двузубой деревянной сохой, острые концы которой обивали железом. Соху прикрепляли к оглоблям лошади или быка, и пахарь делал в почве борозды. Крестьянин бросал в них из лукошка семена, которые засыпали бороной, сделанной из верхушки ели. Старинную деревянную соху затем сменил железный плуг. Вместо лошади стал пахать землю трактор.

Научно- познавательный текст №5

(для учёных – почвоведов)

5 группа- Прочитай текст. Подготовь ответ на вопрос «Почему земля не засыпана горами листьев?»

Благодаря неутомимой работе почвенных животных земля не только не засоряется, но и обогащается питательными веществами. Жуки, муравьи, дождевые черви постоянно собирают, перетаскивают животные и растительные остатки. Бактерии их превращают в минеральные соли, которые растворяются в воде, а затем всасываются корнями растений.

Можно сказать, что в почве скрыта целая лаборатория для приготовления минеральных солей и передачи их растениям. Вновь весной появятся листья и цветки, летом созреют плоды, а осенью придёт пора листопада, и растения вернут почве её запасы. Так совершается круговорот веществ в природе, который происходит с участием всех её обитателей.


Приложение 3

1группа

Почвой называют верхний твёрдый слой земли.

Чем меньше в почве перегноя, тем она плодороднее.

2 группа

Под воздействием ветра, воды, температур горные породы становятся крепче.

Растения были первыми обитателями суши.

3 группа

Песок является плохим разрыхлителем и не обеспечивает доступ воздуха к корням растений.

Глина тяжёлая, плотная, она хорошо пропускает воду, удерживает растение от падения.

4 группа

Чем влажнее почва, тем больше в ней воздуха.

В почве находятся соли, которые не могут растворяться в воде.

5 группа

Почва состоит из перегноя, воды, глины, песка, стекла, воздуха.

Состав почвы не изменяется под действием воды, тепла и живых организмов.






Приложение 4