Просмотр содержимого документа
««Исследовательская деятельность учащихся: формы и пути осуществления»»
Исследовательская деятельность
Исследовательская деятельность
- Исследование - деятельность, связанная с поиском решения проблемы.
- Исследовательская деятельность учащихся - вид самостоятельной познавательной деятельности учащихся, направленной на решение познавательных проблем , связанной с получением нового знания или продукта деятельности.
Целевые установки использования исследовательской деятельности в образовательном процессе
- Государственный стандарт основного общего образования:
В основной школе обучающиеся должны научиться самостоятельно ставить цели и определять пути их достижения , использовать приобретенный в школе опыт деятельности в реальной жизни , за рамками учебного процесса
- Концепция модернизации российского образования :
Общеобразовательная школа должна формировать целостную систему универсальных знаний, умений, навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся
Научное и учебное исследование (сравнительный анализ)
Научное исследование
Учебное исследование
Результат не подготовлен специальным содержанием
Учебное содержание подобрано педагогом так, чтобы вывести учащегося на результат
Результат изменяет представления об объекте исследования в научном мире
Результат нов для учащегося, но не для науки (субъективно новое знание)
В ходе исследования результат предположителен, но не известен
Учитель знает заранее результат исследования ученика (предполагает с большой долей вероятности)
Временные рамки получения результата не определены
Получение результата ограничено во времени
Проектирование исследования
- Основа - модель и методология исследования, разработанная и принятая в сфере науки.
- Модель характеризуется наличием нескольких стандартных этапов, присутствующих в любом научном исследовании независимо от предметной области
Структура исследовательской деятельности
Тема
Цель
Проблема
Методы
Гипотезы
Результат
Объект
План (ход)
Задачи
Предмет
Новая проблема
Дидактические цели исследовательской деятельности
Образовательные цели
- Обобщить и систематизировать знания одной или нескольких предметных областей;
- Обучить переносу знаний в новую ситуацию;
- Сформировать умение пользоваться методами исследования (анализ источников, опрос, измерения, эксперимент и т.д.)
Дидактические цели исследовательской деятельности
Развивающие цели
- Формировать навыки познавательного, творческого, критического мышления;
- Развивать познавательные процессы (внимание, воображение, память, восприятие);
- Развивать мыслительные навыки (анализ, синтез, сопоставление, систематизация и т.д.);
- Формировать общеучебные умения и навыки.
- Формировать познавательные умения (ставить вопрос, формулировать проблему, выдвигать гипотезы, доказывать, анализировать результаты, делать выводы); - содержание исследовательской деятельности
Дидактические цели исследовательской деятельности
Воспитательные цели
- Воспитывать положительное отношение к знаниям;
- Развивать культуру речи и письма;
- Развивать требовательность к себе и другим людям, добросовестное отношение к выполняемому заданию;
- Воспитывать информационную, организационную, интеллектуальную, коммуникативную культуру;
- Воспитывать ответственность за свои действия и поступки, и т.д.
Роль педагога в исследовательской деятельности
- Выявление интересов учащихся в предметном содержании для организации исследовательской деятельности;
- Создание проблемных ситуаций;
- Мотивация вовлечения в исследование;
- Обучение технике исследования;
- Консультация при работе со структурой исследования;
- Организация группового взаимодействия;
- Консультация по форме представления результатов исследования;
- Организация рефлексии.
(в науке, технике, искусстве, природы, общества и т.п.);
Методы исследовательской деятельности
- Общелогические
- Теоретические
- Эмпирические
Общелогические методы
- Анализ (разложение объекта исследования на составные части)
- Синтез ( соединение отдельных сторон, частей объекта исследования в единое целое)
- Индукция (движение мысли (познания) от фактов, отдельных случаев к общему положению)
- Дедукция ( выведение единичного, частного из какого-либо общего положения)
- Аналогия (способ получения знаний о предметах и явлениях на основании того, что они имеют сходство с другими)
Теоретические методы
- Аксиоматический метод ( некоторые утверждения (аксиомы, постулаты) принимаются без доказательств и затем по определенным логическим правилам из них выводятся остальные знания)
- Гипотетический метод ( исследования с помощью научной гипотезы, т.е. предположения о причине, которая вызывает данное следствие)
- Формализация (отображение явления или предмета в знаковой форме какого-либо искусственного языка (например, логики, математики, химии) и изучение этого явления или предмета путем операций с соответствующими знаками)
- Абстрагирование (мысленное отвлечение от некоторых (чаще второстепенных) свойств и отношений изучаемого предмета и выделение интересующих исследователя свойств и отношений)
- Обобщение (установление общих свойств и отношений предметов и явлений; определение общего понятия, в котором отражены существенные, основные признаки предметов или явлений данного класса)
- Исторический метод (выявление исторических фактов и на этой основе мысленное воссоздание исторического процесса, при котором раскрывается логика его движения)
- Восхождение от абстрактного к конкретному (исследователь вначале находит главную связь изучаемого предмета (явления), затем, прослеживая, как она видоизменяется в различных условиях, открывает новые связи и таким путем отображает во всей полноте его сущность)
- Системный метод (исследование системы (т.е. определенной совокупности материальных или идеальных объектов), связей её компонентов и их связей с внешней средой. При этом выясняется, что эти взаимосвязи и взаимодействия приводят к возникновению новых свойств системы, которые отсутствуют у составляющих её объектов)
Эмпирические методы
- Наблюдение (способ познания, основанный на непосредственном восприятии свойств предметов и явлений при помощи органов чувств. В результате наблюдения исследователь получает знания о внешних свойствах и отношениях предметов и явлений)
- Описание (фиксация признаков исследуемого объекта, которые устанавливаются, например, путем наблюдения или измерения)
- Счет (определение количественных соотношений объектов исследования или параметров, характеризующих их свойства)
- Измерение (определение численного значения некоторой величины путем сравнения её с эталоном)
- Сравнение (сопоставление признаков, присущих двум или нескольким объектам, установление различия между ними или нахождение в них общего)
- Эксперимент (искусственное воспроизведение явления, процесса в заданных условиях, в ходе которого проверяется выдвигаемая гипотеза)
- Моделирование (получение знаний об объекте исследования с помощью его заменителей – аналога, модели)
Исследовательская деятельность может быть организована в форме:
- Урока
- Лабораторной работы
- Семинара
- Групп дополнительного образования
- Экспедиции, экскурсии
- Конференции
- Проекта
Результат исследовательской деятельности может быть представлен в форме
- Устного или письменного сообщения
- Реферата
- Статьи
- Стенда
- Электронной презентации
- Портфолио
Критерии оценивания презентации
- Могут быть предложены учителем заранее, расставлены акценты
- Могут быть разработаны совместно в группе учащихся (с корректировкой учителя), тогда они будут иметь личностную значимость
3 группы критериев:
- Содержание презентации
- Представление презентации (выступление)
- Оформление презентации
Критерии оценивания содержания презентации
- Формулировка темы исследования
- Формулировка проблемного вопроса
- Выбор объекта и предмета
- Постановка цели и задач исследования
- Формулировка гипотезы исследования
- Адекватность использованных методов исследования
- Адекватность отбора фактического материала для исследования, уровень владения понятийным аппаратом
- Наличие результата исследования и выводов, адекватных поставленной проблеме
- Формулировка новых проблем, следующих из решенной проблемы
- Наличие собственной обоснованной позиции учащегося
- Следование логике структуры исследования
- Наличие ссылок на источники информации
В содержательных критериях можно заложить
А: воспроизведение известных фактов
В: сопоставление, сравнение, выбор из нескольких вариантов
С: уровень собственного умозаключения на основании факта (в форме эссе)
Критерии оценивания представления презентации
- Культура речи (лексический запас, грамматические конструкции, речевой стиль, громкость, четкость, темп и т.д.)
- Умение устанавливать контакт с аудиторией
- Логичность изложения
- Свободное владение материалом, ориентация в содержании презентации
- Ответы на вопросы
- Соблюдение регламента
Критерии оценивания оформления презентации
- Шрифтовое и цветовое оформление способствует предъявлению содержания и соответствует ему
- Текстовая информация распределена по слайдам, не перегружая восприятие
- Графические объекты иллюстрируют и дополняют содержание, не перегружая восприятие
- Звуковая и видеоинформация иллюстрирует и дополняет содержание, не перегружая восприятие
- Эффекты анимации способствуют (не затрудняют) восприятию содержания
- Навигация (переход) по слайдам организована в интуитивно понятной форме