СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧАЩИХСЯ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ХИМИИ В ШКОЛЕ (из опыта работы)

Категория: Химия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Обобщая свой опыт работы в исследовательской деятельности учащихся при изучении химии в школе, учитель подробно рассмотрел учебно-исследовательскую деятельность, главной целью которой является образовательный результат,она направлена  на обучение учащихся, развитие у них исследовательского  типа мышления.

Просмотр содержимого документа
«ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧАЩИХСЯ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ХИМИИ В ШКОЛЕ (из опыта работы)»

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧАЩИХСЯ

ПРИ ИЗУЧЕНИИ ХИМИИ В ШКОЛЕ

(из опыта работы)

доклад учителя химии I категории

Чиняковой А.П.

Один опыт я ставлю выше,

чем тысячу мнений,

рождённых только воображением.

М. В. Ломоносов

Каждый учитель хочет, чтобы его предмет вызывал глубокий интерес у школьников, чтобы ученики умели не только писать химические формулы и уравнения реакций, но и понимать химическую картину мира, умели логически мыслить. Основой обучения должно быть не запоминание информации, которой учеников в изобилии снабжает учитель (хотя это тоже важная задача), а активное участие в процессе приобретения этой информации самих школьников, их самостоятельное мышление, последовательное формирование умения самостоятельно приобретать знания, способности самообучаться. Необходимо, чтобы в результате деятельности, ученик самостоятельно приходил к каким-либо выводам, чтобы сам для себя созидал знание. Нынешнее образование ориентировано на развитие личности. Современному обществу нужен выпускник, самостоятельно мыслящий, умеющий видеть и творчески решать возникающие проблемы. Особенную актуальность эта задача получает в динамично развивающемся информационном пространстве. Однако учащиеся не всегда могут ориентироваться в огромном потоке новых сведений, извлекать необходимые факты и данные, продуктивно использовать их в своей работе.

Актуальность проблемы развития учебно-исследовательских умений учащихся состоит в направленности современного образования на формирование личности, обладающей такими качествами как самостоятельность, активность, умение творчески подходить к решению возникающих проблем.

В связи с этим особенно становится актуальной задача приобщения учащихся к исследовательской деятельности. Изучение основ химии немыслимо без уроков с использованием химического эксперимента, который лежит в основе исследовательского метода.

Химический эксперимент – источник знаний о веществе и химической реакции – важное условие активизации познавательной деятельности учащихся, воспитания устойчивого интереса к предмету, а также представлений о практическом применении химических знаний. Эти вопросы могут успешно решаться при активном использовании исследовательского подхода. Самостоятельно и активно разбираться в новом учебном материале учащиеся будут только тогда, когда учитель сумеет пробудить в них интерес к исследованию. При вовлечении учащихся в исследовательскую деятельность они самостоятельно решают встающие перед ними вопросы, непроизвольно запоминают и ясно осознают изучаемое.

Исследовательская деятельность учащихся позволяет:


  • выделить и изучить наиболее существенные стороны объекта или явления;

  • получить достоверные данные об окружающей действительности;

  • обеспечивает прочное усвоение новых знаний и применение их в практической деятельности;

  • позволяет проводить ознакомление с основами химических производств;

  • на основе восприятия исследования и анализа наблюдаемых явлений сформировать у учащихся представления, а затем и понятия курса химии;

Исследование – это метод проверки суждений, нахождения неизвестного. Исследовательская деятельность может быть использована при изучении любой темы школьного курса, способствуя раскрытию её содержания

Задачи исследовательской деятельности:


Познавательная Воспитательная Развивающая

Усвоение основ Воспитание потребности Приобретение и

химии с помощью к труду, ориентация совершенствование совершенствования учащихся на рабочие общенаучных и

исследования профессии практических навыков


Главным смыслом исследования в сфере образования есть то, что оно является учебным. Это означает, что его главной целью является развитие личности учащегося, а не получение объективно нового результата, как в "большой" науке.  Если в науке главной целью является получение новых знаний, то в образовании, целью исследовательской деятельности, является приобретение учащимся функционального навыка исследования как универсального способа освоения действительности, развитие способности к исследовательскому типу мышления.

Под исследовательской деятельностью учащихся сегодня понимается такая форма организации учебно-воспитательной работы, которая связана с решением учащимися творческой, исследовательской задачи с заранее неизвестным результатом в различных

областях науки, техники, искусства. Исследовательская деятельность предполагает

наличие основных этапов, характерных для научного исследования:

 постановку проблемы,

 ознакомление с литературой по данной проблематике,

 овладение методикой исследования,

 исследование

 сбор собственного материала

 его анализ и обобщение,

 выводы.

Такое определение дает один из ведущих специалистов по организации исследовательской деятельности учащихся академик, доктор педагогических наук Леонтович А. В.

Учебно-исследовательская деятельность — это деятель­ность, главной целью которой является образовательный ре­зультат, она направлена на обучение учащихся, развитие у них исследовательского типа мышления. Главное здесь не овладение новыми, доселе неизвестными фактами, а научение алгоритму ведения исследования, навыкам, которые могут быть затем использованы в исследовании любой сложности и тематики. Введение в педагогические технологии элементов исследовательской деятельности учащихся позволяет педагогу не столько учить, сколько помогать ребенку учиться, направлять его познавательную деятельность. Задачи учебно-исследовательской деятельности Г. А. Русских определяет следующим образом:

 формирование интереса к познавательной, творческой, экспериментально-исследовательской деятельности;

 создание условий для социального и профессионального самоопределения школьников;

 совершенствование исследовательских умений школьников;

 развитие творческих способностей и личностных качеств учащихся;

 ориентация на дальнейшее продолжение образования в вузе.

Многие учителя отказываются от применения этого инновационного метода обучения на уроках, как правило, приводя неоспоримый довод – организация исследования требует больших временных затрат. Этот метод широко используется во внеурочной деятельности (факультативы, кружки, конференции, предметные недели, проекты, МАН).

Одним из самых ответственных и важных моментов исследовательской работы является выбор темы исследования. Тема должна быть интересна ребятам, доступной, соответствовать их возрастным особенностям; и в тоже время должна нести познавательный заряд и учитывать состояние материально-технической базы кабинета химии. Тема может быть выбрана из предложенных учителем или возникнуть совершенно неожиданно.

Так, например, в ночь на 19 марта 2018 года на территории ЛНР выпал оранжево-жёлтый снег. Это событие послужило темой научно-исследовательской работы, которая получила название «Жёлтый снег на Донбассе». Её с удовольствием и интересом взялся исследовать ученик 8 класса Стрельцов Владислав.

События май – сентябрь 2015 года, когда украинские военные заблокировали поступление воды на нашу территорию, привели к гуманитарной водной катастрофе, которая могла в ближайшее время вызвать экологические проблемы для нашего региона. Это стало сигналом к исследованию водных ресурсов в окрестности нашего города. Так возникла тема научно-исследовательской работы «Проблема питьевой воды на Луганщине и пути её решения», которую исследовала ученица 8 класса Мирошникова Марина в 2015-2016г. В этот же период поднимается вопрос об экономии воды. Работу, представленную на республиканский экологический конкурс, «Оценка потребления воды дома, в школе. Разработка рекомендаций по сокращению расходов воды» выполнила и провела необходимые исследования ученица 11 класса Сафронова Аделина в 2016-2017г.

События водной блокады не прошли даром. В 2017-2018 г. разрабатывается тема «Исследование родников в окрестности города Ирмино», которую два года исследовала и выполняла ученица 8-9 класса Голубничая Анна. Впоследствии, в республиканском конкурсе учебно-исследовательских экологических проектов «Человек на Земле», в номинации Экологические проблемы родного края», эта работа с небольшими изменениями получила название «Изучение качества воды родников в окрестности г. Ирмино».

Война на Донбассе — это яркий пример того, что всегда высокоурожайные земли становятся причиной территориальных конфликтов между странами и народами. Уничтожение плодородного слоя почвы снарядами, фосфорными бомбами, тяжёлыми гусеницами танков надолго лишили многострадальную землю давать урожаи.

Исследование почвы, установление её типов — эта проблема самая актуальная на сегодня для всех государств мира. В 2015-2016 г. Лысенко Диана, ученица 8 класса поднимает проблему почвы в нашем регионе. Научно-исследовательская работа так и называется « Исследование разных типов почвы г. Ирмино».

Здоровье человека — это главное его богатство. Поэтому темы научно-исследовательских работ посвящены этой проблеме. «Иододефицит и его профилактика» так называется научно-исследовательская работа, которую выполнила ученица 9 класса Бакунова Дарья в 2013- 2014 году. Ещё одна работа, которая заслуживает особого внимания, «Природный аспирин — альтернатива синтетическому?...» Её исследовал и выполнил ученик 10 класса Злобин Кирилл в 2017-2018г. Влияние ионов йода на растительные организмы исследовала и выполнила Сафронова Аделина ученица 9 класса 2015 году. Эти работы несут профилактическую цель.

На теоретических занятиях мы с ребятами определяем объект и предмет исследования, цели, ставим задачи, выбираем методы исследования. После теоретической подготовки учащиеся приступают к практической деятельности: работают в Интернете, библиотеке – подбирают научную литературу по данной теме .Собранный материал мы вместе анализируем, систематизируем и составляем вводную часть. Эта работа позволяет выходить за рамки учебника, делает предмет более интересным.

Основная часть работы – подготовка и проведение химического исследования. Эта часть работы требует много времени и осуществляется обязательно в присутствии учителя. Эксперимент является основным методом в химии. В преподавании химии используются главным образом три вида химического эксперимента: демонстрационные опыты учителя, лабораторные опыты, выполняемые учениками и практические занятия. Большинство этих опытов имеют иллюстративный характер и по сути являются репродуктивными, поэтому они не дают возможности организовать самостоятельную поисковую деятельность учащихся. Ученический исследовательский эксперимент сочетает преимущественное применение основных приемов научного метода с самостоятельным решением и выполнением учебных исследовательских задач.

Эксперимент развивает черты творческой деятельности, формирует интерес к познанию химических явлений и их закономерностей. В ходе выполнения работы ребята получили навыки работы с посудой и оборудованием, освоили методику приготовления растворов различной концентрации, научились проводить целенаправленные наблюдения, получили первоначальные навыки безопасной работы в лаборатории, закрепили умения решать задачи по теме «Растворы».

При выполнении опытов, конечно же, необходимо соблюдение мер предосторожности при работе с химическими веществами. По окончании работы ребята готовят защиту на МАН. Любой исследователь, и даже юный, должен заявить о себе, умело представить результаты своей исследовательской деятельности. Необходимо научить учащихся выражать четко, кратко и выразительно свои мысли. Таким образом, исследовательская деятельность позволяет вооружить ученика необходимыми знаниями, умениями,

навыками для освоения стремительно нарастающего потока информации, ориентации в

нём и систематизации материала. К сожалению, сейчас у многих детей уровень развития познавательной деятельности средний или слабый и не у всех ребят, получается заниматься исследовательской работой. Какие же критерии я предъявляю к ученикам, занимающихся научно-исследовательской деятельностью?

Ученик должен обладать определенными умениями:

1. Умение работать с рекомендованной литературой, а это является основой научного исследования. Я учу читать материал последовательно, т. е. необходимо читать источник по порядку, досконально изучать все термины и понятия. Для того, чтобы разобраться в каждом термине или понятии, необходимо найти ему в подтверждение практический пример или практическое объяснение.

2.  Умение критически осмысливать материал, представленный в книге или в интернете, т.е. необходимо уметь самостоятельно сопоставлять понятия и явления, делать собственные выводы. Определяя верность или ложность того или иного понятия, необходимо ставить себе следующие вопросы:

– Какое понятие даёт наиболее объективное представление по существу изучаемого вопроса?

– Какое мнение из представленных в литературе наиболее объективно?

– Подтверждается ли теоретическое положение фактическим материалом?

При выполнении работы «Природный аспирин — альтернатива синтетическому?...» исходя из материала наших исследований, мы опровергли ненаучный материал, напечатанный в одной из работ в инернете и взятый на защиту МАН..

3.  Умение чётко и ясно излагать свои мысли. Я учу ребят каждое положение своего исследования излагать последовательно, не перескакивая с одной проблемы на другую. В работе должны быть использованы такие слова и выражения, как: Я считаю. Я думаю. Мне известно. Анализ фактов показывает. Я не согласен с тем, что… Это придаёт учащемуся уверенность в своих действиях, гордость за выполненную работу.

Внедрение полученных результатов исследования в практику - заключительный, ответственный этап научных работ. Внедрение - это достижение практического использования результатов теоретических и экспериментальных исследований (часто многолетних), прогрессивных идей, открытий, инноваций. В процессе внедрения научно-исследовательских работ уточняется их эффективность, выявляются вопросы, требующие дополнительных исследований и доработки. Именно масштабом и объемом внедрения результатов исследования в практику определяется их научная новизна, теоретическая и практическая ценность, то есть признание полезности и значимости работы в различных сферах. Существует несколько форм внедрения результатов научно-исследовательской и методической деятельности, в том числе и публикации. Это могут быть научные издания, учебные издания, официальные документы. Имеет значение вид публикации, уровень издания, тираж.

За работу « Исследование разных типов почвы г. Ирмино» Лысенко Диана

награждена дипломом лауреата I степени на Всероссийском конкурсе исследовательских работ учащихся «Научный потенциал – XXI» «ЮНОСТЬ, НАУКА, КУЛЬТУРА» в 2017г.

Работа Голубничей Анны «Исследование родников в окрестности города Ирмино», была высоко оценена на Всероссийском конкурсе исследовательских работ учащихся «Научный потенциал – XXI» «ЮНОСТЬ, НАУКА, КУЛЬТУРА» в 2019 году. Она награждена дипломом лауреата I степени.

Работа Злобина Кирилла «Природный аспирин — альтернатива синтетическому?...» также была высоко оценена на Всероссийском конкурсе исследовательских работ учащихся «Научный потенциал – XXI» «ЮНОСТЬ, НАУКА, КУЛЬТУРА» в 2019 году. Он награжден дипломом лауреата II степени.

Работа Голубничей Анны «Изучение качества воды родников в окрестности г. Ирмино» в республиканском конкурсе учебно-исследовательских экологических проектов «Человек на Земле», в номинации Экологические проблемы родного края» стала одной из лучших работ. Она выступила на республиканской конференции, которая состоялась в декабре 2019 года.

Высоко оценены работы учащейся 11 класса Сафроновой Аделины «Оценка потребления воды дома, в школе. Разработка рекомендаций по сокращению расходов воды» в 2017 году, Стрельцова Владислава учащегося 5 класса «Исследование разных типов почвы г. Ирмино» в 2016 году. Они стали победителями республиканского конкурса учебно-исследовательских экологических проектов «Человек на Земле», в номинации Экологические проблемы родного края».

Таким образом, научно-исследовательская работа позволяет учителю открыть способности ученика к тому или иному предмету, а иногда к нескольким, и, зачастую, побуждает самооткрытие обучающегося собственных способностей и возможностей как первая ступень к самореализации личности. Научно-исследовательская деятельность не возникает в школе сама по себе. Это возлагается на руководителя научно-исследовательской деятельности, в качестве которого выступает учитель. От того на сколько у него будет желание и готовность руководить этим процессом, во многом будет зависеть и реализация данного направления. Необходимыми условиями её осуществления являются: готовность школьников к этому виду работы, а со стороны учителя – желание

и готовность руководить этим видом деятельности.

ПРИЛОЖЕНИЕ

Сравнение учебно-исследовательской и научно-исследовательской деятельности учащихся

(по Н.И. Запрудскому)


Учебно-исследовательская деятельность


Признаки для сравнения

Научно-исследовательская деятельность


Предполагает открытие, как правило, лишь субъективно новых знаний


Новизна темы

исследования



Предполагает открытие

новых знаний

Как правило, субъективны

Особенность решаемых проблем

Преимущественно объективны

Получение субъективно нового знания


Характер цели

Получение объективно нового знания

Преимущественно эмпирические (наблюдение и опыт), а также работа с научной и учебной литературой


Методы разрешения проблемы

Эмпирические(наблюдение, эксперимент), теоретические (анализ, моделирование,

проектирование, обобщение и др.).

Учащийся может сам выполнить все этапы исследования от выявления проблемы до интерпретации результатов.

На каждом из этапов ему может быть оказана помощь


Степень самостоятельности


Как правило, самостоятельная деятельность.

Как правило, субъективны

Полученные результаты


Объективны, доказательны

Реферативная работа, статья, тезисы, выступление на ученической конференции



Формы представления результатов

Диссертация, статья, доклад, тезисы, выступление


Происходит развитие личности

Личная значимость исследовательской деятельности


Происходит развитие личности

Иногда способствует развитию науки

Научное значение

Способствует развитию науки




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!