ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧАЩИХСЯ
ПРИ ИЗУЧЕНИИ ХИМИИ В ШКОЛЕ
(из опыта работы)
доклад учителя химии I категории
Чиняковой А.П.
Один опыт я ставлю выше,
чем тысячу мнений,
рождённых только воображением.
М. В. Ломоносов
Каждый учитель хочет, чтобы его предмет вызывал глубокий интерес у школьников, чтобы ученики умели не только писать химические формулы и уравнения реакций, но и понимать химическую картину мира, умели логически мыслить. Основой обучения должно быть не запоминание информации, которой учеников в изобилии снабжает учитель (хотя это тоже важная задача), а активное участие в процессе приобретения этой информации самих школьников, их самостоятельное мышление, последовательное формирование умения самостоятельно приобретать знания, способности самообучаться. Необходимо, чтобы в результате деятельности, ученик самостоятельно приходил к каким-либо выводам, чтобы сам для себя созидал знание. Нынешнее образование ориентировано на развитие личности. Современному обществу нужен выпускник, самостоятельно мыслящий, умеющий видеть и творчески решать возникающие проблемы. Особенную актуальность эта задача получает в динамично развивающемся информационном пространстве. Однако учащиеся не всегда могут ориентироваться в огромном потоке новых сведений, извлекать необходимые факты и данные, продуктивно использовать их в своей работе.
Актуальность проблемы развития учебно-исследовательских умений учащихся состоит в направленности современного образования на формирование личности, обладающей такими качествами как самостоятельность, активность, умение творчески подходить к решению возникающих проблем.
В связи с этим особенно становится актуальной задача приобщения учащихся к исследовательской деятельности. Изучение основ химии немыслимо без уроков с использованием химического эксперимента, который лежит в основе исследовательского метода.
Химический эксперимент – источник знаний о веществе и химической реакции – важное условие активизации познавательной деятельности учащихся, воспитания устойчивого интереса к предмету, а также представлений о практическом применении химических знаний. Эти вопросы могут успешно решаться при активном использовании исследовательского подхода. Самостоятельно и активно разбираться в новом учебном материале учащиеся будут только тогда, когда учитель сумеет пробудить в них интерес к исследованию. При вовлечении учащихся в исследовательскую деятельность они самостоятельно решают встающие перед ними вопросы, непроизвольно запоминают и ясно осознают изучаемое.
Исследовательская деятельность учащихся позволяет:
выделить и изучить наиболее существенные стороны объекта или явления;
получить достоверные данные об окружающей действительности;
обеспечивает прочное усвоение новых знаний и применение их в практической деятельности;
позволяет проводить ознакомление с основами химических производств;
на основе восприятия исследования и анализа наблюдаемых явлений сформировать у учащихся представления, а затем и понятия курса химии;
Исследование – это метод проверки суждений, нахождения неизвестного. Исследовательская деятельность может быть использована при изучении любой темы школьного курса, способствуя раскрытию её содержания
Задачи исследовательской деятельности:
Познавательная Воспитательная Развивающая
Усвоение основ Воспитание потребности Приобретение и
химии с помощью к труду, ориентация совершенствование совершенствования учащихся на рабочие общенаучных и
исследования профессии практических навыков
Главным смыслом исследования в сфере образования есть то, что оно является учебным. Это означает, что его главной целью является развитие личности учащегося, а не получение объективно нового результата, как в "большой" науке. Если в науке главной целью является получение новых знаний, то в образовании, целью исследовательской деятельности, является приобретение учащимся функционального навыка исследования как универсального способа освоения действительности, развитие способности к исследовательскому типу мышления.
Под исследовательской деятельностью учащихся сегодня понимается такая форма организации учебно-воспитательной работы, которая связана с решением учащимися творческой, исследовательской задачи с заранее неизвестным результатом в различных
областях науки, техники, искусства. Исследовательская деятельность предполагает
наличие основных этапов, характерных для научного исследования:
постановку проблемы,
ознакомление с литературой по данной проблематике,
овладение методикой исследования,
исследование
сбор собственного материала
его анализ и обобщение,
выводы.
Такое определение дает один из ведущих специалистов по организации исследовательской деятельности учащихся академик, доктор педагогических наук Леонтович А. В.
Учебно-исследовательская деятельность — это деятельность, главной целью которой является образовательный результат, она направлена на обучение учащихся, развитие у них исследовательского типа мышления. Главное здесь не овладение новыми, доселе неизвестными фактами, а научение алгоритму ведения исследования, навыкам, которые могут быть затем использованы в исследовании любой сложности и тематики. Введение в педагогические технологии элементов исследовательской деятельности учащихся позволяет педагогу не столько учить, сколько помогать ребенку учиться, направлять его познавательную деятельность. Задачи учебно-исследовательской деятельности Г. А. Русских определяет следующим образом:
формирование интереса к познавательной, творческой, экспериментально-исследовательской деятельности;
создание условий для социального и профессионального самоопределения школьников;
совершенствование исследовательских умений школьников;
развитие творческих способностей и личностных качеств учащихся;
ориентация на дальнейшее продолжение образования в вузе.
Многие учителя отказываются от применения этого инновационного метода обучения на уроках, как правило, приводя неоспоримый довод – организация исследования требует больших временных затрат. Этот метод широко используется во внеурочной деятельности (факультативы, кружки, конференции, предметные недели, проекты, МАН).
Одним из самых ответственных и важных моментов исследовательской работы является выбор темы исследования. Тема должна быть интересна ребятам, доступной, соответствовать их возрастным особенностям; и в тоже время должна нести познавательный заряд и учитывать состояние материально-технической базы кабинета химии. Тема может быть выбрана из предложенных учителем или возникнуть совершенно неожиданно.
Так, например, в ночь на 19 марта 2018 года на территории ЛНР выпал оранжево-жёлтый снег. Это событие послужило темой научно-исследовательской работы, которая получила название «Жёлтый снег на Донбассе». Её с удовольствием и интересом взялся исследовать ученик 8 класса Стрельцов Владислав.
События май – сентябрь 2015 года, когда украинские военные заблокировали поступление воды на нашу территорию, привели к гуманитарной водной катастрофе, которая могла в ближайшее время вызвать экологические проблемы для нашего региона. Это стало сигналом к исследованию водных ресурсов в окрестности нашего города. Так возникла тема научно-исследовательской работы «Проблема питьевой воды на Луганщине и пути её решения», которую исследовала ученица 8 класса Мирошникова Марина в 2015-2016г. В этот же период поднимается вопрос об экономии воды. Работу, представленную на республиканский экологический конкурс, «Оценка потребления воды дома, в школе. Разработка рекомендаций по сокращению расходов воды» выполнила и провела необходимые исследования ученица 11 класса Сафронова Аделина в 2016-2017г.
События водной блокады не прошли даром. В 2017-2018 г. разрабатывается тема «Исследование родников в окрестности города Ирмино», которую два года исследовала и выполняла ученица 8-9 класса Голубничая Анна. Впоследствии, в республиканском конкурсе учебно-исследовательских экологических проектов «Человек на Земле», в номинации Экологические проблемы родного края», эта работа с небольшими изменениями получила название «Изучение качества воды родников в окрестности г. Ирмино».
Война на Донбассе — это яркий пример того, что всегда высокоурожайные земли становятся причиной территориальных конфликтов между странами и народами. Уничтожение плодородного слоя почвы снарядами, фосфорными бомбами, тяжёлыми гусеницами танков надолго лишили многострадальную землю давать урожаи.
Исследование почвы, установление её типов — эта проблема самая актуальная на сегодня для всех государств мира. В 2015-2016 г. Лысенко Диана, ученица 8 класса поднимает проблему почвы в нашем регионе. Научно-исследовательская работа так и называется « Исследование разных типов почвы г. Ирмино».
Здоровье человека — это главное его богатство. Поэтому темы научно-исследовательских работ посвящены этой проблеме. «Иододефицит и его профилактика» так называется научно-исследовательская работа, которую выполнила ученица 9 класса Бакунова Дарья в 2013- 2014 году. Ещё одна работа, которая заслуживает особого внимания, «Природный аспирин — альтернатива синтетическому?...» Её исследовал и выполнил ученик 10 класса Злобин Кирилл в 2017-2018г. Влияние ионов йода на растительные организмы исследовала и выполнила Сафронова Аделина ученица 9 класса 2015 году. Эти работы несут профилактическую цель.
На теоретических занятиях мы с ребятами определяем объект и предмет исследования, цели, ставим задачи, выбираем методы исследования. После теоретической подготовки учащиеся приступают к практической деятельности: работают в Интернете, библиотеке – подбирают научную литературу по данной теме .Собранный материал мы вместе анализируем, систематизируем и составляем вводную часть. Эта работа позволяет выходить за рамки учебника, делает предмет более интересным.
Основная часть работы – подготовка и проведение химического исследования. Эта часть работы требует много времени и осуществляется обязательно в присутствии учителя. Эксперимент является основным методом в химии. В преподавании химии используются главным образом три вида химического эксперимента: демонстрационные опыты учителя, лабораторные опыты, выполняемые учениками и практические занятия. Большинство этих опытов имеют иллюстративный характер и по сути являются репродуктивными, поэтому они не дают возможности организовать самостоятельную поисковую деятельность учащихся. Ученический исследовательский эксперимент сочетает преимущественное применение основных приемов научного метода с самостоятельным решением и выполнением учебных исследовательских задач.
Эксперимент развивает черты творческой деятельности, формирует интерес к познанию химических явлений и их закономерностей. В ходе выполнения работы ребята получили навыки работы с посудой и оборудованием, освоили методику приготовления растворов различной концентрации, научились проводить целенаправленные наблюдения, получили первоначальные навыки безопасной работы в лаборатории, закрепили умения решать задачи по теме «Растворы».
При выполнении опытов, конечно же, необходимо соблюдение мер предосторожности при работе с химическими веществами. По окончании работы ребята готовят защиту на МАН. Любой исследователь, и даже юный, должен заявить о себе, умело представить результаты своей исследовательской деятельности. Необходимо научить учащихся выражать четко, кратко и выразительно свои мысли. Таким образом, исследовательская деятельность позволяет вооружить ученика необходимыми знаниями, умениями,
навыками для освоения стремительно нарастающего потока информации, ориентации в
нём и систематизации материала. К сожалению, сейчас у многих детей уровень развития познавательной деятельности средний или слабый и не у всех ребят, получается заниматься исследовательской работой. Какие же критерии я предъявляю к ученикам, занимающихся научно-исследовательской деятельностью?
Ученик должен обладать определенными умениями:
1. Умение работать с рекомендованной литературой, а это является основой научного исследования. Я учу читать материал последовательно, т. е. необходимо читать источник по порядку, досконально изучать все термины и понятия. Для того, чтобы разобраться в каждом термине или понятии, необходимо найти ему в подтверждение практический пример или практическое объяснение.
2. Умение критически осмысливать материал, представленный в книге или в интернете, т.е. необходимо уметь самостоятельно сопоставлять понятия и явления, делать собственные выводы. Определяя верность или ложность того или иного понятия, необходимо ставить себе следующие вопросы:
– Какое понятие даёт наиболее объективное представление по существу изучаемого вопроса?
– Какое мнение из представленных в литературе наиболее объективно?
– Подтверждается ли теоретическое положение фактическим материалом?
При выполнении работы «Природный аспирин — альтернатива синтетическому?...» исходя из материала наших исследований, мы опровергли ненаучный материал, напечатанный в одной из работ в инернете и взятый на защиту МАН..
3. Умение чётко и ясно излагать свои мысли. Я учу ребят каждое положение своего исследования излагать последовательно, не перескакивая с одной проблемы на другую. В работе должны быть использованы такие слова и выражения, как: Я считаю. Я думаю. Мне известно. Анализ фактов показывает. Я не согласен с тем, что… Это придаёт учащемуся уверенность в своих действиях, гордость за выполненную работу.
Внедрение полученных результатов исследования в практику - заключительный, ответственный этап научных работ. Внедрение - это достижение практического использования результатов теоретических и экспериментальных исследований (часто многолетних), прогрессивных идей, открытий, инноваций. В процессе внедрения научно-исследовательских работ уточняется их эффективность, выявляются вопросы, требующие дополнительных исследований и доработки. Именно масштабом и объемом внедрения результатов исследования в практику определяется их научная новизна, теоретическая и практическая ценность, то есть признание полезности и значимости работы в различных сферах. Существует несколько форм внедрения результатов научно-исследовательской и методической деятельности, в том числе и публикации. Это могут быть научные издания, учебные издания, официальные документы. Имеет значение вид публикации, уровень издания, тираж.
За работу « Исследование разных типов почвы г. Ирмино» Лысенко Диана
награждена дипломом лауреата I степени на Всероссийском конкурсе исследовательских работ учащихся «Научный потенциал – XXI» «ЮНОСТЬ, НАУКА, КУЛЬТУРА» в 2017г.
Работа Голубничей Анны «Исследование родников в окрестности города Ирмино», была высоко оценена на Всероссийском конкурсе исследовательских работ учащихся «Научный потенциал – XXI» «ЮНОСТЬ, НАУКА, КУЛЬТУРА» в 2019 году. Она награждена дипломом лауреата I степени.
Работа Злобина Кирилла «Природный аспирин — альтернатива синтетическому?...» также была высоко оценена на Всероссийском конкурсе исследовательских работ учащихся «Научный потенциал – XXI» «ЮНОСТЬ, НАУКА, КУЛЬТУРА» в 2019 году. Он награжден дипломом лауреата II степени.
Работа Голубничей Анны «Изучение качества воды родников в окрестности г. Ирмино» в республиканском конкурсе учебно-исследовательских экологических проектов «Человек на Земле», в номинации Экологические проблемы родного края» стала одной из лучших работ. Она выступила на республиканской конференции, которая состоялась в декабре 2019 года.
Высоко оценены работы учащейся 11 класса Сафроновой Аделины «Оценка потребления воды дома, в школе. Разработка рекомендаций по сокращению расходов воды» в 2017 году, Стрельцова Владислава учащегося 5 класса «Исследование разных типов почвы г. Ирмино» в 2016 году. Они стали победителями республиканского конкурса учебно-исследовательских экологических проектов «Человек на Земле», в номинации Экологические проблемы родного края».
Таким образом, научно-исследовательская работа позволяет учителю открыть способности ученика к тому или иному предмету, а иногда к нескольким, и, зачастую, побуждает самооткрытие обучающегося собственных способностей и возможностей как первая ступень к самореализации личности. Научно-исследовательская деятельность не возникает в школе сама по себе. Это возлагается на руководителя научно-исследовательской деятельности, в качестве которого выступает учитель. От того на сколько у него будет желание и готовность руководить этим процессом, во многом будет зависеть и реализация данного направления. Необходимыми условиями её осуществления являются: готовность школьников к этому виду работы, а со стороны учителя – желание
и готовность руководить этим видом деятельности.
ПРИЛОЖЕНИЕ
Сравнение учебно-исследовательской и научно-исследовательской деятельности учащихся
(по Н.И. Запрудскому)
Учебно-исследовательская деятельность | Признаки для сравнения | Научно-исследовательская деятельность |
Предполагает открытие, как правило, лишь субъективно новых знаний | Новизна темы исследования | Предполагает открытие новых знаний |
Как правило, субъективны | Особенность решаемых проблем | Преимущественно объективны |
Получение субъективно нового знания | Характер цели | Получение объективно нового знания |
Преимущественно эмпирические (наблюдение и опыт), а также работа с научной и учебной литературой | Методы разрешения проблемы | Эмпирические(наблюдение, эксперимент), теоретические (анализ, моделирование, проектирование, обобщение и др.). |
Учащийся может сам выполнить все этапы исследования от выявления проблемы до интерпретации результатов. На каждом из этапов ему может быть оказана помощь | Степень самостоятельности | Как правило, самостоятельная деятельность. |
Как правило, субъективны | Полученные результаты | Объективны, доказательны |
Реферативная работа, статья, тезисы, выступление на ученической конференции | Формы представления результатов | Диссертация, статья, доклад, тезисы, выступление |
Происходит развитие личности | Личная значимость исследовательской деятельности | Происходит развитие личности |
Иногда способствует развитию науки | Научное значение | Способствует развитию науки |