СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Исследовательская и проектная деятельность в начальной школе

Нажмите, чтобы узнать подробности

Эссе на тему "Исследовательская и проектная деятельность в начальной школе"

Просмотр содержимого документа
«Исследовательская и проектная деятельность в начальной школе»

Эссе на тему:

«Исследовательская и проектная деятельность обучающихся

начальной школы"

Передо мной открылась удивительно богатая,

неисчерпаемая по красоте грань педагогического

мастерства - умение учить детей думать.

Это открытие вдохновляло меня, я переживал

необыкновенное счастье творчества»

В.А.Сухомлинский

Всем известно, что новые знания можно получать от других в готовом виде, а можно добывать самостоятельно, в наше время творческий поиск становится важной частью любой профессии, а исследовательское поведение рассматривается как стиль жизни современного человека.

Огромное значение для развития способностей учащегося имеет хорошо организованная и систематизированная исследовательская работа, готовность к поиску новой информации, наблюдений, знаний, новых способов мышления и поведения – то, что, пожалуй, больше всего может помочь не просто выжить в современном мире, а реализовать себя, свой творческий потенциал. Воспитание у детей исследовательской установки по отношению к жизни является важнейшей задачей современной школы. Это прописано и в требованиях федерального государственного образовательного стандарта.

Исследовательская деятельность - это специально организованная, познавательная творческая деятельность учащихся, по своей структуре соответствующая научной деятельности, характеризующаяся целенаправленностью, активностью, предметностью, мотивированностью

и сознательностью.

Результатом исследовательской деятельности является формирование познавательных мотивов, исследовательских умений, субъективно новых для учащихся знаний или способов деятельности, процесс поиска неизвестного. Подобная деятельность, ставящая учащихся в позицию "исследователя", занимает ведущее место в системах развивающего обучения. Исследование не предполагает создание какого-либо заранее планируемого объекта, модели или прототипа. Оно позволяет не сколько обучать детей, сколько учить учиться, направлять их познавательную деятельность. Приобретённые учебные навыки в начальной школе ребёнок сможет использовать в дальнейшем обучении: более эффективно решать учебные задачи, самостоятельно овладевать определёнными знаниями.

Проектная деятельность – это уникальная самостоятельная деятельность младшего школьника, имеющая начало и конец во времени, направленная на достижение заранее определенного им самим результата (цели), обладающая конкретной личностной и социальной значимостью.

Проект - это замысел переустройства того или иного участка действительности согласно определённым правилам. В переводе с латинского "проект " означает "брошенный вперед". Проектный метод предполагает процесс разработки и создания объекта, прообраза, прототипа. Проект - замысел для создания реального объекта, предмета или теоретического продукта. В основе метода проекта лежит развитие познавательных творческих навыков учащихся, умения самостоятельно конструировать свои знания, умение ориентироваться в информационном пространстве. Проект, в отличие от исследования, в большей степени творчество.

Исследовательская и проектная деятельности тесно взаимосвязаны, так как для того чтобы учащиеся начальной школы создали проект, необходимо вначале собрать нужную информацию по этой теме, то есть провести некоторое исследование, затем полученную информацию ребенок оформляет в своем проекте. В настоящее время исследовательская и проектная деятельность широко используется в учебном процессе. Так, например, ежегодно в школе проводится конкурс проектов «Шаг в науку», где ребята учатся ставить перед собой определенные цели и задачи, находить нужную информацию по их достижению и формировать навыки в умении выступать, защищать свой проект. Эта работа очень ребятам нравится. Работа создается, конечно, не без участия учителя. Учитель помогает направить мысли ребенка в нужное русло. И еще очень важно, что для проекта необходима проблема, взятая из реальной жизни, знакомая и значимая для ребенка, для решения которой ему необходимо приложить полученные знания и знания, которые ему предстоит приобрести.

Учитель должен не искать темы в литературе или интернете, а развивать способность учеников найти интересующие их темы самостоятельно. В идеале проект младшего школьника является отражением процесса его собственного культурного развития, а значит, желание выполнить проект по данной теме может возникнуть вне связи с учебным процессом.

Правильно организованная проектная деятельность обеспечивает развитие творческих способностей, формирование познавательных мотивов учения, так как учащиеся видят конечный результат своей деятельности, который возвеличивает их в собственных глазах и вызывает желание учиться и совершенствовать свои знания, умения и личностные качества.

Формировать навыки научно-исследовательской и проектной деятельности необходимо в течение всего времени обучения в начальной школе, начиная с 1 класса. Сначала это могут быть несложные, личные проекты и исследования, небольшие по длительности ( один урок в 1 классе, одна - две недели во 2 классе), постепенно переходя к групповым , общеклассным долгосрочным проектам, рассчитанным на месяц ( 3 класс) или четверть ( 4 класс) с обязательным структурированием содержательной части проекта или исследования и указанием поэтапных результатов, оформлением конечных результатов, презентацией полученного продукта, обсуждением и выводами.

При использовании исследовательской и проектной деятельности в учебном процессе, у учителя появляется возможность наблюдать, сравнивать, диагностировать. Причем учащиеся, увлеченные выполнением проекта, не подозревают, что именно диагностирует учитель. В результате работы работают не на учителя и тем самым демонстрируют свои истинные предметные навыки. Наблюдая за учащимися, убеждаешься в том, что такое обучение даёт хорошие результаты воспитания и обучения, является условием развития индивидуальных способностей учащихся, формирует у них навыки «всегда быть успешными», развивает ключевые компетентности учащихся, подготовку их к реальным условиям жизнедеятельности. Проектная и исследовательская деятельность позволяет расширить цели и задачи уроков, изменить их форму.