МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ВЫСОТИНСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»
Тема: Имя и Успеваемость
Выполнила работу: Лаходанова Лиза
Целуева Саша
Ученицы 8класса
Руководитель: Казоба Валентина Иннокентьевна учитель обществознания
Объект исследования: имя
Предмет исследования: влияние имени на успеваемость
Проблема: Влияет ли значение имени на успеваемость?
Цель : Узнать влияет ли значение имени на успеваемость?
Гипотеза: Точно мы не можем утверждать, что значение имени влияет на успеваемость, но можем предположить, что влияет.
Содержание:
-
Введение
-
Работа с документами
-
Самые часто встречающиеся имена
-
Значение имен
-
Опрос №1 (Знаете ли вы значение своего имени?)
-
Опрос №2 (Знаете ли вы знаменитых людей со своим именем?)
-
Результат
1. Введение
Влияние имени на характер и судьбу человека изучается с давних пор, однако до сих пор механизм этого влияния до конца неизвестен.
Чем же объяснить эту загадочную связь имени человека, его судьбы и характера?
Существует несколько теорий, объясняющих, каким образом складывается характер по имени человека.
Социальная теория.
С социальной точки зрения имя человека представляет собой сгусток социальной информации о его носителе. Прасковья, Октябрина, Оксана, Гурам, Исаак, Николай... Мы можем определить происхождение, национальность, возможное вероисповедание, характер человека по имени. Представления эти приблизительно одинаковы у разных людей, что, в свою очередь, определяет приблизительно одинаковое отношение к носителю данного имени. Ну а когда тысячи людей встречают человека “по имени”, то это не может не формировать у разных носителей одного имени схожих черт характера.
Выяснению содержания психологических образов имени, которые сложились у современного человека, посвящено исследование, проведенное совместно с Е. В. Троцевской. В нём приняли участие различные группы населения в возрасте от 18 до 35 лет. Участнику исследования говорилось: «Представьте себе такую ситуацию. Вы получили записку от своего приятеля, в которой он вам пишет: „Я хотел бы, чтобы ты завтра познакомился с ... называется имя“. Вы не знаете этого человека, никогда не видели его, не имеете представления о том, как к нему относится ваш друг. Составьте психологический портрет этого человека, зная лишь его имя».
Следует сказать, что выполнение задания не вызывало у участников исследования каких-либо трудностей, несмотря на то, что большинство из них ранее никогда сознательно не занималось конструированием психологического образа человека на основе его имени. Этот факт ещё раз подтверждает, что в обыденном общении имя человека ассоциируется с определёнными психологическими особенностями его носителя, что оно является знаком символом, способом объективизации психологического мира личности.
Эмоциональная теория
Согласно этой теории, имя человека рассматривается в качестве эмоционального раздражителя. Одни имена звучат мягко, ласково и вызывают у окружающих своим звучанием чувство приятного, нежного, возвышенного, другие, наоборот, вызывают неприятные эмоции, заставляют внутренне съежиться, напрячься, похолодеть. Это так называемая “музыка имен”. От того, какова она, будет во многом зависеть изначальное отношение окружающих к носителю имени. В дальнейшем это отношение может коренным образом измениться, но когда неприятно звучащее имя вызывает у тысячи человек однотипную негативную реакцию, то это скажется, конечно же, на особенностях характера человека.
Звуковая теория.
Имя представляет собой набор звуков разной высоты и тембра.
Влияние имени на характер человека
У младенцев очень силен так называемый механизм первой памяти, поэтому имя, к которому человек привыкает сразу после рождения, намертво врезается в подсознание, становясь неким «идентификационным кодом» личности. Этому коду-имени свойственны вибрации звуков, приводящие в возбуждение различные участки мозга. И от того, из каких звуков состоит этот «код» - звонких или глухих, твердых или мягких, - у малыша бессознательно формируются характер по имени и отчеству.
Разные имена — разные наборы звуков, неодинаковые для мозга звуковые раздражители. А разные раздражители, как известно, приводят в возбуждение разные структуры мозга. И поэтому у ребенка с именем Вася, который в течение всего доречевого периода своего развития тысячекратно слышит “вас” в словах “Вас-я”, “Вас-илек”, “Вас-ютка”, происходит тысячекратное возбуждение мозговых структур, связанных с отражением звуков “в”, “а” и “с”. Совсем иначе происходит дело у мальчика с именем Коля. У него мозговые структуры, связанные с отражением звуков “в”, “а” и “с” находятся в состоянии относительного покоя, зато постоянно возбуждаются структуры, связанные с восприятием звуков “к”, “о” и “л”. Звуковая нагрузка на одни мозговые образования у одного ребенка и совершенно другая по своему физиологическому рисунку нагрузка у другого не может, на наш взгляд, не сказаться на формировании различий в психике этих детей.
Оригинальное подтверждение этой теории нашел инженер-электрик харьковчанин Владимир Санжаревский. Через каскад усилителей он соединил микрофон с мембраной, на которой был насыпан металлический порошок. После этого в микрофон несколько раз подряд произносилось имя. И выяснилось: одному и тому же имени всегда соответствует строго определенный рисунок на мембране.
Отношение окружающих к носителю имени определяется этой информацией и в свою очередь определяет формирование соответствующих черт характера в процессе развития человека. В этом случае действует механизм внушения – значение имени и ожидания окружающих внушают ребенку, каким он должен быть.
влияние имени на судьбу во многом зависит от того, как оно воспринимается окружающими. В каждом обществе есть свои традиции, своя история, своя религия и свой язык. Наиболее благоприятно складываются судьбы людей, имена которых соответствуют традициям той местности, где они родились и выросли. Наоборот, имя, нетрадиционное для общества, в котором родился и вырос его носитель, может всерьез испортить характер человека и определить неблагоприятный ход его судьбы
Однако влияние имени на судьбу определяется не только его распространенностью в своей языковой среде. Чтобы удачно выбрать имя для ребенка необходимо знать, что оно означает. Воспитывая ребенка родители сознательно или неосознанно транслируют ему свои ожидания, внушают ему, каким он должен быть. В идеале эти ожидания не должны вступать в конфликт со значением имени и с информацией, которую оно несет.
Имя человека несет очень большую информацию. Нарекая своего ребенка, родители дают ему цель в жизни, предлагают определенный способ существования в этом мире. Имя – звуковая волна, оказывающая прямое воздействие на формирование черт характера человека, на его душевные качества, на его конкретные действия. Недаром все Ольги в чем-то похожи друг на друга, точно так же, как похожи все Иваны или Николаи.
Изучением взаимосвязи имени человека с его характером, судьбой занимались выдающиеся ученые: П. Флоренский, А. Лосев, Л. Успенский, П. Руже и др. Давно уже существует целая наука о собственных именах - ономастика (от греческого - «онома» - имя). Исследования ученых в этой области доказали: существует прямая связь между именем, характером человека, событиями в его жизни и судьбы.
В далеком 1914 году вышла в Петербурге брошюра под интригующим названием «Власть имен. О влиянии имени на судьбу человека». Прочитать её интересно и сейчас. Её автор С. Минцлов считает, что каждое имя пробуждает в человеке наиболее свойственные этому имени черты. Имя не только как бы предрекает человеку выдающееся или теневое положение в жизни, но оно заранее до некоторой степени очерчивает и его характер. Согласно характеристике имен, приведенной в брошюре, Дмитрии, например, - слегка фанфароны. Лидия - добрая хозяйка в доме, примерная жена и мать, всегда добрая, но вспыльчивая.
По мнению профессора психологии, академика Международной академии информации при ООН Б.Ю. Хигира, имя как бы создает костяк человека, на который времена года лишь наносят свои краски. В корне изменить характер человека, сменив ему имя, утверждает он, можно только до 5 лет от роду. Ряд других ученых доказывают, что имя влияет не только на характер, но и на выбор профессии, прочность брачного союза и, наконец, на здоровье человека. Поэтому, выбирая имя ребенку, родители должны быть очень внимательны, чтобы в дальнейшем не создавать проблем своему чаду.
2.Работа с документами :
Выявление имен ударников и двоечников
2007г.-2008г. 2008г.-2009г.
Мария Елена
Сергей Кирилл
Татьяна Дарья
Галина
Анжелика 2011г.-2012г.
Анастасия Юлия
Виктория Дарья
Кристина
2009г.-2010г. Любовь
Николай Полина
Светлана Татьяна
Ольга
Егор
Анна
2012г.-2013г.
Анастасия
Юлия
Владислав
Анна
Сергей
2013-2014г.
Двоечники:
2кл.-Анастасия, Виктор
3кл.-Софья, Виктор
6кл.-Дмитрий
7кл.-Галина
9кл.-Ольга, Дмитрий
Ударники:
2кл.-Антон, Павел
3кл.-Валерия, Степан, Полина, Софья, Данил
4кл.-Алина, Карина, Вероника, Филипп
5кл.- Виктория, Анна, Герман, Алексей
6кл.-Екатерина, Денис, Максим, Артур, Ульяна, Екатерина, Виолетта
7кл.-Константин, Евгений, Елизавета, Вера, Кристина
8кл.-Елизавета, Владислав, Ирина, Александра, Александр, Алексей
9кл.-Алёна, Валерия
10кл.-Татьяна, Софья11кл.-Алина, Анастасия
3. Выявление наиболее часто встречающихся имен
4.Значение имен
Имя | Значение |
Анна | Имя Анна имеет древнееврейское происхождение и означает -"благодать".Отдает себя полностью учебе.Человек с сильно развитой интуицией. |
Юлия | Имя Юлия происходит от греческого – означает «волнистая, пушистая». С детства Юлия обладает просто необузданной фантазией.Ее трудно переспорить, до последнего стоит на своем, неохотно признает свои ошибки.Учеба мало интересует Юлию. Любит читать. |
Кристина | Имя Кристина происходит от древнегреческого.Различных проблем с учебой у девочки совсем не возникает. Вполне трудолюбивая.Подвижна, сообразительна, порой непредсказуема, обладает прекрасной памятью. Ничего не делает наспех, не впадает в панику.Наблюдательна, слушает и все запоминает. Ей необходимо время, чтобы принять решение. |
Полина | Имя Полина происходит от греческого слова, и означает «многозначительная». В школе Полина самая первая и любимая помощница любого учителя.В делах надежна.Учебу не долюбливает. |
Мария | Имя Мария происходит от древнееврейского слова, и означает -"горькая, упрямая". Среди сверстников пользуется авторитетом. Одноклассники её любят за старательное трудолюбие и способность всегда прийти на помощь.Мария не боится учебы. Ответственно относится к школьным обязанностям. |
Анастасия | Имя Анастасия происходит от мужского имени "Анастас" и означает "возвращение к жизни".Не боится работы.Хорошо развито воображение.Тонко развита интуиция. |
Александра | Имя Александра - происходит от греческого "Александр", означает - "защитница". В школьном возрасте с удовольствием посещает спортивные секции.Учиться хорошо, если сама решит, что ей это нужно. |
Елизавета | Имя Елизавета происходит от древнееврейского слова и означает - "клятва божья".Отдает предпочтение точным наукам. |
Галина | Имя Галина происходит от греческого слова, имеет значение -"спокойная", "безмятежная".В делах Галина предприимчива и просчитывает каждый шаг,- она заранее определяет степень важности и свой интерес в любых начинаниях. |
Татьяна | Имя Татьяна происходит от латинского «Татиус» - имени сабинского царя.Умеет рассказывать и заставлять слушать себя. |
Виктория | "Викториа" - латинское слово "победа"; от индоевропейского корня "вик" - напор силы. |
Софья | Софья имеет греческое происхождение.По своему нраву она вполне соответствует значению “мудрая”, так как обычно обладает поразительным умением быстро решать любые проблемы, в рабочих вопросах педантичная, наблюдательная и проницательная. |
Сергей | Имя Сергей происходит от латинского – означает «высокий, высокочтимый». Сергей способен к сопереживанию. Все свои обещания Сергей выполняет, так как добросовестный человек. |
Владислав | Имя Владислав происходит от старославянского: "Влад" - владеть и "мир" то есть - "владеющий миром". |
Александр | Имя Александр происходит от греческого "алекс" - защитник, "андрос" – мужчина, то есть «мужественный защитник». Саши всегда добиваются своей поставленной цели, из таких людей получаются очень хорошие руководители, которые хорошо управляют коллективом.Живой острый ум и общительность. |
Виктор | Имя Виктор происходит от латинского слова "Виктор"- означающего "победитель". Витю можно достаточно многому обучать.У Виктора есть чувство долга, к которому он очень серьезно относится. Бывает, что у Виктора есть талант к искусству. |
Дмитрий | Имя Дмитрий происходит от греческого - означает «относящийся к Деметре». Он изобретателен, умен, и не боится никакого труда. Всегда бросается в бои не думает о последствиях, поэтому часто бывает наказан. |
Выводы : После анализа значения имен мы пришли к выводу: У (80%) имен есть предрасположенность к учебе, а у (20%) нет этой предрасположенности.
5. Таблица к 1 опроснику: (Знание значения своего имени)
| Знаю | Не знаю |
Анастасия | + | |
Татьяна | | + |
Софья | + | |
Александр | + | |
Александра | + | |
Владислав | + | |
Елизавета | + | |
Кристина | | + |
Виктория | + | |
Анна | + | |
Полина | + | |
Двоечники: | | |
Ольга | | + |
Дмитрий | | + |
Галина | | + |
Анастасия | + | |
Виктор | + | |
Выводы: Большинство опрошенных нами учеников знает значение своего имени, и именно они являются ударниками. Среди двоечников меньшинство знает значение своего имени.
5. Таблица ко второму опроснику: (Знание известных людей с вашим именем)
| Знаю | Не знаю |
Анастасия | 2 | |
Татьяна | 1 | |
Софья | 1 | |
Александр | 2 | |
Александра | - | |
Владислав | - | |
Елизавета | 3 | |
Кристина | - | |
Виктория | 1 | |
Анна | 1 | |
Полина | 1 | |
Двоечники: | | |
Ольга | 1 | |
Дмитрий | 2 | |
Галина | - | |
Анастасия | 2 | |
Виктор | - | |
Выводы: мы видим, что большинство из опрошенных не знают выдающихся людей с таким же именем как у них.
Вывод к теме: После проведённого нами исследования, мы поняли, что в успеваемости имя не имеет определяющего значения, но влияние имени тем не менее прослеживается.
Литература:
1.Успенский Л.И. «Тайна имени»
2.интернет -ресурсы
9