16
«Создание пластичной массы для лепки на основе Skwooshi-эффекта»
Лазарева Ольга Васильевна,
Мурманская область г. Снежногорск,
МБОУ ООШ №269 1-Б класс
ВВЕДЕНИЕ
Как и все дети, я очень люблю играть. Самым интересным занятием для меня является творчество. Ведь создание чего-то единого из множества отдельных элементов это не только увлекательно, но и полезно, особенно, то, что сделано своими руками. У меня много разных видов пластилина. Но самым моим любимым является масса для лепки -Skwooshi.
Как-то раз родители задали мне вопрос: если я так увлечена творчеством, не хотела бы я узнать, об этом более подробно. Я задумалась и заинтересовалась этой идеей. Так началось моё исследование.
Тема: «Создание пластичной массы для лепки на основе Skwooshi-эффекта».
Предмет исследования: Свойства Skwooshi.
Объект исследования: Skwooshi – масса для лепки.
ГИПОТЕЗА: если я узнаю свойства различных масс для лепки, то смогу в домашних условиях создать Skwooshi.
Цель исследования:
Задачи:
найти, изучить и проанализировать литературу по исследуемому вопросу;
выяснить, как Skwooshi влияет на развитие детей через интервью со специалистами и наблюдением за братом;
провести анализ свойств масс для лепки, выявить закономерности, различия и систематизировать материал.
Методы исследования: изучение и обобщение источников информации, интервью, анкетирование, анализ, опрос, беседа, опыт, наблюдение, сравнительный анализ, эксперимент.
Актуальность: в настоящее время существует актуальная проблема выбора такого увлечения для детей, которое бы помогало им фантазировать, раскрывать свой творческий потенциал, развивать моторику, концептуальное мышление, логику и исследовательские навыки [1].
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
. Что такое Skwooshi
Издавна дети в своих играх и забавах были предоставлены самим себе, а играть им приходилось буквально тем, что попадётся под руку. Со временем стало понятно, что игрушки – это не просто детская прихоть, а вполне реальная возможность развивать детей, стимулируя стремительное развитие цивилизации. В таких условиях появилась целая отрасль науки и промышленности, нацеленная на то, чтобы создавать для детей различные игровые и развивающие товары [8].
В словаре С. И. Ожегова читаем: «Пластилин - это пластичный материал для лепки, состоящий из глины и воска с добавлением жиров, вазелина и других веществ, препятствующих высыханию» [7].
Одним из последних, набирающих популярность изобретений является масса для лепки Skwooshi, которая появилась в нашей стране совсем недавно, но уже успела собрать огромное количество восторженных отзывов, как от детей, так и от их родителей.
Родина Skwooshi - Швеция. Вот большой вопрос – как правильно называть массу для лепки Skwooshi. Её называют пластилином, однако он не похожа на неё ни по составу, ни по свойствам – разве что по сфере применения, кинетический песок, что верно, но всё же это не песок. Производители продолжают экспериментировать с формулой кинетического песка. Они добавили свойства резины и получился новый продукт под названием Skwooshi (Сквуши). По ощущениям это что-то среднее, между классическим кинетическим песком и его новой формулой [4].
1.2. Состав Skwooshi
Существует несколько разновидностей масс для лепки Skwooshi, которые немного отличаются по своему химическому составу. Этот материал часто называют усовершенствованным кинетическим песком. Skwooshi, действительно входит в большинство разновидностей массы – именно поэтому она растекается и сыпется при растяжении. Для общей мягкости и целостности такой песок смешали со жвачкой для рук, которая сама по себе также может изготавливаться совершенно разными способами и отличаться по свойствам. Туда добавили полимеров, которые позволили массе быть цельной и прессоваться до очень твердого состояния. Цветовая палитра многочисленна и разнообразна, при этом двухцветные наборы продаются во множестве вариаций, комбинируясь между собой в различных сочетаниях – можно получить 4 цвета [4].
1.3. Особенности Skwooshi, плюсы и минусы
При распечатывании упаковки в руках оказывается брусок, который, достаточно твердый и чем-то даже напоминает мел, размять его можно. (Приложение видео 1). Однако лепят из него совсем не так: дело в том, что это растягивающийся пластилин-песок, который плохо поддаётся при попытках сжатия, но очень легко растягивается. У меня достаточно легко получится просто потянуть куски бруска в разные стороны, как вдруг эта твердая масса без особого сопротивления поддастся, начинает растягиваться, и в своей средней части в момент максимального растяжения станет практически жидкой, капая вниз. Это состояние позволяет собирать податливый тягучий материал и лепить из него любые желаемые фигурки, причём при сжатии изделие снова приобретет свою первоначальную твёрдую форму. Плотно сжатый кусочек настолько хорошо держит форму, что не деформируется даже при падении и издаёт «деревянный» стук. Детали разного цвета неплохо склеиваются между собой, не перемешиваясь – их в любой момент можно рассоединить, и оба куска пластилина останутся незапачканными в цвет соседнего. При этом масса прекрасно перемешивается между собой, создавая новые необычные оттенки. Одно важных особенностей является то, что эта масса никогда не высыхает, не теряет своей эластичности [4].
Плюсы:
легко лепится и прекрасно сохраняет форму (можно лепить, создавать объёмные фигурки с помощью 3D формочек, особенно натурально получаются кондитерские изделия);
можно играть на любой поверхности, легко собирается не оставляя следов, Skwooshi не прилипает к коврам и другим поверхностям, не притягивает пыль;
множество цветов, каждый в удобном мини-контейнере;
отлично тянется, увлекательное и приятное ощущение;
развивает мелкую моторику и мышление;
имеет успокаивающие свойства, чем снимает возбудимость;
не высыхает, долговечен.
Минусы:
при первом открытии упаковки может иметь ненатуральный запах, но быстро проходит;
в изделиях плохо скрепляются детали;
высокая цена.
ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
2.1. Интервью
Практическую часть своего исследования я начала с интервью педагога ДОУ №8. Мы составили вопросы, с которыми я обратилась к воспитателю А. В.
Вывод: Работу с пластилином в детском саду начинают с двух лет. Используют в работе обычный пластилин, но знают и другие массы для лепки: глина, кинетический песок, Плей До, а про Skwooshi не слышали. После знакомства со Skwooshi выделили много положительного в этой массе для лепки и предположили, что детям с двух лет было бы интересно заниматься массой Skwooshi (Приложение 1).
2.2. Беседа. Наблюдение
Одним из этапов моего исследования была беседа с врачом неврологом Маргаритой Михайловной.
Вывод: Маргарита Михайловна положительно отозвалась об увлечении Skwooshi детьми и порекомендовала ребятам выбирать такую массу для лепки.
У меня есть брат с ограниченными возможностями здоровья. Ему сложно выполнять изделия из обычного пластилина. Гораздо проще это получается со Skwooshi, а растягивание этой массы помогает брату развивать координацию движений, развивать мышцы рук в увлекательной форме (Приложение видео 2). Лепка из Skwooshi несёт успокаивающие свойства и снимает возбудимость. Очень важно и то, что когда такие ребята, как мой брат работают с массой для лепки Skwooshi не остаётся следов после работы [3].
Вывод: Наблюдения показали, что масса Skwooshi положительно влияет на развитие детей с особенностями в развитии, а возможность играть на любой поверхности не оставляя следов и не притягивая пыль, является преимуществом по отношению к другим массам для лепки.
2.3. Анкетирование
Следующим этапом исследования я провела анкетный опрос одноклассников (Приложение 2). Я решила узнать: любят ли они заниматься творчеством? Оказалось, что 100% ребят нашего класса любят творчество. Я выяснила, что: рисованием – 68%, лепкой – 60%, конструированием – 48%, рукоделием – 40% наших ребят. Мне стало интересно, какая масса для лепки есть у ребят. Результаты опроса представлены в приложении (Приложение 3). На уроке технологии я рассказала одноклассникам о своём увлечении Skwooshi. У ребят было много вопрос. После урока мне самой захотелось больше узнать об этой массе для лепки [8].
Вывод: Творчеством увлекаются все ребята нашего класса, как мальчики, так и девочки. У одноклассников разнообразные интересы. Опрос показал, что ребята имеют разные массы для лепки, но только у 8% опрошенных есть масса для лепки Skwooshi.
2.4. Опыт
Для выявления свойств различных масс для лепки я провела опыты. Для своего исследования выбрала следующие массы:
масса для лепки Skwooshi (сиреневый)
пластилин Плей До (красный)
обычный пластилин (зелёный).
Результаты опыта можно увидеть (Приложение 4), (Приложение 5 фото 1).
№ | Опыт | Объект | Наблюдение |
1 | Погружение в воду | Skwooshi | Все погрузились |
Плей До |
Пластилин |
2 | Извлечение из воды | Skwooshi | расползся |
Плей До | окрасился |
Пластилин | не изменился |
3 | Растирание на горизонтальной поверхности | Skwooshi | края не ровные, не гладко, прилипает плохо |
Плей До | края не ровные, ложатся гладко, прилипает |
Пластилин | ровно, гладко, хорошо прилипает к бумаге |
4 | Перемещение по горизонтальной поверхности | Skwooshi Плей До | почти всё осыпалось не изменил положение |
Пластилин | не изменил положение |
5 | Замораживание в холодильнике 3 часа | Skwooshi | не изменился. |
Плей До | засох |
Пластилин | стал твердым |
6 | Нагревание на батареи 2часа | Skwooshi | Внешне не изменились затвердела |
Плей До | засох |
Пластилин | стал мягким, остался след на бумаге |
7 | Растягивание | Skwooshi | тянется хорошо, создаёт рисунок |
Плей До | не тянется |
Пластилин | при растягивании, слегка тянется, рвется ровно |
8 | Одинаковые поделки | Skwooshi | детали плохо скрепляется между собой |
Плей До | не держит форму, плохо скрепляется |
Пластилин | отлично скрепляются детали между собой, хорошо держит заданную форму |
Все объекты погрузились в воду, после извлечения из воды внешний вид не изменился только у пластилина, а при замораживании – у Skwooshi. При перемещении по горизонтальной поверхности масса Skwooshi почти вся осыпалась, а пластилин и Плей До не изменили положение. После нагревания Skwooshi и пластилин проявили противоположные свойства. Масса Skwooshi – затвердела, а пластилин стал мягким, оставил след на бумаге. При растягивании только Skwooshi хорошо тянется, создаёт рисунок, а детали поделки отлично скрепляет только пластилин.
Вывод: Skwooshi погружается в воду, но при извлечении расползается. При растирании на горизонтальной поверхности края становятся не ровные, не гладкие, плохо прилипают, а при горизонтальном перемещении – масса осыпается. В холоде Skwooshi – не меняется, а при нагревании – становится твёрдой. Когда Skwooshi растягивают, то она хорошо тянется, создаёт рисунок, а в поделке детали плохо скрепляются между собой.
2.5. Эксперимент
Узнав состав, особенности, проведя опыт, я решила попробовать сделать Skwooshi в домашних условиях [5,6]. В первом эксперименте делала акцент на свойства кинетического песка.
Описание: Я соединила три ложки клея, одну ложку спирта. Всё перемешала. Получилась вязкая масса, добавила песок.
Вывод: После первого эксперимента получилась масса, имеющая вид песка и свойства пластилина, приятную вязкую консистенцию и пластические качества, но главной особенности Skwooshi – растягивание не получилось (Приложение видео 3).
Во втором эксперименте делала акцент на пластичность.
Описание: Я соединила одну ложку бальзам для волос и три ложки крахмал. Всё перемешала.
Вывод: После второго эксперимента масса получилась более удачной. Она не липла к рукам, не оставляла загрязнений на столе, приятная на ощупь. Если добавить пищевой краситель, то можно получить желаемый цвет. Эта масса легко лепилась и хорошо сохраняла форму. У меня даже получилось её растянуть, ну конечно не так как Skwooshi, в момент максимального растяжения она не стала практически жидкой, вниз не капала. Спустя пару часов не использования - высохла и превратилась в труху, не подтвердив одно из преимуществ - не высыхает, долговечна (Приложение 6 фото 2).
Заключение
Занимаясь творчеством, ребята развивают свои естественные задатки - воображение, фантазию, эмоции, чувства, интеллект, общение и многое другое. Творчество интересуют, как мальчиков, так и девочек [2]. Одним из последних, набирающих популярность изобретений является масса для лепки Skwooshi [4].
В ходе работы я многое узнала о массах для лепки, наблюдала за ними в различных условиях. Выяснила особенности Skwooshi, выделила плюсы и минусы. Узнала, что масса Skwooshi положительно влияет на развитие детей с особенностями в развитии. В ходе эксперимента я попыталась в домашних условиях сделать массу для лепки Skwooshi. Проведя это исследование, я пришла к выводу, что моя гипотеза не нашла своё подтверждение. Мне не удалось в домашних условиях сделать такую массу, которая в момент максимального растяжения стала бы практически жидкой и капала бы вниз. Однако то, что у меня получилось тоже можно использовать в творчестве, потратив на это меньше средств.
Я думаю, что навыки, которые я приобрела, проведя эксперимент способны помочь мне в освоении наук в школе. По мере взросления мне будет интересно открывать для себя всё новые и новые возможности физики и химии вплоть до 11 класса. Да, и в повседневной жизни пригодится умение работать по алгоритму, схеме. Хотя бы готовить блюдо по рецепту.
Я ещё окончательно не решила, кем стану, когда вырасту, но думаю, что моё увлечение творчеством обязательно пригодится, ведь случайных и ненужных знаний не бывает.
Список использованной литературы и источников Интернет
Голицына Н. С., Скоролупова О. А., Давыдова Г. Н. Детский дизайн. Пластилинография. — М.: Скрипторий, 2000. — 67с.
Горичёва В. С., Нагибина М. И. Сказку сделаем из глины, снега, теста, пластилина: Популярное пособие для родителей и педагогов. — Ярославль: Издательство «Академия развития», 2006. — 192с.
Грабенко Т.М., Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Практикум по песочной терапии. СПб.: Речь 2002
Дискашин С. Масса для лепки Skwooshi [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.o-krohe.ru/lepka/massa-skwooshi/ (04.02.2018)
Кузьмина Г. Как сделать умный пластилин своими руками [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://naukaveselo.ru/sekretyi-umnogo-plastelina.html(16.02.2018)
Любимов С. Как сделать хэндгам или умный пластилин своими руками [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://bip-mir.ru/kak-sdelat-xendgam-ili-umnyi-piastilin-svoimi-rukami.html (16.02.2018)
Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка / Под ред. Л.И. Скворцов. - М.: ОНИКС-ЛИТ, Мир и Образование, 2012. - 1376 c.
Фалько А. Масса для лепки ''Сквуши'': польза для детей взрослых [Электронный ресурс]. – Режим доступа:http://fb.ru/article/297966/massa-dlya-lepki-skvoshi-polza-dlya-detey-i-vzroslyih (04.02. 2018)
Приложение 1
Интервью
1. Каким пластилином вы пользуетесь при проведении занятий с детьми?
- Обычным, классическим пластилином.
2. С какого возраста Вы работаете с пластилином?
- С двух лет.
3. Какие ещё массы для лепки вы знаете?
- Глина, кинетический песок, Плей - До.
4. Слышали ли вы что- то про Skwooshi?
- Нет.
5. После знакомства с Skwooshi, ваше мнение о нём?
- Очень необычный, яркий, в меру жёсткий, очень интересный когда, растягивается, необычная текстура. Не пачкает руки, не оставляет следов.
6. Использовали бы вы его в работе с детьми в детском саду?
- Да, с удовольствием. Детям было бы интересно заниматься с такой массой.
7. С какого возраста стали бы применять в работе?
- С двух лет и до семи.
Приложение 2
Анкета для детей
Вы любите заниматься творчеством?
Да Нет
Каким?
Рисовать Лепить Конструировать Рукоделием
Какая масса для лепки у вас есть?
а) Классический пластилин б) Плей До в) Сквуши
г) Кинетический песок д) Глина
Приложение 3
![]()
![]()
Приложение 3
№ | Опыт | Объект | Вывод |
1 | Погружение в воду | Skwooshi | Все погрузились |
Плей До |
Пластилин |
2 | Извлечение из воды | Skwooshi | расползся |
Плей До | окрасился |
Пластилин | не изменился |
3 | Растирание на горизонтальной поверхности | Skwooshi | края не ровные, не гладко, прилипает плохо |
Плей До | края не ровные, ложатся гладко, прилипает |
Пластилин | ровно, гладко, хорошо прилипает к бумаге |
4 | Перемещение по горизонтальной поверхности | Skwooshi Плей До | почти весь осыпался не изменил положение |
Пластилин | не изменил положение |
5 | Замораживание в холодильнике 3 часа | Skwooshi | не изменился. |
Плей До | засох |
Пластилин | стал твердым |
6 | Нагревание на батареи 2часа | Skwooshi | Внешне не изменились затвердел |
Плей До | засох |
Пластилин | стал мягким, остался след на бумаге |
7 | Растягивание | Skwooshi | тянется хорошо, создаёт рисунок |
Плей До | не тянется |
Пластилин | при растягивании, слегка тянется, рвется ровно |
8 | Одинаковые поделки | Skwooshi | детали плохо скрепляется между собой |
Плей До | не держит форму, плохо скрепляется |
Пластилин | отлично скрепляются детали между собой, хорошо держит заданную форму |
Приложение 5 фото 1




Содержание
Введение _______________________________________ Стр. 3-4
Основная часть
1.1 Что такое Skwooshi ________________________ 4
Состав Skwooshi ___________________________ 4-5
Особенности Skwooshi, плюсы и минусы _______ 5-6
Практическая часть
Интервью __________________________________ 6
2.2 Беседа. Наблюдение _______________________ 6
2.3.Анкетирование ______________________________ 7
Опыт ______________________________________ 7-8
2.5 Эксперимент ______________________________ 8 -9
III. Заключение
Выводы_____________________________________________ 9
Список использованной литературы и источников Интернет 10
Приложение__________________________________
«Создание пластичной массы для лепки на основе Skwooshi-эффекта»
Автор: Лазарева Ольга Васильевна,
МБОУ ООШ № 269,1-Б класс
Научный руководитель: Клюшкина Ольга Викторовна, учитель начальных классов, МБОУ ООШ №269