СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 20.07.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Исследовательская работа

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Исследовательская работа»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение  «Средняя общеобразовательная школа № 28» г. Брянска Конкурс учебных проектов учащихся общеобразовательных учреждений  г. Брянска ТВОРЧЕСКИЙ ПРОЕКТ  «Откуда в хлебе дырочки берутся?»  Естественнонаучная исследовательская работа.  «Естествознание. Живая природа» Выполнил: ученик 4г класса Киселев Матвей Дмитриевич Руководитель: учитель начальных классов Боровикова Оксана Александровна МБОУ «СОШ №28» г. Брянска Консультант : технолог-кондитер Брянского хлебокомбината №1  Ильина Евгения Леонидовна  Брянск 2019

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 28» г. Брянска

Конкурс учебных проектов учащихся общеобразовательных учреждений

г. Брянска

ТВОРЧЕСКИЙ ПРОЕКТ

«Откуда в хлебе дырочки берутся?»

Естественнонаучная исследовательская работа.

«Естествознание. Живая природа»

Выполнил: ученик 4г класса

Киселев Матвей Дмитриевич

Руководитель:

учитель начальных классов

Боровикова Оксана Александровна

МБОУ «СОШ №28» г. Брянска

Консультант : технолог-кондитер

Брянского хлебокомбината №1

Ильина Евгения Леонидовна

Брянск 2019

Народная мудрость гласит -  «Хлеб – всему голова».   Хлеб и хлебобулочные изделия – неотъемлемая часть рациона любого человека. Хлеб - это продукт человеческого труда, это символ благополучия и достатка. Именно хлебу, отведено самое главное место на столе и в будни, и в праздники. Без него не обходится ни один приём пищи. Ценность хлеба ничем нельзя измерить.  Однажды рассматривая хлеб за обеденным столом, я задумался, почему хлеб такой мягкий и пышный? Мне стало интересно, что ему придаёт такое свойство? А самый главный вопрос – почему в хлебе столько дырочек?

Народная мудрость гласит -  «Хлеб – всему голова».

Хлеб и хлебобулочные изделия – неотъемлемая часть рациона любого человека. Хлеб - это продукт человеческого труда, это символ благополучия и достатка. Именно хлебу, отведено самое главное место на столе и в будни, и в праздники. Без него не обходится ни один приём пищи. Ценность хлеба ничем нельзя измерить.

Однажды рассматривая хлеб за обеденным столом, я задумался, почему хлеб такой мягкий и пышный? Мне стало интересно, что ему придаёт такое свойство? А самый главный вопрос – почему в хлебе столько дырочек?

 Актуальность проекта  Актуальность моей работы заключается в том, чтобы находить интересное и необычное рядом, в доступных для наблюдения и изучения предметах.

Актуальность проекта

Актуальность моей работы заключается в том, чтобы находить интересное и необычное рядом, в доступных для наблюдения и изучения предметах.

Практическая значимость исследовательской работы .  Собранный материал и сделанные мною выводы, несомненно, будут интересны и полезны всем детям, начиная c младшего возраста и заканчивая старшими школьниками.  Материал можно применять на уроках технологии, на классных часах и воспитательных мероприятиях.

Практическая значимость исследовательской работы .

Собранный материал и сделанные мною выводы, несомненно, будут интересны и полезны всем детям, начиная c младшего возраста и заканчивая старшими школьниками.

Материал можно применять на уроках технологии, на классных часах и воспитательных мероприятиях.

Цель проекта :  Выяснить причины появления дырочек в хлебе и их влияние на вкус и качество хлеба .  Задачи проекта: Изучить историю появления хлеба. Узнать при каких условиях в хлебе появляются дырочки. Выяснить, зависит ли вкус и качество хлеба от количества дырочек. Посетить хлебокомбинат. Научиться выпекать хлеб в домашних условиях.

Цель проекта : Выяснить причины появления дырочек в хлебе и их влияние на вкус и качество хлеба .

Задачи проекта:

  • Изучить историю появления хлеба.
  • Узнать при каких условиях в хлебе появляются дырочки.
  • Выяснить, зависит ли вкус и качество хлеба от количества дырочек.
  • Посетить хлебокомбинат.
  • Научиться выпекать хлеб в домашних условиях.
Гипотеза :  Почти во всех хлебных изделиях всегда бывают дырочки, их может быть много или мало. Предположим, хлеб, в котором больше дырочек, вкуснее .

Гипотеза : Почти во всех хлебных изделиях всегда бывают дырочки, их может быть много или мало. Предположим, хлеб, в котором больше дырочек, вкуснее .

Методы исследовательской работы: Анализ литературы. Интервью. Метод фотографирования и видеосъемки. Анкетирование. Экспериментирование. Метод сравнения и обобщения.

Методы исследовательской работы:

  • Анализ литературы.
  • Интервью.
  • Метод фотографирования и видеосъемки.
  • Анкетирование.
  • Экспериментирование.
  • Метод сравнения и обобщения.
История возникновения хлеба  История возникновения хлеба на Руси очень интересная и увлекательная. В русской культуре хлеб всегда занимал особое место. Ведь практически все славянские племена имели особый обычай - считалось, что люди, разделившие между собой хлеб, становятся друзьями на всю оставшуюся жизнь.  Также существовала традиция - следовало поцеловать хлеб, когда хозяева подавали каравай с солью в знак гостеприимства. Детей учили с детства относиться к хлебу не просто, как к еде, а ценить хлеб, любить его также,  как и Родину, Мать и Отца .                                                                                                 

История возникновения хлеба

История возникновения хлеба на Руси очень интересная и увлекательная. В русской культуре хлеб всегда занимал особое место. Ведь практически все славянские племена имели особый обычай - считалось, что люди, разделившие между собой хлеб, становятся друзьями на всю оставшуюся жизнь. Также существовала традиция - следовало поцеловать хлеб, когда хозяева подавали каравай с солью в знак гостеприимства. Детей учили с детства относиться к хлебу не просто, как к еде, а ценить хлеб, любить его также,  как и Родину, Мать и Отца .                                                                                              

 Ученые полагают, что впервые хлеб появился на земле свыше пятнадцати тысяч лет назад.  Жизнь наших предков в те далекие времена была нелёгкой. Главной заботой была забота о пропитании. В поисках пищи они-то и обратили внимание на злаковые растения.  Долгое время люди употребляли в пищу зерна в сыром виде, затем научились растирать их между камнями, получая крупу, и варить её. Так появились первые жернова, первая мука, первый хлеб.  Первый хлеб имел вид жидкой каши.  Потом человек обнаружил, что если зерна поджарить, то каша получается гораздо вкуснее той, которую он ел из сырых зерен.  Прошло ещё много времени и свершилось ещё одно чудо. Люди научились готовить хлеб, с помощью броженного теста.

Ученые полагают, что впервые хлеб появился на земле свыше пятнадцати тысяч лет назад. Жизнь наших предков в те далекие времена была нелёгкой. Главной заботой была забота о пропитании. В поисках пищи они-то и обратили внимание на злаковые растения. Долгое время люди употребляли в пищу зерна в сыром виде, затем научились растирать их между камнями, получая крупу, и варить её. Так появились первые жернова, первая мука, первый хлеб. Первый хлеб имел вид жидкой каши.  Потом человек обнаружил, что если зерна поджарить, то каша получается гораздо вкуснее той, которую он ел из сырых зерен. Прошло ещё много времени и свершилось ещё одно чудо. Люди научились готовить хлеб, с помощью броженного теста.

Анкетирование В опросе приняли участие 33 человека. Это ученики 4г класса МБОУ «СОШ №28» г.Брянска.

Анкетирование

В опросе приняли участие 33 человека. Это ученики 4г класса МБОУ «СОШ №28» г.Брянска.

Посещение Брянского хлебокомбината №1 Я составил список необходимых вопросов и взял интервью у технолога-кондитера Брянского хлебокомбината №1 Ильиной Евгении Леонидовны.

Посещение Брянского хлебокомбината №1

Я составил список необходимых вопросов и взял интервью у технолога-кондитера Брянского хлебокомбината №1 Ильиной Евгении Леонидовны.

Оказывается, приготовление хлеба связано с химическими реакциями - брожением. Одна из составных частей хлеба –маленький одноклеточный грибок под названием - дрожжи.

Дрожжи  — это похожие на бактерии простейшие одноклеточные растения. Они принадлежат к семейству грибов. Их клетки больше и сложнее, чем у бактерий. Дрожжи размножаются почкованием.

«Голодный» грибок поедает сахар и превращает в смесь углекислого газа и спирта, вырабатывая при этом энергию.

  • «Голодный» грибок поедает сахар и превращает в смесь углекислого газа и спирта, вырабатывая при этом энергию.
  • «Голодный» грибок поедает сахар и превращает в смесь углекислого газа и спирта, вырабатывая при этом энергию.

Пузырьки, которые мы видим – углекислый газ . Поднимаясь сквозь тесто, он образует те самые дырочки – поры , и заставляет хлеб в печи подниматься .

  • Пузырьки, которые мы видим – углекислый газ . Поднимаясь сквозь тесто, он образует те самые дырочки – поры , и заставляет хлеб в печи подниматься .
  • Пузырьки, которые мы видим – углекислый газ . Поднимаясь сквозь тесто, он образует те самые дырочки – поры , и заставляет хлеб в печи подниматься .
Практическая работа  Достаточно много информации, я так же нашел в интернете и школьной библиотеке. Сравнив, проанализировав и отобрав найденный материал, я решил провести несколько интересных и познавательных экспериментов для своей работы.

Практическая работа

Достаточно много информации, я так же нашел в интернете и школьной библиотеке. Сравнив, проанализировав и отобрав найденный материал, я решил провести несколько интересных и познавательных экспериментов для своей работы.

Эксперимент №1    Я  решил выяснить в каких изделиях их больше, в каких меньше. Для этого я  взял разные виды мучных изделий: печенье, пирожное,  кусочек хлеба и решил сосчитать количество дырочек.      Мучные изделия Кусочек хлеба Печенье  Пирожное

Эксперимент №1

Я  решил выяснить в каких изделиях их больше, в каких меньше. Для этого я  взял разные виды мучных изделий: печенье, пирожное,  кусочек хлеба и решил сосчитать количество дырочек.

Мучные изделия

Кусочек хлеба

Печенье

Пирожное

Таблица №1  Изделие Количество дырочек  Печенье  Плотность Дырочек не видно Пирожное Твердое Дырочек много  Хлеб Мягкое Дырочек очень-очень много Самый мягкий Вывод: В куске хлеба дырочки я  сосчитать не смог. Их там больше чем в остальных изделиях .  

Таблица №1

Изделие

Количество дырочек

Печенье

Плотность

Дырочек не видно

Пирожное

Твердое

Дырочек много

Хлеб

Мягкое

Дырочек очень-очень много

Самый мягкий

Вывод: В куске хлеба дырочки я  сосчитать не смог.

Их там больше чем в остальных изделиях .

 

Эксперимент №2   Я взял два стакана и налил в них немного воды. В первый стакан положил 1 чайную ложку прошлогодних быстродействующих дрожжей, а во второй положил 1 чайную ложку свежих быстродействующих дрожжей. Хорошо перемешал. В стакан со свежими дрожжами добавил 1 чайную ложку сахара. В другой стакан сахар не добавлял. Оставив стаканы на кухонном столе, я стал наблюдать за процессом брожения.   Стакан №1  Стакан №2

Эксперимент №2

Я взял два стакана и налил в них немного воды. В первый стакан положил 1 чайную ложку прошлогодних быстродействующих дрожжей, а во второй положил 1 чайную ложку свежих быстродействующих дрожжей. Хорошо перемешал. В стакан со свежими дрожжами добавил 1 чайную ложку сахара. В другой стакан сахар не добавлял. Оставив стаканы на кухонном столе, я стал наблюдать за процессом брожения.

Стакан №1

Стакан №2

 Через 10 минут в стакане, в который добавили сахар, начался процесс брожения. Появилась пена, которая значительно, быстро начала увеличиваться. А также маленькие пузырьки углекислого газа. Чего не наблюдалось в первом стакане без сахара.  20 мин  30 мин  10 мин  Через 30 минут, в стакане с сахаром процесс брожения активно продолжался. Пена поднялась на 7 см, на поверхности появилась пена маленьких пузырьков углекислого газа. Жидкость в стакане имела кислый, винный запах. В стакане, где не было сахара, брожения не наблюдалось. Вода мутная, видно, что дрожжи осели на дне стакана в виде осадка .

Через 10 минут в стакане, в который добавили сахар, начался процесс брожения. Появилась пена, которая значительно, быстро начала увеличиваться. А также маленькие пузырьки углекислого газа. Чего не наблюдалось в первом стакане без сахара.

20 мин

30 мин

10 мин

Через 30 минут, в стакане с сахаром процесс брожения активно продолжался. Пена поднялась на 7 см, на поверхности появилась пена маленьких пузырьков углекислого газа. Жидкость в стакане имела кислый, винный запах. В стакане, где не было сахара, брожения не наблюдалось. Вода мутная, видно, что дрожжи осели на дне стакана в виде осадка .

Таблица №2 Время Стакан №1 10 минут Стакан №2 - 20 минут 1 см - 30 минут 2,5 см - 7 см Вывод:  Для выпечки мучных изделий необходимо использовать только свежие дрожжи, а для ускорения реакции добавлять сахар. Дрожжи – настоящие «сладкоежки». Для роста дрожжам необходим сахар, который они превращают в спирт и углекислый газ - таким способом они получают энергию, необходимую им для жизни.

Таблица №2

Время

Стакан №1

10 минут

Стакан №2

-

20 минут

1 см

-

30 минут

2,5 см

-

7 см

Вывод: Для выпечки мучных изделий необходимо использовать только свежие дрожжи, а для ускорения реакции добавлять сахар. Дрожжи – настоящие «сладкоежки». Для роста дрожжам необходим сахар, который они превращают в спирт и углекислый газ - таким способом они получают энергию, необходимую им для жизни.

 Эксперимент №3  Я решил провести эксперимент и испечь 4 маленьких каравая.  Для эксперимента мне понадобились: мука, соль, сахар, вода, сырые дрожжи. Из этих продуктов я замесил тесто.       После того как тесто постояло 5 минут, я поставил выпекаться первый каравай. Через 30 минут я поставил выпекаться второй каравай, через 1 час - третий, через 4 часа - четвертый.

Эксперимент №3

Я решил провести эксперимент и испечь 4 маленьких каравая. Для эксперимента мне понадобились: мука, соль, сахар, вода, сырые дрожжи. Из этих продуктов я замесил тесто.

После того как тесто постояло 5 минут, я поставил выпекаться первый каравай. Через 30 минут я поставил выпекаться второй каравай, через 1 час - третий, через 4 часа - четвертый.

Таблица №3 1 Состав 2 Мука, соль, сахар, соль, вода, сырые дрожжи Время выдержки Внешний вид теста 3 5 мин. Почти не поднялось 30 мин. Внешний вид изделия 4 1 час Некрасивая лепешка (плоская) Немного поднялось Вкус Не очень красивая лепешка 4 часа Еще больше поднялось Наличие пор Не вкусно Очень пышное Лепешка красивая Не вкусно Нет Пышная, красивая лепешка Вкусно Мало Очень вкусно Много Очень много

Таблица №3

1

Состав

2

Мука, соль, сахар, соль, вода, сырые дрожжи

Время выдержки

Внешний вид теста

3

5 мин.

Почти не поднялось

30 мин.

Внешний вид изделия

4

1 час

Некрасивая лепешка

(плоская)

Немного поднялось

Вкус

Не очень красивая лепешка

4 часа

Еще больше поднялось

Наличие пор

Не вкусно

Очень пышное

Лепешка красивая

Не вкусно

Нет

Пышная, красивая лепешка

Вкусно

Мало

Очень вкусно

Много

Очень много

1 час 5 мин 30 мин 4 часа Вывод : Проведенный эксперимент доказывает, что вкус и качество зависит от выдержки теста (нужно дождаться чтобы процесс брожения состоялся). Чем лучше прошел процесс брожения, тем больше появилось пор, тем вкуснее будет хлеб!

1 час

5 мин

30 мин

4 часа

Вывод : Проведенный эксперимент доказывает, что вкус и качество зависит от выдержки теста (нужно дождаться чтобы процесс брожения состоялся). Чем лучше прошел процесс брожения, тем больше появилось пор, тем вкуснее будет хлеб!

Процесс приготовления хлеба.  Итак, я подошел к этапу приготовления продукта. С помощью интернет ресурсов я нашел много рецептов приготовления хлеба. Но остановился на рецепте приготовления злакового хлеба, потому что это мой любимый хлеб.  Рецепт приготовления домашнего хлеба «Злаковый» . Мука – 500г. Сухие дрожжи – 10г. Растительное масло – 50мл. Вода – 300мл. Сахар – 20г. Соль – 10г. Кунжут – 20г. Семена льна – 20г. Овсяные хлопья – 20г. Семечки подсолнечника – 50г.

Процесс приготовления хлеба.

Итак, я подошел к этапу приготовления продукта. С помощью интернет ресурсов я нашел много рецептов приготовления хлеба. Но остановился на рецепте приготовления злакового хлеба, потому что это мой любимый хлеб.

Рецепт приготовления домашнего хлеба «Злаковый» .

  • Мука – 500г.
  • Сухие дрожжи – 10г.
  • Растительное масло – 50мл.
  • Вода – 300мл.
  • Сахар – 20г.
  • Соль – 10г.
  • Кунжут – 20г.
  • Семена льна – 20г.
  • Овсяные хлопья – 20г.
  • Семечки подсолнечника – 50г.
Выводы .   В ходе своей исследовательской работы я пришел к выводам: 1.  Благодаря работе дрожжевых грибков - «тружеников» появляется в хлебе большое количество пор. Они вырабатывают углекислый газ. 2.  Чем больше дрожжей в тесте, тем больше пузырьков углекислого газа. От этого тесто поднимается, «подходит», как говорят хозяйки и пекари. А затем в жаркой печи пузырьки лопаются, газ уходит, а дырочки в душистом теплом хлебе остаются. 3.  Не будь дрожжевых грибков - сколько не меси тесто, а такого пышного, вкусного хлеба из него не получится. 4.  Вкус и качество хлеба зависит от выдержки теста (нужно дождаться чтобы процесс брожения состоялся). Чем лучше прошел процесс брожения, тем больше дырочек-пор, тем вкуснее хлеб

Выводы

.   В ходе своей исследовательской работы я пришел к выводам:

1. Благодаря работе дрожжевых грибков - «тружеников» появляется в хлебе большое количество пор. Они вырабатывают углекислый газ.

2. Чем больше дрожжей в тесте, тем больше пузырьков углекислого газа. От этого тесто поднимается, «подходит», как говорят хозяйки и пекари. А затем в жаркой печи пузырьки лопаются, газ уходит, а дырочки в душистом теплом хлебе остаются.

3. Не будь дрожжевых грибков - сколько не меси тесто, а такого пышного, вкусного хлеба из него не получится.

4. Вкус и качество хлеба зависит от выдержки теста (нужно дождаться чтобы процесс брожения состоялся). Чем лучше прошел процесс брожения, тем больше дырочек-пор, тем вкуснее хлеб

Заключение  Итак, сравнив разные виды хлебобулочных изделий, я определил, что в куске хлеба дырочек больше, чем в остальных изделиях. Они появляются на этапе приготовления теста - при его брожении. Вкус и качество хлеба зависит от выдержки теста. Чем лучше прошёл процесс брожения, тем больше дырочек, тем вкуснее хлеб.  Изучив литературу, проделав практический опыт, я выяснил, что дрожжи - это одноклеточные грибы. Они используются в хлебопечении, сельском хозяйстве, медицине. Дрожжи чувствительны к температуре окружающей среды. Скорость их размножения уменьшается в ответ на понижение температуры. Для процесса брожения необходим сахар. Дрожжи превращают сахар в спирт и углекислый газ. Таким образом они получают энергию, необходимую им для жизни.

Заключение

Итак, сравнив разные виды хлебобулочных изделий, я определил, что в куске хлеба дырочек больше, чем в остальных изделиях. Они появляются на этапе приготовления теста - при его брожении. Вкус и качество хлеба зависит от выдержки теста. Чем лучше прошёл процесс брожения, тем больше дырочек, тем вкуснее хлеб.

Изучив литературу, проделав практический опыт, я выяснил, что дрожжи - это одноклеточные грибы. Они используются в хлебопечении, сельском хозяйстве, медицине. Дрожжи чувствительны к температуре окружающей среды. Скорость их размножения уменьшается в ответ на понижение температуры. Для процесса брожения необходим сахар. Дрожжи превращают сахар в спирт и углекислый газ. Таким образом они получают энергию, необходимую им для жизни.

Пути дальнейшего исследования:   Возможно процесс брожения применяется человеком не только при выпечке хлеба. Мне бы хотелось об этом узнать! Спасибо за внимание!

Пути дальнейшего исследования:

Возможно процесс брожения применяется человеком не только при выпечке хлеба. Мне бы хотелось об этом узнать!

Спасибо за внимание!

Список использованной литературы: Книгопечатная продукция 1. Почемучка. Энциклопедия для любознательных. М. Премьера. Астрель. АСТ, 2007 г. 2. Энциклопедия для детей. Том 14. Биология/ Глав. редактор В.Володин.- М. Аванта, 2004 г. 3. Ника Белоцерковская, «Рецептыши», 2006г. Издательство Эксмо. 4. Практическая энциклопедия «Русская кухня», 2005 г. Издательство В. Курбацких. 5.Журнал «Золотые рецепты наших читателей» №21 сентябрь, 2019г. 6.Детская энциклопедия «Почему и потому». Составила О.Н.Корчагина.  М., Росмэн-пресс,2005 г.  Интернет - ресурсы 1.www.o-хlebe.com 2.www.prohleb.ru 3.http://vkusnye-idei.ru/show_current-82-569-1.html История возникновения хлеба. 4.lady.mail.ru/article/465547-vkusnye-bljuda-iz-cherstvogo-hleba/ 5.http://storyof.ru/eda-i-napitki/istoriya-poyavleniya-xleba/ История названия. 6.http://vkusnye-idei.ru/show_current-82-569-1.html История возникновения хлеба.

Список использованной литературы:

Книгопечатная продукция

1. Почемучка. Энциклопедия для любознательных. М. Премьера. Астрель. АСТ, 2007 г.

2. Энциклопедия для детей. Том 14. Биология/ Глав. редактор В.Володин.- М. Аванта, 2004 г.

3. Ника Белоцерковская, «Рецептыши», 2006г. Издательство Эксмо.

4. Практическая энциклопедия «Русская кухня», 2005 г. Издательство

В. Курбацких.

5.Журнал «Золотые рецепты наших читателей» №21 сентябрь, 2019г.

6.Детская энциклопедия «Почему и потому». Составила О.Н.Корчагина.

М., Росмэн-пресс,2005 г.

Интернет - ресурсы

1.www.o-хlebe.com

2.www.prohleb.ru

3.http://vkusnye-idei.ru/show_current-82-569-1.html История возникновения хлеба.

4.lady.mail.ru/article/465547-vkusnye-bljuda-iz-cherstvogo-hleba/

5.http://storyof.ru/eda-i-napitki/istoriya-poyavleniya-xleba/ История названия.

6.http://vkusnye-idei.ru/show_current-82-569-1.html История возникновения хлеба.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!