СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 21.07.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Исследовательская работа.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Выступление на НОУ моего ученика.Влад провёл исследовательскую работу о появлении пальчиковой куклы Петрушки.Материалы исследования представлены в презентации "Озорник Петрушка".

Просмотр содержимого документа
«Исследовательская работа.»


Школьная научно-практическая конференция

«Открытия юных» 2018 г.

Полное название темы работы

Кукольный театр. Озорник Петрушка.

Номинация

Русская и зарубежная литература


Тип работы

исследовательский реферат

Возрастная номинация

2 А класс

Фамилия имя автора

(дата рождения)

Задонский Владислав Дмитриевич

14.11.2009

Территория

город Боготол

Место учебы:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №6

Класс

2 А класс

Место выполнения работы

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №6

Руководитель

Корзик Оксана Анатольевна

Ответственный за корректуру текста работы

Корзик Оксана Анатольевна

e-mail (обязательно)

Контактный телефон

89659190246



















АННАТАЦИЯ

Задонский Владислав

г. Боготол, МБОУ СОШ №6, 2 А класс

Кукольный театр. Озорник Петрушка.

Руководитель: Корзик Оксана Анатольевна, МБОУ СОШ №6, учитель начальных классов.

Цель: узнать историю создания первой куклы России, как родоначальницы перчаточных кукол и кукольного театра, выяснить причины популярности Петрушки в народе; ознакомить своих сверстников с собранным материалом для приобщения к фольклору, народному театру кукол.

Методы и методики решения основных задач анализ фактов из литературных и Интернет-источников, анкетирование, классификация, сравнение, анализ, наблюдение, синтез, обобщение материала.

Результаты исследования: кукольный театр оказался интереснейшим источником для исследования. Человеку всегда важно его прошлое, события, жизнь и быт его предков. История – это мудрость, накопленная поколениями людей, История – это тайны и загадки, которые будоражат наше сознание. Кукольный театр – ценный материал для изучения истории. А еще кукольный театр самое любимое зрелище для детей. Он привлекает всех детей своей яркостью, красочностью, динамикой. Все дети любят играть игрушками, а в кукольном театре эти игрушки оживают, они говорят, двигаются и становятся еще привлекательнее. Кукольный театр - совершенно особый, увлекательный мир, где все необыкновенно. В итоге нашего исследования мы узнали, о народном кукольном герое Петрушке, который до сих пор остается символом «русского характера». Народу нравятся его остроумие, изобретательность, озорство и смелость. В наше время куклы-петрушки чаще всего используются при постановке детских кукольных спектаклей. Кукловод надевает на руку куклу-петрушку, управляет куклой, говорит за неё, стоя за ширмой.

Результаты нашего проекта были представлены во время школьной НПК.







ВВЕДЕНИЕ

Взгляд полон восхищенья,
Над ширмой волшебство.
Актерских рук творенье,
В наш мир несут добро!
И в царстве театральном,
Где очень интересно.
Мы с вами побываем,
Дорога нам известна.
Встречает нас Петрушка,
Знать будет развлеченье.
В руках его игрушки,
Начнется представленье.
В театре у Петрушки,
По нраву ребятишкам.
Есть разные зверушки,
Известны им по книжкам.
В душе детей волненье,
И сердце замирает.
Там жизнь, переживанье,
И дети понимают.
Галина Валентиновна Сидорова


Я очень люблю театральные и цирковые представления. В цирке мне очень нравятся фокусник и клоуны. А театр я люблю кукольный! Театр кукол – это олицетворение доброты и волшебства, здесь мы попадаем в сказку, в которой все игрушки оживают. Куклы доставляют огромную радость и не только зрителям, но и самому актеру. Кукольный театр заинтересовал меня, и это является актуальностью моего проекта.

Проблема исследования: каково происхождение кукольного персонажа Петрушки, кто его зарубежные родственники.

Цель: узнать историю создания первой куклы России, как родоначальницы

перчаточных кукол и кукольного театра, выяснить причины популярности Петрушки в народе; ознакомить своих сверстников с собранным материалом для приобщения к фольклору, народному театру кукол.

Задачи: рассмотреть историю возникновения Петрушки; выяснить происхождение его имени, внешности, голоса, определить его родство с иностранными персонажами кукольных театров, на классном часе рассказать одноклассникам об озорнике Петрушке.

Объектом исследования является кукла Петрушка

Предмет исследования: художественный образ Петрушки.

Методы исследования: поиск и анализ литературных данных по теме исследования, сравнение, сопоставление, опрос, беседа, анкетирование, наблюдение, накопление и отбор фактов.

Практическая значимость – данная работа относится к теоретическим исследованиям, полученные результаты исследования могут быть использованы в практической работе на других уроках мною, одноклассниками, другими слушателями в повседневной жизни. Она помогает пополнить знания и развить кругозор, сформировать представление о возникновении перчаточной куклы Петрушки.

Гипотеза: предположим, что Петрушка остается главным героем русского кукольного театра, удивительно интересным персонажем.

Наша учительница на уроке литературного чтения рассказала о том, что на Руси всегда весело встречали праздники, где проводились народные гулянья, катание на ледяных горках, каруселях и другие увеселительные мероприятия. Самым любимым был народный театр, его иногда называли балаганчиком. Главной фигурой в таком театре был Петрушка. В этом театре были свои зазывалы, клоуны, там всегда было весело, разыгрывались небольшие пьески на исторические и бытовые темы. Мне захотелось собрать более полные и подробные сведения об этом когда-то любимом, но сейчас забытом кукольном персонаже и рассказать своим одноклассникам.

Чтобы опровергнуть или подтвердить данную гипотезу, было проведено анкетирование среди учащихся 2 А и 2 Б классов МБОУ СОШ № 6 города Боготола на тему: «Кто такой Петрушка?». Цель: проверить знания учащихся по этой теме. В процессе анкетирования мною было опрошено 48 человек. По результатам анкетирования не все мои сверстники знают этого озорника – любимца народа.

Учащимся вторых классов я предложил ответить на вопросы:

1. Бывали ли вы в кукольном театре?

2. Знаете ли вы, кто такой Петрушка?

3. Известны ли вам персонажи кукольного театра, родственники Петрушки, из других стран?

На первый вопрос нашей анкеты положительно ответили 30 человек. Кукольного персонажа Петрушку, любимца взрослых и детей, знают только 15 детей из 48 опрошенных. Причем некоторые ребята путали куклу Петрушку и приправу петрушку. А вот третий вопрос вызвал у второклассников удивление. Никто из них не знал, что у Петрушки есть зарубежные родственники.

Таким образом, данный опрос подтверждает гипотезу о том, что Петрушка интересный, но малознакомый моим сверстникам кукольный персонаж.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ

Глава 1.

Происхождение Петрушки.

Театр кукол пережил тысячелетия, десятки исторических укладов. И одна из страниц его истории связана с озорником Петрушкой. Мы почти ничего не знаем о том, какими были представления перчаточной куклы России до прошлого века. Из более ранних свидетельств известны лишь рисунок и краткое описание немецкого дипломата, писателя Адама Олеария, который написал свои записки «Камедь о Петрушке», относящиеся к первой половине 17 века. На рисунке изображен кукольник в ширме-юбке, поднятой кверху. [2] Это было почти 400 лет назад.

В эпоху Петра I в городах России перед большими праздниками устраивались ярмарки. Ярмарочная площадь стала местом различных массовых развлечений и забав. Особой популярностью на ярмарках и народных гуляньях пользовались петрушечные представления. Они являлись формой городского зрелищного фольклора. [4]

У Петрушки есть и полное имя — Петр Иванович Уксусов. По другой версии Петрушка до середины 19-ого века не имел своего имени и часто его называли «Иван Рататуй» или «Иван Ратютю», что свидетельствует о французских корнях этой куклы. Также его называли «Самоваровым» или «Ванькой Рататуем». Нынешнее имя пришло к Петрушке после появления среди многочисленных его сценок миниатюры «Петрушка и городовой», в которой во время многочисленных нападок городовой говорит Петрушке: «У тебя и пашпорта-то нет!» На что Петрушка гордо отвечает: «Есть! По пашпорту я Пётр Иванович Уксусов!» Так просто он и получил свое нынешнее имя Петрушка, как производное от имени Пётр. [3]

Оказывается, у кукольного Петрушки есть реальный прототип. Таковым принято считать любимого шута императрицы Анны Иоанновны Пьетро-Мира. Он был итальянцем по происхождению, сыном итальянского скульптура, и приехал в Россию, чтобы стать придворным музыкантом. Обладая блестящим и острым умом Пьетро довольно скоро сделал головокружительную карьеру и Анна Иоанновна еще щедро наградила. Он с ней постоянно играл в карты. А после смерти императрицы шут вернулся на родину очень состоятельным человеком. При дворе у него было много кличек - Адамка, Антонио и Петрушка. Может быть, именно поэтому Петрушкой был назван кукольный шутник всех ярмарок и балаганчиков того времени, а итальянский придворный шут стал «отцом» одной из самых народных кукол в России. [5]




Глава 2.

Особенности художественного образа Петрушки.

Я обратился к толковому словарю Владимира Ивановича Даля и узнал: «Петрушка» – кличка куклы балаганной, русского шута, потешника, остряка в красном кафтане и в красном колпаке; зовут Петрушкой также весь шутовской, кукольный вертеп». [1]

Петрушка — перчаточная кукла, один из персонажей русского народного театра. Изображается в красной рубахе, холщовых штанах, заправленных в лаковые сапожки, и остроконечном колпаке с кисточкой. Иногда Петрушку наряжали на манер арлекина в одежду из цветных лоскутков или клоуна, на котором был воротник с бубенчиками. 

Внешность Петрушки совсем не русская, можно сказать иноземная: у него преувеличенно большие руки и голова, неправильные черты лица, само лицо, вырезанное из дерева, обработано специальной растительной жидкостью, отчего выглядит более тёмным; большие глаза и огромный нос с горбинкой, совершенно белые глазные яблоки и тёмная радужная оболочка, за счёт чего глаза Петрушки кажутся чёрными, ещё у него горб или два горба – спереди и сзади, выступающий подбородок. Раньше я считал, что широко раскрытый рот Петрушки – это улыбка, теперь я выяснил, что это не так, являясь отрицательным персонажем, Петрушка постоянно растягивает губы в оскале. На руках у него по четыре пальца, есть версия, что Петрушка — это не человек, а некий персонаж из другого мира. [3]

Речь у Петрушки была выразительной и очень быстрой. Серебряный голос этого кукольного персонажа отличался особым тембром и высотой, для этого в разговоре за него кукольники использовали специальный инструмент – говорок или пищик. Чтобы получился такой голос, надо взять серебряный гривенник, расплющить молотком в тоненькую пластинку. Пластинку сгибают пополам, так что в ней остается маленькая щелка, а внутрь закладывается кусочек материи. Актер – петрушечник закладывал его в рот, туда, где начинается язык, прижимает пищик языком к верхнему небу и начинал говорить. Его голос проходил через серебряную пластинку, полоска ткани при выдохе начинала колебаться, как голосовые связки, и от этого получался сильный, пронзительный звук. Это и есть голос Петрушки. Понять принцип действия этого приспособления может каждый, кто хоть раз дул в травинку, зажатую между ладоней, извлекая то ли писк, то ли «кукареканье». Так вот пищик устроен точно также, только вместо травинки - полоска ткани, а вместо ладоней - металлические пластинки. [3]

Петрушка изображался глуповатым персонажем, но за этой глупостью таилась житейская хитрость. Он насмешник, иногда грубиян, он драчлив и задирист. Он бывает сам бит и даже попадает в тюрьму, но никогда и нигде не пропадает. Петрушка сметлив, жизнелюбив и смел. [6]

В лице Петрушки народ высмеивал своё начальство и господ их лицемерие, надменность, страсть к вину и лакомствам, пренебрежение к простому народу. То, что не могли, не решались произнести вслух мужики и рабочие люди, громко выкрикивали на площадях и ярмарках куклы. Петрушка дерзко и смело, во весь голос выражал тайные мысли собравшихся зрителей, критикуя и выказывая недовольство властью или духовенством. Его устами говорил сам народ. Все сходило Петрушке с рук, ведь он кукла, а что с нее взять? Многовековая безнаказанность Петрушки объяснялась именно древним отношением к куклам как к существам, живущим собственной, отдельной от людей жизнью. [6]

Глава 3.

Иностранные братья Петрушки.

А теперь давайте познакомимся с заграничными родственниками Петрушки. Авторские куклы, игрушки ручной работы, «куклы-перчатки», декоративные куклы и декоративные игрушки были популярны и в других странах.

У Петрушки есть много старших братьев, которые были распространены в 15 – 16 веках, у них он позаимствовал и внешний вид, и характер. Первый кукольный театр появился на свет, очень давно, еще в Древнем Риме. Главным героем его представлений стал веселый, неунывающий Пульчинелла - родоначальник всех родственников Петрушки, который был радостью народного карнавала, веселых народных игрищ. Пульчинелла – неаполитанская кукла в черной маске. Снять маску Пульчинелла не может, потому что она не из материи и не из бумаги – просто часть его рожицы закрашена черной краской. Смотреть на Пульчинеллу и весело, и страшно – черная маска придает ему что-то загадочное и необычное. В нем сочетались простодушие и придурковатость, а также ловкость и сметливость. Он был обжорой, увальнем, лодырем, имел преступные наклонности Он горбун, разговаривающий высоким пронзительным голосом. Итальянцы по праву считают Пульчинеллу национальным героем и любят его. [7]

Пульчинелла пересек границы Италии и обосновался во Франции, превратившись в Полишинеля. Полишинель – герой французского народного театра. Он горбун, весёлый задира и насмешник, шут, несерьёзный человек. Неисправимый болтун, он совершенно не умеет хранить секреты; отсюда происходит выражение «секреты Полишинеля». В начале своей жизни он был «ниточной» куклой, управлялся двенадцатью нитками. К подошвам ног Полишинеля был приделан свинец, для устойчивости. Он мог ходить и танцевать, а однажды он даже выступал во дворце, перед королем. Однако со временем устройство Полишинеля претерпело изменения: нитки убрали, сшили ему кафтан, в который можно было вставлять пальцы правой руки – он стал перчаточной куклой Гиньолем. Родина этой куклы французский город Лион. Гиньоль был одет не в карнавальный костюм, как его предок Полишинель, а в костюм, который носили лионцы. Но он остался весельчаком и умницей, перенял у своих предшественников озорство и мудрость, веселость и справедливость. [7]

Приключения куклы продолжались. Она перебралась через Ла-Манш, покорив британцев и став Панчем. Впервые Панч появился в Англии в1662 году в представлениях итальянских марионетчиков. Панч – герой английского народного театра, добродушный, веселый толстяк, гуляка, плут, драчун. Он горбун с острым крючковатым носом, в остроконечном колпаке. [7]

В Германии братом Петрушки был Каспер или Гансвурст - комический персонаж немецкого народного театра, появился в 16 веке, стал популярным в народе в 17 веке, как главное лицо комических представлений бродячих трупп. Гансвурст — простолюдин, простак и хитрец, весёлый забияка, трус и обжора, веселивший немецких зрителей шутками и трюками.

Есть у Петрушки родственники в Турции – Карагёз, в Испании – Дон Кристобаль, в Индии – Видушак, а витязь Ласло из Венгрии всех колотил не палкой, как наш Петрушка, а сковородой. [7]

Эти марионеточные авторские куклы ручной работы отличаются от Петрушки тем, что управляются не пальцами руки, а с помощью нитей. Единственным аналогом Петрушки в Европе осталась «кукла-перчатка» из Лиона – Гиньоль.

Актеры-кукольники никогда не изображают своих персонажей смелыми и бесстрашными. Очень часто кукольные человечки бывают наделены житейскими недостатками, даже пороками.

Эти кукольные персонажи, хоть и из разных стран, имеют разную одежду, но все они похожи своими характерами, звонкими голосами, проделками, потому что выдумал и смастерил их каждый народ себе на потеху и веселье для выступления на праздниках. При этом каждый из них имеет и сохраняет свои национальные особенности.

Глава 4.

Театр Петрушки.

Для передвижного фольклорного театра специально изготавливались легкая ситцевая пёстрая ширма, перчаточные куклы, миниатюрные кулисы и занавес. Ширма петрушечника ставилась прямо на землю и скрывала кукольника. В конце 19 века петрушечники, обычно объединялись в пары с шарманщиками. С утра до позднего вечера ходили кукольники с места на место, повторяя за день помногу раз историю похождений Петрушки - она была небольшая, представление длилось 20-30 минут. Актер, а водили Петрушку только мужчины, таскал на плече складную ширму и узел или сундучок с куклами, а музыкант - тяжелую, до тридцати килограммов, шарманку. [2]

Русские кукольники использовали марионеток, это куклы на нитках, и петрушек, это перчаточные куклы. Представление начиналось с того, что из-за ширмы раздавался хохот, пение, шум и затем стремительно выскакивал Петрушка. Он здоровался с собравшимся вокруг его ширмы народом, поздравлял всех с праздником, заводил разговор на какую-либо злободневную тему, задавал вопросы, шутил. Его речь была наполнена шутками-прибаутками, переделан­ными к месту пословицами и поговорками. Каждое вы­ражение его точно и своевременно. В нем перемешано серьезное со смешным. С кем бы ни разговаривал Пет­рушка, он всегда старается перехитрить собеседника, обмануть его, но делает это так естественно и непри­нужденно, что на него никто всерьез не обижается.

Шарманщик время от времени становился партнером Петрушки: вступая с ним в разговор, он то останавливал его, то предупреждал об опасности, то подсказывал, что делать. Эти диалоги нужны были и по очень важной технической причине: речь Петрушки из-за пищика не всегда была достаточно внятной, и шарманщик, ведя диалог, повторял Петрушкины фразы, помогая, таким образом, зрителям понимать смысл его слов. [4]

Набор и порядок сцен слегка варьировался, но основное ядро комедии в основном не менялось. Историй о похождениях Петрушки довольно много. Существовали основные сюжеты: лечение Петрушки, обучение солдатской службе, сцена с невестой, покупка лошади и испытание её, сцена с доктором, квартальным, собакой. Но каждая сценка изображала схватку с помощью кулаков и палки Петрушки с тем или иным персонажем. Сюжеты передавались от актёра к актёру, из уст в уста.

Обычно представление начиналось со следующего сюжета. Петрушка решил купить лошадь, музыкант-шарманщик зовет цыгана-барышника. Петрушка долго осматривал приведенного ему коня и торговался с цыганом, куклой в ярко-красной рубахе. Потом Петрушка, устав торговаться, так как цыган заламывал огромную цену, бежал за задатком, но вместо денег появлялся с палкой и долго колошматил ею цыгана по спине, после чего цыган убегал. Петрушка пытался сесть на лошадь, та сбрасывала его, а зрители долго смеялись. Лошадь убегала, Петрушка оставался лежать на земле, он причитал, стонал и звал доктора. Приходил доктор и расспрашивал Петрушку, что у него болит. Петрушка сердился на доктора, и между ними возникала драка, Петрушка бил доктора дубинкой по голове. Появлялся квартальный. После допроса снова начиналась потасовка, Петрушка избивал квартального палкой. С кем бы ни сталкивался Петрушка, о чем бы ни говорил с другими героями, — все конфликты почти всегда заканчиваются избиением собеседника. Иногда, правда, достается и самому Петрушке, но он не сильно обижается. Главное для него — не остаться в долгу пе­ред противником. Потом прибегала злющая, рычащая собака. Петрушка молил помощи у зрителей и музыканта, заигрывал с собакой, обещая кормить ее кошачьим мясом. Собака хватала его за нос и тащила за ширму. Музыка смолкала, что означало конец представления. Если зрителям представление нравилось, то они не отпускали актеров, аплодировали, бросали деньги и требовали продолжения. Тогда актеры играли еще одну маленькую сценку «Петрушкина свадьба». Петрушка обращался к музыканту и сообщал ему о своем намерении жениться. Музыкант просил привести невесту, расспрашивал о приданом. Появлялась невеста, Петрушка любовался ей, а музыкант говорил, что она некрасива. Петрушка сердился, на музыканта, но потом танцевал со своей избранницей и провожал ее за ширму. [8]

Театр «Петрушки» не знал декораций. Из бутафорских принадлежностей основной и часто единственной была палка, которой Петрушка бил своих недругов. Для создания шумовых эффектов использовали специальную дубинку-трещотку. Палка выступала и как заменитель какого-либо упоминаемого по ходу действия предмета: она имитировала и ружье, и скрипку.

Актеры были находчивы и остроумны, они умели импровизировать, придумывали шутки. Недаром словечки, выражения Петрушки часто становились пословицами, поговорками. А сами кукольники, услышав в народе новое меткое слово, шутку или анекдот, обрабатывали их и передавали зрителям с помощью своих маленьких героев. [9]

Публика, конечно, была в восторге от Петрушки — озорного, веселого, не лезущего за словом в карман. Каждый представлял себя в образе этого удальца. Как будто это он сам легко расправляется с противниками и остроумно находит выход из любой ситуации. Пет­рушка — настоящий народный герой, в котором вопло­щены лучшие черты простого русского человека. После представления актеры собирали свое имущество и шли дальше, в следующий двор или в новую деревню, где все начиналось сначала. [10]

Глава 5.

Петрушка в 20 веке.

С наступлением 20 века Петрушечные представления начинают разрушаться. Это происходит из-за жёсткого контроля властей, прямых гонений и запретов. Блюстителей порядка раздражало аморальное поведение героя. Комедия от этого утрачивала свою злободневность, остроту, становилась пресной, несмешной, неинтересной и бессмысленной. Кроме того, у балаганных и уличных актеров появился грозный конкурент — кинематограф. Положение Петрушки еще более ухудшилось, когда началась первая мировая война. Голод и разруха охватили Россию, народу было не до развлечений, и Петрушка быстро терял своих зрителей. [6]

Петрушка перестал быть лишь уличным артистом. Его все чаще приглашают в господские дома, где наш герой утрачивает свою остроту. Чтобы заработать на кусок хлеба, кукольники все чаще начинают играть свои представления перед детской аудиторий на детских праздниках, утренниках, новогодних елках.

Здравствуйте детишки 
Девчонки и мальчишки! 
Я в красивом колпачке, 
С погремушкою в руке. 
Я — веселая игрушка, 
А зовут меня …Петрушка. 

Сцену теперь украшали пышными драпировками, а сами участники переодевались в атлас и блестящую мишуру, это превращало представление в парадное, театральное. При этом текст и действие многих сцен приходилось менять. Петрушка становился вежливым, воспитанным мальчиком. Теперь он никого не убивал, размахивал дубинкой и просто разгонял своих врагов. Исчезла простонародная речь, а вместе с ней и индивидуальность хулигана-балагура.

Так Петрушка стал никому не нужен. Его попробовали возродить в агитационных спектаклях в первые годы после революции, также он становится героем литературных пьес. Теперь Петрушка агитирует за санитарную гигиену. Единственное, что осталось от прежнего Петрушки - обличительство.  Но его данные не соответствовали духу и характеру этих спектаклей, и его пришлось заменить другими героями. История Петрушки на этом закончилась.

Реанимировать образ Петрушки взялся Самуил Маршак. В 1922 году в его сборнике пьес появляется кукольная комедия «Петрушка». Хоть Маршак и окончательно закрепил образ Петрушки как детский, но зато восстановил традицию попаданий куклы в нелепые истории. [11] Традиция народного театра кукол в 20 веке была прервана. Он остался жить лишь в воспоминаниях современников и в технике современного театра кукол, продолжающего использовать перчаточные куклы. В настоящее время спектакли с участием Петрушки редки, но система кукол, носящих общее название «петрушек» или ручных кукол широко применяется в театре кукол.



Глава 6.

Работа с куклой-петрушкой.

Кукла-петрушка или, как ее еще называют, перчаточная кукла – один из старейших компонентов традиционного кукольного театра. Куклы – петрушки отличаются от обычных кукол, которыми играют дети, тем, что у них нет туловища. Его заменяет рубашка – перчатка, которая надевается на руку кукловода. Когда актер вводит в костюм куклы свою руку, кукла приобретает туловище. Голова у петрушки полая, шея кончается отверстием, в которое вставлена патронка для пальца. К внешним краям шеи приклеивается рубашка – перчатка. К рукавам рубашки пришиваются руки куклы с патронками. На перчатку надевается костюм. Ноги у куклы бывают не всегда.

Куклу-петрушку показывают из-за ширмы на три четверти ее роста. Она как бы ходит по воображаемому полу, находящемуся за ширмой. Для того чтобы показать походку куклы, актер или сам передвигается за ширмой мелкими шажками, или покачивает руку, на которой надета кукла. Добиться правдоподобной походки у кукол дело нелегкое, над этим надо серьезно работать. Когда кукла говорит, — она движется, когда молчит, — она неподвижна. В противном случае зритель не поймет, какая из кукол разговаривает. Кроме того, актеру-кукловоду все время нужно видеть, куда направлен взгляд куклы, следить за тем, чтобы она ходила прямо, а не боком, чтобы она не слишком проваливалась за ширму и не вылезала выше, чем полагается.

Для управления перчаточной куклой Петрушкой указательный палец входит в голову куклы, большой и средний — в рукава костюма, мизинец и безымянный пригибаются к ладони. [12]

Глава 7.

Изготовление куклы Петрушки.

Я решил сделать театральную куклу Петрушку своими руками из подручных материалов. Я смастерил доброго и веселого Петрушку. Моя кукла состоит из двух частей: головы и туловища-перчатки. Голову я сделал из папье-маше. Папье-маше, в переводе с французского, означает «жеваная бумага» - это легко поддающаяся формовке масса, получаемая из бумаги с добавлением клеящих веществ. Изготовил патронку для головы и две для рук. Оставил голову для просушки на два дня, а сам приступил к пошиву туловища. Для этого на бумаге обвел руку, подогнув средний и безымянный палец. Сделал выкройки из ткани. Сшил детали туловища. Продолжил работу росписью головы. Развел краску телесного цвета, для этого смешал белый, красный, желтый и покрыл заготовку. Нарисовал лицо. Приклеил волосы по окружности головы, потом шапочку и туловище. Теперь мой Петрушка готов к выступлению!

Перед вами результат моего труда, моего творческого воображения. Благодаря созданию этой куклы у меня возник интерес к творчеству, появился художественный опыт.

Я узнал, что в наше городе Боготоле в Культурно-досуговом центре «Зодиак» в 2009 году открылось новое клубное формирование – театр кукол «Теремок», руководит которым Ирина Викторовна Стрепкова. Я и мои одноклассники не раз бывали на представлениях этого театра, попадая в волшебную сказку, где оживают куклы. Кукольный театр давно получил любовь и признание маленьких боготольцев. Актёры этого театра – учащиеся нашей школы: Роман Василенко, Юлия Гавриленко, Дарья Морозова, Олеся Миллер. Они пришли в театр, будучи младшими школьниками, а теперь они десятиклассники, но совмещают учебу со своим увлечением, и некоторые из них решили всерьез связать свою жизнь с профессией актера. За время существования театра было показано 15 спектаклей, создано более 100 кукольных персонажа. А в 2016 году Указом Губернатора Красноярского края Толоконского В. А. театру кукол «Теремок» было присвоено звание Образцового художественного коллектива.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

В современной жизни и сейчас можно часто услышать слова «кукла», «ширма», «марионетка», выражения «дергать за ниточку», «бездушная кукла». «Секреты Полишинеля», - скажем мы, улыбаясь, что и секрета-то никакого нет. «Петрушка какая-то!» - сердимся, сталкиваясь с чем-то непонятным. Теперь я понимаю значение этих выражений, знаю, откуда они появились.

Данная работа помогла мне узнать о кукольном герое Петрушке больше, чем я знал раньше. Представления с участием Петрушки не знает себе равных среди других кукольных театров. Петрушка являлся главным героем кукольного театра прошлого века. В современном мире мои сверстники мало знают о таком замечательном кукольном герое как Петрушка.

В результате я пришел к следующим выводам:

- Петрушка является самым удивительным ярким кукольным персонажем, который может быть и смешным, и грустным, и мудрым, и справедливым. Яркий образ Петрушки был очень близок русскому народу.

- История Петрушки – одна из самых первых и ярких страниц истории становления кукольного театра нашей страны.

- Во многих странах мира есть старшие братья Петрушки, от которых он перенял свой характер и внешний вид. Все они имеют очень похожие характеры и истории своих героев, но в каждом из них можно выделить особенности национального характера, отражение исторического уклада каждой страны.

- Петрушка – это чудо умелых рук, фантазии и изобретательности.

Моя гипотеза подтвердилась - Петрушка действительно является удивительно интересным персонажем.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.

1. Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка в 4-х томах / В.И. Даль – 2000.

2. Соломоник И. Н. «Куклы выходят на сцену»: Книга для учителя - Москва «Просвещение» 1993 г.

3. https://ru.wikipedia.org/wiki/Петрушка_(персонаж)

4. https://vuzlit.ru/499014/narodnyy_teatr_petrushki_forma_gorodskogo_zrelischnogo

5.https://studwood.ru/1561727/kulturologiya/proobrazy_kukly

6. http://elena-kuzmina.ru/kto-on-petrushka.html

7. http://dramateshka.ru/index.php/history-puppetry/6204-kak-voznikli-kuklih-akterih

8.http://cozyhomestead.ru/Zhivotnie_33077.html

9.http://www.teatr-kukolsm.ru/

10. http://www.nitpa.org/

11.http://russian7.ru/post/7-obrazov-petrushki/

12. http://rifmovnik.ru/lib/1/book1_5.htm


Скачать

© 2018 1583 20

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!