18
Исследовательская работа «Комплимент – пережитки прошлого
или важная часть современного общения?»
Автор работы:
Печёнкин Александр Викторович,
обучающийся 6 класса
МБОУ «СОШ с.Алексеевка
Базарно-Карабулакского муниципального
района Саратовской области»,
руководитель: Горбунова Н.Е.,
учитель русского языка и литературы
2020 год
Оглавление
Введение………………………………………………………………..…..3
Глава I. Что мы знаем о комплиментах…………………………………...6
1.1. Что такое комплимент? …………………………………….…………6 1.2 История комплимента……………………………………………….....7
1.3 Классификация комплиментов……………………………………..….9
1.4 Правила эффективного комплимента……………………………..…12
Выводы по I главе …………………………………………………….…..14
Глава II. Комплименты в речи современных школьников………..……15
Выводы по II главе……………………….……………………...……….20 Заключение…..……….…………………………………….……………21
Список литературы…………………….…………………………………23
Приложения……………………………………………………..…….…..24
Введение
«Бог слепил человека из глины, и остался у него неиспользованный кусок.
– Что еще слепить тебе? – спросил Бог.
– Слепи мне счастье,- попросил человек.
Ничего не ответил Бог и только положил человеку в ладонь оставшийся кусок глины» (притча).
Чем же будет наполнен этот кусочек глины, какую форму приобретет?
Каждый человек в своей жизни постоянно сталкивается с философскими понятиями «форма» и «содержание».
Хотя содержание и форма находятся в единстве, но все же в этом единстве они имеют неодинаковое значение. Как правило, определяющую роль играет содержание, а определяемую — форма. Как само появление формы, так и многие ее особенности обусловливаются содержанием. Сказанное вовсе не означает, что форма является чем-то маловажным. «...Содержание,— писал Гегель,— есть не что иное, как
переход формы в содержание, а форма — переход содержания в форму. Этот переход есть одно из важнейших определений».
Через призму этих философских понятий посмотрим на речевой этикет.
Актуальность темы исследования определяется тем, что в жизни человека общение является одной из его главных потребностей, поскольку оно связано с самой сущностью человека. Жизненные успехи отдельных людей и общества в целом в значительной мере зависят от развития их коммуникативных средств и умения общаться. А комплимент – один из самых эффективных приемов для налаживания и развития отношений между людьми. Однако следует признать, что на собеседника действует далеко не каждый комплимент. Так, многих раздражает лесть, которая находится лишь в тонкой грани от комплимента. Их форма схожа, но они наполнены разным содержанием. Поэтому искусство делать комплименты – важнейшее из искусств. Комплиментом интересуются различные области научного знания: психология, социология, лингвистика. Отдает ему должное внимание и риторика – наука о средствах и способах убеждения.
В своей работе мы попытаемся разобраться, что же представляют собой комплименты, как они появились, какова их форма и содержание, когда и где используются.
Данная работа позволит расширить общий и филологический кругозор, увидеть особенности речи сверстников
Цель работы: выяснить, что такое современные комплименты и используют ли их в своем общении школьники.
Задачи:
ознакомиться с научной литературой по исследуемому вопросу;
записать речь школьников;
провести анкетирование среди учащихся 6-9 классов;
выявить языковые особенности построения комплимента в современной речи школьников;
выпустить памятки для школьников об искусстве комплиментов.
Объект исследования: речь школьников
Предмет исследования: употребление комплиментов в речи школьников
Гипотеза: мы предполагаем, что большинство обучающихся нашей школы говорят комплименты сверстникам, делая общение более доброжелательным, эффективным.
Методы исследования:
изучение теоретического материала по теме;
наблюдение за речью;
анкетирование;
интервьюирование;
анализ полученных результатов.
Научная новизна работы состоит в выявлении особенностей употребления комплимента в речи современных подростков.
Исследование проводилось В МБОУ «СОШ с.Алексеевка Базарно-Карабулакского муниципального района. Сроки проведения – декабрь 2019 года.
Практическая значимость:
- формирование интереса школьников к речевому этикету;
- возможность использования материала для проведения тематических классных часов;
- информационный, просветительский материал, а также дополнительный материал для внеклассной работы.
Глава I
ЧТО МЫ ЗНАЕМ О КОМПЛИМЕНТАХ?
1.1.ЧТО ТАКОЕ КОМПЛИМЕНТ?
В обыденном понимании комплимент – это небольшое преувеличение достоинства, которое собеседник желает видеть в себе. Большой энциклопедический словарь дает следующее определение комплимента: Комплимент (франц. Compliment) –лестное замечание в адрес кого-либо, похвала. В соответствии с этимологическим словарем Крылова: Комплимент – заимствование из французского , где это слово образовано от глагола - «приветствовать». (Крылов, 2005) Словарь современного русского литературного языка в 17-ти томах дает следующее толкование :«Комплимент – похвала, вызванная стремлением сказать любезность или польстить кому-либо». Комплимент – это «особая форма похвалы, выражение одобрения, восхищения внешним видом человека, его манерами, удачно сказанным словом. Облеченный в вежливую форму, он всегда доставляет удовольствие – в каждом из нас есть хоть немного себялюбия и тщеславия» - говорится в статье «Комплименты» на сайте ejonok.ru (дата обращения: 14.12.2019). Вот пример из произведения Н. Гоголя «Ревизор»: «– Как я счастлив, сударыня, что имею в своем роде удовольствие видеть вас. – Нам еще более приятно видеть такую особу». (Н. Гоголь) Приведем еще одно определение комплимента. «Комплименты – простое, но мощное средство, помогающее устанавливать хорошие отношения с другими людьми. Их говорят по разным причинам, но все они обычно доставляют удовольствие и поднимают вашу самооценку. Наша симпатия к человеку, как правило, начинается с того, что он умело подчеркнул некое наше достоинство» (из статьи «Комплименты», ru.wikipedia.org, дата обращения: 14.12.2019). Например «Эта княжна Мери прехорошенькая, – сказал я ему. – У нее такие бархатные глаза – именно бархатные: я тебе советую присвоить это выражение, говоря об ее глазах; нижние и верхние ресницы так длинны, что лучи солнца не отражаются в ее зрачках». (М.Ю. Лермонтов «Герой нашего времени»). Основная функция искреннего комплимента – установление контакта и поддержание добрых отношений. Стратегическая задача говорящего – вызвать симпатию, расположить к себе собеседника. Комплимент как психологический прием может быть направлен то, чтобы расположить к себе собеседника, а, возможно, и на то, чтобы уметь управлять: и собой, и ситуацией, и коллективом. Для этого необходимо уметь не только ставить цели, принимать решения, но и поощрять и наказывать, регулировать конфликтные ситуации, создавать благоприятный имидж , владеть искусством делового общения. Руденко А.М. «Управленческая психология» Ростов на/Д изд. «Феникс» 2010 г.,). Так как в основе любого общения лежит взаимное расположение, то комплимент можно рассматривать как незаменимое «орудие» в установлении контакта.
1.2.ИСТОРИЯ КОМПЛИМЕНТА
Найти информацию об истории комплиментов не составило труда. Широкое распространение искусство комплимента как обязательная форма придворного этикета получило при дворе Людовика XIV. В менуэте комплимент считался неприменным атрибутом танца и приобрел характер целой специальной речи, произносимой на его протяжении. Таким образом развитие значений слова «комплимент» происходило в испанском языке. Затем комплименты проникли во французский и посредством последнего вошли в массовое употребление в немецком языке: В первое десятилетие 17 века в значении «придворный, вежливый, изящный поклон» с 1623 года – «устной или письменной похвалы», «выражения уважения» и «доказательства прекрасных манер», а с 1646 года в значении «лестный отзыв». Первые единичные случаи употребления слова комплимент относятся уже к 1595 и 1598 годам и являются случайными заимствованиями из испанского языка. Следует, пожалуй, отметить, что комплимент как элемент речевого действия и воздействия был по достоинству оценен уже в 17 веке. В 1623 году в Германии появились первые письма-комплименты, а чуть позже и первый сборник комплиментов. В начале 18 века лексема «комплимент» вошла в лексический состав русского языка и впервые появилась в бумагах Петра I 1701 – 1702 гг. Единого написания не было: «кумплюмент», «кумплемент», «куплюмент» и «куплемент» (http://www.e-ng.ru/ Языковедение : Комплимент как риторический жанр) В русском языке комплимент заимствован в Петровскую эпоху из французского языка. В испанском языке cumplimieento означает «исполнение» (того, чего желаете, исполнение желаний) (Школьный этимологический словарь русского языка. Происхождение слов. – М.:Дрофа. Н.М.Шанский ,Т.А.Боброва 2004г.) Понятие «комплимент» в России появилось в начале XVIII века и сразу стало объектом специального изучения. Причиной этого послужила реформаторская деятельность Петра I. С введением новых светских форм развлечений и, в частности , ассамблей , широкое распространение в этот период получили правила хорошего тона. В связи с этим в 1708 году году появилась книга «Приклады, како пишутся комплименты разныя».
В последние годы комплиментом в целях обучения искусству делового общения стала активно интересоваться практическая психология. Она рассматривает комплимент как необходимый компонент создания доверительной тональности общения, способствующий его эффективности.
Новая тенденция в сфере комплиментов представляет собой широко используемые в конце XX в. и, особенно, в начале XXI в. речевые формулы, которые, будучи по некоторым признакам и по ситуации использования КОМПЛИМЕНТАМИ, фактически являются антикомплиментами: «Имея такие формы, можно обойтись и без содержания», «Я с тобой себя такой умной чувствую!» и др. Примеры антикомплиментов широко представлены на различных Интернет-сайтах. Если цель комплимента — доставить удовольствие собеседнику, поднять ему настроение, поощрить, то цель антикомплимента — обидеть адресата, посмеяться над ним. В качестве новой для комплимента особенности функционирования следует отметить проникновение в него фамильярности, грубых слов и выражений вплоть до ненормативной лексики. Для современного комплимента характерна тенденция к использованию все более лаконичных фраз без применения художественной выразительности: «Красивое платье!», «Ты всегда так стильно одеваешься» и т. п.
Что касается самого слова «комплимент», то в силу социально-политических изменений в российском государстве и изменений этикетных норм в обществе произошла почти полная утрата ряда его первоначальных значений: «изъявление почтения», «выражение чувств по поводу чего-либо», «поклон», «приветствие». Толковые словари современного русского языка приводят только одно значение слова комплимент: «любезные слова, лестный отзыв» (С.И.Ожегов), «любезность, лестные слова, содержащие похвалу» (Д.Н.Ушаков).
1.3. КЛАССИФИКАЦИЯ КОМПЛИМЕНТОВ
Базой для анализа собранного материала может послужить классификация, предложенная И.С. Морозовой . Данная классификация является тематической и включает следующие рубрики:
1. комплимент внешности,
2. комплимент предмету одежды,
3. комплимент внутренним качествам,
4. комплимент уму, способностям и талантам,
5. комплимент возрасту,
6. комплимент действиям, результатам действий,
7. комплимент принадлежащей адресату вещи или члену семьи адресата.
Речевая структура комплиментов позволяет нам выделить следующие типы комплиментов: прямой комплимент, косвенный комплимент, комплимент-антитеза, комплимент-ответ.
ПРЯМОЙ КОМПЛИМЕНТ
Построение прямого комплимента достаточно стандартно. Он в основном имеет трёхчастную композицию: обращение, собственно сообщение и мотивацию, т.е. детальную характеристику объекта: В качестве обращения могут выступать:
• Одночленная номинация, представленная именем адресата:
- Оксана, вы как всегда очаровательны!
• Двучленная номинация, состоящая из имени и отчества:
- Елена Сергеевна, Вы замечательный начальник!
• Подлежащее-местоимение:
- Ты сегодня здорово выглядишь.
• Дополнение-местоимение:
- Вам к лицу этот цвет.
Следует отметить, что обращение в комплименте к адресату по фамилии для русской речевой культуры не свойственно. Кроме того, одночленная номинация, состоящая только из отчества, допустима лишь в тех редких случаях, когда между коммуникантами существуют близкие отношения, поскольку это придаёт высказыванию оттенок фамильярности:
- Сергеевна! Ты лучше всех!
В комплиментах, которые произносятся при приветствии, встрече, обращение может отсутствовать:
- Привет! Как дела? Выглядишь потрясающе!
Довольно часто в прямых комплиментах мотивация отсутствует:
- Вы замечательный собеседник!
Очень часто в прямых комплиментах используются распространители, указывающие на время:
- Ты вчера как-то особенно красиво выглядела.
Широко используются качественные прилагательные в сравнительной и превосходной степенях:
- Просто не верится, что спустя столько лет Вы стали ещё прелестнее, чем были раньше.
КОСВЕННЫЙ КОМПЛИМЕНТ
В косвенном комплименте реализуется способность адресанта к нестандартному мышлению и его адекватной вербализации. В этой группе комплиментов можно выделить несколько подвидов.
1. Адресант хвалит не самого адресата, но то, что ему дорого:
- Какие у Вас красивые дети! Своими голубыми глазками и светлыми кудряшками они удивительно напоминают ангелочков!
2. Похвала относится к адресату опосредованно:
- Рядом с Вами я особенно остро ощущаю, сколько у меня недостатков! 3. Адресант отмечает то положительное воздействие, которое оказывает на него адресат:
- Ваше присутствие оказывает на меня благоприятное воздействие!
Для косвенных комплиментов характерно использование тех же тропов, что и в прямых комплиментах: градации, сравнений, гипербол.
Градация:
- Я люблю бывать в Вашем доме. У Вас всегда так чисто, уютно, спокойно! Гиперболизация:
- Ни за что бы со всем этим не справилась, если бы не ты!
КОМПЛИМЕНТ-АНТИТЕЗА
Так же, как и в косвенном комплименте, здесь реализуется способность адресанта к нестандартному мышлению и его адекватной вербализации. Комплименты этого типа строятся на антитезе.
- Знаете, мне Вас искренне жаль.… Наверное, нелегко быть такой красивой женщиной?!
Этот вид комплиментов психологии считают самым эмоциональным и запоминающимся. Однако «минус» ни в коем случае не должен перевесить «плюс», иначе результат может оказаться обратным тому, на который рассчитывал адресант. Обращение в таких комплиментах может быть представлено по-разному: именем адресата; его именем и отчеством; местоимением – подлежащим; местоимением – определением.
- Знаете, Наташенька, я не могу назвать Вас симпатичной только потому, что Вы на самом деле красивы.
Из всех тропов наиболее частотной в комплиментах-антитезах является использование гиперболы. Основными объектами комплиментов этого вида являются природные способности, качества характера и внешность адресата.
КОМПЛИМЕНТ-ОТВЕТ
Комплименты-ответы довольно однотипны. Они редко содержат обращение и мотивацию и состоят в основном, из сообщения о положительном качестве собеседника. В большинстве случаев это сообщение является косвенным комплиментом:
- Вы замечательно танцуете!
- Ну что Вы! С вами это совсем не трудно!
В устной речи текст комплимента представляет собой единичное высказывание. Это связано со спонтанностью, характерной для разговорной речи. Этим же объясняется и отсутствие разнообразие в использовании риторических фигур. Наиболее часто употребимыми тропами являются лишь гипербола, градация и сравнение.
1.4.ПРАВИЛА ЭФФЕКТИВНОГО КОМПЛИМЕНТА
Самый эффективный комплимент — это комплимент на фоне антикомплимента себе, когда возвышая другого, мы дополнительно обращаем внимание на свой неуспех. Пример: "Я два часа мучился с этим заданием, а ты сделал его за десять минут! Как это у тебя так получается?» - хороший комплимент собеседнику на фоне антикомплимента себе.
Несмотря на то, что традиционным толкованием слова «комплимент» является – «лестное замечание в адрес кого-либо , похвала» - все-таки это не одно и то же. Льстец сильно преувеличивает достоинства собеседника. Лесть грубее и порой даже неправдоподобна. Это не что иное, как лицемерие. Выслушивать комплименты нравится всем. Это обусловлено важной человеческой потребностью – потребностью в положительных эмоциях. Лесть многих отталкивает из-за своей фальшивости. Главное отличие комплимента от лести - это цели или мотивация, с которой человек делает либо то, либо другое. Преследуя личные, корыстные цели, человек льстит. Если хочет поддержать отношения и сделать приятное собеседнику, то говорит комплимент. Не стоит путать комплимент и похвалу. Похвала – это положительная оценка, а комплимент – это ваше благорасположение. Чтобы получить похвалу нужно совершить нечто, проявив себя с положительной стороны. Комплимент же не ограничен в этом плане. (Комплимент в коммуникативном акте общения. Режим доступа: BiblioFond.ru, дата обращения – 01.12.2019). Комплимент не должен противоречить фактам. Такие слова могут выглядеть как насмешка. Например: человек не спал всю ночь, мучаясь от зубной боли, а ему скажут, что он прекрасно выглядит.
Латинское определение подсказывает нам, что комплимент должен будить воображение того, кому он предназначен, давать этому человеку возможность мысленно продолжить вашу мысль. Комплименты нужно говорить как можно чаще, уверенным тоном, но доброжелательно, с улыбкой, избегать дешевых театральных эффектов. Их можно сказать любому. Но для этого необходимо иметь хоть какую-то информацию об этом человеке. Комплименты говорят по разным причинам, но все они доставляют удовольствие и поднимают самооценку обоим собеседникам. Ведь, чтобы сказать комплимент, нужна также определенная доля уверенности в себе. Внимательность и умение подмечать положительные качества в других помогает замечать больше хорошего и в себе. Комплимент должен быть легким, игривым, простым, естественным и, главное, правдивым. Он не должен иметь двойного смысла. Сказанный вовремя и облеченный в изящную вежливую форму, комплимент всегда доставит удовольствие. (ejonok.ru Комплименты)
ВЫВОДЫ ПО I ГЛАВЕ
На основании всего вышесказанного можно кратко сформулировать правила применения «золотых слов»:
«Один смысл»: в комплименте следует избегать двойного смысла , например: «Слушая Ваши беседы с людьми , я каждый раз удивляюсь Вашей способности так тонко и остроумно уходить от ответа!»
«Без гипербол»: отражаемое в комплименте позитивное качество должно иметь лишь небольшое преувеличение.
«Высокое мнение»: важным фактором в результативности этого приема является собственное мнение человека об уровне отраженных в комплименте качеств.
«Без нравоучений»: суметь подчеркнуть ту или иную положительную характеристику , а не давать рекомендации по ее улучшению.
«Без приправ»: делая комплимент , удержаться от «ложки дегтя» : «Руки у тебя золотые , а язык твой – враг твой».
Прием «личная жизнь»: если с человеком вести разговор в русле его выраженных личных интересов, то это вызовет у него повышенную вербальную активность, сопровождаемую положительными эмоциями.
Прием «терпеливый слушатель»: не перебивать собеседника , дослушивать его до конца , быть внимательным к нему.
На основании вышеизложенного нами был сделаны памятки «Давайте говорить друг другу комплименты…» (Приложение 1)
ГЛАВА II
КОМПЛИМЕНТ В РЕЧИ СОВРЕМЕННЫХ ШКОЛЬНИКОВ
Нам показалось интересным рассмотреть комплимент в речи школьников. В течение недели проводились наблюдения над речью одноклассников и более старших ребят. Это происходило на перемене в коридорах, в столовой, во время мероприятий.
Было проведено интервьюирование десяти обучающихся 9 класса. Задавались вопросы:
1.Какой бы комплимент вы сделали однокласснику(-це)
2.Как бы вы подчеркнули внешность человека?
3.Каким комплиментом вы бы выразили отношение к одежде собеседника?
4.Можно ли говорить комплименты с иронией, издевкой?
5.Каким тоном вы говорите комплименты?
6.Используете ли вы комплименты при общении в соцсетях и какие?
В результате наблюдений были сделаны выводы о том, что же представляет собой комплимент в их понимании.
В комплименте школьника, как правило, используется оценочная лексика:
Ты молодец! Красава! Богиня! Фея! Царь! Победитель! Герой! Какой отпад! Классный! Любимая, красивая, хорошая, ты у меня самая прекрасная девочка. Мило. Шикарно. Чудесная, ослепительная. Волшебно, прекрасно.
Широко используется подростками жаргонная, сленговая лексика, варваризмы:
Вау! Стильный прикид! Отпадный макияж. Ты выглядишь на все сто! Четкий чувак.
Для словообразования характерно использование уменьшительно-ласкательных суффиксов:
Ничего прикидик! Тебе идёт! Моделька. Милашка-очаровашка!
Подростки очень часто для выражения своих эмоций используют новообразования:
Королевишна! Ну просто симпопусик! Красотень ты моя. Суперски!!!
В синтаксисе предложений используются небольшие по объёму, чаще всего односоставные или неполные предложения, как правило, восклицательные:
Отпад! Ты выглядишь на все сто! Офигенная вещь! Прикольно. И такая единственная на свете! Просто нет слов, такая красивая! Самая красивая в мире! Самая лучшая! Ты просто космос!!!! Прелесть! Бесподобна! Можно сразу на обложку!
Мы выяснили, что основными тропами, использующимися в комплиментах, являются эпитеты, гиперболы, градации, сравнения, реже – антитезы.
Ну, ты крутой! Ты офигенно выглядишь! Настя настолько красивая, что нуждается в охране!
Так же комплимент строится как шутка, и редко воспринимается всерьёз: Извините, не подскажете дорогу к вашему сердцу? Не подскажешь, где купить такие красивые глазки?
Иногда обращениями служат существительные и словосочетания с оценочным значением:
Девочка, ты просто космос! Крутышка моя. Какая ты красивая, дорогая моя!
Проведя частеречный анализ комплиментов современных подростков, мы установили, что чаще всего школьники используют имена существительные:
Принцесса, красотка, прелесть, шик, симпопулька.
Довольно часто комплимент выражается полной или краткой форме имени прилагательного: серьёзен, крут, хороший, прикольненький, best
Для выражения комплимента используются степени сравнения прилагательных и наречий:
Ты все красивее и красивее!!!! Самая лучшая.
Реже комплимент выражается только с помощью местоимений:
Самая моя, ничего так.
Иногда комплимент выражается различными формами глагола: все хорошеешь и хорошеешь. Все цветёшь! Не изменилась. Вау, вау, вскружила голову всем!
Единичны случаи использования наречий для выражения лестной оценки: Мило, шикарно.
Как мы заметили, старшие школьники тоже используют разные типы комплиментов. И всё-таки чаще всего используются прямые комплименты
Наташа, ты так здорово выглядишь! Саня, ты супер! Настен, как всегда шикарна!
Также используются и комплименты-сравнения; однако в комплиментах людей старшего возраста есть сравнения, как с литературными героями, так и со знаменитыми людьми, то у школьников сравнение только с известными артистами, певцами, чаще всего зарубежными:
Ну вы прям как Джоли и Бред Пит!
Косвенный комплимент представлен в речи современных школьников небольшим количеством примеров. В основном тогда, когда речь заходит о родителях, друзьях или родственниках:
Блин, у тебя такая клевая мама! Твоя мама так молодо выглядит!
Используются и такие комплименты, когда адресант отмечает то положительное воздействие, которое оказывает на него адресат:
Рядом с ним я все могу!
Как было сказано в теоретической главе о классификации комплимента, комплимент-ответ строится по следующей схеме: «То же самое могу сказать и о Вас (тебе)». Такие комплименты в речи современных школьников, как мы заметили, отсутствуют, потому что недостаточно развита культура речевого общения в силу возраста. Сказывается недостаточность образования школьников.
Однако у учеников встречаются такие комплименты-ответы, где комплимент является выражением несогласия адресата с заниженной самооценкой собеседника:
- Ох, мне кажется я в этом вопросе тупее бревна!
- Ну, я бы так не сказал.
- Последнее время у меня совсем ничего не получается.
- Ты пошутила что ли? Тебе в этом деле нет равных!
Комплимент-антитеза отсутствует в речи современных школьников ввиду того, что для речи современных школьников характерна лаконичность, краткость речи.
Если в традиционных, классических комплиментах установление контакта и осуществление воздействия на адресата проходит мягко, ненавязчиво, доброжелательно и способствует психологическому сближению собеседников, то в речи современных школьников нет той изысканности комплимента, которая существовала в 18-19 веках. Чем грубее звучит комплимент, тем адекватнее он воспринимается школьником. Возможно, это объясняется потребностью в самовыражении моих сверстников.
Из наблюдений видно, что современные комплименты, отражающие отношения между подростками, часто являются очень развязными по содержанию и по форме. Особенно ярко комплимент как новое явление в речи современной молодежи отражен в системе Интернет. Современные комплименты объединяет общая тенденция, которая выражается в стремлении у молодежи выделиться с помощью комплимента перед своим собеседником, сострить, соригинальничать. Практически каждый такой комплимент содержит в себе, наряду с похвалой, какой-либо элемент иронии или издевки.
Наряду с наблюдением и интервьюированием проводилось анкетирование обучающихся нашей школы. В анкетировании приняли участие 8 девочек и 4 мальчика из 9 класса, 7 девочек и 9 мальчиков из 6 класса (мои одноклассники). В общей сложности девочек – 15, мальчиков – 13. Вопросы анкеты в приложении (Приложение 2).
Анализируя ответы, можно утверждать, что не все девочки моего класса любят получать комплименты, а вот старшеклассницы все до одной ждут комплименты в свой адрес. Среди мальчиков больше тех, кто не желает слышать комплименты. На вопрос «Как часто вам делают комплименты?» большее число девочек ответили «Часто», а больше половины мальчиков ответили «Редко». Большая часть опрашиваемых отметила, что в основном комплименты в их адрес касаются внешности, на втором месте стоят умственные способности, характер. Реакция на комплименты у многих опрашиваемых положительная, но есть и те, кто реагирует нейтрально. Неожиданным в анализе стало то, что почти все опрашиваемые и сами говорят комплименты окружающим, а адресат положительно реагирует на их теплые слова. Хочется отметить, что шестиклассники более открыты для доброжелательного общения, стремятся чаще говорить комплименты. Среди девятиклассников таких ребят уже меньше. Видимо, появляется стеснительность и неуверенность в себе.
Я считаю, что если учиться искусству комплиментов, то это потом пригодится в дальнейшей жизни. Отношения, выстроенные на доброжелательности, вежливости, тактичности, всегда принесут свои плоды. Не трудно найти в каждом человеке что-нибудь хорошее. В любом из нас есть что-то достойное восхищения. Нужно лишь заметить это и оценить.
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ II
Результаты наблюдения и данные анкетирования говорят о том, что комплимент активно функционирует в современном речевом общении. Частотность употребления комплимента зависит от пола. Чаще в своей речи комплименты используют девочки. 86% подростков часто употребляют комплименты в речи, 14% - редко или никогда.
При интервьюировании выяснилось, что с целью сделать приятное собеседнику говорят комплименты 43 % школьников, с целью вызвать симпатию – 43 %, с личной выгодой 14 %.
Почти все опрошенные считают комплимент средством улучшения эмоциональной атмосферы общения. 52 % подростков делают комплименты по поводу внешности собеседника, 22 % оценивают одежду, 26% опрошенных отмечают умственные способности, характер.
Молодежь в основном использует краткие комплименты, не утруждая себя сложными литературными оборотами.
Также нужно отметить, что часто употребляемые комплименты хотя и краткие, но эмоциональные.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Проведённое исследование позволяет предполагать, что история слова комплимент в значении «похвальные слова, лестный отзыв» восходит к концу 16 – началу 17 века. В ходе работы выяснилось, что происходит видоизменение комплимента. Изменился адресант комплимента. Если в XIX веке комплимент предпочтительнее делал юноша, мужчина, то в XXI веке - девушка, женщина. Комплимент следует рассматривать как неотъемлемый компонент современной речевой практики, как средство гармонизации межличностного взаимодействия. С нашей точки зрения, необходимо четко дифференцировать близкие понятия «похвала», «лесть» и «комплимент». Как показало наблюдение, школьники используют следующие типы комплиментов: прямые, косвенные, комплименты-сравнения, комплименты – ответы. Комплимент-антитеза отсутствует в речи современных школьников ввиду того, что для их речи характерна лаконичность, краткость. Чаще всего делается комплимент внешнему виду человека, реже – предметам одежды, вещам, принадлежащим адресату комплимента, ещё реже – возрасту человека, удостоенного комплимента.. Часто похвала в адрес того или иного человека может сопровождаться смайликами, различными значками, цифрами, буквами в различной раскладке. Обычно комплимент подростка состоит из одного слова или словосочетания, реже используются односоставные и двухсоставные полные и неполные предложения, используется жаргонная, сленговая лексика, варваризмы, авторские неологизмы.
Данные анкетирования говорят о том, что комплимент активно функционирует в речевом общении современных школьников. Следует отметить, что для молодежи, к сожалению, важна лишь форма, а над содержанием комплимента мало кто задумывается.
Перспективы исследования – это изучение восприятия комплиментов разными возрастными группами, сопоставление современных норм, связанных с комплиментами, в разных странах. Список может быть продолжен. Работа может быть полезна и интересна всем, кто желает улучшить свои коммуникативные навыки и умения.
А вы сегодня услышали хоть один комплимент? А сами кому-нибудь сказали? Не стоит ждать, кто будет первым… Станьте первым – вы.
Станьте внимательнее и наблюдательней, стремитесь увидеть прекрасное даже в мелочах. Неужели вас окружают люди, которым жалко сказать пару приятных слов? «Давайте говорить друг другу комплименты…», - призывает своей доброй песней мудрый поэт Булат Окуджава. Послушаемся его, ведь, как мы убедились, комплимент – не пережитки прошлого, а важная часть современного общения.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Комплименты // ejonok.ru. Дата обращения: 14.12.2019
2. Комплимент // ru.wikipedia.org. Дата обращения: 14.12.2019
3. Лермонтов М.Ю. Герой нашего времени. – М.: Мультиратура, 2006.
4. Гоголь Н.В. Ревизор. – М.: Дрофа, 2010.
5. Шанский Н.М., Боброва Т.А. Школьный этимологический словарь русского языка. Происхождение слов. - М.:Дрофа. 2004.
6. Языковедение : Комплимент как риторический жанр. Режим доступа: http://www.e-ng.ru. Дата обращения: 14.12.2019
7. Приклады, како пишутся комплименты разныя : Режим доступа: http://bibliofil.ucoz.ru. Дата обращения: 14.12.2019
8. Большой энциклопедический словарь : Режим доступа:http://www.vedu.ru/bigencdic. Дата обращения: 09.12.2019
9. Лисицкая Л.Г. Культура русской речи: Учебное пособие для студентов, изучающих курс русского языка и культуры речи , Армавир: Редакционно-издательский центр АГПУ, 2007. – 108 с.
10. Крылов Г.А. Этимологический словарь русского языка. –.М.: ООО "Полиграфуслуги", 2005.
11. Руденко А.М. Управленческая психология. - Ростов на/Д изд. «Феникс», 2010
12. С.И. Ожегов. Словарь русского языка. – М.: «Русский язык», 1985
ПРИЛОЖЕНИЯ
Приложение 1
Памятки «Давайте говорить друг другу комплименты»
«Давайте говорить друг другу комплименты…» Булат Окуджава |
|
«Давайте говорить друг другу комплименты…» Булат Окуджава |
|
«Давайте говорить друг другу комплименты…» Булат Окуджава |
|
Приложение 2
| Анкета «Искусство комплимента» |
1 | Ваш возраст | |
2 | Ваш пол | |
3 | Любите ли вы получать комплименты в свой адрес? | |
4 | Как часто вам делают комплименты? | |
5 | По поводу чего вам чаще всего делают комплименты? (Внешность • Характер • Учебные достижения • Другое (что именно: целеустремлённость и др.) | |
6 | Ваша реакция на комплимент | |
7 | Говорите ли Вы сами комплименты окружающим? | |
8 | Реакция окружающих на ваши комплименты | |