СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Исследовательская работа "Дуэль в жизни и творчестве А.С. Пушкина"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Исследовательская работа "Дуэль в жизни и творчестве А.С. Пушкина"»



Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Мухинская средняя общеобразовательная школа»





Исследовательская работа на тему:


«Дуэль в жизни и творчестве А.С.Пушкина»







Работа допущена к защите

«______»_________________2019г.

Работа защищена

«______»_________________2019 г.

С решением

«____________________________»

Председатель АК

_____________________________

Члены АТ

_____________________________

_____________________________

_____________________________

Выполнила: ученица 9 класса

МБОУ «Мухинская СОШ»

Овласюк Татьяна


Руководитель: учитель русского языка и литературы

Паланичук Ирина Анатольевна.







Мухино 2019г.

СОДЕРЖАНИЕ

Введение…………………………………………………………….3

  1. Глава 1. Дуэль……………………………………………….4

    1. Цель, задачи дуэли………………………………………….6

    2. Ритуал дуэли…………………………………………………6

  2. Дуэль в жизни и творчестве А.С.Пушкина………………..7

    1. Дуэль в жизни Пушкина…………………………………….7

    2. Дуэль в повести «Выстрел»………………………………..10

    3. Дуэль в романе Евгений Онегин…………………………..12

  3. Заключение…………………………………………………..17

  4. Список литературы…………………………………………19




















Введение

Целью этой работы является анализ произведений А.С.Пушкина, в которых изображены дуэли, их сопоставление.

Задачи:

  • ознакомиться с дуэльным кодексом и историей дуэли в России;

  • проанализировать сцены дуэлей в произведениях А.С.Пушкина;

  • выявить особенности изображения дуэлей и определить авторское отношение к поединку.

Актуальность данной работы обусловлена особым интересом сегодня к дворянской культуре и истории нашей страны.

Для того чтобы приступить к анализу дуэльных сцен в произведениях А.С.Пушкина необходимо выработать критерии этого анализа. Так изучив особенности дуэльного кодекса, рассмотреть соответствие сцен дуэли в анализируемых произведениях этим «законам» и выявить отношение автора к поединку.
















  1. Глава 1. Дуэль.

Дуэль (фр. duelduellum – «поединок», «борьба двух») – строго регламентированный дуэльным кодексом поединок между двумя людьми, цель которого – удовлетворить желание одного из дуэлянтов (вызывающего на дуэль) ответить за нанесенное ему или его чести оскорбление с соблюдением максимально честных и равных условий боя. Как правило, дуэль происходит только внутри отдельных общественных слоев, и зачастую ассоциируются с аристократией.

Дуэли всегда считались прерогативой аристократов. При возникновении дуэлей появился и специальный кодекс, который содержал правила, по которым должна проводиться дуэль.

Впервые дуэли стали известны во Франции, там же был опубликован в 1836 году первый дуэльный кодекс, именно он стал образцом для проведение дуэлей. Существовало два вида дуэлей – американская и европейская. Более широкое распространение получила именно европейская модель проведения дуэли, тогда как американская модель считалась совершенно безнравственной. По ее правилам соперники получали оружие и уходили в лес, начиная самую настоящую охоту друг за другом. Согласно правилам противники устраивали засады могли стрелять в спину.

Эти правила не получили большого распространения в Европе, где аристократы считали такой способ проведения дуэлей недопустимым. Поэтому европейские правила были более приемлемы для того, чтобы защитить честь дамы или дать достойный ответ человеку, который брошенным в пылу спора словом мог обидеть другого. Стрелялись противники в основном с расстояния 8 – 10 шагов, в очень редких случаях бывало, что это расстояние укорачивалось и до трех. Перед поединком секунданты устанавливали правила, по которым должна была произойти дуэль. Как правило, заканчиваться она должна была результатом. Им считалось или тяжелое ранение противника, или его смерть. Хотя известны случаи, когда дуэлянты стреляли в воздух. Отказ от поединка на протяжение всей истории считался несмываемым позором, навсегда исключал отказавшегося из общества порядочных людей. Известно, что в Россию дуэль пришла с Запада. Русская дуэль по своим условиям, особенностям очень отличалась от европейской. В Европе в XIX веке дуэли носили больше ритуальный характер и заканчивались, как правило, бескровно. Этому способствовали и «щадящие» условия дуэльного кодекса. Барьерная дистанция устанавливалась такая, которая бы обеспечивала невысокую вероятность попадания. Обычно 30 – 35 шагов. Русские стрелялись обычно с 8 – 10 шагов. Бывали случаи – и с трех. (Это называлось «приставить пистолет ко лбу».) И стрелялись, как правило, «до результата». А результатом признавалось либо тяжелое ранение, либо смерть.

В России было несколько дуэльных кодексов, и одним из самых известных был Кодекс графа Василия Дурасова. Своды всех правил были схожи: дуэлянт не мог страдать психическими заболеваниями, должен был твердо держать оружие и сражаться. В поединки могли принимать участие лишь равные по положению противники, а причиной его была поруганная честь – самого оппонента или дамы. Женских дуэлей в России не было, хотя в Европе они были известны нескольких случаев.

Вызов на дуэль следовал за оскорблением незамедлительно: требование извинений, письменный вызов либо визит секундантов. Они ограждали дуэлянтов от прямого общения, готовили сам поединок и выступали его свидетелями. Опоздание на дуэль больше чем на 15 минут считалось уклонением от сражения, а значит, и потерей чести.

Изначально дуэлянты использовали холодное оружие: шпагу, саблю или рапиру. В XVIII веке в ход стали чаще пускать дуэльные пистолеты, которые, будучи абсолютно одинаковые, уравнивали шансы обоих противников на победу. Стрелялись разными способами, например через плечо, стоя спиной друг к другу («неподвижная дуэль в слепую»); с одной пулей на двоих; приставив пистолет ко лбу; «дуло в дуло».

Стреляли по очереди или одновременно, на месте или приближаясь друг к другу, почти в упор, с трех шагов и через платок, держа его вместе левыми руками. В таком отчаянном поединке, защищая честь сестры, участвовал поэт и декабрист Кондратий Рылеев. Он стрелялся с князем Константином Шаховским и был ранен, но не смертельно.


    1. Цель дуэли

Целью дуэли было восстановление чести, снятие с обиженного позора, нанесенного оскорблением.

Русский дворянин 18 – начала 19 века находился под влиянием двух противоположных требований своего времени: дуэли в государстве были запрещены, но идеал дворянской культуры основным законом утверждал честь. Дуэль подразумевала исполнение строгого ритуала – это отличало поединок от убийства.


    1. Ритуал дуэли

Дуэль начиналась с вызова. Ему предшествовало столкновение, в результате которого оскорбленная сторона требовала удовлетворения (сатисфакции). С этого момента противники не должны были общаться – это брали на себя их представители – секунданты. С секундантом оскорбленный обсуждал всю тяжесть нанесенной обиды, от чего зависел характер дуэли (от формального обмена выстрелами до гибели участников). Затем секундант направлял противнику письменный вызов (картель) с условием дуэли. Обязанность секундантов – найти возможности для примирения сторон. Даже на поле боя они были обязаны предпринять такую последнюю попытку.

Дуэль считалась преступлением: и участники, и секунданты несли уголовную ответственность. Суд, следуя букве закона, приговаривал дуэлянтов к смертной казни, которая для офицеров чаще всего заканчивалась разжалованием в солдаты с правом выслуги.

  1. Дуэль в жизни и творчестве А.С.Пушкина

    1. Дуэль в жизни Пушкина

Александр Сергеевич Пушкин был поэтом невротического типа, на его счету значилось 29 вызовов. В большинстве случаев друзья поэта договаривались с полицией, и Пушкина на время проведения поединка сажали под арест.

Дуэльная часть его биографии не дает покоя многим исследователям, включая меня. 1816 год. Пушкин вызвал на дуэль Павла Ганнибала, родного дядю. Причина: Павел отбил у молодого 17 – летнего Пушкина девушку Лошакову (между прочим далеко не красавицу) на балу. Итог: дуэль отменена.

1817 год. Пушкин вызвал на дуэль Петра Каверина, своего друга. Причина: сочиненные Кавериным шутливые стихи. Итог: дуэль отменена.

1819 год. Пушкин вызвал на дуэль поэта Кондратия Рылеева. Причина: Рылеев пересказал на светском салоне шутку про Пушкина. Итог: дуэль отменена.

1819 год. Пушкин вызвал на дуэль его друга Вильгельм Кюхельбекер. Причина: шутливые стихи про Кюхельбекера, а именно пассаж «кюхельбекерно и тошно». Итог: Вильгельм в Сашу выстрелил, а Саша в Вильгельма нет.

1819 год. Пушкин вызвал на дуэль Модеста Корфа, служащего из министерства юстиции. Причина: слуга Пушкина приставал пьяным к слуге Корфа и тот его избил. Итог: дуэль отменена.

1819 год. Пушкин вызвал на дуэль майора Денисевича. Причина: Пушкин вызывающе вел себя в театре крича на артистов и Денисевич сделал ему замечание. Итог: дуэль отменена.

1820 год. Пушкин вызвал на дуэль Федора Орлова и Алексея Алексеева. Причина: Орлов и Алексеев сделали Пушкину замечание за то, что тот пытался в пьяном виде играть в бильярд и мешал окружающим. Итог: дуэль отменена.

1821 год. Пушкин вызвал на дуэль офицера французской службы Дегильи. Причина: ссора с невыясненными обстоятельствами. Итог: дуэль отменена.

1822 год. Пушкина вызвал на дуэль подполковник Семен Старов. Причина: не поделили ресторанный оркестрик при казино, где оба предавались азартной игре. Итог: стрелялись, но оба промахнулись.

1822 год. Пушкин вызвал на дуэль 65 летнего статского советника Ивана Ланова. Причина: ссора во время праздничного обеда. Итог: дуэль отменена.

1822 год. Пушкин вызвал на дуэль молдавского вельможу Тодора Балша, хозяина дома, где он гостил в Молдавии. Причина: Пушкину недостаточно учтиво ответили на некий вопрос супруга Балша, Мария. Итог: стрелялись, но оба промахнулись.

1822 год. Пушкин вызывает на дуэль бессарабского помещика Скартла Прункуло. Причина: Тот был в качестве секунданта на дуэли, где Пушкин так же был секундантом и ребята не договорились о правилах дуэли. Итог: дуэль отменена.

1822 год. Пушкин вызывает на дуэль Северина Потоцкого. Причина: Дискуссия за обеденным столом о крепостном праве. Итог: дуэль отменена.

1822 год. Пушкин вызвал на дуэль штабс – капитана Рутковский. Причина: Саша не поверил, что бывает град в весом в 3 фунта и обсмеял отставного капитана. Итог: дуэль отменена.

1822 год. Пушкин вызвал на дуэль кишиневского олигарха Инглези. Причина: Саша домогался его жены, цыганки Людмилы Шекора. Итог: дуэль отменена.

1822 год. Пушкина вызвал на дуэль прапорщик генерального штаба Александр Зубов. Причина: Пушкин уличил Зубова в шулерстве во время игры в карты. Итог: Зубов стрелял в Пушкина (мимо), а сам Пушкин от выстрела отказался.

1823 год. Пушкин вызвал на дуэль молодого писателя Ивана Руссо. Причина: личная неприязнь Пушкина к этой персоне. Итог: дуэль отменена.

1826 год. Пушкин вызвал на дуэль Николая Тургенева, одного из руководителей Союза благоденствия, члена Северного общества. Причина: Тургенев ругал стихи поэта, в частности, его эпиграммы. Итог: дуэль отменена.

1827 год. Пушкина вызвал на дуэль артиллерийский офицер Владимир Соломирский. Причина: дама офицера по имени София, к которой Пушкин проявлял интерес. Итог: дуэль отменена.

1828 год. Пушкин вызвал на дуэль министра просвещения Александра Голицына. Причина: Пушкин написал дерзкую эпиграмму на министра и тот устроил ему за это допрос с пристрастием. Итог: дуэль отменена.

1828 год. Пушкин вызвал на дуэль секретаря французского посольства в Петербурге Лагрене. Причина: неизвестная девушка на балу. Итог: дуэль отменена.

1829 год. Пушкин вызвал на дуэль чиновника министерства иностранных дел Хвостова. Причина: Хвостов выразил свое недовольство эпиграммами Пушкина, в частности тем, что Пушкин сравнивает Хвостова со свиньей. Итог: дуэль отменена.

1836 год. Пушкин вызвал на дуэль князя Николая Репина. Причина: недовольство стихами Пушкина о себе. Итог: дуэль отменена.

1836 год. Пушкин вызвал на дуэль чиновника министерства иностранных дел Семена Хлюстина. Причина: Хлюстин выразил свое недовольство стихами поэта. Итог: дуэль отменена.

1836 год. Пушкин вызвал на дуэль Владимира Сологуба. Причина: нелицеприятные высказывания Сологуба о жене поэта, Наталье. Итог: дуэль отменена.

1836 год. Пушкин вызвал на дуэль французского офицера Жоржа Дантеса. Причина: анонимное письмо, где утверждалось, будто жена Пушкина изменяет ему с Дантесом. Итог: Пушкин убит.

Подведем краткие промежуточные итоги. Пушкин замешан в 26 дуэлях. Из них на 5 дуэлях хоть как – то стреляли. Из них на 1дуэли кто-то кого-то хотя бы ранил. Из них на 1 дуэли кто-то был убит и этот кто-то – сам – Пушкин.

На основе этой статистике я делаю вывод о том, что меткость Пушкина была историками и биографами преувеличена, «поэтом – убийцей» его также называть, конечно, не стоит. Ясно, что он был крайне скандальный, вспыльчивый, пишущий при этом отличные стихи.


    1. Дуэль в повести «Выстрел»

Дуэль в повести становится средством разрешения конфликта и средством характеристики героев.  Сильвио, служа в гусарском полку, жил по законам своей среды: «В наше время буйство было в моде: я был первым буяном по армии…». Желание первенствовать смолоду было для него страстью. Он был первым в любом деле, которое считалось в полку делом чести настоящего гусара: «Я спокойно … наслаждался моею славою…». Честь здесь понимается в условном, светском значении как кодекс поведения, который принимается  в той или иной среде. Сильвио завидовал баловню судьбы, графу. Результат – дуэль. Даже во время поединка он завидует спокойствию, силе воли противника. Ведь сам-то он ожидал дуэли « с неизъяснимым нетерпением», его обуревало «волнение злобы». То, что Сильвио не стал стрелять в графа, вовсе не означает, что он не отомстил ему. Но на первой дуэли Сильвио «взбесило» равнодушие графа. Он, одержимый злобой, ненавистью, обидой, завидовал самообладанию графа, понимал свою слабость, низость по сравнению с силой, моральным превосходством противника. Этим превосходством Сильвио и был унижен. Герой столько лет мучился из-за своей уязвленной гордыни: «…не прошло ни одного дня, чтоб я не думал о мщении». Теперь он должен сделать так, чтоб мучился его враг. Это ли не славная месть!?

Во время второй дуэли уже Сильвио активен, создается впечатление, что он хозяин ситуации. Он принуждает графа стрелять первым (это, безусловно, моральная слабость графа). И не зря граф обмолвился: «Я выстрелил…и, слава богу. Дал промах». Трудно сказать, выстрелил бы Сильвио или нет – но появляется Маша. При ней Сильвио целится. Женщина бросается ему в ноги.  И вот теперь очередь за графом, теперь он «закричал в бешенстве», теперь он проявляет нетерпение: «Будете ли вы стрелять или нет?»  Но Сильвио уже «доволен»: он видел «смятение» графа, его «робость», а главное, он заставил выстрелить графа, тем самым, одержав победу над униженным слабоволием графом. ( Граф по законам чести не должен был стрелять!).

Сильвио отомстил, унизил графа. С одной стороны, он не пошел на убийство, остался на определенной высоте (что тоже тешит человеческую гордыню). Но все же мщение опустошило Сильвио. После расплаты его жизнь лишена смысла.

Нельзя не согласиться с мыслью Н.Н Петруниной о том, что герои «Повестей Белкина» «по-разному воспитываются жизнью». Жизнь активизирует сознание героев, проверяет их способность понять окружающий мир, других людей и самих себя. «Оказавшись в сложной ситуации, герой «Повестей Белкина» должен совершить выбор, служащий показателем его нравственных возможностей. И прежде всего решить для себя вопрос о долге своем по отношении к «другому человеку».   Сильвио не убивает, совершая тем определенный нравственный выбор. И здесь он уже следует не законам чести, а голосу совести, довольствуясь моральным отмщением. И граф меняется: из бесшабашного повесы – в мужа, который несет ответственность за жизнь, спокойствие своей жены. Он осознает свой нравственный долг перед другим человеком, и это для него самая главная правда.



    1. Дуэль в романе «Евгений Онегин»

Роль А.С.Пушкина в русской литературе первостепенна. Благодаря деятельности поэта, национальная литература освободилась от подражательности, приобрела самобытность. Появились произведения совершенно иного толка, как по форме, так и по содержанию.

Роман в стихах «Евгений Онегин» — исключительное произведение Пушкина. Исключительное по своей новизне, по отображению характеров и нравов, по описанию эпохи, по количеству нежных элегий, по уровню поэтического мастерства.

В романе автор касается вопросов, которые можно назвать вечными, общечеловеческими.

В центре повествования два молодых человека — Евгений Онегин и Владимир Ленский. Онегин – молодой, столичный dаndy, по праву рождения и воспитанию – аристократ. На празднике жизни он один из первых: «забав и роскоши дитя», гений «науки страсти нежной».

Онегин там, где бесконечная вереница балов и праздников, театров и ресторанов, гуляний и маскарадов.

Но, будучи человеком острокритического ума, Онегин быстро теряет интерес к светской жизни. Онегин выше окружающей толпы. Мишура света больше не прельщает его.

Волею судеб он оказывается в деревне, где знакомится с Владимиром Ленским, человеком со взглядами, ему, Онегину, противоположными.

Ленский принадлежит к типу молодых людей, которые восторженно и упоенно относятся к жизни. Он — романтик, вольнодумец, поэт. Скептицизм и скука ему не знакомы.

Казалось бы, молодые люди совершенно разные. По своему нравственно-психологическому облику Онегин — индивидуалист и эгоист. Ленский – совсем другой. Он по-юношески пылко верит в любовь, идеальную дружбу. Он живёт, повинуясь не рассудку, а по зову сердца. Рационализм – не его стихия.

Но, несмотря на существенные различия, у этих двух героев есть общее. Они оба – без настоящего, мужского дела. Перспектив принести в дальнейшем пользу своей Отчизне нет. Они оба – продукты своего времени и своего общества.

В деревне, на вольных просторах, Онегин и Ленский подружились. И, несмотря на то, что «меж ними все рождало споры», отношения между приятелями сложились, и на первых порах ничто не предвещало беды.

Но, как это нередко бывает в романах, жизнь и смерть идут рядом.

Дуэль, возникшая между Онегиным и Ленским, – центральный, поворотный момент в романе «Евгений Онегин». Какие события привели к дуэли?

Поводом для дуэли стало некорректное поведение Онегина как по отношению к своему другу Ленскому, так и к невесте Ленского, Ольге. На одном из праздников Онегин демонстративно флиртует с Ольгой. А она, барышня недалёкая, пустенькая и легкомысленная, поддаётся флирту. Ленский взбешён и требует разрешения ситуации на дуэли.

Почему Онегин начал оказывать знаки внимания Ольге, которая ему никогда не нравилась? Дело в том, что он хотел отомстить Ленскому за то, что тот привёз его на праздник к Лариным, на котором Татьяна (влюбленная в Онегина) показала себя не с лучшей стороны. Татьяна не смогла скрыть своего истерико-нервического настроения, не приличествующего данной ситуации. А волнительных, нервных настроений Онегин органически не выносил.

«Траги-нервических явлений,

Девичьих обмороков, слез

Давно не мог терпеть Евгений»

Онегин был рассержен и на Ленского, доставившего его к Лариным, и на Татьяну.

Ленский, видя неподобающее поведение Онегина и ответные знаки внимания Ольги, вызвал Онегина на дуэль.

Записку Онегину передал «Зарецкий, некогда буян, Картежной шайки атаман».

Дуэль Онегина с Ленским состоялась 14 января 1821 года.

Дуэль – развязка, событие нередкое в художественной литературе. Исконных корней на русской почве дуэль не имела. Для русских решение спорных вопросов посредством дуэли не характерно. Эта «процедура» заимствована русскими в Западной Европе. Само слово «дуэль» происходит от французского слова duel.

Почему так быстро наступила развязка? Почему спорный вопрос мог быть разрешен лишь единственным способом – кровавым поединком? Для понимания этого вопроса нужно знать некоторые биографические факты из жизни героев романа.

Формирование личностей Онегина и Ленского прошло под влиянием западных идеологий.

При воспитании Онегина, проходившем под руководством французских учителей и гувернёров, упор делался не на научное и трудовое начало, а на стремление сделать из подопечного светского человека с соответствующими привычками. Дуэль — неизбежный спутник светских раздоров. И Онегин в душе был всегда готов к дуэли.

Кроме того, Онегин — дворянин, а все недоразумения в дворянской среде в то время было принято выяснять на дуэли.

Ленский, в свою очередь, получивший образование за границей, в Германии, так же как Онегин, был оторван от родной почвы. Он находился под влиянием модного тогда в Европе романтического направления. Туманные идеи представителей немецкой романтической школы внушались ученикам. Ученики жили под влиянием этих идей, то есть в мире грёз и фантазий.

Идеалы вечной любви, победа добра над злом, брошенная перчатка, пистолеты – вся эта «романтика» была у Ленского в крови. Далеко была только истинная действительность, истинное положение вещей.

Ленский в порыве гнева, руководствуясь правилами чести, решается убить Онегина. И погибает, как он считает сам, за честь Ольги. Он воплощает в жизнь идею стать «её спасителем». При этом с Ольгой откровенно поговорить он не считает нужным. Гордыня не позволяет.

Гордыня – существенное зло. Она блокирует истинные качества человека, вводит его в круг нелепых заблуждений. Ольга не собиралась изменять Ленскому. Онегин не имел никаких видов на Ольгу. И если бы Ленский смирил свою гордыню, разобрался во всём этом, то дуэли бы не было. И не сложил бы Ленский свою голову раньше времени.

Страшная жизненная правда заключается в том, что судьба Пушкина, нашего любимого и столь рано ушедшего поэта, оказалась сходной с судьбой Ленского. Пушкин также был убит на дуэли.

Между дуэлями Ленский – Онегин и Пушкин — Дантес есть сходство. Обе дуэли происходили в зимнее время (на снегу). Пистолет Онегина той же марки (работа Лепажа), что использовал в свой роковой день Пушкин. Обе дуэли проходили a la barriere (стреляться на барьер).

Возможна ли была отмена дуэли? Почему же Онегин принял вызов? Ведь он прекрасно понимал, что погибнет либо он сам, либо его друг. Хотя в своих силах он был уверен. При этом он понимал, что причина дуэли ничтожна. По сути, он мог бы объясниться с Ленским. Но вступать в переговоры с восемнадцатилетним мальчиком – он не такой! Да и что скажет свет? И хотя соседей помещиков он презирает и ни во что ни ставит, пренебречь общественным мнением он не может. Прослыть в чьих-то глазах трусом – это не по нему. Раз уж так сложилось и ему брошена перчатка — он обязан принять вызов на дуэль. Таков был кодекс дуэльной чести, который, в свою очередь, был связан с понятием «дворянская честь».

Были ли какие-то косвенные способы у Онегина предотвратить дуэль? Были. И он ими воспользовался. Во-первых, ко сроку дуэли Онегин опоздал. Неприбытие вовремя уже могло привести к отмене поединка. Во-вторых, он привёз в качестве своего секунданта – лакея, слугу-француза Гильо. Выбрав на роль секунданта слугу, Онегин грубо нарушил общепринятый, пусть и не писанный, дуэльный кодекс: состязание, как дело чести, могло произойти только между дворянами. И секунданты, как свидетели поединка – не исключение, они должны были тоже принадлежать к высокому сословию. Онегин не привёз лицо благородного происхождения, к тому же лакей был ещё и иностранцем.

Зарецкий, секундант Ленского, в этом случае, должен был высказать претензию и остановить поединок. Но отставной офицер Зарецкий был слишком кровожаден. Презрев то, что ему не оказана положенная дворянину честь, он просто «губу закусил». Он не отменил дуэль.

В результате Ленский убит. Онегин «мгновенным холодом облит» движим раскаянием. Его друг больше никогда не встанет. Зарецкий же везёт домой страшный клад. Таков результат дуэли.

Роман «Евгений Онегин» современники Пушкина не все поняли и не все приняли. Единственное, в чём они были солидарны: роман никого не оставил равнодушным. Прошли века. Сменились эпохи. Но мы до сих пор продолжаем спорить, перечитывать роман, переживать за героев. Роман Пушкина задел за живое.

Нам жаль восторженного юношу Ленского. Пушкин вложил в руки Онегина пистолет, чтобы устранить Ленского. Которого, как и Онегина, критики причислили к «лишним людям» в обществе, не к борцам, к людям, не способным привести общество к развитию.









  1. Заключение

Работая над темой, я пришла к следующим выводам.

Дуэль можно отнести к типичному, хотя и запрещенному, явлению XIX века. Она являет собой происходящий по определенным правилам парный бой, имеющий целью восстановление чести, снятие с обиженного позорного пятна, нанесенного оскорблением. Таким образом, роль дуэли социально-знаковая. Дуэль представляет собой определенную процедуру по восстановлению чести и не может быть понята вне самой специфики понятия «честь» в общей системе этики русского европеизированного послепетровского дворянского общества.

Пушкин – не первый, кто показал дуэль в своих произведениях, но у него эпизод дуэли возвышается до поединка морального, становится эпизодом художественно универсальным. В своих произведениях Пушкин показал разные поединки: между Гриневым и Швабриным, Онегиным и Ленским, Сильвио и графом Б***.

В произведениях выражено авторское отношение к дуэли. Поединки осуждаются с точки зрения религиозной. Автор против дуэлей-«представлений», цель которых – не защита чести, а  мстительность, зависть одного из дуэлянтов. Против и кровавых, смертельных исходов поединков.

Для Пушкина в дуэли главным были суть и результат, а не обряды. Во всех изображенных поединках показаны отступления от дуэльного кодекса: пренебрежение к выбору секунданта, а иногда и отсутствие его, не соблюдение жестких требований (по времени, правилам нанесения ударов и т.д.).  

 Но дуэль как средство защиты человеческого достоинства не была чужда Пушкину. Это находит отражение не только в его произведениях, но и в его жизни.

Отношение Пушкина к дуэли противоречиво: он видит в ней проявление «светской вражды», которая «дико… боится ложного стыда».  Однако дуэль – и средство защиты достоинства оскорбленного человека. Дуэль – предрассудок, но честь, которая вынуждена обращаться к ее помощи, -  не предрассудок.





























Список литературы

  1. Благой Д. Мастерство Пушкина. - М.: Советский писатель, 1955.

  2. Гордин Я. Дуэли и дуэлянты. – С.-Пб.:  Пушкинский дом, 1996.

  3. Кацура А.В. Дуэль в истории России - М. : Радуга, 2006.

  4. Лотман Ю. Беседы о русской культуре. Быт и традиции русского дворянства (XVIII-начало XIX века). – СПб:  Искусство-СПБ, 1997.

  5. Макогоненко Г. Творчество А С. Пушкина в 1830-е годы. - Л.: Художественная литература, 1974.

  6. Мейлах Б. Пушкин и его эпоха. - М.: Гослитиздат, 1958.

  7. Набоков В. Комментарий к роману А.С. Пушкина "Евгений Онегин". – С.-Пб.: Искусство-СПБ, 1998

  8. Пушкин А. Евгений Онегин. – М.: Детская литература, 1979.

  9. Пушкин А. Проза. – М.: Правда, 1983.

  10. Рейфман И. Ритуализованная агрессия: Дуэль в русской культуре и литературе - М. : Новое лит. обозрение, 2002.  

  11. Соловьев С. Судьба Пушкина. – М.: Современник, 1990.

  12. Утехин Н. Дуэль. – М.: Правда, 1990.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!