Содержание
1. Введение …..……..……………………………………….…..........…1.
Цели и задачи исследования
Объект исследования.
Предмет исследования
Гипотеза.
Методы исследования.
2.Основная часть……………………………………………………………4
История возникновения фантика
Классификация орфограмм в названиях конфет
Результаты анкетирования
3. Практическая работа……………………………………………………5
Словарный диктант по названиям фантиков
4. Заключение и литература……………………………...........………….7
Введение
В наше время трудно представить конфету без фантика. Фантики для конфет - как одежда для людей: они защищают и украшают конфету. Художники каждый год придумывают для конфет яркие и интересные упаковки. Но оказывается, фантики могут напомнить правила русского языка. Разглядывая яркие блестящие конфетные обёртки, я подумала, что если использовать названия конфет, то можно сделать уроки русского языка интересными.
Ведь каждое слово-название конфет включает в себя определённую орфограмму, а иногда и две, и даже три. Действительно, орфограммы находятся рядом с нами! Но, к сожалению, не все дети обращают внимание на правописание таких слов и, следовательно, допускают в них ошибки
Многие школьники так и не осваивают навык грамотного письма. Чтобы ученики лучше запомнили орфограммы, им задают учить правила, запоминать рифмованные стихи о разных орфограммах, многократно прописывать слова с орфограммами, но во время диктанта почему-то все это вылетает из головы. Многие учителя отмечают, что правила дети знают, но на практике применить их не всегда могут, А что, если соединить обучение с практикой и изучать орфограммы по фантикам. В этом я вижу актуальность выбранной мною темы исследования «Орфография для сладкоежки»
Цель исследования: выявить и изучить орфограммы в названиях конфет
Задачи исследования:
Узнать об истории развития фантиков из различных источников.
Собрать фантики и классифицировать названия конфет с точки зрения правописания.
Провести анкетирование и эксперимент среди учащихся 4-х классов.
Объект исследования: фантики от конфет
Предмет исследования: классификация названий конфет по орфограммам
Гипотеза: если обращать внимание на написание названий конфет, можно развить у школьников орфографическую зоркость, творческое воображение и познавательный интерес.
Методы исследования: изучение литературы, эксперимент, анкетирование, анализ, наблюдение, классификация, описание.
История возникновения фантика
Заворачивать конфеты в бумажные обертки начали довольно давно. Первые двухслойные, из фольги и бумаги, обертки для конфет появились в 1850 году. Серьезный толчок этому делу дал великий американский изобретатель Томас Эдисон, а в 1872 году он придумал еще и парафинированную бумагу, служившую первой оберткой для конфет.
Фантик (от слова «фант») — народное название конфетной обертки, которая служит для заворачивания конфет и другой кондитерской продукции. Материалом служит бумага, фольга.
Одним из основных предназначений фантика стала просветительная задача, причем не только для детей, но и для взрослых. Кроме привлекательных картинок, модным было печатать на фантике и полезную информацию. Существовали развлекательные обертки с пословицами, поговорками, частушками, гороскопами, гаданием и пожеланиями, и обертки образовательные - с таблицей умножения или азбукой. А значит, владельцы кондитерских фабрик наделили фантик еще одной функцией - образовательной и развивающей. Например серия конфет «Загадка»: покупателю предлагалось отгадать несложную загадку, напечатанную на конфетном фантике. Появились и обертки = пазлы: картинку е изображением повара, пожарного, горничной и графини можно было разрезать по линиям на кусочки, а потом собирать их, каждый раз получая новое лицо) Также в фантиках можно было прочитать полезную информацию. Скушав конфету «Носорог», ребенок узнавал о том, в каких районах водится это животное, сколько живет и чем питается... Таким образом, сладкие лакомства образовывали даже двоечников.
Фантик был средством просвещения, воспитания, развития людей.
Классификация орфограмм в названиях конфет:
Исследовав обёртки от конфет, мне захотелось выяснить, выполняет ли современный фантик те задачи, которые выполнял раньше. В магазине конфеты с таблицей умножения, азбукой, пазлами я не нашла. К сожалению, фантиков, выполняющих образовательную и развивающую роль, я не увидела.
Но зато я обратила внимание на названия конфет, напечатанные на обертках. Во многих из них есть орфограммы, которые мы изучаем в школе (в переводе с греческого языка «орфограмма» означает «правильная буква», где слово orrhos переводится как «правильный», a gramma - «буква»).
Названий конфет очень много и практически в каждом названии можно встретить орфограммы, на правила, изучаемые в школе на уроках русского языка.
Я выписывала конфетные названия в соответствии с орфограммой, подсчитывая количество слов каждой группы. Я решила вернуть фантику его образовательную задачу: если обращать внимание на написание слов-названий любимых конфет, то можно развить орфографическую грамотность. Каждое из слов в названии конфет содержит орфограмму. Съел конфету и научился писать слово-название. Для исследования орфограмм я использовала названия конфет. После того, как выявила орфограммы в названиях конфет, распределила их на группы. Получилось 15 групп:
Самым сложным оказалось детальное просматривание названий обёрток, определение «опасного места» и их классификация. Эта часть исследования способствовала улучшению зрительной и орфографической памяти: я работала со словом, проговаривала его, устно обозначала условие выбора орфограммы.
В ходе исследования было установлено, что наибольшее количество названий конфет приходится на орфограммы:
«Непроверяемая безударная гласная в корне» -12 %
«Падежные окончания имен существительных и прилагательных» -11 %
«Собственные имена существительные» -10 %
«Раздельное написание предлогов со словами и слитное написание приставок» -10 %
« Ь для обозначения мягкости согласного» - 9 %
«Проверяемая безударная гласная в корне» -7 %
«Буквосочетания ЧК, ЧН, НЧ» - 7 %
- 6 % слов-названий конфет включают в себя орфограммы:
«Буквы и, у, а после шипящих» - 5 %
«Удвоенная согласная» - 5 %
Наименьшее количество слов-названий конфет составляет орфограмма:
«Правописание гласных в суффиксах имен существительных и имен прилагательных» - 4 %
«Проверяемая согласная в корне» - 3 %
«Разделительный ь» - 3 %
«Гласные и согласные в приставках» - 3 %
«Правописание сложных слов» - 2 %
«Непроизносимая согласная в корне слова» - 2 %
Вывод: Проанализировав и сравнив, я пришла, к выводу, что почти все орфограммы, изучаемые в начальной школе, присутствуют в названиях различных конфет.
Результаты анкетирования
После того- как я проанализировала названия фантиков, то перешла к следующему этапу: анкетированию учеников 4-х классов нашей школы. Моей задачей было выяснить то, обращают ли внимание ребята на обложки конфет, читают ли названия и задумываются ли о том, что на них написано.
Каждый ученик получил бланк со следующими вопросами.
Любители вы конфеты?
Обращаете ли вы внимание на оформление фантика?
Обращаете ли вы внимание на названия конфет?
Обращаете ли вы внимание на правописание слов-названий конфет?
В проведении анкетирования принимали участие 80 человек.
Результаты анкетирования показали, что:
100% учащихся любят конфеты;
70% учащихся в первую очередь обращают внимание на оформление фантика;
80% учащихся обращают внимание на название конфет;
15% учащихся обращают внимание на правописание слов-названий конфет.
Таким образом, большинство ребят любят конфеты и читают название фантиков. Меня больше интересовал ответ на последний вопрос. Получается, что 15% учащихся обращают внимание на правописание слов-названий конфет. Если обращают внимание, то, наверно, знают, как необходимо правильно записывать их название.
Я приступила к эксперименту, на котором стала проверять, как ученики, которые обращают внимание на слова-названия конфет, смогут? написать по памяти без орфографических ошибок названия самых распространённых конфет и как справятся с заданием те, кто просто разворачивает фантик и съедает конфету не задумываясь.
Словарный диктант по названиям фантиков
На уроке русского языка в течение 10 минут учащимся было предложено написать орфографический диктант. Всего было выбрано 20 слов с разными орфограммами, которые мы уже изучили в начальной школе.
Слова для диктанта:
Золотой ключик, морские, лимонная, грильяж, ласточка, птичье молоко, москвичка, красная шапочка, ломтишка, мишка на севере, лебёдушка, медунок, буревестник, батончик в шоколаде, барбарис.
Результаты орфографического диктанта представлены на диаграмме.
По результатам диктанта стало понятно, что учащиеся, которые обращают внимание на правописание слов-названий конфет, с орфографическим диктантом справились лучше.
Заключение:
Сравнивая результаты анкетирования и результаты орфографического диктанта, мы видим, что учащихся, которые не обращают внимание на правописание слов-названий конфет и допустивших наибольшее количество ошибок, больше, чем учащихся, которые запоминают правописание этих же слов и допустивших 1 ошибку.
Действительно, те учащиеся, которые не обращают внимание на правописание слов- названий конфет, на письме допускают много ошибок.