Управление образования, молодёжной политики и спорта администрации
Пильнинского муниципального района
Районная научно-практическая конференция школьников
«Истоки»
Исследовательская работа
Компьютер: вред или польза?
Автор:
Плешивцева Елизавета Ивановна,
3 «Б» класс,
МБОУ Пильнинская СШ№2
им. А.С. Пушкина
Руководитель:
Устимова Елена Викторовна,
учитель начальных классов
МБОУ Пильнинская СШ№2
им. А.С. Пушкина
п.Пильна
2019
Оглавление: 2
Введение 3-4
- Главная проблема. Актуальность
- Цели, задачи, предмет исследования, методы, используемые в проекте
- Гипотеза, план исследования
Основная часть 5
- 1 этап: подготовительный 5
- 2 этап: основной, анкетирование одноклассников 6 -7
- 3этап : проведение беседы с учащимися 3 «Б» класса с использованием презентации 8-9
Заключение 10
Информационные источники 11
Приложение 1 12-13
Приложение 2 14
Приложение 3 15
Ведение.
Мне очень нравится играть в компьютерные игры, и ещё я с удовольствием познаю мир Интернета, ведь с его развитием появилась потрясающая возможность мгновенного доступа практически к неограниченному объёму информацией.
Но мои мама и дедушка стали говорить мне, что не во все игры можно играть детям и чтобы я не засиживалась перед компьютером ,так как это вредно!!! И меня это заинтриговало: правда ли, что бывают вредные игры и действительно ли компьютер плохо влияет на здоровье?
Я считаю, что выбранная мною тема очень важна потому, что очень много школьников большее время проводят за компьютером и не все они знают, как воздействие компьютера может отразиться на нашем здоровье.
Я задалась вопросом: « А много ли я сама знаю об этой проблеме?» и поняла, что нет. Поэтому целью моей работы стало:
Составить для себя и своих одноклассников памятку по безопасному использованию компьютера.
Чтобы реализовать данную цель я поставила перед собой следующие задачи:
1.Выяснить польза или вред от компьютера.
2.Узнать какие правила нужно соблюдать при игре на компьютере.
Чтобы реализовать эти задачи я использовала методы: 1. Сбор информации.2. Анкетирование школьников. 3. Анализ результатов.
Предмет моего исследования : Отношение школьников к компьютерным играм.
В ходе выполнения проекта мне предстояло ответить на три важных вопроса:
1.Вред или пользу приносят компьютер и компьютерные игры?
2. Какие правило необходимо соблюдать при игре.
3. Сколько можно находиться за компьютером без вреда для здоровья.
Мне понадобилось необходимое оборудование: компьютер, интернет, компьютерные программыMicrosoftWord,MicrosoftPowerPointдля создания презентации, анкеты для опроса одноклассников.
Для того, чтобы проверить свои предположения, я составила план исследования:
Изучить в литературе и интернете сведения о влиянии компьютерных игр на детей; узнать существуют ли гигиенические требования, которые необходимо соблюдать детям.
Сделать презентацию по найденному материалу.
Провести анкетирование среди моих друзей, одноклассников, которое поможет выяснить, в какие игры они любят играть и сколько, в среднем, они проводят за компьютером. Проанализировать собранную информацию.
Составить памятку по безопасному пользованию компьютера и компьютерными играми.
Распространения памятки с гимнастикой для органов зрения.
Основная часть
1 этап: подготовительный
Чтобы собрать нужную мне информацию, я воспользовалась возможностями сети Интернет, откуда я взяла необходимый мне материал (картинки, статьи, анкеты). Из этого материала я узнала, что компьютерные игры могут нести вред и пользу.
Компьютер – это польза.
Развитие творческих способностей. 2. Умение пользоваться интернетом, может стать хорошей школой общения и навыков по поиску и отбору информации. 3.Кмпьютер – помощник школьника. 4. Развивает логическое и абстрактное внимание. 5. Игры тренируют память, внимание, логику, реакцию. 6. Компьютер способен научить ребёнка читать и писать во время развивающей игры.
Компьютер – это вред.
Утомление глаз, нагрузка на зрение(многие помнят инцидент , случившийся в Японии, когда произошли массовые припадки эпилепсии у детей, которые смотрели мультипликационные фильмы с использованием компьютерной графики. Световые вспышки на мониторе изменяют мозговые ритмы в коре и способны стать причиной таких припадков).
Психологическая зависимость. 3. Бесконечная увлекательность. 4.Перегрузка суставов кистей(вызывают болезнь суставов и позвоночника) 5. Стресс при потере информации.6. Долгое сидячее положение.7. Жестокие игры приучают к насилию и агрессии.
2 этап: основной (анкетирование одноклассников)
Я решила провести опрос с целью получения данных о вреде компьютера на зрение и на психику. Зависимость школьника от компьютера. Было опрошено 29 детей ( учащиеся 3 «Б» класса)
Получились следующие результаты:
У тебя дома есть компьютер?
10% - нет 90% -да
Со скольких лет вы работаете за компьютером?
15 % - с 4 лет; 40% - с 8 лет; 25 % - с7 лет; 20% - с 6 лет
Зависимость от компьютера.
15 % - постоянное желание играть в игры; 85 % - нет тяги к компьютерным играм
Я поставила перед выбором ребят: компьютер или лыжная прогулка?
24% - выбрали компьютер; 76% - лыжная прогулка
Пребываете ли вы в плохом, раздражённом настроении, если сломался компьютер?
15% детей пребывают в плохом настроении, ничем не могут заняться; 85 %
- не испытывают зависимости.
Сколько часов вы находитесь за компьютером?
80% - от 1-го часа до 2-х часов; 20 % - от 2-х часов до 3-х часов
Конфликтовали ли вы с родителями, угрожали им, шантажировали их в ответ на запрет сидеть за компьютером?
96% - ответили, что не конфликтовали и не угрожали;
4% - вступают с родителями в конфликтные ситуации из-за запрета «общения» с компьютером.
Вы знаете какую угрозу представляет компьютер вашему здоровью?
90%- ответили ,что знают;10%- ответили, что не знают.
В какие компьютерные игры вы предпочитаете играть?
20% ответили, что предпочитают играть в «гоночки» и «стрелялки»; 58% предпочитают стратегии; 22% предпочитают логические игры.
Проведя анкетирование я получила следующие результаты:
1.20% учеников заботятся о здоровье своих глаз.
2.Большинство (90%) имеют компьютер.
3.10% учеников не знают и пренебрегают нормами работы с компьютером.
4.10% учащихся проводят за компьютером от 2-х до 3-х часов.
5.У 15% учащихся есть постоянное желание играть в компьютерные игры.
6.20% учащихся любят играть в игры, где присутствуют террор и насилие, что неизбежно может привести к нарушению психики.
7.24% ребят выбрали компьютер вместо прогулки на лыжах.
3 этап: проведение беседы для учащихся 3 «Б» класса с использованием презентации.
Цель этой беседы: донести до ребят, как важно знать все нюансы при работе с компьютером, для сохранения своего здоровья.
Монитор является источником практически всех видов электромагнитного излучения (радиации).
Монитор лучше расположить так, чтобы взгляд на него падал немного сверху вниз. Экран лучше всего расположить на расстоянии 70-ти сантиметров от глаз. Врачи советуют ежедневно проводить в комнате с компьютером влажную уборку и проветривание, а ещё неплохо держать в комнате аквариум, который более полезен, чем кактус у монитора якобы впитывающий вредное излучение.
У детей, которые с раннего возраста чрезмерно увлеклись компьютерными играми, выявлен новый вид заболевания – синдром видеоигровой эпилепсии. Кроме физических недомоганий, у таких детей отмечено развитие негативных черт характера: подозрительность, мнительность, враждебно-агрессивное отношение к близким, вспыльчивость.
Глаза реагируют на самую мелкую вибрацию текста или картинки, а тем более мерцание экрана. Перегрузка глаз приводит к потере остроты зрения. Зрительная система человека плохо приспособлена к рассматриванию изображения на экране монитора.
Суть работы на компьютере – ввести или прочитать текст, нарисовать или изучить детали чертежа. А это – огромная нагрузка на глаза.
В результате у пользователя ухудшается зрение, глаза начинают слезиться, появляется головная боль, утомление, двоение изображения. Это явление получило название «Компьютерный зрительный синдром»
Сгорбленная поза, долгая неподвижность приводят ко многим болезням.
Нервные окончания подушечек пальцев как бы разбиваются от постоянных ударов по клавишам, возникают онемение, слабость, в подушечках бегают мурашки. Это может привести к повреждению суставного и связочного аппарата кисти, а в дальнейшем заболевания кисти могут стать хроническими.
По мнению специалистов Республиканского центра гигиены, эпидемиологии и общественного здоровья, продолжительность непрерывной работы на компьютере для детей различного возраста должна быть следующей:
5 лет – не более 7 минут; 6 лет – 10 минут; 7-9 лет – 15 минут; 10-12 лет – 20 минут; 13-14 лет – 25 минут; 15-16 лет – 30 минут.
Кроме того, между занятиями, если они предполагают более длительное нахождение ребёнка перед компьютером, необходимо делать перерывы не менее 10 минут.
Заключение
Моя гипотеза подтвердилась не полностью. Нельзя сказать, что компьютерные игры – это хорошо и можно играть сколько хочется, и в любые игры. Как нельзя сказать, что плохо и надо отказаться от них.
Влияние компьютерных игр на детей неоднозначно. Кто-то развивает логическое мышление, кто-то забывает про окружающий реальный мир.
Компьютер, ка и всё, что окружает нас, может быть и полезным и вредным. Здесь главное придерживаться основного принципа – не навреди, не забывать о нашем реальном мире и соблюдать элементарные правила сохранения нашего здоровья во время «общения» с компьютером.
Я думаю, что мой проект полезен для меня и для ребят, которые увлекаются компьютерными играми.
Я теперь внимательно выбираю игры. Советую за помощью обращаться к родителям, которые помогут определить : - качество игры, жанр игры, содержание игры.
Информационные источники:
Википедия.
Медицинская информационная сеть Л.Н. Юрьева, Т.Б. Больбот « Компьютерная зависимость (формирование, диагностика, коррекция и профилактика)
Приложение 1
Организация рабочего места при работе с компьютером.
Компьютер следует расположить в углу или задней поверхностью к стене.
Стул должен быть обязательно со спинкой.
Сидеть от компьютера на расстоянии не менее 50-70 см (чем дальше, тем лучше), упираясь взором перпендикулярно в центр экрана.
Посадка прямая или слегка наклоненная вперед, с небольшим наклоном головы.
Между корпусом тела и краем стола сохраняется свободное пространство не менее 5 см.
Руки свободно лежат на столе.
Ноги согнуты в тазобедренном и коленном суставах под прямым углом и располагаются под столом на соответствующей подставке.
Стол, на котором стоит компьютер, следует поставить в хорошо освещенное место, но так, чтобы на экране не было бликов.
В помещении, где используется компьютер, необходима ежедневная влажная уборка. Поэтому пол в нем не надо закрывать паласом или ковром.
До и после работы на компьютере следует протирать экран слегка увлажненной чистой тряпкой или губкой.
Необходимо чаще проветривать комнату, а также установить аквариум или другие емкости с водой, так как они увеличивают влажность воздуха.
Приложение 2
Зрительная гимнастика
Эффективная профилактическая мера – зрительная гимнастика. Ее проводят дважды: через 7-8 минут от начала работы на компьютере и после ее окончания. Непродолжительная гимнастика - около одной минуты, проста и доступна каждому.
На счет 1-4 закрыть глаза, не напрягая глазные мышцы, на счет 1-6 широко раскрыть глаза и посмотреть вдаль. Повторить 4-5 раз.
Посмотреть на кончик носа на счет 1-4, а потом перевести взгляд вдаль на счет 1-6. Повторить 4-5 раз.
Не поворачивая головы, медленно делать круговые движения глазами вверх-вправо-вниз-влево и в обратную сторону: вверх-влево-вниз-вправо. Затем посмотреть вдаль на счет 1-6. Повторить 4-5 раз.
Держа голову неподвижно, перевести взор, зафиксировав его, на счет 1-4 вверх, на счет 1-6 прямо; затем аналогично вниз-прямо, вправо-прямо, влево-прямо. Проделать движение по диагонали в одну и другую стороны, переводя глаза прямо на счет 1-6. Повторить 3-4 раза.
Не поворачивая головы, закрытыми глазами «посмотреть» направо на счет 1-4 и прямо на счет 1-6. Поднять глаза вверх на счет 1-4, опустить вниз на счет 1-4 и перевести взгляд прямо на счет 1-6. Повторить 4-5 раз.
Посмотреть на указательный палец, удаленный от глаз на расстоянии 25-30 см, и на счет 1-4 приблизить его к кончику носа, потом перевести взор вдаль на счет 1-6. Повторить 4-5 раз.
Людям с ослабленным зрением нужно употреблять продукты, укрепляющие сосуды сетчатки глаза: чернику, черную смородину, морковь. В рационе близоруких должна присутствовать печень трески, зелень: петрушка, салат, укроп, зеленый лук. При дистрофии сетчатки помогает шиповник (настой, отвар), клюква.
Приложение 3
Комплекс упражнений при работе с компьютером
Сидя на стуле, выпрямить спину, руки положить на колени. Отвести прямую правую руку в сторону, развернуть корпус тела, провожая ладонь взглядом - вдох, положить руку снова на колени - выдох. Затем повторить движения левой рукой. Это упражнение активизирует дыхание, и снимет напряжение с групп мышц грудного и шейного отдела. Исходное положение то же. Согнуть руки в локтях, сжимая пальцы в кулак, носки ног при этом приподнять над полом и потянуть на себя. Опуская руки в исходное положение, приподнять пальцы над полом, сделать перекат с пятки на носок. Упражнение улучшает периферическое кровообращение. Сложить руки в замочек, кисти захватывают предплечья. Делать круговые движения перед собой вправо и влево. При этом разминаются затекшие плечи, лопатки, грудные мышцы, улучшается работа суставов. Исходное положение то же, что в первом и втором упражнениях. Согнутую в коленях ногу отставить в сторону, делая как бы шаг в сторону, вернуться в исходное положение. Одна нога выпрямлена, стопа на пятке, другая согнута, носок под стулом. Имитировать ходьбу, попеременно меняя ноги. Упражнение улучшает работу суставов и мышц брюшного пресса. Кисти к плечам. Повернуть корпус тела, потянуться локтем к спинке стула. Это улучшит работу суставов позвоночника. Руки за голову. Сделать поворот направо, потом – налево. Упражнение разминает мышцы шей и улучшает работу суставов в шейном позвоночнике. Сесть и плотно прижаться к спинке стула, позвоночник прямой. Плавно наклонить голову к плечу, затем сделать несколько пружинящих поворотов головы в одну и другую стороны. Представить, что на груди у вас лежит мячик и попробовать столкнуть его подбородком. Глаза при этом открыты и следят за движением головы - тем самым параллельно выполняется гимнастика для глаз. ВНИМАНИЕ: это упражнение нужно делать плавно и аккуратно, чтобы не заклинило шейные суставы.