Исследовательская работа
«Лингвистические ошибки вокруг»
Выполнила:
ученица 6 класса
Ключникова Лиля
Руководитель:
Бабэрэ Е.И.
Проблема:
Русский язык засоряется ненужными словами, речь становится неяркой, малопонятной, невыразительной.
Актуальность
Люди, живущие в нашей стране, должны быть грамотными, должны правильно говорить, иметь большой и богатый словарный запас слов. То есть владеть культурой речи.
Объект исследования:
единицы неверного написания и произношения слов в школе и в общественных местах, в рекламах и объявлениях.
Цель работы:
провести исследование разного рода ошибок в речи окружающих.
Гипотеза:
русское слово нуждается в контроле и коррекции.
Речь – это канал развития интеллекта, чем раньше будет усвоен язык, тем легче и полнее будут усваиваться знания.
Николай Иванович Жинкин, советский лингвист и психолог
Задачи:
- выявить и проанализировать ошибки, допускаемые в речи, в письменных работах частных объявлениях в Ишиме,
-классифицировать ошибки и определить причины их появления;
-провести опрос с целью определения отношения общества к лингвистическим ошибкам;
-разработать рекомендации по предупреждению ошибок.
Классификация ошибок
В устной речи
и произношении)
- слова-паразиты
В письменной речи
-пунктуационные
-орфографические
-морфологические
Орфоэпическая ошибка
Произносительная ошибка связана с нарушением норм орфоэпии.. Это ошибочное произношение звуков, слов или же словосочетаний. Также к ошибкам в произношении относят неправильное ударение.
Орфоэпические ошибки(в устной речи)
Ошибки в речи окружающих
Норма произношения
бантЫ бАнты
воратА ворОта
квАртал квартАл
свеклА свЁкла
дОговор договОр
тефтЕли тЕфтели
килОметр киломЕтр
искрА Искра
нАчался началсЯ
собрАлось соралОсь
зАнята занятА
Слова-паразиты
Морфологические ошибки
Морфологические ошибки – неправильное образование форм слова. Примеры таких речевых ошибок: «туфель», «полотенцев», «дешевше», «в полуторастах километрах».
Орфографические ошибки
Написание слова, при котором нарушается установившаяся традиция правописания слов без нарушения орфоэпических и грамматических норм, законов языка.
Пунктуационная ошибка
Неиспользование пишущим необходимого знака препинания, его употребление там,где он не требуется, а также необоснованная замена одного знака препинания другим.
Орфографические ошибки
в объявлениях города Ишима .
Причины возникновения
лингвистических ошибок
-непонимание значения слова
-лексическая сочетаемость
-использование синонимов и антонимов
-лексически неполные высказывания
-новые слова, устаревшие, слова, иностранного происхождения
-просторечия и разговорные слова
-использование слов-паразитов
Пути исправления и предупреждения
речевых ошибок
Как предупредить речевые ошибки? Работа над своей речью должна включать:
Чтение художественной литературы.
Посещение театров, музеев, выставок.
Общение с образованными людьми.
Постоянная работа над совершенствованием культуры речи.
Меры борьбы с ошибками
Во-первых, проводить акции по пропаганде грамотности, образованности среди населения
Во-вторых, привлекать специалистов-филологов для корректорской работы в рекламные агентства и типографии.
Анкета для обучающихся
Среди 50 респондентов
Мною было проведено анкетирование 50 человек, из них 15 взрослых (от 27 до 58 лет)
и 25 школьников 5-го и 7-го классов (от 11 до 14 лет). Всем респондентам была предложен
а анкета с целью выявления их отношения к ошибкам в публичной речи (в рекламных
роликах, объявлениях, на рекламных баннерах). В результате проведенного анкетирования
были получены следующие результаты:
Взрослые чаще обращают внимание на ошибки в публичной речи, считают это недопустимым (84%), при этом большинство всех респондентов относятся к таким ошибкам с безразличием (75%).
Большинство опрошенных (и взрослых, и школьников) предпочитают указывать собеседникам на наличие в их речи ошибок (57%), хотя сами считают возможным допускать ошибки в частной переписке (51%).
Выводы:
Речевая безграмотность публичной речи возрастает, одной из важнейших задач остается пропаганда культуры
речи и бережного отношения к родному языку, необходимость
изучения норм литературного языка.