Содержание
Введение………………………………………………………………2-3
Глава 1 Теоретическая часть исследования
Определение и виды мусора…………………………………….4
Немного из истории……………………………………………...5
Пути решения проблемы в разных странах мира………………6 – 9
Тревожные факты…………………………………………………10
Глава 2 Практическая часть исследования
2.1. Что делают люди нашего посёлка с мусором?………………..10-13
2.2. Анализ анкетирования…………………………………………14 – 18
2.3.Экологический калейдоскоп ………………………………...…19 – 20
2.4. Вторичное использование мусора …………………………..…21 – 23
4. Заключение …………………………………………………………..….24
5. Список использованной литературы …………………………………..25
Введение
Актуальность исследования
Тема работы выбрана не случайно. Великий датский физик Нильс Бор предрекал: человечество погибнет не от атомной бомбы, бесконечных войн, оно похоронит себя под горами собственных отходов. (1,98)
Раньше вопрос утилизации остро не стоял. Крестьяне отправляли свою продукцию с поля сразу к столу, обходясь без переработки, упаковки, рекламы и торговой сети. Овощные очистки скармливались или использовались в виде компоста как удобрение почвы для будущего урожая.
Со временем продукцию стали обменивать, а значит, потребовалось ее упаковывать для большего удобства. В современном мире уже никого не удивляет вид пластиковой тары. В результате человеческой деятельности ежегодно образуются миллионы тонн различных отходов, в том числе и бытовых. Наблюдается острая нехватка площадей под захоронение отходов. Накопление отходов приносит огромный экологический ущерб. Отходы, обладая токсичностью, являются одним из существенных источников загрязнения окружающей среды. Пришла пора задуматься над сложившейся ситуацией.
Проблема: Возможно, бытовые отходы загрязняют экологическую обстановку. Попробуем предложить, как их можно использовать вторично.
Цель исследования: получение представления о разнообразии мусора и о возможных способах его утилизации.
Для достижения этой цели мы поставили перед собой следующие задачи:
Познакомиться с видами отходов.
Описать влияние отходов на окружающую среду.
Изучить литературу по утилизации мусора в разных странах.
Предложить свои способы устранения мусора, а также вторичной
переработки бытовых отходов.
Провести анкетирование, обобщить изученный материал и дать советы учащимся начальных классов по использованию твёрдо-бытовых отходов.
Гипотеза: Чтобы сохранить наш дом и окружающую среду чистыми и красивыми, необходимо правильно распоряжаться теми вещами, которые становятся ненужными, иногда таким вещам можно найти применение. Учащиеся могут внести посильный вклад в борьбе с бытовым мусором.
Объект исследования: твёрдо-бытовые отходы.
Предмет исследования: бытовые отходы, возможность их вторичного использования и переработки.
Методы исследования:
сбор информации из разных источников (энциклопедия, словари, интернет), анализ, анкетирование, наблюдение, сравнение, обобщение.
Теоретическая и практическая значимость
Значимость нашей исследовательской работы состоит в том, чтобы научить школьников бережно относиться к окружающей нас природе, привить им навыки ручного труда. Данная работа поможет понять, что часть отходов можно использовать вторично, превращая привычный бытовой мусор в оригинальные предметы декора.
Результаты исследования могут быть использованы в практической деятельности на уроках окружающего мира, внеклассных мероприятий по защите окружающей среды и классных часах по экологии.
В ходе исследования были использованы книги и периодические издания школьной и сельской библиотек, интернет – ресурсы.
Глава 1. Теоретическая часть исследования
1.1. Определение и виды мусора
Мусор – это очень обычная вещь. Причины его появления различны, но главным его источником является деятельность человека. Мусор разделяют на несколько видов.
Наименее опасные отходы - пищевые, органического происхождения. Они не наносят практически никакого урона окружающей среде и относительно быстро разлагаются.
Макулатура составляет 40% всех твердых отходов и обычно представляет собой отслужившую печатную продукцию, состоящую из бумаги.
Металлолом это изделия из железа или чугуна. Соединения железа могут нанести окружающей среде ощутимый вред - они ядовиты для многих организмов.
Отслужившие изделия из стекла очень легко пустить во вторичное использование. Неповрежденные банки и бутылки не нужно заново перерабатывать, после обработки их можно использовать снова по прямому назначению.
В современном мире ни одно предприятие не обходится без использования полимерных материалов. Поэтому переработка пластиковых отходов имеет большой потенциал.
По своему физическому состоянию мусор может быть твердым, жидким или газообразным. По своему происхождению мусор бывает бытовым и промышленным. Наиболее распространенный вид мусора – это твердые, бытовые отходы: остатки продуктов питания, деревянных и металлических, стеклянных и пластмассовых, текстильных и других предметов.
Так, что же такое мусор? Мусор – это остатки, отходы, это то, что потеряло свои потребительские свойства.(6,126) В Современном толковом словаре русского языка Т.Ф. Ефремовой – «МУСОР» - отбросы, крупный сор.(4)
1.2. Немного из истории
Приблизительно за 500 лет до нашей эры в Афинах был издан первый закон, запрещающий выбрасывать мусор на улицы, предусматривающий организацию специальных свалок и предписывающий мусорщикам сбрасывать отходы не ближе чем за милю от города.(2,234) С тех пор мусор сваливали на выделенных площадках - полигонах. В результате роста городов свободные площади в их окрестностях уменьшались, а неприятные запахи и возросшее количество крыс становились невыносимыми. Тогда отдельные свалки были заменены мусорными ямами.
В конце 19 века появился первый завод по сжиганию мусора в Англии.
После этого знаменательного события утилизация мусора в Европе стала осуществляться с помощью цивилизованных методов. Горы мусора, наконец, стали уменьшаться.(2,235)
1.3 Пути решения проблемы в разных странах мира Каждый день один человек оставляет после себя пакет с мусором. О количестве производственных отходов говорить не приходиться — их горы, и эти горы постоянно растут. Неудивительно, что проблема со сбором, вывозом мусора и его утилизацией приобрела мировой характер. Нужно сказать, что каждая страна нашла свой, по ее мнению, самый эффективный подход к решению этой проблемы. Нам захотелось узнать подробнее об этих подходах в разных странах.
Япония на мусоре…растет
В японском городе Осака, из мусора делают то, чего им больше всего всегда не хватало — землю. А правильнее — сушу. То есть, вывоз мусора осуществляется в определенные места, где после его разборки он превращается в некое подобие земли. А потом эту «землю» вывозят к береговой линии и наступают на океан. Так появляются искусственные острова. Один такой остров стал настоящим аэропортом Кансай. (9)
«Мусорные полицейские»
В
Европе практика разделения мусора начала активно продвигаться в начале 80-х годов прошлого столетия. Германия стала одним из первых государств, где была применена эта практика. Сейчас система разноцветных мусорных контейнеров работает фактически во всех странах мира. В Германии сбором и переработкой мусора занимается отдельная промышленная отрасль. На специальные пункты отходы доставляются в контейнерах. В этой стране на высоком уровне поставлена воспитательная работа с населением, она закреплена законами Германии. С самого детства немцы учатся уважать окружающих, заботиться о природе и собственном здоровье. За соблюдением чистоты следят «мусорные полицейские». (9)
Китаю помогают черви
Выход был предложен неожиданный и неординарный. Весь вывозимый мусор, после предварительной сортировки предлагается отдать …на съедение червям. Армия червей, готовая наброситься на мусорные горы — более 80 миллионов особей. Мало того, что они сжирают все биологические отходы, так они оставляют после себя ценнейшее удобрение! Руководители этого проекта заявляют, что черви — естественные чистильщики нашей земли, и это они спасли землю от неминуемого покрытия ее слоем мусора, когда его вывоз в места захоронения ещё не был налажен.(8)
Мусор — в трубу, тепло — в дома
А вот Швеция по-прежнему организовывает вывоз мусора на специальные станции, где после его тщательной переборки, мусор в большей части сжигают на специальных ТЭЦ собственной разработки. ТЕЦ это теплоэлектроцентраль — разновидность тепловой электростанции. Из одного Стокгольма вывозят мусора каждый год 225 тысяч тонн. Теплом от ТЭЦ, работающей на мусоре, согревается 100 000 квартир. А пепел — в цемент, шлак — в устройство дорог. (8)
Т
ри цвета Англии — и бесплатный газ
В английском городе можно встретить два типа контейнеров для мусора: синий и красный. В синий попадает пластик, стекло, упаковка. В красный — бумага. Вывоз мусора из этих контейнеров, понятно, организовывается на перерабатывающие это сырье предприятия. Есть еще черные пакеты — сюда англичане собирают органический мусор. Вывоз этого мусора происходит в специальные котлованы. Когда они заполняются за несколько лет, их закрывают, проделывают в крышках отверстия и … собирают газ. Этот газ после небольшой переработки вполне способен гореть и применяться на электростанциях. Получается электро-мусоро-станция. Средняя такая станция по величине способна обеспечить энергией до 10 тысяч домов.(10)
Россия
Так куда же девается мусор в России? В основном мусор свозится на свалки или полигоны — их в России около 11 тысяч и занимают они огромные площади. Захоронение – самый дешёвый способ избавиться от отходов. На многих свалках мусор не сортируется, место его расположения не огорожено, свалки нередко горят, на них отсутствует система сбора, очистки и фильтрации мусора. На полигонах разместились токсичные отходы. А места захоронения бытового мусора стали питательной средой для грызунов и насекомых.
Но эффективным способом решения проблемы мусора является вторичная переработка, то – есть повторное использование. Но без введения раздельного сбора мусора решить проблему переработки бытовых отходов невозможно. Для приёма и сортировки собранного вторичного сырья необходимы соответствующие предприятия, располагающие сетью пунктов приёма. А также нужно строить мусоросжигательные заводы. На сегодняшний день их в России около 40 .(5,19)
Проанализировав полученную информацию, мы увидели, что пути решения проблемы мусора в разных странах сводятся к следующим подходам:
Сортировка и переработка мусора различными способами
Сортировка мусора по контейнерам
Сжигание мусора
Из всего вышесказанного можно сделать вывод: люди, переработав мусор, могут получать и удобрение, и тепло, и подобие земли, и цемент, и шлаг, и даже газ.
1.4 Тревожные факты
Изучив литературу, мы узнали:
- За последние 20 лет объем упаковки в мусоре вырос в 246 раз;
- Если весь мусор распределить равномерно по Планете образуется слой толщиной 2 см;
- Консервная банка разлагается в земле 8-10 лет
(обожженная банка в костре - за 2 года);
- Бумажная коробка из-под сока - 6 лет;
- Пластиковая бутылка, при условии, что на нее попадает солнечный свет - 150 лет, а если она в земле, то гниёт 400 лет;
- Полиэтиленовый пакет – примерно столько же (около 400 лет);
- Алюминиевые банки из-под пива, кока-колы, фанты и пепси-колы «живут» в течение 500 лет;
- Стеклянная бутылка лежит в земле вечно!
Глава 2. Практическая часть исследования
2.1 Что делают люди нашего селас мусором?
Из интернет источников мы узнали, что в среднем на каждого жителя Земли за год накапливается около тонны отходов, а это более 5 миллиардов тонн. В каждой стране мусорные проблемы имеют свои особенности, но везде, где есть мусор, имеются и мусорные свалки. Бывают свалки "дикие" и специально оборудованные. "Дикие" свалки всем нам хорошо знакомы. На пустырях, заброшенных стройках, на опушках леса, вдоль автомобильных и железных дорог сваливают, не смотря на запреты, самый разнообразный мусор.
Из всего этого мусора серьезную опасность по загрязнению окружающей среды представляют твердые бытовые отходы. Свалки мусора существенно влияют на все компоненты окружающей среды и являются мощным загрязнителем воздуха, почвы, грунтовых вод. Эти свалки являются, кроме того, еще рассадниками мышей, крыс, насекомых и могут стать источниками инфекционных заболеваний. Особое место среди бытовых отходов занимают пластмассы и синтетические материалы, так как они не подвергаются процессам биологического разрушения и могут длительное время находиться в окружающей среде. Так, например, оставленный нами полиэтиленовый пакет, будет лежать в земле несколько веков. На Земле нет бактерий, которые могут его разрушить. А осколки стекла, банки, бутылки способны, как мины «сработать» даже через 1000 лет: в солнечную погоду осколок стекла может сыграть роль линзы и вызвать пожар. А сколько людей получают травмы из - за битых стёкол, которые легко прорезают даже обувь.
Г
уляя по родным улицам нашего, мы тоже очень часто замечаем ужасные картины: мусор, стеклянные и пластиковые бутылки, полиэтиленовые пакеты.
С вопросом «Как вывозится мусор на свалку?» мы обратились к главе муниципального образования Алнашское к Монашеву Михаилу Вячеславовичу. Он рассказал нам о том, что проблема мусора есть всегда и ее необходимо решать. В нашем селе контейнерный сбор мусора. На каждой улице у нас стоят контейнерные площадки, куда население по мере своей необходимости выбрасывают свои твердые бытовые отходы. Затем по графику приезжают мусоровозы и увозят. Мусор вывозится на договорной основе с юридическим лицом «Тулкым». Все бытовые отходы вывозятся и складируются на полигоне в котловане, который вырыт в земле, для этого отведено определённое место в Можгинском районе. Мусор не обрабатывается, а его трамбуют и закрывают гидроизолирующими пакетами. Ежегодно в весенний период в поселении проводятся субботники различными организациями. Данное мероприятие очень помогает при поддержании чистоты и очистки мусора. «Общий труд объединяет», - сказал нам Михаил Вячеславович.
Мировая практика так же предлагает следующие способы, которые дают возможность избавиться от бытовых отходов:
способ захоронения (в земле, в водоёмах);
способ сжигания;
утилизация.
Первые два способа не безвредны для нашей окружающей среды. Они несут в себе серьезную экологическую опасность, поэтому способ складирования отходов в нашем селе не экологичный вариант. Способ утилизации - самый эффективный для решения проблемы избавления от мусора, но для этого необходимо построить перерабатывающие заводы и изменить привычное поведение людей.
2.2. Анализ анкетирования обучающихся и родителей. В процессе работы над проектом, нами было проведено анкетирование среди обучающихся и родителей нашего класса. Им была предложена анкета, состоявшая из 8 вопросов о понимании проблем загрязнения окружающей среды, утилизации мусора, способе сбора. В данном анкетировании приняло участие 47 человек.
почему люди выкидывают мусор в неположенном месте по их мнению? Ответы были в основном одинаковые: это лень и невоспитанность.
Рисунок 1
Вывод: Видно, что в том, что грязно на улицах есть большая вина самих людей.
Кто должен следить за чистотой жилых дворов?
Рисунок 2
Готовы ли вы принять участие в субботнике по очистке своего двора и села от мусора?
Рисунок 3
Вывод: Мы можем согласиться со словами главы МО Алнашское Монашева М.В., что люди готовы принимать участие в субботниках по очистке своего двора и села от мусора, население понимает, что чистота зависит от нас всех самих.
Что делают с мусором в вашей семье?
а) сжигают
б) вывозят
в) закапывают
г) другое.
Рисунок 4.
Сортируете ли Вы мусор?
Рисунок 5.
Вывод: При опросе нас порадовало то, что 14% отвечали, что мусор, который горит, они сжигают, а который не горит – вывозят. Это ведь уже признаки сортировки мусора людьми, которая необходима для вторичной переработки. На рисунке 5 мы можем видеть что 5% пытаются сортировать мусор.
Какого мусора больше у вас, поставьте в порядке возрастания:
Пищевой мусор
Стекло
Металл
Пластик
Полиэтилен
Рисунок 6.
Вывод: Больше всего в наших семьях пищевого мусора 40%, это хорошо, ведь пищевой мусор он не опасный, быстро разлагаемый, вреда не приносит. На втором месте полиэтилен и пластик это 33% и 34%, это тревожный знак. Как мы узнали, мусор у нас не перерабатывается, а складируется, то влияние данного мусора на нашу окружающую среду очень велика. 7% это стекло, чаще всего бутылки выкидываются с основным мусором в контейнеры. 5 % это металл, люди стараются их сдавать.
Как вы думаете, кто больше мусорит?
Дети, подростки
Молодежь
Взрослые
Рисунок 7.
На основе данных результатов мы сделали вывод, что необходимо убедить жителей села и одноклассников задуматься о чистоте нашего посёлка, обратить их внимание на своё поведение на улицах. С этой целью мы решили создать видеоролик для размещения в сети «ВКонтакте», т.к.57% и 29% показало что мусорят молодежь и подростки, а это одна из самых популярных площадок в социальных сетях. Надеемся, что будет много просмотров и какой-то процент людей задумается.
2.3. «Экологический калейдоскоп» На втором этапе нашей практической части мы с классом просмотрели документальный фильм американского ученого, который рассказал и показал нам, как происходит утилизация мусора, а так же какой вред она нам приносит. Также мы узнали, что ежегодно производятся и выбрасываются миллионы различных отходов приносящие нам вред. Из просмотра данного фильма мы узнали подробнее о том, как проходит жизнь мусора на свалках. Тогда мы осознали насколько актуальна, становится проблема борьбы с мусором и бытовыми отходами, которые загрязняют окружающую среду. После просмотра фильма, мы приняли решение познакомить обучающихся с проблемой мусора.
Первое, что мы сделали- решили провести экологическое мероприятие «Экологический калейдоскоп» среди 4х классов и создать информационный Мы рассказали ученикам о разновидностях мусора и о том, какой вред он приносит окружающей нас среде. Мы сделали вывод, что проблема мусора становиться актуальна. Мы рассказали, что мусор может быть вторично использован. Например, стекло. Изделия из стекла очень легко пропустить во вторичное использование. Неповрежденные банки и бутылки не нужно заново перерабатывать, после обработки их можно использовать снова, битое стекло можно подвергать переплавки. Стекло- долговечный и стойкий материал. В некоторых странах делают даже дома из стеклянных бутылок. Бумага- чаще всего это печатная продукция. Макулатура имеет большой потенциал вторичного использования. Старые бумаги вымачиваются. Чистятся и измельчаются для получения волокон- целлюлозы. Далее процесс идентичен процессу производства бумаги из лесоматериалов. Обратили внимание, что в нашей школе ежегодно проходит сбор макулатуры, и необходимо всем принимать участие.
Таким образом, при грамотной и своевременной утилизации органического мусора, этот вид отходов не только не причиняет вреда природе, но и может использоваться как натуральное удобрение.
Больше половины этого мусора можно переработать и использовать снова. Давайте начнем с себя и постараемся не так сильно засорять нашу планету. Для этого будем использовать хотя бы элементарные методы для снижения объемов мусора.
Процесс ознакомления переработки и вреда мусора мы закрепили игрой-викториной. Где обучающимся в игровой форме были предоставлены различные виды заданий, для закрепления информации. В процессе игры-викторины, мы узнали о том, как бы поступили ребята с утилизацией мусора, а так же мы смогли разделить мусор, который смог бы не раз пройти вторичную переработку, мы изобразили на плакатах свои идеи по переработки мусора и отходов.
Заключительным этапом нашей викторины стало создание различных поделок из предметов мусора. Таким образом, мы нашли путь вторичного использования мусорных пакетов, газет и журналов. Еще не мало важным результатом нашей работы стало то, что мы узнали много нового и интересного про бытовой мусор, а так же мы узнали, что можно изготовить много нового из вторичного материала.
2.4.Вторичное использование мусора
В третьих, мы задали себе вопрос: а что еще мы, дети, можем сделать для уменьшения количества мусора? Если немного пофантазировать, то можно сделать стаканы для карандашей. Из пластиковых ведерок из-под майонеза можно сделать горшочки для цветов, кормушки для птиц. А также сделать горшочки под рассаду. И ещё много что можно придумать для вторичного использования пластиковой тары.
Мы обратились к интернету и нашли, какие уникальные вещи можно сделать из пластиковых бутылок.(7)
А эти вещи мы сделали сами с нашими одноклассниками и родителями:
А ещё на классном собрании мы с ребятами приняли решение ко Дню 8 Марта изготовить поделки из бросового материала в подарок маме.
Вывод: Мы считаем, что проблема мусора в том, что раньше не было столько упаковочного материала как сейчас. Поэтому, мы думаем, что надо людям изобрести такой упаковочный материал, который быстро перегнивает, сгорает не выделяя токсичные вещества, т. е. не оставляет свой неизгладимый след в природе.
Заключение
В результате проведённого нами исследования была достигнута цель – мы получили представления о разнообразии мусора и о возможных способах его утилизации.
Изучив специальную литературу, познакомились с видами отходов, узнали, как утилизируется мусор в разных странах и как влияют отходы на окружающую среду.
Мусор загрязняет окружающую среду, ухудшает качество жизни. Поэтому решение проблем с его сбором, вывозом, хранением и использованием приобретает все большее значение для охраны природы. Для облегчения утилизации отходов необходима их сортировка. На примере нашей исследовательской работы мы показали, как можно вторично использовать твёрдо - бытовые отходы.
В ходе исследования была подтверждена гипотеза о том, что бытовые отходы загрязняют экологическую обстановку, а учащиеся могут внести посильный вклад в борьбе с бытовым мусором.
Никогда не забывайте, природа – это наш дом, а в доме всегда должно быть чисто.
Берегите землю, люди!
Берегите всё, что дал вам Бог!
Чтоб родной землёю этой,
Каждый житель бы гордиться мог!
Список литературы:
Алексеев В.А. « 300 вопросов и ответов по экологии»- Ярославль, «Академия развития», 2009 г. – 98 с.
Бардинова И. Концепция обращения с отходами производства и потребления на территории г. Новокуйбышевска на период до 2010 г. – 234 - 236 с.
Детская Энциклопедия Кирилла и Мефодия, 2009.
Ефремова Т.Ф. Современный толковый словарь русского языка.
Минаева В.П. Совершенствование управления твердыми бытовыми отходами в регионе (на примере Самарской области): автореф. дис. ... канд. экон. наук / Самар. гос. экон. акад. - Самара, 2014. - 19 с.
Радионов С.К. и др. “Что такое мусор” М. “Химия”,1998 г. – 126 с.
Интернет ресурсы:
7. Правительство Удмуртской республики http://udmurt.ru
8. Познавательный журнал ШКОЛА ЖИЗНИ http://shkolazhizni.ru
9. Официальный сайт Министерство лесного хозяйства
http://minpriroda-udm.ru 10. Экологический портал В2В: www.clean-future.ru
Приложения
Анкета для родителей и детей нашего класса:
1. Что делают с мусором в вашей семье?
а) сжигают
б) вывозят
в) закапывают
г) другое.
2. Знаете ли Вы, что – нибудь о сортировке мусора?
3. Готовы ли вы принять участие в субботнике по очистке своего двора и села от мусора?
4. Кто должен следить за чистотой жилых дворов?
5. Почему люди выбрасывают мусор в неположенных местах?
6. Какого мусора больше у вас, поставьте в порядке возрастания:
Пищевой мусор
Стекло
Металл
Пластик
Полиэтилен
7. Как вы думаете, кто больше мусорит?
Дети, подростки
Молодежь
Взрослые
12