СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Исследовательская работа

Нажмите, чтобы узнать подробности

Исследовательская работа

«Удивительный мир бисера»

Просмотр содержимого документа
«Исследовательская работа»

Школьная научно-практическая конференция

«Поиск»














Исследовательская работа


«Удивительный мир бисера»












Авторы: Афонина Елизавета Владимировна,

Лялина Софья Алексеевна

ученицы 4 «А» класса МБОУ СОШ № 5


Руководитель: Хасанова Анна Анатольевна

учитель начальных классов МБОУ СОШ № 5

















г.Амурск

2024 г.

Содержание

Введение 3

1.Теоретическая часть 4

1.1.История возникновения бисера 4

1.2.Виды бисера 9

2.Практическая часть 13

2.1.Социологический опрос 13

2.2.Сбор информации и применение на практике 14

Заключение 15

Список использованных источников 15





Введение

Маленькая бусинка, получившая название «бисер», победоносно шествует по миру вот уже более 6 тысяч лет! В культуре всех времен и народов есть примеры уникальных произведений искусства, выполненных из бисера. Бисероплетение — это скрупулезная технология изготовления сложнейших произведений декоративно-прикладного искусства и одновременно с этим изящное хобби и для женщин, и для мужчин.

Тему «Удивительный мир бисера» мы выбрали потому, что занимаемся изготовлением различных изделий из бисера. Это очень увлекательное занятие, требующее большой усидчивости, терпения, внимательности при работе. Если у нас получается задуманное изделие, то становится радостно.

Мы плетём, начиная от самого простого: фенечек, игрушек. Маленькие фигурки привлекают своей яркостью, простотой изготовления, практичностью.

Гипотеза исследования: возможно занятия бисероплетением приносят пользу здоровью человека. Возможно бисероплетение – это не современный вид рукоделия, а древнее занятие уходящее корнями в наше прошлое.

Цель: формирование знаний об истории возникновения бисера; о развитии рукоделий, связанных с бисером.

Задачи:

  1. Узнать, кто придумал первым бисер и из каких материалов он изготовлен.

  2. Насколько популярен этот вид рукоделия среди школьников.

  3. Что полезного для человека дают занятия бисероплетением.

Актуальность исследования:

Мы выбрали тему для проектной работы «Удивительный мир бисера», потому что мы увлекаемся бисероплетением и были приятно удивлена ,что мы не одиноки. Вместе с нами заинтересовались этим видом рукоделия многие девочки нашего класса и даже мальчики. Наблюдая за кропотливой работой, нам захотелось узнать как можно больше о бисере.

Освоив технику бисероплетения, можно создавать оригинальные предметы интерьера, украшать изделия, одежду, делать различные украшения, картины, цветы и т.д. Мы надеемся, что данный проект позволит по-новому взглянуть на искусство плетения из бисера и понять его ценность и важность.

Продукт проекта: готовые изделия из бисера.




  1. Теоретическая часть

    1. История возникновения бисера

Бисер — это один из самых удивительных материалов для рукоделия: в нём и загадочный блеск, и сочность красок, и чёткость линий, и неограниченные возможности творческого поиска.

Этот уникальный материал на протяжении всей истории человечества являлся важным элементом культуры многих народов. Может быть поэтому у искусства бисероплетения такая долгая история, охватывающая целые тысячелетия и разные континенты.

Мы не можем с точностью говорить о конкретной дате и месте появления первой бисеринки на Земле, но вот что нам известно наверняка, так это то, что задолго до появления бисера бусины для различных украшений первобытные люди изготавливали из зубов и рогов животных, раковин моллюсков, дерева и семян.

В разные эпохи бусины использовались как в качестве денег, так и талисманов или амулетов. При этом самым древним бусинам, найденным археологами, около 82 тысяч лет.

И только с изобретением стекла — а это произошло примерно 3 тысячи лет назад в Египте — бисер постепенно стал принимать привычный для нас вид, а стекло стало самым важным материалом в изготовлении бусинок. Поэтому первое упоминание о бисере, его появление, использование и внедрение произошло как раз на территории Египта.


Основанием для этого служит огромное количество свидетельств, полученных при археологических раскопках египетских пирамид, внутри которых были найдены глазурованные стеклом фаянсовые плитки, а также различные украшения из бисера. Стеклянные бусы, амулеты, посуду находят в гробницах, которые относятся к IV веку до нашей эры.

Древние египтяне из глухого непрозрачного стекла изготавливали искусственные жемчужины, которые по-арабски звучат как «BUSRA» (стеклянный жемчуг или стеклярус), а во множественном числе – «BUSER».

Добавляя в стекломассу кобальт, медь, марганец, древние египтяне получали стекло голубого, зелёного и пурпурного цветов. Бусы, изготовленные из такого стекла, были очень модными. Их носили как женщины, так и мужчины, в основном с одеждой белого цвета.


Кроме того, древние египтяне первыми создали способ изготовления бисера путём навивания разноцветной стеклянной массы на костяной или каменный стержень, а, позднее, на тонкую металлическую нить. Затем стержень извлекали, а бусину подвергали повторному разогреву с последующей ручной обработкой.

Однако технология эта была трудоёмкой и дорогой, поэтому носить украшения из бисера могли позволить себе лишь египетские фараоны или жрецы. Первые использовали бисер для оформления тканей, головных уборов, создания различных украшений (серьги, бусы, колье, кольца, браслеты), а вторые же использовали его для украшения различных элементов храма.

Кроме того в Древнем Египте бисер выступал и в качестве меновой монеты — за несколько связок бисера можно было купить одного раба. Так что у древних египтян бисер имел не только сакральный смысл и был неотъемлемой частью захоронений (им расшивали одежды усопших фараонов, украшали головные уборы и символы власти), но и был своего рода денежной единицей.

Дальше после захвата Египта технология изготовления бисера попала в Римскую империю, а затем после её распада и раскола на два государства, центр стеклоделия был перенесён в её восточную часть — Византию.

В эпоху эллинизма центрами стеклоделия стали Александрия и Рим. Римляне изобрели технику выдувания, при которой стекло становится прозрачным. С появлением этого способа изменился и сам процесс изготовления бусин и бисера, который заключался в следующем:

Бисер делали не из нити, а из пустотелых стеклянных трубочек-дротиков, которые мастер-стеклодув выдувал из капли расплавленного стекла с помощью трубки-понтии.

Затем тонкие стеклянные разноцветные трубочки разрезали ножницами гильотинного типа на мелкие кусочки, отсеивали их от осколков на сите и обрабатывали во вращающемся барабане увлажнённой шлифовальной смесью из толчёного угля с известью или огнеупорной глиной.

После заполнения отверстий смесью бисер высушивали, смешивали с небольшим количеством песка и нагревали до вишнёво-красного каления в медленно вращающихся чугунных барабанах. При этом размягчённые стеклянные колечки округлялись, неровности сглаживались, потому что вращение не давало им сплющиться, а порошковая смесь — заплыть отверстиям.

После охлаждения бисер промывали, высушивали и с помощью полировального порошка возвращали ему блеск, утраченный при нагревании.

Таким способом изготовляли и стеклярус, который в отличие от бисера представляет собой отрезки стеклянной трубочки длиной 3 мм и более.

После распада Римской империи в конце V века н.э. Византия на правах правопреемницы переняла традиции стеклоделия, а также сохранила дух и принципы римских мозаик.


Их смысловое звучание получило здесь дальнейшее развитие: прагматичное декоративное искусство перешло в разряд культового творчества. Искусство мозаики переживает в Византии IV–XV вв. невиданный расцвет.

В отличие от Рима византийские мозаики делали из смальты, глушённого (непрозрачного) стекла. Смальта почти не подвержена старению и естественному разрушению, поэтому византийцы рассматривали её как неувядаемый «вечный материал, не подверженный тлению».

Они были уверены, что смальта как материал воспроизводит характер небесного мира и Царствия Божия, а мозаика в качестве технического средства призвана воспевать это Царствие. Зачастую византийские мозаики называли «вечной живописью». Византийская мозаика прежде всего использовалась для украшения храмов, где смальтой выкладывали колоссальные площади от пола до купола.

Из Византии стекольное производство проникло в Венецию, куда переселилось много греческих и византийских мастеров после взятия Константинополя турецкими войсками. Здесь в XV-XVII веках в руках итальянцев, горящих страстью ко всему прекрасному, стеклоделие и, в частности, производство бисера, достигают особого расцвета. Об этом свидетельствовало появление огромного количества стекольных и бисерных мануфактур, которые в то время составляли основную часть бюджета этого города.

Вначале стекольные мастерские располагались в самой Венеции, но производство стекла, связанное с огнём, грозило пожаром деревянным постройкам города. Поэтому в 1221 году был издан указ о перенесении всех крупных стекольных мастерских из Венеции на остров Мурано с целью санитарно-технических мероприятий и противопожарной безопасности.

С XIII века остров Мурано славится стеклом, которое изготавливается по особым технологиям, разработанным венецианскими мастерами. Мастера-стеклодувы были изолированы на острове и с 1275 года под страхом смертной казни и под угрозой конфискации имущества не имели право выезжать за границу и вывозить необработанное стекло, по составу которого можно было узнать секреты его изготовления. Однако взамен они получали определённые привилегии: так, дочери главных муранских стеклодувов имели право выходить замуж за венецианских патрициев, и при этом их потомство сохраняло все дворянские титулы.

Таким образом, Венеция на многие века стала единственным центром и бисерного производства. Она снабжала бисером страны Европы, Азии, где его обменивали на золото, пряности, шелка, меха, рабов, а у народов Африки даже использовали как разменную монету. После открытия Америки Венецианская республика и здесь стала главным поставщиком бисера и изделий из стекла.

Например, в Европу, шёл громадный сбыт бисера. Там его помещали на большие склады и даже устраивали бисерные ярмарки. Особенно ценился очень мелкий и блестящий бисер диаметром 0,5 мм. Также в рукоделии широко применялся парчовый бисер, отполированный изнутри, посеребренный и позолоченный.

Кроме того, стараясь превзойти друг друга в мастерстве изготовления бисера, профессионалы своего дела начали специализироваться на определенном типе бусин. Это помогало дифференцировать товар, что положительно сказывалось и на продажах.

Стеклянные изделия из Венеции и с острова Мурано пользовались большим спросом и моментально раскупались по очень высокой цене знатными особами, что фактически сделало Венецианскую республику монополистом в этой сфере.

Всё потому, что в основе создания муранского стекла лежит уникальная методика ручного выдувания, которую итальянские мастера и стеклодувы до сих пор используют при изготовлении изумительной фактуры и цветовой гаммы украшений и предметов интерьера.

Если раньше муранские украшения могли позволить себе только самые знатные дамы, то в наше время изделия муранских стеклодувов может приобрести практически каждый. Так что муранское стекло поистине легендарно!

Но рано или поздно всё тайное становится явным, и информация о производстве стекла и, в частности, бисера просочилась во внешний мир. Несмотря на особые привилегии, данные стеклоделам, уже с конца XIII века во многих городах Италии возникли стекольные мастерские, созданные венецианскими мастерами-перебежчиками. Знания утекали и вместе с мастерами, которые бросали всё и бежали из Венеции в другие города Европы из-за иллюзорных богатств, предлагаемых иностранными шпионами.

Поэтому уже в XIV-XV веках такие мастерские появляются и в Германии, и во Франции. На смену стекольным мастерским приходят стекольные заводы, строящиеся в XVI-XVII веках в Испании, Португалии, Нидерландах, Англии и во Франции. Но Венеция по-прежнему остается главным поставщиком бисера в Америку, Индию, страны Океании, Европу и Азию вплоть до конца XVII века.

Секреты производства венецианского бисера проникли и в Богемию (Северная Чехия), где издавна существовало производство стекла.

В XVII веке Венеция начала сдавать свои позиции на рынке стекла и стеклянных изделий, что позволило чешским стеклоделам перехватить пальму первенства в Европе и расширить производство. Техника стеклоделия проникла сюда из соседних стран, но вскоре в Чехии научились варить стекло, которое по своей чистоте, прозрачности, блеску и твердости превосходило все ранее известные экземпляры.

В отличие от венецианского легкоплавкого стекла, которое обрабатывалось в нагретом состоянии, чешское стекло тугоплавко. Стеклоделы Богемии (входившей тогда в состав Австро-Венгрии) создали свою технологию изготовления стекла, в состав которого ввели древесную золу (поташ) вместо соды, используемой венецианцами.

Отсюда и пошло название «лесное стекло». Оно твёрже, легче поддаётся обработке, гранению и шлифованию.

Так физические свойства богемского стекла привели к невероятному всплеску популярности чешской стекольной продукции по всему миру в конце XVII - начале XVIII веков, а также задали форму и специфику изделий.

В 1820-1830 годы богемские стекольщики, пытаясь сымитировать переливы полудрагоценных камней, изобрели новые способы окрашивания стекла и разработали новые варианты гравировки и украшения бокалов прозрачными эмалями.

Основными продуктами чешских мастеров стали прочные толстостенные сосуды, бутыли и флаконы. Благодаря своей глубокой огранке стекло начинало играть в солнечных лучах, словно драгоценный камень. Именно поэтому продукция из богемского стекла смогла превзойти своим качеством и уникальной цветовой гаммой венецианское стекло, а чуть позже – английское. А само словосочетание «богемское стекло» стало синонимом безупречного качества и высоких художественных достоинств.

Однако графинами и флаконами дело не ограничилось и с начала XVIII века чешские мастера наряду с крупными изделиями начинают производство бусин, искусственных драгоценных камней для вышивания, хрустального и стеклянного бисера, а также стекляруса. Покрытый цветными эмалями, граненый богемский бисер отличался от круглого венецианского игрой света и красотой.


Первая четверть XIX века для Чехии ознаменована машинным производством бисера. В этот период бисерное производство в Богемии достигло наибольшего расцвета, когда благодаря соперничеству Венеции и Чехии мелкий бисер достиг очень большого разнообразия и по размерам, и по богатейшему подбору цветов и оттенков. Цена его снизилась, а качество осталось на прежнем уровне. Так что Венеция вынуждена была уступить пальму первенства Чехии.

А спустя совсем немного времени чешский бисер буквально заполонил торговые лавки по всему миру. Поэтому когда вы встречаете на одежде или вещах красивый бисер, знайте — скорее всего, он родом из Чехии. Далее после распространения бисера по Европе это искусство стало проникать и в Россию.

    1. Виды бисера

Китайский бисер

Главным и бесспорным преимуществом китайского бисера является доступная цена. Это делает его идеальным материалом для начинающих мастериц и детского творчества. Рассмотрим на примере марки Zlatka.

Китайский бисер, как правило, не калиброван: бисеринки в одной упаковке могут отличаться друг от друга по размеру и форме. Это делает их не совсем подходящим материалом для создания изделий, требующих идеально ровных поверхностей (сложная вышивка, мозаичное плетение). Кроме того не рекомендуется использовать его в изделиях, предполагающих частое механическое воздействие – одежда, кошельки, косметички, чехлы для мобильных телефонов и т.д.

В то же время, неровность китайского бисера превращается в достоинство, если вы используете его в многорядных украшениях, бижутерии в стиле бохо, плетении цветочных композиций или создании деревьев в петельной технике. Разный размер бисеринок придаст таким изделиям дополнительный объём и естественность.

Стоит также отметить, что возможность применения китайского бисера напрямую зависит от мастерства. Опытные рукодельницы используют его в самых разных техниках бисероплетения и создают с его помощью настоящие шедевры. Хотя это и предполагает обязательную калибровку и отбор бисеринок, что  увеличивает время на работу.

В «Леонардо» бисер Zlatka представлен в различных цветовых эффектах (свыше 260 оттенков):

  • прозрачный и непрозрачный;

  • c блеском разной степени – от матового до блестящего;

  • с круглым посеребрённым или цветным отверстиями;

  • «бензиновый», с радужным покрытием;

  • под металл — ярких и тёмных тонов;

  • жемчужный.

Чешский бисер

Чешский бисер (GAMMA) пользуется заслуженной популярностью, как у начинающих мастеров, так и у профессионалов.

Его цветовая гамма заметно шире, чем у китайского аналога (630 оттенков!), и включает дополнительные интересные эффекты: «радужный», «керамический», «металлик», «перламутр». Размер бисеринок, как правило, одинаков – как в пределах одной упаковки, так и во всей партии. Единственное но – возможны небольшие расхождения в оттенках бисера из разных партий. Эту особенность нужно учитывать при создании крупных изделий.

Еще одно достоинство – необычные формы! В магазине «Леонардо» можно найти необычный Чешский бисер с двумя отверстиями (TWIN). Такая форма открывает перед рукодельницами новые возможности, позволяя создавать разнообразные узоры, орнаменты и оригинальные украшения.

Более устойчивое покрытия бисера GAMMA существенно расширяет сферу его применения. Он хорош в украшении одежды, в аксессуарах, в вышивке (в том числе по канве и в вышивке икон). В изготовлении украшений чешский бисер применяется в плоском и объёмном параллельном плетениях, в мозаичной и кирпичной технике, в сетчатом и гобеленовом плетении. Он также подходит для создания цветочных композиций, выполненных в круговой французской технике.

Японский бисер

Японский бисер TOHO – безусловный лидер по качеству! Благодаря передовым технологиям, производителям удалось добиться идеальной калибровки – все бисеринки ровные и одинаковые. Японский бисер имеет очень многообразную фиксированную цветовую палитру. Его уверенно можно заказывать по номеру в каталоге, не боясь получить вариации оттенков цвета. Он  необыкновенно устойчив к механическим повреждениям и воздействию внешней среды: солнца, воды, перепадов температур. Такое качество достигается строгим соблюдением технологий и использованием первоклассных материалов.

Одна из важных особенностей – увеличенное отверстие, за счёт которого в одном грамме содержится бисеринок больше, чем у других производителей. Такое отверстие свободно пропускает нить несколько раз, что позволяет создавать сложные вещи и даже скульптуры. При этом вес изделия остаётся лёгким. Также марка славится самым идеальным мелким круглым бисером (15/0), который называют «ювелирным» и используют в изделиях, требующих высокой детализации.

А сколько оригинальных и нестандартных форм есть в коллекции TOHO! Гранёный, треугольный, шестигранный, в форме капель, со смещённым отверстием и даже с одной гранью – с таким материалом легко воплощать самые смелые творческие идеи! Цветовая палитра тоже поражает разнообразием – в ассортименте прозрачный, цветной, матовый бисер. А также бусины с разными видами декоративных покрытий: радужное, жемчужное, глянцевое, золотое, металлическое, перламутровое. 

Благодаря своим исключительным характеристикам, японский бисер подходит для профессиональных работ с чёткой структурой и использования в любых типах изделий в самых разных техниках (например, в вышивке или в плетении толстых жгутов с узором, где требуется идеальный размер и форма бисеринок). Это оправдывает цену, которая в сравнении с другими производителями бисера будет выше. Но качество того стоит!










  1. Практическая часть

    1. Социологический опрос

Начали мы свою работу с нескольких социологических опросов среди своих одноклассников, а затем и ребят других 4-х классов.

  1. Опрос «Увлекаетесь ли вы бисероплетением»

В ходе опроса мы получила такие результаты, что большинство девочек в 4-х классах занимаются бисероплетением. Из 27 человек 4 «А» класса все 11 девочек увлекаются бисером, и ещё 5 мальчиков нашего класса пожелали тоже заняться этим рукоделием.

Из 4 «Б» и 4 «В» классов 12 девочек тоже увлекаются бисероплетением. Остальные одноклассники с увлечением часто смотрят за их работой.



  1. Опрос «Я знаю какие бывают виды бисера и от куда он произошел»




    1. Сбор информации и применение на практике

Несмотря на то, что мы плётем из бисера уже не первый год, мы даже и не задумывались, что каждый вид бисера имеет своё происхождение и название. И качество готовых изделий из бисера зависят от вида бисера. Мы принесли весь наш бисер в школу и совместно с нашим учителем разбирались, чем отличаются бисеренки и какие названия они ещё носят.




Бисер Лизы

Бисер Сони



Узнав происхождение бисера и какие бывают виды, выше в нашей работе мы описали лишь самые принципиальные отличия разных категорий бисера, и наша  исследовательская работа носит рекомендательный характер. Это означает, что вы можете использовать эту информацию при выборе материала для работы, но не придерживаться строгих правил. То есть можете использовать японский бисер не только в профессиональных целях, но и для простых ярких брошек, или сплести жгут из китайского бисера. Руководствуйтесь уровнем личного мастерства, желаемым результатом и материальными возможностями.

Добавим лишь, что бисерный мир – это другая реальность, волшебная, разноцветная и мерцающая. Попробуйте поработать с этим материалом, и вы удивитесь, насколько он притягателен! Это можно увидеть в наших работах.







Заключение

Бисер – материал очень хрупкий, отзывчивый. Если вы наполните его теплом своих улыбок и рук – он засияет и расцветёт, как цветок или солнышко, он отзовётся на любое движение вашей души, поможет, подскажет!· Бисер, вспыхивает разноцветными огоньками, дает ощущение особой радости, волшебства и таинственности!

Выполнив данную работу, мы пришли к следующему выводу:

Мир бисера действительно удивителен! Бисероплетение – это замечательное, творческое увлечение! Мы очень рады, что у нас есть такое замечательное увлечение, это не просто хобби или дань моде, это возрождение традиций, а самое главное , что теперь мне не нужно задумываться над тем , что подарить друзьям на день рожденья или любимой мамочке, мы можем выполнить пусть небольшой сувенир, но зато от души, с любовью, и своими руками!

Таким образом бисероплетение –это популярный вид рукоделия . Очень немногие знают и интересуются историей рукоделия, а после данного проекта возможно задумаются о пользе этого занятия.


Список использованных источников

Бисероплетение. Флора и фауна: Практическое пособие/ Состав. Ю.В.Гадаева. – СПб.: КОРОНА принт, 2001

Божко Л.А. Бисер. – М.: Мартин, 2003

Глёкер Штефани Цветы из бисера: подарки, украшения, аксессуары. – Арт-родник, 2008

Гусева Н.А. 365 фенечек из бисера. – М.: Айрис-пресс, 2003

Ляукина М.В. Бисер: Техника. Приемы. Изделия: Энциклопедия. – М.: АСТ-ПРЕСС КНИГА, 2006

Морас Ингрид Зоопарк из бисера – Арт-родник, 2008

Чудесные мгновения. Бисер/№10 - 2008

Чудесные мгновения. Бисер/№7 – 2008

Якимовская Л.В., Свиридова А.А. Уроки бисероплетения. – СПБ.: КОРОНА принт, 1998


https://leonardo.ru/articles/100/vsyo-chto-nuzhno-znat-pro-biser/

https://nsportal.ru/ap/library/drugoe/2018/03/30/proektnaya-rabota-udivitelnyy-mir-bisera

https://www.livemaster.ru/topic/3457280-article-biser-istoriya-vozniknoveniya-stanovleniya-i-rastsveta