СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Исследовательская работа № 4

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Исследовательская работа на тему: "Влияние музыки на внимание кадет" 

Просмотр содержимого документа
«Исследовательская работа № 4»

Министерство образования и науки Российской федерации

Министерство образования и науки Республики Саха (Якутия)

ГБОУ РС (Я) «Якутская кадетская школа интернат»









Воздействие музыки на концентрацию внимания обучающихся «Якутской кадетской школы – интернат»




Выполнил: учащийся ЯКШИ

Ученик 8 «а» класса

Васильев Артур

Руководитель:

Учитель биологии

Морозова О.И.









Якутск, 2015

СОДЕРЖАНИЕ:


Наименование

Стр.

Введение

3

Глава I. Теоретические основы изучения внимания и влияния музыки на человека

5

1.1 Внимание и его виды

5

1.2. Музыка и ее влияние на обучающихся

8

Глава II. Изучение влияния музыки на концентрацию внимания кадет, в процессе обучения

13

2.1. Описание методики Б. Бурдона и обработка полученных материалов

13

2.2. Исследование музыкальных интересов кадетов

19

2.3. Изучение влияния музыки на пульс и давление

24

Заключение

27

Список использованной литературы

29

Приложения






































Введение

Все любят музыку. Ее вибрации, громкость, содержание способны задеть все струны души - она заставляет нас плакать, смеяться, переживать, сострадать. Музыка способна оказывать мощное воздействие на работу мозга обучающихся, на психологическое его состояние, на внимание, память и мышление. Мы живем в век инновационных технологий. Каждый обучающийся, когда идет в школу, прослушивает музыку в плеере или телефоне в наушниках разных размеров от капель до больших. Многие обучающиеся предпочитают выполнять домашнее задание под музыку, считая, что она не мешает и не отвлекает. Включая музыку, мы подпеваем любимым артистам, не обращая внимания, на то что происходит вокруг.

Группа ученых из Канады обнаружила, что музыка воспринимается не одной, как считалось раньше, а разными зонами человеческого мозга. Причем каждому музыкальному стилю соответствует свой участок коры головного мозга. [10]

Излишне громкая музыка с подчеркнутыми ритмами ударных инструментов вредна не только для слуха, но и для нервной системы. Те современные ритмы, которые, как горный обвал, обрушиваются на человека, подавляют нервную систему, увеличивают содержание адреналина в крови, чем могут вызвать стресс.

В Гетингемском университете (Германия) провели эксперимент: на группе добровольцев испытывали эффективность средств для сна и записи колыбельных песен. На удивление, мелодии оказались намного эффективнее медикаментов – сон был крепким и глубоким.

Михаил Лазарев, врач педиатр, директор московского детского центра восстановительного лечения, описывает влияние музыки на беременных женщин. Классическая музыка прекрасно воздействует на формирование костной структуры плода, благотворно влияет на щитовидную железу. Вибрации оказывают влияние, на весь организм, массируя внутренние органы, достигая глубоко лежащих тканей, стимулируя в них кровообращение. Установлено, что при использовании музыки число осложнений при родах резко уменьшается, а малыши появившиеся на свет более спокойные.

Малыши, прошедшие внутриутробное музыкальное “обучение”, обычно характеризуются повышенными адаптационными способностями и опережением стандартных темпов физического и речевого развития. [10]

Исходя из актуальности целью нашего исследования является: изучение влияния музыки на концентрацию внимания кадет при выполнении корректурной пробы по Б. Бурдона.

Из цели вытекают следующие задачи:

  1. 1. Изучение литературы по проблеме исследования

  2. Исследование методик по изучению внимания

  3. Проведение эксперимента

  4. Составление выводов и рекомендаций

Объект исследования: Внимание как один из компонентов познавательной деятельности.

Предмет исследования: Влияние музыки на концентрацию внимания кадетов.

Методы исследования: анкетирование, методика корректурной пробы по Б.Бурдону, измерение давления при помощи электронного измерителя артериального давления UA-701A

Практическая значимость: Заключается в том, что если мы узнаем действие музыки на концентрацию внимания, возможно улучшить показатели в учебе.







Глава I Теоретические основы изучения внимания и влияния музыки на человека

1.1. Внимание и его виды

Внимание не является самостоятельным познавательным процессом, так как оно само по себе ничего не отражает и как отдельно взятое психическое явление не существует. Вместе с тем внимание является одним из важнейших компонентов познавательной деятельности человека, так как оно, возникая на основе познавательных процессов, организует и регулирует их функционирование.

Внимание – это особое состояние сознания, благодаря которому субъект направляет и сосредотачивает познавательные процессы для более полного и четкого отражения действительности.

Внимание обладает следующими характеристиками:

1. Устойчивость – длительность привлечения внимания к одному и тому же объекту или к одной и той же задаче.

2. Концентрация внимания – повышение интенсивности сигнала при ограниченности поля восприятия. Концентрация предлагает не только длительное удержание внимания на объекте, но и отвлечение от всех других воздействий, не имеющих значения для субъекта в данный момент.

3. Сосредоточенность внимания проявляется в результате концентрации сознания на объекте с целью получения наиболее полной информации о нем.

4. Распределение внимания – субъективно переживаемая способность человека удерживать в центре внимания определенное число разнородных объектов одновременно.

5. Переключаемость – это скорость перехода от одного вида деятельности к другому (рассеянность – плохая переключаемость).

6. Предметность внимания связана со способностью выделять определенные комплексы сигналов в соответствии с поставленной задачей, личной значимостью, актуальностью сигналов и т.д.

Проявление внимания связано как с сенсорными, так и с интеллектуальными процессами, а также с практическими действиями и с целями и задачами деятельности. В связи с этим выделяют следующие виды внимания:

1. Сенсорное внимание возникает при действии объектов на органы чувств. Оно обеспечивает четкое отражение предметов и их свойств в ощущениях и в восприятиях человека. Благодаря сенсорному вниманию возникающие в сознании образы предметов являются ясными и отчетливыми. Сенсорное внимание может быть зрительным, слуховым, обонятельным и т.д. В основном у человека проявляется зрительное и слуховое внимание. Лучше всего в психологии изучено зрительное внимание, так как его легко обнаружить и зафиксировать.

2. Моторное внимание направлено на движения и действия, совершаемые человеком. Оно дает возможность более четко и ясно осознавать приемы и способы, применяемые в практической деятельности. Моторное внимание регулирует и контролирует движения и действия, направленные на предмет, особенно в тех случаях, когда они должны быть особенно четкими и точными.

3. Интеллектуальное внимание направлено на более эффективное функционирование таких познавательных процессов как: память, воображение и мышление. Благодаря этому вниманию человек лучше запоминает и воспроизводит информацию, создает более четкие образы воображения, ясно и продуктивно мыслит. Поскольку это внимание имеет внутренний характер и мало доступно для исследования, то оно менее всего изучено в психологии.

4. Преднамеренное (произвольное) внимание возникает при наличии у субъекта цели или задачи быть внимательным к какому-либо внешнему предмету или к внутреннему умственному действию. Оно в основном направлено на регулирование внешних сенсорных и моторных действий и внутренних познавательных процессов. Преднамеренное внимание может стать произвольным, когда субъекту необходимо проявить волевое усилие для того, чтобы направить и сосредоточить внимание на объекте, который необходимо познавать или с которым надо действовать

Внимание может быть обращено либо на объекты внешнего мира, либо на мысли, чувства, воспоминания. По этому признаку различают внешне- и внутренне-направленное внимание.

Если у человека во время выполнения какого-либо задания всплывают в памяти воспоминания, отвлекающие его от основного занятия, — это будет непроизвольное внутренне-направленное внимание. Иногда непроизвольное, но интенсивное внутренне-направленное внимание может обусловливать невнимательность человека.

Произвольное внимание выделяет из всей массы явлений, действующих на анализаторы, только ту ее часть, которая должна занять центральное место в деятельности человека. Однако эта часть не всегда одинакова по объему. Она различна в одних и тех же обстоятельствах у разных людей и у одного и того же человека в различных условиях.

Внимание можно контролировать, непроизвольное внимание не связано с участием воли, а произвольное обязательно включает волевую регуляцию. Непроизвольное внимание не требует усилий для того, чтобы удерживать и в течение определенного времени сосредоточивать на чем-то внимание, а произвольное требует этого.

Наконец, произвольное внимание в отличие от непроизвольного обычно связано с борьбой мотивов или побуждений, наличием сильных противоположно направленных и конкурирующих друг с другом интересов, каждый из которых сам по себе способен привлечь и удерживать внимание. Человек же в этом случае осуществляет сознательный выбор цели и усилием воли подавляет один из интересов, направляя все свое внимание на удовлетворение другого.

Вряд ли удастся сосредоточиться, если во всю мощность ревет включенный магнитофон, телевизор или рядом друзья обсуждают интересную, но постороннюю по отношению к вашей работе проблему. Очень важно найти свой, т.е. наиболее благоприятный именно для каждого человека, режим, ритм и внешние условия работы.

Вывод по главе: Внимание – это психико-физиологический процесс, который помогает сосредоточиться на определенном предмете или действии. Оно может быть произвольным и не произвольным, обладает своими характеристиками: устойчивостью, концентрацией, сосредоточенностью, переключаемостью. Посторонние шумы могут нам мешать и отвлекать, но если человек привыкает к шуму, то он постепенно перестает обращать внимание на него. Например, если человек живет по близости к аэропорту, то он через некоторое время не обращает внимания на шум исходящий от самолетов, а посторонние сразу замечают его.


1.2. Музыка и ее влияние на обучающихся

В XVI веке музыка впервые стала применяться во время хирургических операций. В XIX веке ученый И. Догель установил, что под воздействием музыки меняются кровяное давление, частота сокращений сердечной мышцы, ритм и глубина дыхания, как у животных так и у человека. Согласно наблюдениям известного русского хирурга академика Б. Петровского, под воздействием музыки человеческий организм начинает работать более гармонично, и поэтому он обязательно использовал музыку во время сложных операций.

Можно сказать, что специально подобранная музыка способна в целом оптимизировать деятельность мозга. Когда же речь идет о формирующемся мозге маленького ребенка, то музыкальные воздействия могут выступать как конструирующие мозг. Поэтому очень важно, чтобы ребенок с рождения имел возможность слушать классическую музыку.

Положительные эмоции, вызванные музыкой, увеличивают мотивацию детей, активизируют деятельность не только обучающихся, но и преподавателей, стимулируют познавательный процесс. Музыкальная деятельность неизменно пробуждает интерес к излагаемому материалу, развлекает, успокаивает, придает силы. Дети, которые чаще соприкасаются с классической музыкой, отличаются от своих всерстников, у них более развиты процессы восприятия и памяти, речевые орфографические и вычислительные навыки. Такие дети более дисциплинированны и эмоциональны. Мыслительные процессы таких детей отличаются более высокой скоростью мышления и полифоничностью, т. Е способностью одновременно обрабатывать большое количество разнообразной информации.

Значение электронных музыкальных инструментов или звуковоспроизводящих устройств мы все чаще воспринимаем как шум. Многие «меломаны» все достоинства музыки видят в ее громкости. В экологии человека предложено даже понятие «шумовое опьянение» - возбуждение, возникающее в результате резонанса клеточных структур в ответ на громкие ритмические звуки. «Шумовое опьянение» - одна из причин успеха современной шумной музыки. Уровень шума, создаваемый современной электронной музыкой, иногда превышает болевой порог – 130 дБ.

Уровень шума на дискотеках составляет от 80 до 100 дБ, а уровень интенсивности плеера – 110 дБ. Для людей которые работают в условиях сильного шумового воздействия, с такими данными, предусмотрена шумовая защита!

Злоупотребление повышенным шумовым фоном может вызывать массу негативных последствий: звон в ушах, головокружение, головная боль, переутомление, снижение способности к концентрации внимания, падение производительности труда, неуравновешенная психика.[8]

Рассмотрим некоторые самые на сегодняшний день популярные направления в музыке, которые интересны обучающимся:

Рок-музыка: Рок (англ. от rock - качаться, трястись) - тип современной музыки, ведущий свое происхождение от песенно-танцевальных жанров негритянского городского фольклора 1920-30-х гг. Важная характеристика рок-музыки - ее техническое оснащение и специфическая ритмика. Были проведены различные исследования с целью оценки различных воздействий рок-музыки, влекущих за собой травмы зрения, слуха, позвоночника, эндокринной и нервной системы. Музыкальный терапевт Адам Книст, анализируя это явление, пишет: "Основная проблема действия рок-музыки на пострадавших вытекает из уровня ее звука, вызывающего неприязненность, истощение, нарциссизм, панику, расстройство пищеварения, гипертонию, необычное наркотическое состояние". Несколько лет назад нейрохирурги Университета штата Иллинойс открыли болезненный синдром, который они назвали "ритмическим токсикозом". У человека, злоупотребляющего прослушиванием рок-музыки, проявлялись все признаки алкогольного или наркотического отравления, хотя следов этих веществ в организме не обнаруживалось. Следствием воздействия рок-музыки является также нервное сверхвозбуждение, вызывающее эйфорию, внушаемость, истерию, вплоть до галлюцинаций, депрессивное состояние, доходящее до невроза и психоза, самоизувечивание в разных формах, особенно на больших сборищах, необузданные порывы к разрушению, вандализму и мятежу после концертов и фестивалей рока. [6]

Классическая музыка: Классическая музыка до 20-го века была ориентирована на образованные и состоятельные слои общества. Ситуация несколько изменилась в 20-м веке, когда больше людей получило доступ к образованию. Известный исследователь Дон Кэмбелл считает, что спокойная классическая музыка увеличивает интеллектуальную работу мозга человека, понижает давление и активизирует иммунную систему организма.  В ходе многочисленных опытов установлено, что спокойная музыка ведет к уменьшению амплитуды электромагнитных волн головного мозга. Это действует успокаивающе. Одновременно происходит синхронизация работы левого и правого полушарий, что резко повышает способность к интеллектуальной деятельности.

Ученые Центра нейробиологии Калифорнийского университета протестировали студентов из 36 колледжей, пытаясь определить уровень их интеллектуального развития. В течение десяти минут после проведения теста студенты слушали сонату Моцарта для двух фортепьяно. Повторное тестирование сразу же после прослушивания показало увеличение IQ на 8-9 баллов. Правда, примерно через 15 минут показатели вернулись на прежний уровень, но этот факт позволил ученым предположить, что именно бессмертная музыка явилась причиной временного интеллектуального роста. Уставшие клетки мозга должны время от времени подзаряжаться.

Музыка Моцарта содержит наибольшее число звуков нужного частотного диапазона, а тяжелый рок - наименьшее. Альберт Эйнштейн впервые взял в руки скрипку в шестилетнем возрасте. К тому времени, когда ему исполнилось 14, он исполнял сонаты Бетховена и Моцарта и долгими часами импровизировал на фортепьяно. На протяжении всей жизни Эйнштейн оставался страстным скрипачом, обращаясь к музыке во время творческих застоев. О своих увлечениях музыкой и физикой он говорил: "Оба они имеют один источник и дополняют друг друга..." Не исключено, что необычайно мощный интеллект Эйнштейна является результатом любви к классике.[5,7]

Популярная музыка: Популярная музыка, которая, как принято считать, отражает дух времени, оказывает на человеческий организм благоприятное воздействие.

Проведенный учеными в 2001 году социологический опрос «Музыкальные вкусы сегодняшней молодежи» выявил углубляющиеся односторонние вкусы школьников в области эстрадной развлекательной музыки. Например, 46% анкетируемых предпочитают отечественную эстраду; 32% - за зарубежную; 18% - классическую и только 2% - народную музыку. Анализ других результатов социологического исследования показал, что приобщение молодежи к музыкальной культуре осуществляется стихийно, неуправляемо. Обнаруживая тягу к музыке, молодые люди часто подражают модным стилям западной рок-музыки, зачастую не понимая смысла произведения. Возникает социальная дезорганизация, то есть состояние общества, когда культурные ценности, нормы и социальные связи отсутствуют [12].

В условиях всевозрастающей популярности музыкального искусства через средства массовой информации, как показывают социологические исследования, остро встает вопрос о пропаганде музыки, так как распространением музыки сегодня занято множество учреждений, коммерческих структур шоу-бизнеса, не связанных друг с другом. Как управлять этим потоком, как повысить уровень музыкальной культуры? Для этого необходимо формировать музыкальные потребности, т.е. управлять процессом развития музыкальной культуры и преподносить лучшие образцы музыкального искусства через объединенные учреждения, занятые пропагандой и распространением музыки – музыкальные классы и школы [11].

Вывод по главе: Музыка играет важную роль в нашей жизни, она способна выражать наши эмоции и чувства. Способна влиять на наше психио- физиологическое состояние (пульс, давление). Несомненно, классическая музыка положительно влияет на память, интеллектуальные способности, настроение, так как оказывает влияние на эти зоны головного мозга, как бы подпитывая их. Рок музыка – способна вводить человека в состояние «транса» или «шумового опьянения», влияя, на те зоны головного мозга, которые мешают сосредоточиться, и в этот момент человек может сделать все, что ему скажут.









Глава II Изучение влияния музыки на концентрацию внимания кадет, при выполнении теста Б. Бурдона

2.1. Методика Б. Бурдона и обработка полученных материалов

Развитие человека предполагает развитие всех его качеств, в частности, таких, как внимание, память. Развитие внимания - это, прежде всего, развитие способности к концентрации и устойчивости. Для успешного восприятия окружающего мира человеку необходимо внимание.[11] Подобранная нами методика позволяет оценить способность концентрации внимания, при прослушивании музыки.   Метод «Корректурная проба» для исследования внимания впервые был предложен Б. Бурдоном в 1985 году. Разработанный им бланк представлял собой ряд букв или цифр, в которых нужно было вычеркивать определенные цифры или буквы.

Текстовый материал данной методики может быть самым разнообразным, начиная с фрагментов газетного текста и заканчивая набором абстрактных рисунков (стрелки, направленные в разные стороны, листочки, звездочки и т.д.).

Цель: исследование степени концентрации внимания.

Задание: за 60 секунд, при прослушивании музыки, зачеркивать определенные буквы, в соответствии с заданием. [9]

Концентрацию внимания по Б. Бурдону, можно определить по следующей формуле:

К = (П¹-П²-П³)

П

П¹ сумма правильно зачеркнутых букв

П² – сумма пропущенных букв

П³ - Сумма ошибочно зачеркнутых букв

П – общее количество букв в просмотренных строчках, подлежащих зачеркиванию.

Мы взяли произведение эпос «Олонхо». Разбили текст на четыре части по сто знаков в каждом.[3] (см. приложение № 2)

В эксперименте приняли участие 66 учащихся ЯКШИ c 7 – 9 класс. Полученные данные мы обработали оформили в виде таблицы и диаграмм. (см. приложение № 3)


Диаграмма № 1 Выполнение задания при прослушивании Музыки в стиле рэп на русском языке и музыка в стиле рок

Как видно из диаграммы, при прослушивании музыки в стиле рок, учащиеся справились с заданием хуже, от общего числа букв - 136 букв не было зачеркнуто, чем при прослушивании музыки в стиле рэп, где сумма не правильно зачеркнутых букв составила - 25.

Диаграмма № 2 Выполнение задания при прослушивании классической и популярной музыка попса на якутском языке.


Как видно из диаграммы при прослушивании классической и эстрадной музыки на якутском языке, обучающиеся выполняли одно и тоже задание, сумма правильно зачеркнутых букв больше, чем не правильно зачеркнутых.


Диаграмма № 3 Выполнение задания при прослушивании популярная музыка попса на русском языке

Как видно из диаграммы, с заданием большая часть учащихся справилась, сумма не зачеркнутых букв составила – 110, а правильно зачеркнутых – 651.

Диаграмма № 4 «Концентрация внимания»

Как видно из диаграммы, рок музыка снижает концентрацию внимания до 11%. Музыка которая в меньшей степени отвлекает внимание попса (русском языке)-концентрация внимания составила - 74%.

Метод корректурной пробы Б. Бурдона позволяет вычислить концентрацию внимания человека. Она очень проста в применении, можно ее использовать для детей и взрослых, можно усложнить или наоборот облегчить задание. В результате нашего эксперимента, мы выяснили, что музыка несомненно снижает концентрацию внимания, особенно тяжелая – рок.

2.2. Исследование музыкальных интересов кадет

Сначала мы решили выяснить, какую музыку предпочитают слушать кадеты, для этого составили анкету (см. приложение 1) затем провели ее обработку, данные занесли в таблицу. В анкетировании участвовало – 77 кадет с 7-11 класс.

По результатам анкетирования была составлена таблица (см. приложение № 5) и соответствующие диаграммы. Ответы в разных классах были не одинаковыми, разносторонними. Обучающиеся знают много направлений и стилей.

При ответе на вопрос № 1 «Любите ли вы слушать музыку?», ответы распределились следующим образом:

Диаграмма № 5

Как мы видим, большая часть обучающихся любит слушать музыку – 70 человек, и только семь человек не любят ее слушать. Возможно это связано с тем, что обучающиеся любят сидеть в тишине, они так отдыхают и расслабляются.

При ответе на вопросы № 2,3 «Какие направления в музыке вы знаете?» и «Какую музыку вы предпочитаете?» ответы были одинаковыми, полученные данные можно рассмотреть на следующей диаграмме:


Диаграмма № 6

Как мы видим из диаграммы, большая часть учащихся предпочитает слушать музыку в стиле рэп– 56 человек, на втором месте рок – 23 человека, на третьем место народная музыка – 22 человека, наименее популярная музыка – ретро – 7 человек.

При ответе на вопрос «Слушаете ли вы классическую музыку?», ответы распределились следующим образом:

Диаграмма № 7

Как мы видим, классическую музыку слушают больше всего в 7 «а», 8 «б» и 11 классах.

При ответе на вопрос «Когда вы слушаете музыку?», учащиеся должны были в произвольной форме записать свой ответ, и они ответили следующим образом:

Диаграмма № 8


Как видно из диаграммы, кадеты чаще всего слушают музыку, когда едут в автобусе, или лежат.

На вопрос «Как вы думаете оказывает ли влияние музыка на здоровье человека?», учащиеся ответили так:

Диаграмма № 9

Как мы видим, большая часть обучающихся, считают, что музыка влияет на здоровь. При опросе и беседе мы выяснили, что большая часть слушает музыку очень громко, даже зная о

На вопрос «При какой работе вы отвлекаетесь прослушивая музыку?»


Диаграмма № 10

Большая часть учеников, ответили, что при выполнении умственной работы оказывает сильное влияние музыка - 38, а некоторым учащимся, при выполнении физической работы – 24.

При ответе на вопрос «Слушаете ли вы музыку при выполнении домашнего задания?»

Диаграмма № 11

Как видно из диаграммы, большая часть учеников – 49 кадетов, не слушают музыку при выполнении домашнего задания, здесь может быть несколько причин: одна из них, она отвлекает, другая причина, отсутствие музыкальных объектов при выполнении домашнего задания.

Вопрос 9 «Как вы думаете музыка ускоряет работоспособность или наоборот?»

Диаграмма № 12

Как видно из диаграммы, большая часть учащихся уверена, что музыка способна усиливать работоспособность – 62 кадета, нет – 18 обучающихся.

Вопрос № 10 « Я люблю слушать музыку потому что?», на этот вопрос кадеты отвечали самостоятельно, им не предлагались варианты ответов.

Диаграмма № 13

Как видно из диаграммы, большинству кадет нравится слушать музыку, на втором месте она поднимает настроение, на третьем музыка успокаивает нервы.

В результате анкетирования мы выяснили, что большая часть кадет предпочитает слушать музыку в стиле «реп». В основном слушают музыку когда бегают, лежат или едут в автобусе. Почти все кадеты отвлекаются на музыку при выполнении умственной работы.

П. 2.3. Изучение влияния музыки на пульс и давление

В музыке заложен колоссальный потенциал для оздоровления в силу воздействия на многие сферы жизнедеятельности через три основных фактора: вибрационный, физиологический и психологический.

Искусное применение соответствующей музыки облегчает проявление специфических содержаний – эмоциональной или физической боли, сексуальности и чувственности, борьбы за биологическое рождение, экстатических взлетов, океанической атмосферы пребывания в утробе.

По данным физиологии воздействие на человека музыки и пения выражается в создании определенных эмоциональных переживаний, оказывающих влияние на: психику человека; на интенсивность обменных процессов, дыхательной и сердечно-сосудистой системы; на повышение тонуса головного мозга и кровообращения.

Любая музыка представляет собой звуковую волну, ее воздействие можно разделить на физическое (на рецепторы кожи) и психофизиологическое (на мозг).

Все органы чувств посылают в мозг жизненно важные сигналы, однако информация, полученная через звуковые рецепторы, оказывается наиболее значимой. Она мобилизует нейроны и приводит к возникновению четких ощущений, а вместе с тем и реакции на ощущение в виде эмоций и чувств. При передаче сигнала в мозг о раздражении звукового рецептора человеческое тело реагирует рефлекторно. Реакции на музыку возникает благодаря вегетативной нервной системе – части нервной системы, которая контролирует функции внутри органов, желез, сосудов и не контролируется сознанием.

Звук улавливается ухом. Его рецепторы воспринимают вибрацию и передают ее в мозг. Он реагирует на воздействие. А поскольку все функции организма так или иначе связаны с мозгом, то изменения происходящие в нем влияют на физиологические процессы в организме. Вибрация звуков создает особые энергетические поля, заставляющие резонировать каждую клеточку нашего организма. Человек поглощает музыкальную энергию, и она нормализует ритм нашего дыхания, пульс, артериальное давление, снимает мышечное напряжение.[12,11]

Мы решили проверить это. В ходе эксперимента мы измеряли давление при прослушивании разнообразной музыки. Полученные данные занесли в таблицу:

Из таблицы видно (см. приложение № 4), что у Кузьмина Филиппа, Васильева Антона резко повышается давление при прослушивании музыки в стиле рок, при прослушивании музыки в стиле рэп пульс восстанавливается. У Смертина Игоря, Харлампьева Анатолия пульс понижается при прослушивании музыки в стиле рэп, из анкетирования мы выяснили, что они не любят такой стиль музыки. Сами кадеты говорят, что у них сердцебиение усиливается при прослушивании любимой музыки, или же наоборот она успокаивает когда нервничают или переживают.

Вывод по главе: В результате нашего эксперимента мы выяснили, что обучающиеся нашей школы, предпочитают слушать музыку в стиле рэп, рок. Все знают о влиянии музыки на организм, в том числе и о понижении слуха при прослушивании музыки через наушники. Проведя эксперимент используя методику Б. Бурдона, выяснили, что при прослушивании музыки в стиле рок, снижается концентрация внимания до 11%, а при прослушивании классической 53%. Так же мы выяснили, что музыка способна оказывать влияние на физиологические процессы – пульс. При прослушивании музыки которая вызывает позитивные чувства – пульс повышается, если той которая не нравиться, то пульс снижается.
































Заключение

Изучив литературу, мы выяснили, что внимание обладает несколькими характеристиками, такими как: устойчивость, концентрация, сосредоточенность, переключаемость и предметность. Если человек на чем то сконцентрировал свое внимание, то его сложно будет отвлечь. Например, при просмотре очень интересного фильма или матча. В зависимости от особенностей человека, он может привыкать работать в шуме, который называется «белым шумом», музыка тоже может выполнять такую роль.

Музыка играет важную роль в нашей жизни, она способна выражать наши эмоции и чувства. Способна влиять на наше психио- физиологическое состояние (пульс, давление). Несомненно, классическая музыка положительно влияет на память, интеллектуальные способности, настроение, так как оказывает влияние на те зоны головного мозга, как бы подпитывая их. Рок музыка – способна вводить человека в состояние «транса» или «шумового опьянения», влияя, на те зоны головного мозга, которые мешают сосредоточиться, и в этот момент человек может сделать все, что ему скажут.

Эксперимент состоял из нескольких частей: анкетирование и проведение корректурной пробы.

В результате анкетирования мы выяснили, что большая часть кадетов предпочитает слушать музыку в стиле «реп». В основном слушают музыку когда бегают, лежат или едут в автобусе. Почти все кадеты отвлекаются на музыку при выполнении умственной работы, поэтому не слушают музыку при выполнении домашнего задания.

В результате нашего эксперимента мы выяснили, что обучающиеся нашей школы, предпочитают слушать музыку в стиле рэп, рок. Все знают о влиянии музыки на организм, в том числе и о понижении слуха при прослушивании музыки через наушники. Метод корректурной пробы Б. Бурдона позволяет вычислить концентрацию внимания человека. Она очень проста в применении, можно ее использовать для детей и взрослых, можно усложнить или наоборот облегчить задание. В результате нашего эксперимента, мы выяснили, что музыка несомненно снижает концентрацию внимания, особенно тяжелая – рок.

Так же мы выяснили, что музыка способна оказывать влияние на физиологические процессы – пульс. При прослушивании музыки которая вызывает позитивные чувства – пульс повышается, если той которая не нравиться, то пульс снижается.

В результате эксперимента мы можем составить следующие рекомендации:

1. Необходимо слушать классическую музыку, так как она активирует интеллектуальные зоны головного мозга.

2. Нельзя слушать музыку слишком громко, так как она способствует снижению слуха.

3. Слишком долго нельзя слушать музыку в стиле рок, так как она активизирует зоны головного мозга, отвечающие за эйфорию, вводя человека в транс.

4. Домашнее задание необходимо выполнять в тишине, не отвлекаясь на посторонние шумы.











Список использованной литературы

  1. Желтухина Е.Л. Гигиенические требования к режиму дня школьника: Причины возникновения и признаки утомления // Школа здоровья. - 2002.- № 3.- С.48-51.

  2. И.В.Пухов «Якутский эпос Олонхо», 1963г. перевод.

  3. Родионова Е.А. Анализ звуковых сигналов в слуховой системе. - М.: Наука, 1987

  4. http://constructorus.ru/zdorovie/vliyanie-muzyki-na-cheloveka.html

  5. http://www.oum.ru/literature/raznoe/vliyanie_zvuka/

  6. http://www.baimusic.ru/novosti/260/

  7. http:/ http://www.psychology.ru/lomonosov/tesises/ij.htm

  8. /kak-bog.ru/vliyanie-muzyki-na-cheloveka

  9. http://psylist.net/obh/00140.htm

  10. http://smart-paradox.metdioz.ru/publ/24-1-0-164 М. Леви Музыка для жизни

  11. shkolazhizni.ru Батыгян Артур. Какую музыку выбрать молодежи?

  12. www.baimusic.ru Влияние музыки на человека. Интересные опыты и их результаты.





































Приложение № 1

Анкета


ФИО:_______________________________________________________________________

  1. Л юбите ли вы слушать музыку? Да нет

  2. Какие направления в музыке вам известны? _______________________________

___________________________________________________________________________

  1. Какую музыку вы предпочитаете?________________________________________

  2. С лушаете ли вы классическую музыку? Да нет

  3. Когда вы слушаете музыку?(например: когда бегаете, ложитесь спать, едете в автобусе и тд.) __________________________________________________________

  4. К ак вы думаете оказывает ли влияние музыка на здоровье человека? Да нет

  5. при выполнении какой работы (физической или умственной (нужное подчеркнуть)) вы отвлекаетесь прослушивая музыку?

  6. С лушаете ли вы музыку при выполнении домашнего задания? Да нет

  7. К ак вы думаете музыка ускоряет роботоспособность или наоборот? Да нет

  8. Я люблю слушать музыку потому что:_______________________________________

_____________________________________________________________________________


































Приложение № 2 «Эпос Олонхо»


Задание №1

Найдите букву «Я» подчеркните ее

(всего 17 букв)

На обширных пространствах северо-востока России живет немногочисленный народ тюркского происхождения – якуты. По переписи 1970 г. их было всего 296 тыс. человек. Сегодня среди якутов много ученых, инженеров, врачей, учителей, специалистов с высшим и средним образованием по самым различным отраслям знания и народного хозяйства.

Прошлое же якутов было совершенно другим: этот небольшой народ прошел очень сложный путь исторического развития. Прежде всего, якуты в отдаленном прошлом не обитали в Якутии. С незапамятных времен небольшими группами прибывали они на нынешнюю свою территорию. Этот процесс, вероятно, усилился в XIII в. и закончился около XIV–XV вв. Считается, что предки якутов до переселения в Якутию жили в северном Прибайкалье и в Приангарье. Неизвестно, как долго они там жили.

Задание №2

Найдите букву «О» подчеркните ее

(всего 67 букв)

И жили ли они в более отдаленные времена еще где-нибудь в другом месте? Вполне возможно, что далекие предки якутов жили (или распространяли свой ареал) и намного западнее Прибайкалья. Во всяком случае, можно считать определенным: они находились в тесном общении с народами не только Саян, но и Алтая. Легендарные предки якутов – курыканы упоминаются в орхонских надписях VI–VIII вв.

Обычно принято считать, что якуты переселились на свою нынешнюю родину под давлением более сильных соседей. Межплеменные войны, конечно, сыграли большую роль. Именно под давлением соседей слабые племена предков якутов покидали обжитые места. Но, кроме этого, видимо, были и «мирные» причины для постепенного передвижения на север и северо-восток мелких групп лесных охотников и рыболовов.

Задание № 3

Найдите букву «А» подчеркните ее

(всего 28 букв)

Первыми двинулись, вероятно, самые неимущие слои – в поисках изобильных охотничьих и рыболовных угодий. Эти первые «переселенцы», должно быть, имели лишь малое количество скота и лошадей или вовсе не имели их. Исторические предания отмечают приход в Якутию не только богатого Омогоя, обладавшего большим количеством скота и людей, но и бедного Эллея, прибывшего в одиночестве. Это вообще был разнородный элемент – не только тюркского, но частично и монгольского происхождения. Они ассимилировали часть местных племен, и спустя века образовался современный якутский народ, называющий себя «саха» и давший свое имя Якутии. Некоторую роль в этногенезе якутов сыграли и русские – через смешанные браки.

Задание №4

Найдите буквы «Ю» и «У» подчеркните ее

(всего Ю-2 У-14 букв)

Якутский язык сложился на основе тюркского с некоторым элементом монгольского. Частично в нем имеются и корни лексики местных народов Якутии; современный якутский язык имеет много слов, проникших из русского языка или через него. Это понятно: с первых же лет общения с русскими в якутский обычай входило множество предметов и понятий, терминов культуры, ранее неизвестных якутам. Названия их осваивались якутами в своем фонетическом оформлении, и они постепенно входили в словарный состав их языка как «свои слова». Это видно и по олонхо: в нем много слов, вошедших из русского языка, например, «тэриэккэ» (тарелка), «хобордоох» (сковорода), «чааскы» (чашка). Жили якуты на своей новой родине в очень трудных условиях.


















































Приложение № 3 «Концентрация внимания»

Направление в музыке

Номер задания

Количество участников

Сумма правильно зачеркнутых букв

Сумма пропущенных букв

Сумма ошибочно зачеркнутых букв

Концентрация внимания

1 Классическая (Бетховен)

Найдите буквы «Ю» и «У»

8

94

34

0

53%

Рок - Reimstein

Найдите букву «А»

11

172

136

0

11%

Рэп на якутском языке – Джида

Найдите букву «Я»

15

205

50

0

62%

Рэп на русском языке – Бах - тии

Найдите букву «А»

9

128

25

0

67%

популярная музыка (попса)) на русском языке – группа «Градусы»

Найдите букву «О»

13

761

110

0

74%

популярная музыка (попса) на якутском языке – Егоров С.

Найдите буквы «Ю» и

10

123

37

0

53%























Приложение № 4 «Показатели пульса»

Фамилия имя ученика

Предпочитаемая музыка

Не предпочитаемая музыка

Давление в покое

Музыка 2 (Рок)

Музыка 4 (РЭП на русском языке)

Белолюбский

Саша

клубная

Рок и реп

114/57

Ритм 83

112/58

Ритм 71

102 /49

Ритм 68

Бурнашев

Коля

рок

рэп

114/76

Ритм 72

104/63

Ритм 62

118/55

Ритм 75

Васильев

Антон

рок

реп

106/54

Ритм 54

124/61

Ритм 61

95/52

Ритм 66

Захаров

Афоня

Рок и реп

классика

102/69

Ритм 69

113/63

Ритм 69

105/57

Ритм 61

Колесов

Кирилл

клубная

Реп и рок

112/48

Ритм 55

97/48

Ритм 53

96/50

Ритм 59

Кузьмин

Филипп

рок

классика

99/56

Ритм 76

106/74

Ритм132

79/68

Ритм 70

Никитин

Егор

клубная

Реп и рок

131/76

Ритм 76

120/59

Ритм 71

120/58

Ритм 88

Но

Дима

реп

классика

126/52

Ритм 89

65/52

Ритм 66

114/55

Ритм 84

Селедкин

Толя

реп

классика

76/22

Ритм 96

77/44

Ритм 100

104/65

Ритм 84

Смертин Игорь

клубная

Реп и рок

121/52

Ритм 79

95/50

Ритм 74

97/57

Ритм 76

Харлампьев

Толя

рок

рэп

104/55

Ритм 77

110/64

Ритм 80

92/48

Ритм 72

Приложение № 5

Данные анкетирования по классам


Вопросы

Классы

10

11

Да

Нет

Да

Нет

Да

Нет

Да

Нет

Да

Нет

Да

Нет

Да

Нет

Да

Нет

1. Любите ли вы слушать музыку?

13

2

11

3

11

0

9

1

9

0

11

1

2

0

4

0

Всего:

70

7















2. Какие направления в музыке вы знаете?

















Народные

7


2


2


2


4


2


2


2


Рок

4


3


1


2


5


2


3


2


Хип- хоп

1


3


1


2


5


3


2


1


РЭП

9


9


12


8


5


7


3


3


Джаз

0


3


1


1


2


0


2


2


Классическая

1


2


2


4


4


1


2


2


Техно

0


2


0


1


3


0


2


1


Ретро

0


0


1


1


2


0


2


1


Электро

0


2


0


1


3


0


2


1


Клубная

0


3


3


3


2


2


2


1


Допстет

0


1


1


1


3


0


2


1


Вокал

0


1


2


0


2


0


2


1


Попса

0


2


2


2


3


2


2


2


Шансон

1


3


2


1


2


0


2


1


Гитара

0


2


1


1


2


3


2


1


ВСЕГО:

23


38


31


30


47


22


32


22


Какую музыку вы предпочитаете?

















Народные

7


2


2


2


4


2


2


2


Рок

4


3


1


2


5


2


3


2


Хип- хоп

1


3


1


2


5


3


2


1


РЭП

9


9


12


8


5


7


3


3


Джаз

0


3


1


1


2


0


2


2


Классическая

1


2


2


4


4


1


2


2


Техно

0


2


0


1


3


0


2


1


Ретро

0


0


1


1


2


0


2


1


Электро

0


2


0


1


3


0


2


1


Клубная

0


3


3


3


2


2


2


1


Допстет

0


1


1


1


3


0


2


1


Вокал

0


1


2


0


2


0


2


1


Попса

0


2


2


2


3


2


2


2


Шансон

1


3


2


1


2


0


2


1


Гитара

0


2


1


1


2


3


2


1


ВСЕГО:

23


28


31


30


47


22


32


22


4. Слушаете ли вы классическую музыку?

10

8

6

8

5

5

7

3

4

3

6

6

2

1

4

0

ВСЕГО:

34

34















25. Когда вы слушаете музыку?

















Когда лежу

6


4


5


5


4


8


3


2


Когда играю

4


1


1


2


1


2


3


2


Еду в автобусе

9


7


7


8


6


12


3


4


Когда бегаю

6


7


5


6


4


7


3


3


Когда гуляю

2


2


1


2


2


3


3


2


ВСЕГО:

27


21


19


23


17


32


15


13


6. Как вы думаете оказывает ли влияние музыка на здоровье человека?

11

7

10

4

9

1

8

2

4

5

6

6

2

1

4

0

ВСЕГО:

52

25















7. При выполнении какой работы вы отвлекаетесь?

5

8

5

6

2

6

6

4

1

5

3

5

1

2

1

2

ВСЕГО:

24

38















8. Слушаете ли вы музыку при выполнении домашнего задания?

3

15

9

5

6

5

4

6

2

7

6

6

0

3

2

2

ВСЕГО:

34

49















9. Как вы думаете ускоряет ли музыка работоспособность?

11

7

11

3

9

2

9

1

6

3

11

1

3

0

2

2

ВСЕГО:

62

18















10. Я люблю слушать музыку потому что?

















Мне нравиться

4


3


3


4


4


5


2


2


Поднимает настроение

3


2


4


1


2


3


1


2


Помогает лучше воспринимать окружающий мир

2


4


0


2


0


2


0


1


Она успокаивает нервы

8


3


4


2


3


1


0


1


С музыкой работать в ритм

1


1


1


1


1


3


0


3


Дает энергию

1


1


0


1


1


3


1


2




22