СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Исследовательская работа

Нажмите, чтобы узнать подробности

Исследовательская работа на тему "Судьба книги в современном мире".

Просмотр содержимого документа
«поект Сергееевой»

3-я районная конференция «Юниор» членов школьных научных обществ обучающихся образовательных организаций Туркменского района









Направление: Гуманитарные науки

Секция: Филология

Название работы: «Судьба книги в современном мире»

































а. Шарахалсун

2018 г.

Оглавление.

I. Введение ……………………………………………………………………3

II. Основная часть……………………………………………………….…….4

1. Что такое книга? …………………………………………………………...4

2. Из истории появления книг.……………………………………………….5

3. Изготовление бумаги.....…………………………………………………...6

4. Современное состояние книгоиздания……………………………………7

5. Ценность книги для человека……………………………………………...7

III. Практическая часть………………………………………………………...8

IV. Заключение .....………………………………………………………….….9

V. Список литературы ……………………………………………………....10

VI. Приложения..………………………………………………………….......11






























«Перестать читать книги — значит перестать мыслить.»

Федор Михайлович Достоевский

I. Введение

Сегодня я хочу затронуть тему:судьба книги в современном мире! Мне кажется это самая актуальная тема в двадцать первом веке. В школьные годы, единственным настоящим и самым лучшим другом, после родителей, идет книга. Для школьника - это целый мир. Она знает вопрос на любой ответ.

Актуальность исследования состоит в следующем.

Интернет, компьютер, Всемирная паутина — вот что сегодня называют чудом эпохи. И не книга, а компьютерная игра стала лучшим подарком ко дню рождения. Монитор — альтернатива книге, но только отчасти. Вы не замечали, что компьютер торопит: перед тобой открывается бездна и хочется охватить как можно больше, в то время как чтение - сложное и увлекательное исследование, требующее неторопливого размышления? Вас никогда не тревожил вопрос: вдруг с концом литературы настанет конец той цивилизации, которой сегодня мы так довольны? И до крайней точки недалеко?Как вернуть интерес к книге, к её героям, к авторам, создавшим неповторимый мир литературных чудес?

Чтобы найти ответ на поставленные вопросы я решила провести исследование по этой проблеме и узнать мнение окружающих и подумать всем вместе, как убедительно доказать, что даже в и 21 веке книга сохраняет свою ценность.

Гипотеза исследования: книга не утратила своей важности и ценности в современном мире.

Объект исследования: книги.

Предмет исследования: роль книги всовременной жизни.

Цель исследования: изучение роли книги в современной жизни.

Далее поставила перед собой ряд задач:

• узнать, как создают книги;

• выяснить, как выглядели первые книги;

• узнать ценность книги для человека;

• выяснить отношение учащихся 3-7 11 классов, к чтению книг;

• привлечь внимание к чтению книг;

• создать энциклопедиююного читателяпо семи литературным чудесам света;

Работая над проектом, пользовалась следующими методами исследования:

анализ разных источников информации, беседа, анкетирование, наблюдение, сравнение, обобщение.


II. Основная часть.

1. Что такое книга?

Как приятно держать в руках книгу. Слушать шуршание переворачиваемых страниц, вдыхать запах бумаги, держать руками твердую обертку. Ни одно устройство не может дать ничего подобного. Книги - это наше золото. То, что написано на белой странице уже ничем не изменить, никак не удалить и не стереть. Это как говорится, навечно. И, возможно, с годами книги стареют, страницы изнашиваются, буквы выгорают, но вся рукопись еще с давних-давних времен дошла до наших дней и сохранилась в истории человечества.

Так что же такое книга? Я посмотрела значение слова «книга» в словаре С.И.Ожегова1. Вот какое определение оно имеет: «Книга – произведение печати (в старину также рукописное) в виде переплетных листов с каким-нибудь текстом».

Ответ дает образное представление о том, как выглядит книга.Если задать этот вопрос человеку, который не умеет читать, он бы ответил примерно так - пачка бумаги, только в картонках. Для него это действительно так, потому что он никогда не сталкивался с содержимым этой пачки.


2. Из истории появления книг.

До некоторых пор устные сказания были единственным источником информации. Передача знаний и опыта осуществлялась в глубокой древности от человека к человеку, из уст в уста. При этом информация часто терялась или искажалась до неузнаваемости. Огромное количество необходимых сведений просто заучивалось наизусть жрецами, законоведами, учителями, а на дальние расстояния посылались “живые письма” - гонцы. Но как трудно запомнить самые разные и длинные истории. По этой причине много секретов было утеряно безвозвратно, сколько раз людям приходилось учиться чему-то заново. Делать открытия, которые были когда-то сделаны.

Поэтому люди придумали рисовать картинки, которые помогали им запоминать. Так появились каменные книги, которые – считаются первой формой записи информации. И в наши дни ученые находят в пещерах и на скалах изображения, сделанные рукой первобытного человека, отразившие его впечатления от окружающего мира, жизни, природы.

Наиболее развитые древние цивилизации в конечном итоге изобрели письменность. Для этой цели широко использовались деревянные дощечки, глиняные или восковые плитки, листы мягкого металла. В Древнем Египте, к примеру, информацию записывали на листах папируса, выделанного особым образом. Наиболее ранние записи на папирусе, свернутом в длинные свитки, датируются третьим тысячелетием до новой эры. Можно считать, что египетские свитки и были первыми книгами, известными в истории.

Первые рукописные книги на пергаменте появились значительно позже, незадолго до наступления новой эры. Листы таких книг скрепляли между собой, составляя небольшие тома. Поскольку о копировальной технике в те годы можно было только мечтать, первые книги добросовестно переписывали от руки специально обученные люди. Над одной книгой могли трудиться сразу несколько мастеров: один готовил листы пергамента, другой прилежно выводил на них письменные знаки, третий работал над иллюстрациями2.


3. Изготовление бумаги.

Историки утверждают, что первую бумагу изобрели китайцы. Они его изготавливали из шелка, тряпок и волокон из дерева. Секрет рецепта изготовления бумаги держали под страхом смертной казни.

Такой трудоемкий процесс создания книги не мог долго устраивать общество, и в результате длительной кропотливой работы, Иоганн Гутенберг изобрел печатный станок. Текст в нем набирался с помощью металлических букв. Изобретение Иоганна Гутенберга дало возможность во много раз ускорить процесс создания книг. Первой печатной книгой была «Библия», которая увидела свет около 1455 года. А за следующий год он изготовил около 300 экземпляров, на что прежде нужно было потратить несколько жизней. Ради справедливости надо сказать, что за несколько веков до Гутенберга в Корее переносили изображение из деревянных плит, на которых были вырезаны буквы3.

На наших землях, «первопроходцем» в книгопечатании был Иван Федоров, который также в материалах того времени был известен как Иван Федорович Москвитин. Он был образованным человеком, знал несколько языков, включая древнегреческий и латынь. Иоанн был духовным лицом, служил в храме, и хотел создать способ увеличения количества религиозных книг. Он открыл первую типографию 1563 года в Москве, и была она под контролем государства. Уже через год после этого событие, Федоров выпустил книгу «Апостол», где рассказывалось о деяниях учеников христовых. Хоть книга была печатной, ее шрифт и иллюстрации напоминали ручную работу. Следующей работой Ивана Федорова был «Часослов». После этого у печатника и его напарника начались проблемы, и они вынуждены были бежать из Московии. И поселились в Украине, где издали «Псалтырь» и «Азбуку».

4. Современное состояние книгоиздания.

Теперь для изготовления книг используются современные скоростные печатные машины, которые печатают со скоростью до 15 000 оттисков в час. Используются поточные линии, которые без вмешательства человека изготавливают обложки и прикрепляют их к книжному блоку. Набор текста происходит авторами на компьютерах, на них же и проводится верстки (размещения всех элементов на странице книги). Как видите, история книги очень длинная, поэтому берегите и любите книгу. Она этого достойна.

5. Ценность книги для человека.

Роль книги в жизни человека неоценима. Многие детские страхи лечатся при помощи сказкотерапии. Детские психологи пишут рассказы, направленные на решение определенных проблем ребенка. Их содержание и объем зависят от возраста, характера ребенка и много другого. С их помощью можно легко объясните малышу, как вести себя с окружающими людьми, животными, почему надо умываться и убирать за собой, малыш быстро избавляется от боязни темноты и неуверенности в себе. Таким образом, первое и очень важное знакомство с книгами происходит у человека в совсем раннем возрасте. Пойдя в школу и научившись читать, мы имеем уникальную возможность окунуться в волшебный и таинственный мир литературы.

Кто-то сказал, что когда мы читаем, мы «думаем чужими мыслями». Я не согласна с этим. Считаю, что чужой пример, чужая мысль способствуют размышлениям, побуждают наш мыслительный аппарат активно работать. Я считаю, что от хороших книг умнеют, они расширяют кругозор. Когда я, например, читаю книгу, я пытаюсь представить обстановку, в которой живет герой, анализирую его поведение, представляю себя на его месте… Книга – это материал для фантазии, размышлений, это двигатель моего умственного труда. Поэтому я предпочитаю общение с умной книгой компьютеру, а когда дают творческое задание, то не спешу заходить на сайт, а пробую свои способности в сочинении самостоятельно. И пусть мои суждения просты, нежели умные мысли из Интернета, зато они искренни и понятны моим сверстникам.

Так стоит ли читать? Несомненно, ответ – да! Читайте, мечтайте, творите и будьте достойны называться человеком читающим и думающим!

III.Практическая часть.

Роль книги в жизни учащихся нашей школы.

Рассмотрев в основной части своего проекта значение книги в жизни человека, решила изучить отношение учащихся и учителей к книгам. Для этого провела среди них анкетирование на тему: «Человек читающий». Исследование: что, как и где читают наши современники (опрос учеников, учителей, изучение читательских формуляров). В анкетировании приняли участие учащиеся 3-7 классов (67 человек). Анкета состояла из 5 пунктов.

Результаты анкетирования позволили сделать вывод о том, что большинство ребят любят читать книги (46 человек из 67).

Далее у меня прошла беседа со школьным библиотекарем Д.Н. Адоньевой. Дина Николаевна рассказала, что учащиеся начальной школы читают стихи, сказки, рассказы о животных. Старшеклассники (9-11 классы) больше читают программную литературу. В библиотеке ведется дневник учета посещений. Из этого дневника я узнала, что сначала учебного года библиотеку посетили 162 человека, в январь – февраль – 120 человек.

Чаще школьную библиотеку посещают учащиеся младших классов, учащиеся средней школы – почти не посещают, старшеклассники готовятся к экзаменам, поэтому читают литературу, которая им помогает при подготовке к итоговой аттестации.

Практическое использование результатов.

После того, как я узнала об истории появления книг, о первых книгах, о роли книг в жизни человека и о том, как создаются книги, решила познакомить своих одноклассников с этой информацией и начала работу над собственной энциклопедией юного читателя по семи литературным чудесам света. Определилась с жанром – сказка, т.к. очень люблю читать сказки. Редактором моей книги была мама. В результате у меня получилась малая энциклопедия юного читателя. Эту энциклопедию я передам в школьную библиотеку, чтобы все желающие могли её взять и почитать.


IV. Заключение.

В процессе работы над проектом я узнала, как создаются книги, как выглядели первые книги, кто и как участвует в создании книги, поняла, что нужно находить время для встречи с «живыми» книгами, потому что значение книги в жизни человека очень огромно. Книги дают нам много новых знаний. Книга – это память. Она играет огромную роль в развитии цивилизации в целом, служит своеобразным проводником из настоящего в прошлое. Хорошие книги вдохновляют, становятся источником идей. А еще поняла, что процесс печатания книги очень трудоёмкий, поэтому надо беречь книги.

Работая над проектом, я сделала вывод, что у печатной книги, большое количество поклонников. И они считают, что чтение с монитора компьютера не может сравниться с общением с бумажной книгой. Для них важен не только текст, напечатанный на страницах, но и сам вид книги, ощущения от прикосновения к ней, запах. Книга кажется им живым существом, маленьким другом. И благодаря возможностям современных технологий печатные книги сегодня выпускают в самых разных форматах: дорогие коллекционные, маленькие карманные удобные для чтения, недорогие в мягком переплете. Каждый читатель легко подберет для себя подходящий вариант.

Таким образом, в современном мире книга вовсе не утратила своей важности и популярности.


V. Список литературы:

1.Смородинская М.Д., Маркова Ю.П. О культуре чтения: что нужно знать каждому. -М.: Книга, 1984. -88 с.

2.Тихомирова И.И. Растим читателя-творца / И.И. Тихомирова // Библиотечное дело. -2009. - № 10. - С. 25-26.

3.Чирва А. Книга в твоих руках (Книга для учащихся - М., «Просвещение», 1985

4.Чубарьян О.С. Человек и книга.-М.: Наука, 1978.-107 с.

5. http://mirpozitiva.ru/articles/1465-citaty-pro-knigi.html

6. https://www.kakprosto.ru/kak-837517-kak-poyavilis-pervye-knigi

7. http://drukarstvo.com/ru/istoriya-sozdaniya-knigi/ © Полиграфический портал

8. http://fb.ru/article/51816/rol-knigi-v-jizni-cheloveka













Приложение 1.

Вопросы анкеты.

1. Любите ли вы читать (да, нет, затрудняюсь ответить)

2. Как вы относитесь к новым форматам книг: электронному и аудио?

3. Ваша любимая книга.

4. Где (в какой обстановке) вы любите читать?

5. Что следует сделать, чтобы читали не только книги, изучаемые на уроках?

Результаты анкеты.

Портрет современного читателя.

Мы опросили 67 учеников среди 3-7 классов и поработали с читательскими формулярами школьной библиотеки. Вот портрет подрастающего читателя.

Любите ли вы читать?

  • Да – 46 человек

  • Нет – 13 человек

Затрудняюсь ответить – 8 человек

Как вы относитесь к новым форматам книг: электронному и аудио?

  • Положительно – 37 человек

  • Отрицательно – 30 человек


Чтение учеников по жанрам:

  • Фантастика

  • Детективы

  • Приключения

  • Стихи

  • Сказки

  • Рассказы про животных

А какие произведения любят читать дети?

  • Стихи А. С. Пушкина, С. Есенина.

  • Л. Кэрролл «Приключения Алисы в стране чудес», «Алиса в Зазеркалье»

  • Сказы П. Бажова «Малахитовая шкатулка»

  • Р. Л. Стивенсон «Остров сокровищ»

  • А. Линдгрен «Пеппи Длинный Чулок», «Мио, мой Мио», «Ронни – дочь разбойника»

  • Некрасов «Приключения капитана Врунгеля»

  • М. Твен «Приключения Тома Сойера», «Приключения Гекльберри Финна» -

  • Д. Лондон «Белый клык»

  • Л. Н. Толстой «Война и мир»

  • А. Гайдар «Тимур и его команда»

Место чтения.

  • Дома в тишине – 62 человека

  • В библиотеке - 1 человек

  • На природе - 2 человека

  • Читать при свете и тихой музыке – 1 человек

Что следует сделать, чтобы читали не только книги, изучаемые на уроках? (Предложения учащихся)

  • Проведение Недели детской книги.

  • Широко отмечать юбилейные даты известных авторов.

  • Преодолеть лень и начать читать книги.

  • На уроках большее внимание уделять дополнительному чтению.

  • Ограничить использование гаджетов.

  • Проводить литературные викторины.

  • Завести дневник читателя.

Вывод.

Меня радует, что в основном ребята читают дома: это для них привычное серьёзное занятие.

Учащиеся отдают предпочтение традиционной книге, значит, человек читающий не умрёт, как не исчезнет и книга.

Мы ещё формируем читательский вкус, поэтому среди любимых книг есть как проверенные временем произведения известных писателей, так и литературная чепуха, авторов которой не помнят.

Пусть ребята в библиотеке не читают, но часто заглядывают сюда. Не случайно библиотеку назвали любимым литературным местом 12 человек.


1http://slovarozhegova.ru/



2http://mirpozitiva.ru/articles/1465-citaty-pro-knigi.html

3https://www.kakprosto.ru/kak-837517-kak-poyavilis-pervye-knigi