Оглавление
ВВЕДЕНИЕ…………………………………...………………………………..4
ГЛАВА І. Всё о меле
Откуда к нам пришёл мел?.......................................................................5
Что такое мел?...........................................................................................5
Применение мела………………………………………………………..5
Изготовление мелков на производстве………………………………...6
ГЛАВА ІІ. Описание практической части работы
2.1. Эксперимент «Мелок, который не пачкает руки»……………………7
2.2. Изготовление цветных мелков в домашних условиях………………..7
АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ И ВЫВОДЫ……………………………………7
ПРИЛОЖЕНИЯ
ВВЕДЕНИЕ
Каждый из нас хорошо представляет себе обычный, ничем не примечательный школьный мелок. И не только представляет, но и не раз держал в руках во время учёбы. А сколько истин было открыто с помощью кусочка мела, сколько совершено открытий! И до сих пор школьный учитель, держа в руке незаметный, но в тоже время незаменимый кусочек мела, совершает чудеса
Как-то раз в один сентябрьский денёк наш класс участвовал в конкурсе рисунков на асфальте. Нам раздали белые и цветные мелки. Рисуя, мы столкнулись с проблемой:
мелки быстро списывались;
руки и одежда от мелков пачкалась.
В школе мел даёт нам учитель. Дома мы просим купить мел родителей, но родители не будут же каждый день покупать нам мел. И меня заинтересовал вопрос: а можно ли самому изготовить мел и из чего, а также можно ли сделать так, чтобы мел не пачкал руки?
Объект исследования: цветные мелки.
Предмет исследования: компоненты мела: гипс, краски; клей ПВА, зубная паста.
Гипотеза:
Можно ли сделать так, чтобы мел не пачкал руки.
Можно ли изготовить мел в домашних условиях.
Цель: изготовить цветные мелки своими руками в домашних условиях; сделать так, чтобы мел не пачкал руки.
Задачи:
1) изучить историю мела и его изготовление на производстве
2) узнать о его применении в жизни человека;
4) попытаться найти способы сделать так, чтобы мел не пачкал руки;
3) изготовить цветной и белый мел в домашних условиях;
4) опробовать изготовленный мел на доске;
5) обобщить результаты работы.
Методы исследования: изучение информации; практический (изготовление мела); наблюдение.
Практическая значимость заключается в описании способа изготовления цветного мела в домашних условиях. А также можно предложить своим родителям сэкономить средства на покупке цветных мелков.
ГЛАВА І. Всё о меле
1.1.Откуда к нам мел пришел
Из книги Аркадия Кленова «Малышам о минералах» я узнал, что когда-то в древности жили в океане разные рачки, морские улитки и «иной мелкий народец» [1, 28]. Когда они умирали, то оседали на дне морском. Все это долгие тысячелетия слеживалось под водой в настоящий камень. Теперь там, где было когда-то морское дно – суша. И мы можем путешествовать по горам, которые состоят из известняка. Эти известняки – мел, камень-ракушечник, мрамор [1,90].
1.2.Что такое мел?
Мел — это мельчайшие остатки раковин, обломков скелетов вымерших морских животных. Мел откладывался в водоемах в течение миллионов лет. А когда они обмелели, то известняки вышли на поверхность.
Мел — осадочная горная порода белого цвета, мягкая и рассыпчатая, нерастворимая в воде.
1.3. Применение мела
Мел является одним из самых распространенных материалов, используемых при производстве строительных и ремонтных работ. Например, для побелки мел разводят с теплой водой, белят и красят стены домов, готовят такую побелку и для защиты деревьев от солнечных ожогов. Мел, используемый для побелки, продается в сухом виде. Также в продаже имеется меловая паста. Меловая паста и мел могут храниться, не теряя своих качеств и свойств, в течение очень длительного времени. Сухой мел в некоторых случаях может содержать посторонние примеси, а также не промолотые кусочки. По этой причине, перед приготовлением побелочного раствора, мел желательно просеять через сито, а после растворения процедить приготовленный раствор (эл. ресурс, 1).
Используется мел при производстве картона, бумаги, такая бумага более белая и предназначена для печати, она называется мелованной. Необходимым условием получения хороших красок, резиновых и пластмассовых изделий является добавления мела. В составе пластмасс мел выполняет целый ряд функций. В частности, он используется для придаче белизны материала. При производстве резины мел способствует улучшению износостойкости изделий, а также экономии весьма дорогостоящего каучука и других компонентов. Для производства комбикормов и подкормки животных и птиц используют мел сыромолотый, муку известковую. Мел применяется в стекольном производстве в качестве одного из компонентов при варке стекла. Мел придает стеклу термическую стойкость, механическую прочность, устойчивость против химических реагентов и выветривания (эл. ресурс 3).
Мел используется в сельском хозяйстве (для известкования почв, подкормки животных). Осажденный мел используется в медицине (как лечебный препарат), в парфюмерии (составная часть зубных порошков, паст). В пластическом искусстве мел применяют как основу левкаса и других грунтов, как компонент при изготовлении художественных красок (например, пастели). Белый мел и чёрный мел (т. н. итальянский карандаш) используются как материалы для рисования. В промышленности мел применяется для производства цемента и извести, как наполнитель для резины, пластмасс, лакокрасочных материалов, для получения соды, стекла, очистки сахара; изготовления школьных мелков.
1.4.Изготовление мела на производстве
Мел, которым мы пишем на школьной доске, производят в специальных смесителях. Это очень сложный процесс с добавлением разных веществ: мел сухой, мел влажный, парафин, крахмал и других. После получасового размешивания, получившуюся массу выгружают в небольшую емкость и относят на этап формовки. Сначала массу загружают в бункер специального аппарата, где из нее удаляются лишние влага и воздух. Затем внутри аппарата масса попадает в специальные формы, которые превращают ее в одну сплошную ленту. В итоге на свет появляется длинный школьный мелок (электр. ресурс 2). Механический нож разрезает его на части, работники фабрики аккуратно складывают мел в лотки, в которых он будет лежать около суток в специальной сушильной камере, где воздух прогревается до 60 градусов. В ней мелки окончательно подсохнут. После сухой парилки школьные мелки отправляются на упаковку. Работники фабрики укладывают каждый кусочек мела в картонные коробочки и затем маркируют товар. Потом школьный мел поступает на прилавки магазинов, в школы.
ГЛАВА ІІ. Описание практической части работы
2.1.Эксперимент «Мелок, не пачкающий руки»
Школьные мелки, которыми мы пишем на доске, пачкают нам руки, а кто очень любит рисовать, тот может испачкать и одежду. Мы решили исправить это и провести эксперимент. Цель эксперимента: как сделать так, чтобы мелок не пачкал руки и одежду.
Обернем школьный мелок обычной бумагой;
Покроем школьный мелок тонкой пленкой клея ПВА. Высушим его.
Покроем школьный мелок тонким слоем зубной пасты и высушим.
Выводы: Школьный мелок, обернутый в бумагу не очень удобно держать. Следующие способы оказались достаточно эффективными. Руки и даже одежда не пачкаются мелом, покрытым зубной пастой и мелком, покрытым клеем ПВА. Но мелком, покрытым ПВА трудно рисовать на доске, нужно приложить некоторое усилие, чтобы мелок оставил след (приложение 1) .
2.2.Изготовление цветных мелков в домашних условиях
Очень часто на уроке нам требуются цветные мелки, поэтому они очень быстро заканчиваются. Мы решили попробовать изготовить мелки в домашних условиях.
Эксперимент «Изготовление цветных мелков» [2, 27]
Инструменты и материалы: порошок гипса, палочка, форма для мела, емкость с водой, посуда для смешивания, гуашь.
Ход: В посуду налить 3 ложки воды, добавить гуашь любого цвета. Перемешать. Насыпать 2 ложки порошка гипса. Возьмите приготовленную заранее форму и наполните их смесью, немного встряхнем. Положите сушиться в теплом место на сутки. Потом достаньте мел из формы и оставьте сушиться еще на двое суток (приложение 2).
Вывод: Мелок с использованием гипса достаточно плотный, рисует на доске, не крошится.
Анализ результатов и выводы
Ребята моего класса попросили раскрыть секрет изготовления мелков в домашних условия.
Мы сделали следующие выводы:
-Чтобы руки не пачкались от школьных мелков, используем разные способы. Самым надежным испытанным нами оказался способ покрытия мелков зубной пастой.
- Изготовить мелки в домашних условиях не очень сложно, самое главное соблюдать технологию;
- Лучше, если ваши мелки будут не совсем тоненькие, так как могут сломаться;
Наша гипотеза верна, нам удалось изготовить мелки в домашних условиях и «уговорить» школьный мелок не пачкаться.
Мы будем применять изготовленные мною мелки на уроках в нашей школе.
Если вы любознательны и старательны у вас все получится!
А ещё можно сделать мелки, которые можно употреблять в пищу. Но это будет тема моей следующей исследовательской работы.
Источники информации
1. Кленов А.С. Малышам о минералах.- М.: « Педагогика – Пресс», 1993.- 256 с.
2. Химия /научно-методический журнал/ст. Творим и изучаем вместе. Ильина
И.Н. - М.:ИГ Основа, 2013, №7
3. Лаврова С.А. Занимательная химия для детей. М., Белый город. 2009
Электронные ресурсы:
1.Мел и его применение – Режим доступа: http://poremontu.ru/arcticles/mel-i-ego-primenenie
2. Как делают мел –Режим доступа: http://domivse.ru/index.php/podelki/127-samodelnye-melki.html 3.Свойства и применение мела – Режим доступа: http://www.newchemistry.ru/printletter.php?n_id=5935
Приложение 1
Эксперимент «Мелок, который не пачкает руки»



Приложение 2
Эксперимент «Изготовление цветных мелков»





