СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Исследовательская работа

Нажмите, чтобы узнать подробности

Каждый из нас хорошо представляет себе обычный, ничем не  примечательный школьный мелок. И не только представляет, но и не раз держал в руках во время учёбы.

Просмотр содержимого документа
«Исследовательская работа»

Оглавление


ВВЕДЕНИЕ…………………………………...………………………………..4


ГЛАВА І. Всё о меле

    1. Откуда к нам пришёл мел?.......................................................................5

    2. Что такое мел?...........................................................................................5

    3. Применение мела………………………………………………………..5

    4. Изготовление мелков на производстве………………………………...6


ГЛАВА ІІ. Описание практической части работы

2.1. Эксперимент «Мелок, который не пачкает руки»……………………7

2.2. Изготовление цветных мелков в домашних условиях………………..7


АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ И ВЫВОДЫ……………………………………7


ПРИЛОЖЕНИЯ
























ВВЕДЕНИЕ

Каждый из нас хорошо представляет себе обычный, ничем не примечательный школьный мелок. И не только представляет, но и не раз держал в руках во время учёбы. А сколько истин было открыто с помощью кусочка мела, сколько совершено открытий! И до сих пор школьный учитель, держа в руке незаметный, но в тоже время незаменимый кусочек мела, совершает чудеса

Как-то раз в один сентябрьский денёк наш класс участвовал в конкурсе рисунков на асфальте. Нам раздали белые и цветные мелки. Рисуя, мы столкнулись с проблемой:

  1. мелки быстро списывались;

  2. руки и одежда от мелков пачкалась.

В школе мел даёт нам учитель. Дома мы просим купить мел родителей, но родители не будут же каждый день покупать нам мел. И меня заинтересовал вопрос: а можно ли самому изготовить мел и из чего, а также можно ли сделать так, чтобы мел не пачкал руки?

Объект исследования: цветные мелки.

Предмет исследования: компоненты мела: гипс, краски; клей ПВА, зубная паста.

Гипотеза:

  1. Можно ли сделать так, чтобы мел не пачкал руки.

  2. Можно ли изготовить мел в домашних условиях.

Цель: изготовить цветные мелки своими руками в домашних условиях; сделать так, чтобы мел не пачкал руки.

Задачи:

1) изучить историю мела и его изготовление на производстве

2) узнать о его применении в жизни человека;

4) попытаться найти способы сделать так, чтобы мел не пачкал руки;

3) изготовить цветной и белый мел в домашних условиях;

4) опробовать изготовленный мел на доске;

5) обобщить результаты работы.

Методы исследования: изучение информации; практический (изготовление мела); наблюдение.

Практическая значимость заключается в описании способа изготовления цветного мела в домашних условиях. А также можно предложить своим родителям сэкономить средства на покупке цветных мелков.



ГЛАВА І. Всё о меле


1.1.Откуда к нам мел пришел

Из книги Аркадия Кленова «Малышам о минералах» я узнал, что когда-то в древности жили в океане разные рачки, морские улитки и «иной мелкий народец» [1, 28]. Когда они умирали, то оседали на дне морском. Все это долгие тысячелетия слеживалось под водой в настоящий камень. Теперь там, где было когда-то морское дно – суша. И мы можем путешествовать по горам, которые состоят из известняка. Эти известняки – мел, камень-ракушечник, мрамор [1,90].


1.2.Что такое мел?

Мел — это мельчайшие остатки раковин, обломков скелетов вымерших морских животных. Мел откладывался в водоемах в течение миллионов лет. А когда они обмелели, то известняки вышли на поверхность.

Мел — осадочная горная порода белого цвета, мягкая и рассыпчатая, нерастворимая в воде.


1.3. Применение мела

Мел является одним из самых распространенных материалов, используемых при производстве строительных и ремонтных работ. Например, для побелки мел разводят с теплой водой, белят и красят стены домов, готовят такую побелку и для защиты деревьев от солнечных ожогов. Мел, используемый для побелки, продается в сухом виде. Также в продаже имеется меловая паста. Меловая паста и мел могут храниться, не теряя своих качеств и свойств, в течение очень длительного времени. Сухой мел в некоторых случаях может содержать посторонние примеси, а также не промолотые кусочки. По этой причине, перед приготовлением побелочного раствора, мел желательно просеять через сито, а после растворения процедить приготовленный раствор (эл. ресурс, 1).

Используется мел при производстве картона, бумаги, такая бумага более белая и предназначена для печати, она называется мелованной. Необходимым условием получения хороших красок, резиновых и пластмассовых изделий является добавления мела. В составе пластмасс мел выполняет целый ряд функций. В частности, он используется для придаче белизны материала. При производстве резины мел способствует улучшению износостойкости изделий, а также экономии весьма дорогостоящего каучука и других компонентов. Для производства комбикормов и подкормки животных и птиц используют мел сыромолотый, муку известковую. Мел применяется в стекольном производстве в качестве одного из компонентов при варке стекла. Мел придает стеклу термическую стойкость, механическую прочность, устойчивость против химических реагентов и выветривания (эл. ресурс 3).

Мел используется в сельском хозяйстве (для известкования почв, подкормки животных). Осажденный мел используется в медицине (как лечебный препарат), в парфюмерии (составная часть зубных порошков, паст). В пластическом искусстве мел применяют как основу левкаса и других грунтов, как компонент при изготовлении художественных красок (например, пастели). Белый мел и чёрный мел (т. н. итальянский карандаш) используются как материалы для рисования. В промышленности мел применяется для производства цемента и извести, как наполнитель для резины, пластмасс, лакокрасочных материалов, для получения соды, стекла, очистки сахара; изготовления школьных мелков.


1.4.Изготовление мела на производстве

Мел, которым мы пишем на школьной доске, производят в специальных смесителях. Это очень сложный процесс с добавлением разных веществ: мел сухой, мел влажный, парафин, крахмал и других. После получасового размешивания, получившуюся массу выгружают в небольшую емкость и относят на этап формовки. Сначала массу загружают в бункер специального аппарата, где из нее удаляются лишние влага и воздух. Затем внутри аппарата масса попадает в специальные формы, которые превращают ее в одну сплошную ленту. В итоге на свет появляется длинный школьный мелок (электр. ресурс 2). Механический нож разрезает его на части, работники фабрики аккуратно складывают мел в лотки, в которых он будет лежать около суток в специальной сушильной камере, где воздух прогревается до 60 градусов. В ней мелки окончательно подсохнут. После сухой парилки школьные мелки отправляются на упаковку. Работники фабрики укладывают каждый кусочек мела в картонные коробочки и затем маркируют товар. Потом школьный мел поступает на прилавки магазинов, в школы.







ГЛАВА ІІ. Описание практической части работы


2.1.Эксперимент «Мелок, не пачкающий руки»

Школьные мелки, которыми мы пишем на доске, пачкают нам руки, а кто очень любит рисовать, тот может испачкать и одежду. Мы решили исправить это и провести эксперимент. Цель эксперимента: как сделать так, чтобы мелок не пачкал руки и одежду.

  1. Обернем школьный мелок обычной бумагой;

  2. Покроем школьный мелок тонкой пленкой клея ПВА. Высушим его.

  3. Покроем школьный мелок тонким слоем зубной пасты и высушим.

Выводы: Школьный мелок, обернутый в бумагу не очень удобно держать. Следующие способы оказались достаточно эффективными. Руки и даже одежда не пачкаются мелом, покрытым зубной пастой и мелком, покрытым клеем ПВА. Но мелком, покрытым ПВА трудно рисовать на доске, нужно приложить некоторое усилие, чтобы мелок оставил след (приложение 1) .


2.2.Изготовление цветных мелков в домашних условиях

Очень часто на уроке нам требуются цветные мелки, поэтому они очень быстро заканчиваются. Мы решили попробовать изготовить мелки в домашних условиях.

Эксперимент «Изготовление цветных мелков» [2, 27]

Инструменты и материалы: порошок гипса, палочка, форма для мела, емкость с водой, посуда для смешивания, гуашь.

Ход: В посуду налить 3 ложки воды, добавить гуашь любого цвета. Перемешать. Насыпать 2 ложки порошка гипса. Возьмите приготовленную заранее форму и наполните их смесью, немного встряхнем. Положите сушиться в теплом место на сутки. Потом достаньте мел из формы и оставьте сушиться еще на двое суток (приложение 2).

Вывод: Мелок с использованием гипса достаточно плотный, рисует на доске, не крошится.



Анализ результатов и выводы

Ребята моего класса попросили раскрыть секрет изготовления мелков в домашних условия.

Мы сделали следующие выводы:

-Чтобы руки не пачкались от школьных мелков, используем разные способы. Самым надежным испытанным нами оказался способ покрытия мелков зубной пастой.

- Изготовить мелки в домашних условиях не очень сложно, самое главное соблюдать технологию;

- Лучше, если ваши мелки будут не совсем тоненькие, так как могут сломаться;

Наша гипотеза верна, нам удалось изготовить мелки в домашних условиях и «уговорить» школьный мелок не пачкаться.

Мы будем применять изготовленные мною мелки на уроках в нашей школе.

Если вы любознательны и старательны у вас все получится!

А ещё можно сделать мелки, которые можно употреблять в пищу. Но это будет тема моей следующей исследовательской работы.


Источники информации

1. Кленов А.С. Малышам о минералах.- М.: « Педагогика – Пресс», 1993.- 256 с.

2. Химия /научно-методический журнал/ст. Творим и изучаем вместе. Ильина

И.Н. - М.:ИГ Основа, 2013, №7

3. Лаврова С.А. Занимательная химия для детей. М., Белый город. 2009

Электронные ресурсы:

1.Мел и его применение – Режим доступа: http://poremontu.ru/arcticles/mel-i-ego-primenenie

2. Как делают мел –Режим доступа: http://domivse.ru/index.php/podelki/127-samodelnye-melki.html 3.Свойства и применение мела – Режим доступа: http://www.newchemistry.ru/printletter.php?n_id=5935























Приложение 1



Эксперимент «Мелок, который не пачкает руки»



























































































Приложение 2

Эксперимент «Изготовление цветных мелков»









































































Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!