Проектирование раздела программы «Формирование УУД» «Основы учебно-исследовательской и проектной деятельности»
Окружной проектный семинар
Сроки по разработке ООП:
Разделы программы
Сроки
Раздел ООП «Пояснительная записка»
20.11.12
Раздел ООП «Планирование результатов освоения ООП ООО»
04.02.13
Раздел программы формирования УУД «Основы смыслового чтения и работа с текстом»
25.12.12
Раздел программы формирования УУД «Формирование ИКТ – компетентности обучающихся»
25.01.13
Раздел программы формирования УУД «Основы учебно-исследовательской и проектной деятельности»
25.02.13
Распределение метапредметных результаты по классам (включить в ООП)
Алгоритм действий по планированию и достижению метапредметных результатов
Распределение метапредметных результатов по классам
ШАГ 1
Определение приоритетных УУД, последовательности освоения планируемых результатов в каждом классе, определение сроков и периода освоения
ШАГ 2
Освоение учебных действий в рамках отведенного периода
ШАГ 3
Куединский РМЦ, 2012
24.12.12
Примерная структура раздела ООП «Основы учебно-исследовательской и проектной деятельности»
- Понятие учебно-исследовательской и проектной деятельности
- Планируемые результаты
- Методы, формы работы, ориентированные на развитие навыков учебно-исследовательской и проектной деятельности на уроках и внеурочной деятельности
- Система мероприятий – описание механизмов формирования навыков учебно-исследовательской и проектной деятельности (реализация проектно-исследовательских форм работы на уроках, программ внеурочной деятельности и т.д.)
- Система оценивания – критерии и методы оценивания.
Понятие учебно-исследовательской и проектной деятельности
- Определение понятий «учебно-исследовательская деятельность», «проектная деятельность» и т.д.
- Отличие исследовательской и проектной деятельности.
- Классификация проектов – по типу, масштабу, по классу, по типу, по длительности и т д.
- Виды исследовательских работ:
- Формируемые учебные действия
Текстовые работы
Компьютерные
Доклад
Стендовый доклад
Литературный обзор
Реферат
Рецензия
Научная статья
Научный отчет
Проект
Визуальные
Презентации
Конструкторские
Видеофильм, слайды
Действующая модель или макет с текстовым сопровождением
- Учебно-исследовательская деятельность подразумевает ознакомление учащихся с различными методами выполнения исследовательских работ, способами сбора, обработки и анализа полученного материала, а так же направлена на выработку умения обобщать данные и формулировать результат. Учебное исследование предполагает такую познавательную деятельность, в которой школьники используют приемы, соответствующие методам изучаемой науки, не ограничиваются усвоением новых знаний, а вносят в творческий процесс свое оригинальное решение, находят новые вопросы в уже известном, используют широкий круг источников, применяют более совершенные, по сравнению с программными, методы познавательной деятельности.
- Проектная деятельность обучающихся — совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность учащихся, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленная на достижение общего результата деятельности. Непременным условием проектной деятельности является наличие заранее выработанных представлений о конечном продукте деятельности, этапов проектирования (выработка концепции, определение целей и задач проекта, доступных и оптимальных ресурсов деятельности, создание плана, программ и организация деятельности по реализации проекта) и реализации проекта, включая его осмысление и рефлексию результатов деятельности.
- Исследовательская деятельность обучающихся — деятельность учащихся, связанная с решением учащимися творческой, исследовательской задачи с заранее неизвестным решением (в отличие от практикума, служащего для иллюстрации тех или иных законов природы) и предполагающая наличие основных этапов, характерных для исследования в научной сфере, нормированную исходя из принятых в науке традиций: постановку проблемы, изучение теории, посвященной данной проблематике, подбор методик исследования и практическое овладение ими, сбор собственного материала, его анализ и обобщение, научный комментарий, собственные выводы. Любое исследование, неважно, в какой области естественных или гуманитарных наук оно выполняется, имеет подобную структуру. Такая цепочка является неотъемлемой принадлежностью исследовательской деятельности, нормой ее проведения.
- Проектная деятельность обучающихся — совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность учащихся, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленная на достижение общего результата деятельности. Непременным условием проектной деятельности является наличие заранее выработанных представлений о конечном продукте деятельности, этапов проектирования (выработка концепции, определение целей и задач проекта, доступных и оптимальных ресурсов деятельности, создание плана, программ и организация деятельности по реализации проекта) и реализации проекта, включая его осмысление и рефлексию результатов деятельности.
- Проектно-исследовательская деятельность — деятельность по проектированию собственного исследования, предполагающая выделение целей и задач, выделение принципов отбора методик, планирование хода исследования, определение ожидаемых результатов, оценка реализуемости исследования, определение необходимых ресурсов. Является организационной рамкой исследования.
Понятие учебно-исследовательской и проектной деятельности
- Определение понятий «учебно-исследовательская деятельность», «проектная деятельность» и т.д.
- Отличие исследовательской и проектной деятельности.
- Классификация проектов – по типу, масштабу, по классу, по типу, по длительности и т д.
- Виды исследовательских работ:
- Формируемые учебные действия
Текстовые работы
Компьютерные
Доклад
Стендовый доклад
Литературный обзор
Реферат
Рецензия
Научная статья
Научный отчет
Проект
Визуальные
Презентации
Конструкторские
Видеофильм, слайды
Действующая модель или макет с текстовым сопровождением
Этапы проектирования:
Формируемые УУД
Анализ ситуации, формулирование замысла, цели:
- Анализ ситуации
- Конкретизация проблемы, формулирование цели,
- Выдвижение гипотез разрешения проблемы, перевод ее в задачи.
Целеполагание, анализ, выдвижение гипотез.
Выполнение (реализация) проекта:
- Планирование этапов выполнения проекта,
- Обсуждения возможных средств и способов решения задач,
- Реализация проекта.
Планирование учебного сотрудничества с учителем м сверстниками, способствовать продуктивной кооперации, поиск и обработка информации, моделирование, осуществлять логические операции, терпимость, открытость, тактичность, готовность прийти на помощь и т.д.
Подготовка итогового продукта:
- Обсуждение способов оформления конечных результатов,
- Сбор, систематизация, анализ полученных результатов,
- Подведение итогов, оформление результатов, их презентация,
- Оценка деятельности и результативности.
Владение монологической речью, формулировать собственную позицию, убедительно аргументировать свое мнение, соотносить с другими, взаимооценка и самооценка деятельности.
© Зартинова Л.А., Куединский РМЦ
26.03.2012
Планируемые результаты
Класс
Планируемые результаты
5
6
7
8
9
Выпускник научится:
• планировать и выполнять учебное исследование и учебный проект, используя оборудование, модели, методы и приёмы, адекватные исследуемой проблеме;
• выбирать и использовать методы, релевантные рассматриваемой проблеме;
• распознавать и ставить вопросы, ответы на которые могут быть получены путём научного исследования, отбирать адекватные методы исследования, формулировать вытекающие из исследования выводы;
• использовать такие математические методы и приёмы, как абстракция и идеализация, доказательство, доказательство от противного, доказательство по аналогии, опровержение, контрпример, индуктивные и дедуктивные рассуждения, построение и исполнение алгоритма;
• использовать такие естественно-научные методы и приёмы, как наблюдение, постановка проблемы, выдвижение «хорошей гипотезы», эксперимент, моделирование, использование математических моделей, теоретическое обоснование, установление границ применимости модели/теории;
• использовать некоторые методы получения знаний, характерные для социальных и исторических наук: постановка проблемы, опросы, описание, сравнительное историческое описание, объяснение, использование статистических данных, интерпретация фактов;
• ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать языковые средства, адекватные обсуждаемой проблеме;
• отличать факты от суждений, мнений и оценок, критически относиться к суждениям, мнениям, оценкам, реконструировать их основания;
• видеть и комментировать связь научного знания и ценностных установок, моральных суждений при получении, распространении и применении научного знания.
Выпускник получит возможность научиться:
• самостоятельно задумывать, планировать и выполнять учебное исследование, учебный и социальный проект;
• использовать догадку, озарение, интуицию;
• использовать такие математические методы и приёмы, как перебор логических возможностей, математическое моделирование;
• использовать такие естественно-научные методы и приёмы, как абстрагирование от привходящих факторов, проверка на совместимость с другими известными фактами;
• использовать некоторые методы получения знаний, характерные для социальных и исторических наук: анкетирование, моделирование, поиск исторических образцов;
• использовать некоторые приёмы художественного познания мира: целостное отображение мира, образность, художественный вымысел, органическое единство общего особенного (типичного) и единичного, оригинальность;
• целенаправленно и осознанно развивать свои коммуникативные способности, осваивать новые языковые средства;
• осознавать свою ответственность за достоверность полученных знаний, за качество выполненного проекта.
Методы, формы работы, ориентированные на развитие навыков учебно-исследовательской и проектной деятельности
Описание основных программ, технологий, форм организации учебно-исследовательской и проектной деятельности и др. видов работ, организуемых в ОУ на урочных и внеурочных занятиях.
ПРОГРАММЫ, ОРИЕНТИРОВАННЫЕ НА ОРГАНИЗАЦИЮ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ОСНОВНОЙ ШКОЛЕ
- Курс «Уч Программа Intel «Обучение для будущего»
- Курсы «Основы проектной деятельности» и «Основы проектирования». Авторы: Г.Б. Голуб, Е.А. Перелыгина, О.В. Чуракова
- ебные проекты с использованием Microsoft Office »
Позволяет подготовить педагогу
создать учебный проект и
пакет учебно-методических
материалов для организации
проектной деятельности с учащимися.
По типологии предполагает разработку
учебных исследовательских проектов.
Программа синтезирует преимущества проектно-исследовательского
метода и возможности компьютерных технологий.
Продуктами проекта являются электронные материалы, подготовленные в среде программных продуктов Microsoft: презентации, публикации, электронные таблицы, дидактические материалы, web – сайт.
Информационное обеспечение:
www.intel.com/education www.intel.ru/education www.iteach.ru
Курс «Основы проектной деятельности» (5-9 кл)
- Авторы: Г.Б. Голуб, Е.А. Перелыгина, О.В. Чуракова
- Рассматривает метод проектов как технологию компетентностно - ориентированного образования, имеет разработанный УМК, ориентирован на освоение учащимися способами деятельности, относящихся к аспектам ключевых компетентностей, предполагает активные формы проведения занятия: практикумы, тренинги…
© Зартинова Л.А., Куединский РМЦ
26.03.2012
УМК «Основы проектной деятельности»
Рабочие тетради для учащихся
Методические рекомендации для учителя
УМК «Основы проектной деятельности»
Дневник проектной деятельности учащихся
Методические рекомендации для учителя – руководителя проектов
ОСНОВЫ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Рабочие тетради
Рабочая тетрадь для учащихся 8-9 классов:
Рабочая тетрадь «Коммуникативный практикум» для учащихся 5-9 классов:
От проблемы к цели
Методы сбора данных: анкетный опрос и интервью
Проведение анализа
Аргументация
Анализ ресурсов
Расчет стоимости проекта
Продвижение продукта на рынке
Основы риторики и публичное выступление
Ведение дискуссии
Как работать вместе \ Как работать в команде
Презентация продукта
Ведение дискуссии
Регулирование конфликтов
Рабочая тетрадь для учащихся 5-7 классов:
От проблемы к цели
Работа с каталогами
Работа со справочной литературой
Способы первичной обработки информации
Наблюдение и эксперимент
Сам себе эксперт
1-4 класс
Описание желаемой ситуации
Описание реальной ситуации
5-7 класс
С помощью учителя
Анализ желаемой ситуации
С помощью учителя
Самостоятельно
8-9 класс
Самостоятельно
10-11 класс
Самостоятельно
Анализ реальной ситуации
Выявление противоречий
Самостоятельно
Самостоятельно
С помощью учителя самостоятельно
Постановка проблемы
Самостоятельно
С помощью учителя
Самостоятельно
Анализ проблемы
С помощью учителя
Присвоил проблему, сформулированную учителем
Самостоятельно
Самостоятельно
Постановка цели
С помощью учителя
Самостоятельно
Самостоятельно
Обоснование достижимости цели
Присвоил цель, сформулированную учителем
Самостоятельно
С помощью учителя самостоятельно
Определение способа достижения цели
С помощью учителя самостоятельно
С помощью учителя
Самостоятельно
Присвоил способ, рекомендованный учителем
Анализ способов разрешения проблемы
Самостоятельно
Самостоятельно
Постановка задач
Присвоил способ, рекомендованный учителем
С помощью учителя самостоятельно
Самостоятельно
Планирование шагов
Предложены учителем с помощью учителя
С помощью учителя
Самостоятельно
Планирование графика деятельности
С помощью учителя самостоятельно
Присвоил шаги, названные учителем
Самостоятельно
Присвоил план, предложенный учителем
Планирование ресурсов
С помощью учителя
С помощью учителя самостоятельно
Самостоятельно
С помощью учителя самостоятельно
С помощью учителя самостоятельно
Самостоятельно
Если это необходимо, планирование ресурсов
Самостоятельно
Самостоятельно
С помощью учителя
Самостоятельно
С помощью учителя
Самостоятельно
Курс «Учебные проекты с использованием Microsoft Office»
Партнерство в образовании
Особенности курса
- Курс рассчитан на учащихся 5-11 классов
- Курс включает 4 проекта:
- Информационный бюллетень
-Маркетинговый план
-Портфолио для успешной карьеры
-Грамотный покупатель
Учебно-методический комплект:
- Содержит описание проекта и пошаговое руководство по их выполнению.
- Содержит описание проекта и пошаговое руководство по их выполнению.
- Содержит информацию по теории проектно-ориентированного обучения и рекомендации по проведению в классе четырех проектов, представленных в пособии.
- Содержит информацию по теории проектно-ориентированного обучения и рекомендации по проведению в классе четырех проектов, представленных в пособии.
- Размещены презентации для учителей, шаблоны и заготовки для проведения проектов, а также дополнительные идеи по проведению других проектов.
- Размещены презентации для учителей, шаблоны и заготовки для проведения проектов, а также дополнительные идеи по проведению других проектов.
Дополнительные идеи:
- ТЕМА 1. Исследование космоса ПРОЕКТ 1 Космическая эра ПРОЕКТ 2 Космические исследования ПРОЕКТ 3 На Марс и дальше ТЕМА 2. Открытия и перемены ПРОЕКТ 4 История великих изобретений ПРОЕКТ 5 Беспроводные технологии в школе ПРОЕКТ 6 Будущее уже здесь ТЕМА 3. Окружающая среда ПРОЕКТ 7 Спасти китов ПРОЕКТ 8 Почему теплеет? ПРОЕКТ 9 Города под водой ТЕМА 4. Герои и лидеры ПРОЕКТ 10 Мировой зал славы героев ПРОЕКТ 11 Книга великих мыслителей ПРОЕКТ 12 Сегодняшние лидеры завтрашние герои
Система мероприятий
№
Результат
5 класс
Период формирования
Предметы, на которых осуществляется формирование, механизмы
Формы внеурочной деятельности, направленные на формирование УД
6 класс
7 класс
Система оценивания – критерии и методы оценивания
- проверка сформированности УУД по окончании периода формирования защита итогового индивидуального проекта, исследовательской работы
- проверка сформированности УУД по окончании периода формирования
- защита итогового индивидуального проекта, исследовательской работы
- Наблюдение Практические работы Тест И т.д.
- Наблюдение
- Практические работы
- Тест
- И т.д.