СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 23.05.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Исследовательская работа "Басни разных времен"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Исследовательская работа "Басни разных времен"»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

основная общеобразовательная школа с.Амирово

МР Стерлибашевский район РБ






Секция: Русский язык и литературное чтение


Тема: «Басни разных времен»



Садыкова Айсылу Рамилевна

ученица 4 класса МБОУООШ с.Амирово

МР Стерлибашевский район РБ







Руководитель: Садыкова Гульнара Талгатовна




с.Амирово



Содержание

Введение………………………………………………………………………... .3

Основная часть

1.1 Работа со словарями………………………………………………………… 4

1.2 Работа с литературой и Интернет-ресурсами……………………………....5

Практическая часть

Проведение анкетирования и интервью. Результаты………………………...12

Заключение.........................................................................................................15Список литературы...........................................................................................16

Приложение …………………………………………………………………….17




























Введение

На уроках литературного чтения мы изучаем басни И. А.Крылова .Этот жанр литературы мне очень понравился. И мне стало интересно: кто ещё сочинял басни, кто самый первый написал басни, пишут ли их сейчас? Посоветовавшись с учителем, я решила найти ответы на эти вопросы.

Актуальность. Что же такое басня? С ней знакомится каждый ученик, встречаясь уже в начальной школе. Басня – довольно непопулярный жанр, поскольку воспринимается только как нравоучение. Басня незаслуженно остаётся в тени, уступая место другим жанрам. Почему? Может быть, мы о ней просто мало знаем? А что такое басня, откуда она пришла, кто писал басни и пишет их сейчас? Я решила в этом разобраться.

Цель исследования: узнать, как появился литературный жанр басни и как он развивался с древних времён до наших дней, используя различные информационные источники.

Задачи исследования:
- выяснить, что такое басня;
- провести опрос среди детей и взрослых с целью выяснить, как популярен жанр басня и каких известных баснописцев они знают;
- обобщить материал по теме исследования и построить итоговую ленту времени «Басни разных времен».

Методы:
теоретические: изучение и анализ источников информации;
эмпирические: проведение интервью, анкетирование.

Объектом исследования является басня в литературе.

Предмет исследования: развитие басенного жанра в литературе.

Гипотеза исследования: предположим, что басни начали писать очень давно, пишут сейчас и будут писать, так как они имеют большое значение для человека во все времена.

В ходе работы я изучала книги следующих авторов: Лучшие басни для детей. И. А. Крылов/ сост. В. П. Аникина. – М.: АСТ, 2014., Михалков С. В. Детям: стихи, сказки, рассказы, басни, пьесы.–М.: Детская литература,1981.



Основная часть

Вряд ли существует хотя бы один человек, который ни разу в своей жизни не читал басни. Что же такое басня? За ответом я отправились в школьную библиотеку, как выяснилось здесь можно найти любую информацию.

Наш библиотекарь, Халитова Айгуль Инзиловна, подобрала для меня справочную литературу – энциклопедии, словари, справочники. Для начала я решила выяснить определение этого слова. Для этого я воспользовалась словарями.

1.1. Работа со словарями.

В различных словарях и энциклопедиях существует множество определений басни как жанра. Приведу некоторые из них.

1. Толковый словарь русского языка. Ожегов С.И., 2005 г.

БАСНЯ, -и, род. мн. -сен, ж. 1. Краткое иносказательное нравоучительное стихотворение, рассказ. 2. обычно мн. Вымысел, выдумка. || уменьш. басенка, -и, ж. (к 1 знач.). || прил. басенный, -ая, -ое (к 1 знач.).

2. Словарь литературоведческих терминов С.П.Белокуровой, 2005 г.

БАСНЯ - малый повествовательный (эпический) жанр: короткий рассказ в стихах или прозе с четко сформулированной моралью, сатирический по направленности, имеющий поучительный смысл. Цель Б. - осмеяние человеческих пороков, общественных недостатков. Персонажами Б. часто выступают животные, растения и предметы (И.А. Крылов "Свинья под дубом", "Слон и Моська" и др.). В Б. активно используются олицетворения, аллегории и образный параллелизм (см.). Возникновение Б. связывают с именем легендарного древнегреческого баснописца Эзопа.

3.Словарь В. Даля даёт два значения этого слова, основное значение – «вымышленное происшествие, выдумка, рассказ для прикрасы, ради красного словца», второе значение – «иносказательное, поучительное повествование», «где принято выводить животных и даже вещи словесными».

Исследовав материалы, прихожу к выводу, что басня – это малый повествовательный (эпический) жанр, в котором в основном используются приёмы олицетворения, диалог. Басня – это короткий рассказ в стихах или прозе, в котором изображаются человеческие поступки и социальные отношения, высмеиваются пороки людей. В начале басни бывает вступление, подготавливающее читателя к дальнейшему рассказу, в конце – краткое поучение, мораль. Иногда мораль располагается в начале басни.

Персонажами басни могут быть как одушевлённые (люди, животные, птицы, рыбы, насекомые), так и неодушевлённые предметы (предметы быта).

1.2. Работа с литературой и Интернет-ресурсами

В библиотеке я подобрала художественную литературу – басни из книг разных баснописцев.



В сборе информации мне помог Интернет.



Первые басни были известны ещё в глубокой древности. Первым баснописцем был житель Древней Греции (VI век до нашей эры) - Эзоп.

Басни Эзопа были написаны прозой, остроумно, ясно и просто. Считается, что он был рабом, несколько раз переходившим от одного хозяина к другому и перенёсшим много заключений.

Раб Эзоп не мог в своих баснях прямо указывать на пороки господ, поэтому заменил их образы животными с соответствующими характеристиками. С тех пор язык иносказаний именуют Эзоповым. Произведения раба составлялись в сборник под названием “Эзоповы басни”. Их переписывали, изучали в школах, разучивали наизусть.

Самые известные басни Эзопа - «Черепаха и Заяц», «Мальчик, который кричал «Волки!»», «Волк в овечьей шкуре». Басни Эзопа были переведены на многие языки мира. Басни Эзопа для детей хороши тем, что они совсем небольшого размера, читаются быстро, поэтому и воспринимаются лучше.

Жан де Лафонтен - тоже знаменитый, но только французский баснописец XVII века. Отец его служил по лесному ведомству, и Лафонтен провёл детство среди лесов и полей. В своих ранних произведениях Лафонтен следовал сюжетам Эзопа, действительно пересказывая в стихах нравоучительные басни греческого автора.

В 1668 году появились первые шесть книг басен, под скромным заглавием: «Басни Эзопа, переложенные на стихи господином де Лафонтеном».

В русской литературе, особенно в XVIII-XIX веках, было создано много басен, проявили себя много авторов-баснописцев.



Иван Иванович Дмитриев – русский писатель, современник А.С. Пушкина, И.А. Крылова. Басни И. Дмитриева имели большой успех у читателей. Его называли “русским Лафонтеном”.





Александр Ефимович Измайлов – был современником И.А. Крылова и делил с ним славу лучшего баснописца. Басни А.Е. Измайлова любил А. С. Пушкин, некоторые его басни читал наизусть.

Но самыми известными стали басни Хемницера и Крылова.

Иван Иванович Хемницер – русский баснописец. Он написал много басен, высмеивая жадность, глупость, тупость, лесть и ложь.

И.И. Хемницер любил читать басни великого Эзопа, переводил их. Свои басни сочинял в стихотворной форме.

В 1779 году Иван Иванович анонимно издал сборник «Басни и сказки NN», позже доставивший ему литературную известность.
Но всех баснописцев того времени затмил Иван Андреевич Крылов.

Иван Андреевич Крылов родился в Москве в семье бедного армейского капитана. Он был разносторонне одарённым человеком: драматургом, издателем, музыкантом (прекрасно играл на скрипке), художником.

Начинал своё творчество Иван Андреевич также с перевода басен Эзопа и Лафонтена. Популярность Крылова-баснописца росла необычайно быстро.

Вслед за первой книгой через два года вышла вторая, а потом третья и четвертая книги басен. Всего при жизни баснописца вышло девять книг, заключавших 196 басен.

С середины XIX века басенное творчество стало угасать.

А вот самым известным баснописцем в XX веке стал Сергей Владимирович Михалков.

В советское время огромной популярностью пользовалось басенное творчество С.В. Михалкова. Сергей Михалков - автор свыше 200 басен. В числе первых напечатанных басен были «Слон-живописец», «Две подруги».

В ходе моего исследования я выяснила, что и в наше время в XXI веке этот жанр тоже популярен. Узнать об этом мне помог Интернет. Оказывается, баснописцев современников не мало. Но я решили остановиться на писателях и поэтах, которые пишут для детей.

Владимир Шебзухов - современный поэт-баснописец, член Московской городской организации Союза писателей России, музыкант, композитор.

Печатался в журналах «Поэзия», «Золотая строка Московии» (где главным редактором был С.В. Михалков), «Золотая Строфа», а так же в многочисленных сборниках по российским регионам.

Владимир Иванович Холменко – известный петербургский литератор, один из самых ярких современных российских авторов, пишущих в жанре басни, основоположник такой его разновидности, как басни-миниатюры, автор книг «Античные басни-миниатюры», «От Эзопа до наших дней» и других.

Название книги – «От Эзопа до наших дней», подчеркивает преемственность творчества Владимира Холменко с богатейшим наследием лучших зарубежных и российских мастеров жанра, начиная от его создателя–легендарного Эзопа.

К сожалению басни современных баснописцев, в библиотеке найти не удалось, но всем, кто любит читать, в помощники – Интернет. На официальных сайтах писателей можно прочитать и скачать полные тексты басен для детей.

































Практическая часть

Проведение анкетирования и интервью. Результаты.

Чтобы выяснить, как популярен жанр басня, каких известных баснописцев знают, я провела анкетирование среди детей и взрослых.



Я опросила 15 детей и 10 взрослых. Возраст опрашиваемых от 8 до 50 лет.

Анкету заполнили ученики 2-4 классов, а также родители моих одноклассни-

ков.

Вопросы анкеты:
1. Любите ли вы читать басни? Почему?
2. Каких баснописцев Вы знаете?
3. Какие басни Вы знаете?
4. Как вы думаете, пишут ли басни современные писатели?

Как мы видим, басни любят читать дети -70%, взрослые-30%. На вопрос почему, большинство ответили: «Интересно, познавательно, басни учат нас доброте».


Опрос показал, что самый известный баснописец – Иван Андреевич Крылов.

И.А. Крылова знают 80% опрашиваемых, Эзопа-15%, С.В. Михалкова-

5%.

А самые популярные басни, как среди детей, так и среди взрослых – это басни Ивана Андреевича Крылова «Квартет», «Лисица и виноград», «Ворона и Лисица», «Лебедь, Рак и Щука», «Слон и моська», «Стрекоза Муравей» и «Мартышка и очки».


Отвечая на последний вопрос, большинство опрашиваемых считают, что современные писатели басни пишут. Но есть и те, которые сомневаются.

Результаты анкетирования помогли нам убедиться, что моего исследования актуальна: басни любят и помнят, но знают про них очень мало.





















Заключение

В ходе моего исследования с помощью информационных источников я выяснила, что такое басня, её особенности в литературном жанре, самых известных баснописцев во все времена.

Басня с древнейших времен получила широкую известность и накопила богатейшие традиции в литературе разных народов.

В основу становления мировой басенной культуры легли басни Эзопа, которые разбрелись по всему свету. Они явились тем богатым источником, из которого черпали мотивы и сюжеты многие последующие баснописцы: Жан де Лафонтен, И.И. Хемницер, И.А. Крылов, С.В. Михалков, В. Шебзухов, В.И. Холменко и многие другие.

Обобщая факты, полученные в ходе моего исследования, я решила построить ленту времени «Басни разных времен», на которой можно записать фамилии всех изученных баснописцев и время, в которое они творили. Данный продукт (плакат) можно использовать на уроках литературного чтения. (Приложение 1)

Все поставленные задачи моего исследования были решены.

Я пришла к выводу, что басни начали писать очень давно, пишут сейчас и будут писать, так как они имеют большое значение для человека во все времена. Читайте басни, смейтесь над собой и становитесь мудрее, человечнее, дальновиднее. (Приложение 2)

















Список литературы

1. Лучшие басни для детей. И. А. Крылов/ сост. В. П. Аникина. – М.: АСТ, 2014.
2. Михалков С. В. Детям: стихи, сказки, рассказы, басни, пьесы.–М.: Детская литература,1981.
3. Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка: 80 000 слов и фразеологических выражений. – М.:ООО «ИТИ Технологии», 2005.
4. Русская басня. Н. Степанова. – М.: Художественная литература, 1966.
5. Я познаю мир. Литература. Чудакова Н. В. – М: АСТ, 1997.























Приложение 1

Лента времени «Басни разных времен»

















Приложение 2

Читайте басни, становитесь мудрее, человечнее!



21




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!

Закрыть через 5 секунд
Комплекты для работы учителя