Слайд 1 Здравствуйте уважаемые учителя, участники и гости конференции. Мы ученики 5 класса хотим представить вашему вниманию исследовательскую работу «Белый, белый снег».
Слайд 2 Мы очень часто замечали, что маленькие дети, гуляя на улице, едят снег. Мы неоднократно слышали от взрослых, что снег есть нельзя, потому что он грязный. Нам стало интересно, почему же в нашем поселке снег грязный, и как это можно доказать.
Слайд 3 Мы поставили перед собой цель: изучить состояние снежного покрова на территории п. Каджером. И определили задачи, которые должны были решить в ходе работы над проектом:
1. Изучить причины загрязнения снега.
2.Познакомиться с методами исследования снега на загрязнения.
3. Исследовать талую вода с разных участков.
4. Сделать выводы на основании полученных данных.
Слайд 4 Объектом нашего исследования был снег, взятый из разных участков поселка. Предметом исследования - анализ снеговой воды, развитие березовых веточек в талой воде, полученной из разных мест.
В ходе работы мы использовали следующие методы:
Теоритический (изучение и анализ литературы)
Экспериментальный (постановка опытов)
Эмперический (наблюдения, описания и объяснения результатов исследований)
Так же мы выдвинули гипотезу: чистота снега зависит от удаленности от источника загрязнения.
Слайд 5 И наметили этапы работы:
1. Изучение литературы и материалов интернет ресурсов
2. Отбор проб снега.
3. Подготовка талой воды к анализу.
4. Проведение анализов.
Слайд 6 Для начала, мы решили разобраться, что такое снег и снежный покров.
Снег—это замёрзшая вода, так как снежинки состоят из маленьких кристалликов льда, и поскольку свет, отражающийся от их многочисленных граней, снежинки кажутся белыми, а не прозрачными. Снег образуется при замерзании водяного пара, содержащегося в атмосфере. Вначале появляются крошечные кристаллики, чистые и прозрачные, которые следуют за воздушными течениями. Постепенно они «приклеиваются» друг к другу, пока их не наберётся сотня или даже больше. Размеры смёрзшихся льдинок оказываются большими, и они начинают медленно опускаться к земле, эти скопления льдинок—снежинки. Форма кристалликов различна: игольчатая, плоская, но у всех 6 граней.
Снег является накопителем загрязнений, поэтому позволяет оценить степень загрязнения атмосферы за несколько месяцев.
Исходя, из этого объектом изучения мы выбрали снеговой покров из разных участков поселка.
Выбор данной темы изучения был не случайным. Во-первых: снег является хорошим накопителем всех веществ попавших в него. Во-вторых: исходя, из полученных результатов можно давать оценку экологического состояния снега.
Слайд 7 Зимний период характерен замедлением многих процессов в природе. Поэтому основными источниками загрязнения в это время является деятельность человека. В окрестностях нашего поселка нет промышленных и сельскохозяйственных предприятий, соответственно нет выбросов в атмосферу ядовитых веществ, но есть 2 котельные, ПЭК (Печорская энергетическая компания), автомобильная и железная дорога. Сажа, различные соединения в составе выхлопных газов от автомобилей и продуктов сгорания древесины и мазута поднимаются в воздух, а затем оседают на поверхности снежного покрова и остаются там. Таким образом, именно они будут являться основными источниками загрязнениям снега в поселке.
Слайд 8 Далее, для изучения снежного покрова нами были определены экспериментальные площадки в разных частях поселка. Всего рассмотрено 6 площадок для наблюдений и взятия проб снега. При этом учитывалась удаленность участка от источника загрязнения. Площадки распределил следующим образом:
№1 Котельная №1
№2 Район ПЭК
№3 Район Ж/Д
№4 Котельная №2
№5 Лесной массив
№6 Двор жилого дома
Но для контроля был добавлен еще один образец – дистиллированная вода (№7).
Слайд 9 Для определения внешнего вида снега мы рассматривали следующие показатели: цвет, запах, наличие осадка в талой воде, прозрачность
Если проанализировать таблицу, то можно сделать вывод, что самая темная окраска снега отмечена на площадках №1- №4, то есть возле Ж/Д , ПЭК и котельных.
Слайд 10 Далее, мы отправились в кабинет химии, где проводили анализ талой воды, полученной после таянья всех образцов снега.
Анализ талой воды включал:
- лабораторный анализ
- биотестирование
Слайд 11 Рассмотрим результаты лабораторного анализа
Определение кислотности талой воды с помощью лакмусовой бумаги
Используя индикаторную бумагу можно определить наличие кислот в воде. Смочив, мы опускали лакмусовую бумагу в ёмкость с растаявшим снегом и сравнивали её цвет со шкалой цветности .
На основании полученных результатов мы можем сделать вывод, что в образцах нет кислот и снег имеет нейтральную среду, так индикаторная бумага, смоченная в талой воде, во всех образцах практически не изменила цвет.
Слайд 12 Для определения наличия загрязнения в образцах было использовано фильтрование. Для этого каждый образец, предварительно взболтав, пропустили через фильтровальную бумагу. На поверхности фильтровальной бумаги остались не растворенные в воде частички твердых загрязнений
Слайд 13 Используя эти данные можно заключить, что больше всего твердых загрязнителей находится в образце № 1 (котельная №1), загрязнения меньше количества наблюдается в образцах №3 (район Ж/Д), №4 (котельная №2).
Слайд 14 Для определения наличия растворимых в воде загрязнений было использовано выпаривание. Для этого небольшое количество талой воды каждого образца налили в фарфоровую чашечку и нагрели на спиртовке. Вода испарилась, а вещества, растворенные в ней, остались на поверхности чашечки
Слайд 15 Практически во всех образцах наблюдается осадок на поверхности чашечки, что говорит о наличие растворимых в воде веществ.
Слайд 16 Следующим этапом нашего анализа было биотестирование.
Метод биотестирования – это исследование влияния различных веществ на живые организмы.
Сравнительная оценка показателей их роста и развития веточек березы позволяет оценивать степень воздействия токсичности снега на растения.
Мы поставили веточки в талую воду и стали вести наблюдения
Слайд 17 Результаты своих наблюдений мы занесли в таблицу
Мы пришли к следующим выводам: раньше всего листочки начали развиваться в воде №2 (район ПЭК), № 1 (котельная №1) и №3(район Ж/Д), то есть в самых загрязненных образцах, позже всего листочки развились на веточках в образцах № 4 (котельная №2) и №6 (лесной массив). Но полученные результаты мы связываем с тем, что для опыта были взяты веточки разной толщины, что может сказываться на силе роста. На настоящий момент на веточках всех образцов наблюдается потемнение, высыхание листочков, что говорит о том, что загрязнения, попавшие на снег (Сажа, выхлопные газы, продукты сгорания древесины и мазута) влияют на развитие биологических организмов.
Полученные результаты доказывают, что снег на территории поселка Каджером загрязняется вредными веществами, выбрасываемыми автотранспортом, поездами, котельными.
Итак, анализ талой воды из снега с пробных площадок позволяют выявить наличие некоторых видов загрязнения окружающей среды и источников загрязнения.
Слайд 18 После проведения всех работ и обсуждения полученных результатов мы пришли к следующим выводам:
самым чистым участком является лесной массив, так как в зимний период здесь нет воздействия человека, а так же это место находится на расстоянии от дороги и котельной и выбросы сюда не доходят;
самым грязным является район Железной Дороги, т.к. все загрязняющие вещества, попадая в воздух постепенно оседают на поверхности снега;
на участках котельных и в районе ПЭК снег тоже загрязнен, но в меньшей степени, чем в районе Железной Дороги.
во дворе жилого дома снег относительно чистый;
основными источниками загрязнения снега на территории поселка являются котельные. Дороги, ПЭК.
Слайд 19 Следовательно, наша гипотеза подтвердилась, и степень загрязнённости снега зависит от удалённости от источника загрязнения. И самый «чистый» снег – в районе лесного массива.
Практическая значимость работы заключается в том, что, в процессе исследования были освоены некоторые экспериментальные методики, правила использования лабораторного оборудования, правилами безопасного поведения в кабинете химии и правилами проведении опытов.
А также с результатами данной работы можно выступить в начальной школе и детском саду п. Каджером, чтобы наглядно доказать ребятам, что снег грязный и его есть нельзя.
Слайд 20 Спасибо за внимание!