СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Исследовательская работа "Береги зрение смолоду!"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Возник вопрос: отчего снижается острота зрения и как его сохранить?

Мною была выдвинута гипотеза:  если правильно следить за здоровьем глаз, то можно сохранить хорошее зрение надолго.

Цель: изучить вопрос , как сохранить зрение, здоровье глаз.

 Задачи:

*Выяснить причины ухудшения зрения.

*Познакомить с правилами бережного отношения к зрению.

* Создать буклет «Береги зрение!»

Просмотр содержимого документа
«Исследовательская работа "Береги зрение смолоду!"»

Городская научно-практическая конференция

Младших школьников «Умка»























Автор:Чебуркова Юлия, 3класс

МБОУ «Селекционная СОШ»

Руководитель: Рыль Тамара Владимировна,

1категория, учитель начальных классов,

МБОУ «Селекционная СОШ»





Оглавление

I .Введение. Цели и задачи _____________________________________ с.

II.Теоретическая часть ________________________________________ с.

2.1 Строение глаза ___________________________________________ с.

2.2Причины ухудшения зрения __________________________________ с.

2.3Правила бережного отношения к зрению _______________________ с.

III. Практическая часть ________________________________________ с.

3.1Опыт №1 «Настольная лампа»________________________________ с.

3.2 Опыт №2 «Трубочка» _______________________________________ с.

3.3 Опыт№3 «Тёмная комната» __________________________________ с.

3.4 Анкетирование « Как я забочусь о своих глазах» ________________ с.

3.5 Исследование « Списывание текста» __________________________ с.

IV.Заключение ______________________________________________ с.

V. Список источников и литературы _____________________________ с.

VI. Приложения _______________________________________________ с.

















Аннотация

Тема работы: Береги зрение смолоду!



Автор: Чебуркова Юлия Вадимовна 3 класс, МБОУ «Селекционная СОШ», г. Славгород



Выбор темы продиктован глубоким интересом ученицы к бережному отношению к зрению.

Тема работы достаточно актуальна, так как расширяет кругозор и обогащает содержание учебного материала за счёт привлечения различных источников информации.

В работе чувствуется особое отношение автора к предмету исследования. Обучающаяся увлечена процессом познания: расширяет круг объектов исследования, подбирает иллюстративный материал, провела опыты, анкетирование, эксперимент среди учащихся.



















  1. Введение

Моя бабушка любит смотреть передачи о здоровье. В одной из передач говорили про зрение. Врачи на примере обыкновенного стекла показывали зрителям, как может видеть человек. Мне стало любопытно. Сначала все смотрели на прозрачное стекло, а потом это стекло замазали краской и сказали, что вот так видят люди с плохим зрением. Смотреть на это мутное стекло, прямо скажем, неинтересно и неприятно.

Придя в школу, я поделилась своими впечатлениями с одноклассниками и учителем. Тамара Владимировна сказала, что проблемы со зрением сейчас у многих, особенно у детей школьного возраста. Я обратила внимание на то, что, действительно, многие дети ходят в очках.

Возник вопрос: отчего снижается острота зрения и как его сохранить?

Мною была выдвинута гипотеза: если правильно следить за здоровьем глаз, то можно сохранить хорошее зрение надолго.

Цель: изучить вопрос , как сохранить зрение, здоровье глаз.

Задачи:

*Выяснить причины ухудшения зрения.

*Познакомить с правилами бережного отношения к зрению.

* Создать буклет «Береги зрение!»

Объект исследования: глаза как органы зрения.

Методы исследования:

1. Сбор информации из книг, Интернета, журналов.

2. Наблюдения.

3. Эксперимент.

4. Анализ.

5. Опрос.

Предмет исследования: бережное отношение к своему зрению.











  1. Теоретическая часть



2.1Строение глаза



Зрение – уникальный дар, благодаря которому человек может наслаждаться всей полнотой красок живого мира.

Я поподробнее познакомилась с органами зрения.90% всей информации люди получают через глаз. Человеческий глаз – сложная оптическая система.

Весь глаз по форме похож на шар и называется глазным яблоком. Большая его часть расположена в специальном углублении, которое называется глазница или орбита. Снаружи глаз покрыт прозрачной тонкой оболочкой – роговицей. Мы видим сквозь роговицу, как сквозь прозрачное стекло роговица покрывает цветную часть глаза - радужную оболочку. Интересно, что почти все дети рождаются с голубыми глазами. У некоторых из них глаза так и остаются голубыми навсегда, у других глаза изменяют цвет, когда ребёнку исполняется несколько месяцев. Отчего это зависит? Цвет глаз зависит от пигмента радужной оболочки, который называется «меланин».

В центре радужной оболочки находится чёрный кружок, который называется зрачком. Именно через него внутрь глаза проходит свет. Если свет яркий, зрачок сужается, а если свет слабый, тусклый – расширяется. В центре глаза, позади радужной оболочки и зрачка, расположена овальная линза – хрусталик. Он похож на линзу фотоаппарата и так же, как она, пропускает через себя свет. Для того чтобы сформировать изображение, хрусталик изменяет свою форму, становясь то более выпуклым, то более плоским. Свет сначала проходит через роговицу и зрачок, затем через хрусталик, потом сквозь прозрачную жидкость, заполняющую глазное яблоко внутри, наконец, в самой дальней части глазного яблока достигает сетчатки. Сетчатка – именно та часть глаза, с помощью которой мы видим. Сетчатка покрывает заднюю часть глазного яблока так же плотно, как обои покрывают стены комнаты. Она так же важна, как пленка в фотоаппарате. Если в фотоаппарате нет плёнки, то никакой фотографии не получится. То же самое с глазами: если бы в них не было сетчатки, мы бы ничего не видели. Когда свет достигает сетчатки, она передаёт сигнал по особому (зрительному) нерву в специальный отдел мозга. А когда наш мозг получает сигнал, мы, наконец, видим то, на что смотрят наши глаза. На сетчатке есть два вида светочувствительных клеток. Одни похожи на палочки, другие – на колбочки. Колбочки воспринимают цвет, причём они могут это делать только тогда, когда светло. Днём работают колбочки, а палочки отдыхают. С наступлением сумерек колбочки сменяют палочки, поэтому в темной комнате мы можем различать предметы, но не можем определить цвета. А если включить свет, то колбочки сразу примутся за работу, чтобы мы могли определить, что какого цвета. Работает палочка за счёт того, что в ней содержится витамин А, а колбочка за счет того, что в ней содержится йод. Поэтому, для того чтобы мы видели свет и цветное изображение, необходимо употреблять продукты содержащие эти вещества.

Подбирая материал в Интернете, я нашла интересную информацию, в которой были представлены опыты по выявлению некоторых функций глаза. Мне захотелось их провести и поделиться выводами с одноклассниками.

III. Практическая часть

3.1 Опыт №1

Я посадила на стул свою подругу Вику, направила на неё настольную лампу. При ярком свете зрачки сужаются. Выключаю настольную лампу – зрачки расширяются.

Вывод:

Зрачок регулирует количество света, если света недостаточно, он автоматически расширяется, если света вполне достаточно, он сужается.

3.2 Опыт №2

Зашла в тёмную комнату и попробовала увидеть любую игрушку, находящуюся в комнате. Первые 2минуты не видно собственной руки, но уже через 5-10 минут картина прояснилась, и я смогла разглядеть нужную мне вещь.

Вывод:

Связано это с тем, что в темноте колбочки не работают, а палочки начинают работать в 200-400раз сильнее и лучше воспринимать свет. Поэтому в темноте мы видим облик предмета и не видим его цвет.







3.3 Опыт№3

Сделала трубочку из картона. Поднесла её к левому глазу. Подняла правую руку и держала её перед правым глазом, ладонью к себе. Смотрела одним глазом в трубу, не закрывая при этом другой глаз.

Результат:

Мне показалось, что у меня на ладони дырка. Это потому, что глаза видят два разных изображения: ладонь и то, что я вижу через трубу. Но мозг старается совместить оба изображения, поэтому получается обманчивая картина.

Вывод:

Глаза видят разное изображение, но мозг объединяет и делает единое изображение.































2.Причины ухудшения зрения



Каковы же причины ухудшения зрения и как его сохранить?

На этот вопрос я получила информацию у Галины Фёдоровны – детской медсестры сельской амбулатории.















































Для начала мы сделали сравнение проверки зрения на начало 1 класса и 2 класса. В 1 классе (сентябрь 2012 г.) 12 учеников из 16 имели хорошее зрение и 4 ученика имели нарушение зрения. Во 2 классе (сентябрь 2013г.) уже только 10 учащихся имеют хорошее зрение, а количество детей с нарушением зрения увеличилось до 6 человек.



Результаты проверки зрения


Количество детей

1 класс

начало учебного года

(сентябрь 2012г.)

2 класс

начало учебного года

(сентябрь 2013 г.)

норма

зрения

нарушение

зрения

норма

зрения

нарушение

зрения

16 учеников


12



4



10



6
































Далее Галина Фёдоровна подробно ответила на мои вопросы о причинах ухудшения зрения.

1.Отягощенная наследственность.

2.Плохая экология.

3.Врождённые или приобретённые заболевания.

4.Переутомление и стресс.

5.Вредные привычки.

Есть и другие причины: длящиеся часами мультфильмы, компьютерные игры, перегрузки в школе. Главная причина – неправильный режим дня. Прежде всего, речь идёт о переизбытке сидячих зрительно-нагружающих занятий по сравнению с другими видами деятельности. Дети должны гулять на свежем воздухе (не менее 2-3часов для 7-9лет), хорошо высыпаться (не менее 10 часов для того же возраста), очень желательны занятия спортом (желательно плаванием).

VI. Исследование №4 «Анкетирование»



Изучив литературу, побеседовав с врачом, мы поняли, что очень важно бережно относиться к своим глазам, и мне стало интересно: а знают ли об этом мои одноклассники? И мы решили с Тамарой Владимировной провести анкетирование «Как я забочусь о своих глазах» для ребят нашего класса.

Этапы исследования

  1. Составление анкеты из 9 вопросов

  2. Анкетирование 16 учащихся 3 класса

  3. Обработка результатов анкетирования

  4. Анализ полученных данных

  5. Выводы



4.1 Анкета « Как я забочусь о своих глазах»

Вопросы

ДА

НЕТ

1.Всегда читаю сидя.

16


2.Делаю перерывы во время чтения

14

2

3.Слежу за посадкой при письме.

10

6

4.Делаю уроки при хорошем освещении.

14

2

5.Делаю гимнастику для глаз.

2

14

6.Часто бываю на свежем воздухе.

16


7.Употребляю в пищу растительные продукты.

16


8.Ограничиваю время у компьютера и телевизора.

14

2

9.Каждый год проверяю своё зрение у врача.

10

6







На основе полученных результатов можно сделать вывод, что ребята нашего класса заботятся о своем зрении.



3.5. Зксперимент «Списывание текста»

Также был проведен эксперимент «Списывание текста».

Для повышения нашего интереса к учёбе, учителя часто стали использовать презентации на уроках. Однако иногда бывает, что урок был интересным, но ребята жалуются на усталость глаз в конце урока. Тамара Владимировна подготовила два слайда с текстом, состоящих из одинакового количества слов, но оформленных по-разному.





Требования к оформлению

Время выполнения

Качество работы

Зрительное ощущение

Нарушения

Яркий фон, мелкий шрифт, влияние фона с буквами

5мин.19сек.

90%

При выполнении работы щурился, тер глаза. По окончании работы почувствовали усталость глаз.

Норма

Фон и цвет шрифта, размер

4мин.

100%

Комфортное состояние





Вывод: Правильный подбор фона, шрифта, цвета и размера приводит к качественному выполнению работы.







VI.Заключение



Проведя исследование. Мы выяснили причины ухудшения зрения, научились бережно относиться к своим глазам, вовремя помогать им при утомлении.

Таким образом, выдвинутая нами гипотеза о том, что если правильно следить за здоровьем глаз, то можно сохранить здоровье надолго, полностью подтвердилась. Если долго и усердно помогать своим глазам, то можно сохранить своё зрение. А самое главное, если зрение ухудшилось, то его можно поправить, соблюдая простые правила.

Мне очень хотелось бы, чтобы моё исследование помогло ребятам сохранить зрение, и укрепить своё зрение на долгие годы. Ведь потерять зрение легко, а сохранить сложно.









































V.Использованные источники литературы


  1. Большая Детская Энциклопедия. - АСТ «Астрель», 2000. – с.140-144


  1. Детская энциклопедия. Я познаю мир. Медицина. – М.: «АСТ», 1996. – с.229-232


  1. http://www.alenushka-ds.ucoz.ru/


  1. http://www.lekron.ru/


  1. http://www.medpulse.ru/


  1. http://www.sila-priroda.ru/


  1. http://www.studm.md/


  1. http://www.viki.rdf.ru/


  1. http://www.zrenimed.com/














































VI . Приложение


Приложение 1


Буклет


Упражнения для глаз

1. Упражнение "Бабочка". Голова неподвижна, работаем только глазами. "Рисунок" должен получаться максимально возможного размера в пределах лица, но мышцы глазных яблок не перенапрягайте, следите за состоянием!

Взгляд переводим в такой последовательности: в нижний левый угол, в верхний правый угол, в нижний правый угол, в верхний левый угол. А теперь наоборот: в нижний правый, в верхний левый, в нижний левый и в верхний правый угол.

Никогда не щурьтесь, никогда не открывайте глаза очень широко! Все это создает напряжение, которое противопоказано!

2. Упражнение для глаз "Восьмерка". Глазами опишите горизонтальную восьмерку или знак бесконечности максимального размера в пределах лица. В одну сторону несколько раз, затем в другую. Поморгайте часто-часто, легко-легко.

3. Упражнение "Большой круг". Выполняем круговые движения глазными яблоками. Голова остается неподвижной. Представьте перед собой циферблат золотого цвета. Этот цвет способствует восстановлению зрения. Медленно ведите взгляд, отмечая каждую цифру на воображаемом циферблате. Сначала в одну сторону, затем в другую.



Правила

  1. Телевизор

Для детей до 7 лет общая продолжительность просмотра телевизора не должна превышать 30-40 минут в день. В старшем возрасте - до 1.5-3 часов. Расстояние до телевизора должно составлять 5 диагоналей экрана. 

То есть для экрана с диагональю 72 см расстояние до телевизора должно составлять не менее 3.5 метров. Если комната не позволяет так далеко отодвинуться, нужен телевизор поменьше. 

  1. Компьютер

Знакомство ребенка с компьютером начинается не ранее 7 лет.

Если известно, что в семье есть отягощенная наследственность, то следует проявлять твердость. Если с этим все спокойно, то рекомендуемое офтальмологами время за компьютером для детей 7-9 лет - около 15 минут в день. Для детей старше 10 лет это время доводят постепенно до 1.5 часов в день с обязательными перерывами. В перерывах необходимо делать упражнения для глаз.


  1. Учебные нагрузки

Обучение чтению, рисованию и занятие другими малоподвижными видами деятельности должно обязательно сменяться активными мигательными упражнениями на свежем воздухе.

В первом классе многократно возрастает зрительная нагрузка, ребенок испытывает постоянный пресс в условиях плохой освещенности и невозможности сменить позу на неудобной мебели.


  1. Чтение

При чтении расстояние от глаз до книги должно быть не менее 30-33 см. 
Страницы книги должны быть хорошо освещены сверху и слева. Чем младше ребенок, тем более строгими должны быть полиграфические требования к книгам, которые включают следующее: неяркий фон, буквы не должны быть белыми на черном или цветном фоне, шрифт только с засечками, большие поля, прописные буквы не менее 4 мм (в 3-4 классе допускается 3.5 мм).

  1. Бедное полезными веществами питание

Фаворит - морковь. Кроме морковки, рекомендуют чернику, хурму, курагу, помидоры, облепиху, рябину.



















Приложение 2


Правила бережного отношения к зрению


Одноклассникам было предложено закрыть глаза и посидеть так несколько секунд. Некоторым ребятам было тяжело сидеть и ничего не видеть. А если не видеть вообще ничего никогда?!! Это заставило детей более внимательно отнестись к своему зрению. В результате мы с одноклассниками и учителем решили выработать правила, соблюдение которых позволит сохранить зрение.


  1. Большую часть времени мы проводим за письменным столом в школе или дома. Поэтому необходимо подобрать стол и стул, соответствующие росту ребенка.

  2. При выполнении уроков не наклоняйтесь близко к тетради, книге - помни о своей осанке.

  3. Достаточное освещение – обязательное условие для зрительной работы (чтения, письма, рукоделия и т. п.) Работая за письменным столом предпочтительнее естественный дневной свет, падающий на стол слева и спереди, а для левши справа и спереди. Если его недостаточно, то используется искусственное освещение - это настольная лампа и общий свет. Включать общий свет нужно, чтобы не было резкого контраста между ярко освещенной поверхностью стола и темной комнатой, чтобы глазам не приходилось приспосабливаться к различной степени освещенности.

  4. Нельзя читать лежа, так как не удается зафиксировать текст, и глаза быстро утомляются.

  5. Питание должно быть разнообразным и полноценным, должно включать растительную и животную пищу богатую витаминами.

  6. Регулярно проверяйте свои глаза, посещайте окулиста не реже чем раз в год. Регулярная проверка зрения специалистом поможет выявить возможные проблемы на самых ранних стадиях и принять меры профилактики задолго до того, как проблемы с вашими глазами, как говорится, станут видны невооруженным глазом. Врач подскажет также возможные методы коррекции зрения.

  7. Особое внимание уделите правилам просмотра телевизора и работе за компьютером.

  8. Если приходится долго читать или писать, не забывайте делать гимнастику для глаз. Она очень проста. Давать отдых глазам обязательно. Поработали минут 20-25 напряженно, посмотрите вдаль, в окно на небо. Что мы и делаем на каждом уроке.


Следует отметить, что наши правила оказались верными, о чем подтвердила школьный врач, Лидия Ивановна.

Чтобы глаза стали лучше видеть, необходимо тренировать глазные мышцы. Из этого следует, что практически любой человек может полностью восстановить зрение с помощью упражнений для глаз. Упражнения простые, но довольно эффективные:

  1. Упражнение для укрепления мышц глаз. Сядьте, крепко зажмурьте глаза на 3-5 секунд, затем откройте глаза на такое же время. Повторите упражнение 6-8 раз.

  2. Упражнение для снижения утомления при длительной работе на близком расстоянии (чтении, письме). Встаньте. Посмотрите перед собой 2-3 секунды, затем, поднесите палец на 25-30 см перед глазами и смотрите на него 3-4 секунды. Опустите руку. Повторите упражнение 10-12 раз.

  3. Упражнения, укрепляющие мышцы глаз, выполняют стоя. Держите палец правой руки на расстоянии 25-30 см от глаз и смотрите на конец пальца 3-5 секунд. Затем повторить то же самое с левой рукой.

  4. На уроке после 25-30 минут работы можно выполнять простое упражнение: закройте глаза и посидите 1 минуту, поморгать глазами 30 секунд, посмотреть неподвижно на одну точку 30 секунд, посмотри вверх и быстро переведи глаза вниз, в стороны, а потом вверх-вниз, вправо-влево.[7]











19



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!