МО «Хоринский район»
Центральный образовательный округ № 1
Окружная научно-практическая конференция
«Я – личность!»
МАОУ «Хоринская СОШ № 1 им. Д.Ж. Жанаева»
Тема: «Я решаю уравнения:
от сложного
к простому»
Выполнил: Скрипин Дмитрий
МБОУ «Санномыская СОШ, 5 класс
Руководитель: учитель физики и математики
Романова Е.И.
с. Хоринс
2022г.
Оглавление.
Введение………………………………………………………………………………………стр. 3
Основная часть……………………………………………………………………………… стр. 5
Глава1. Теоретическая часть.
1.1 Значимость изучения линейных уравнений ………………………………………..….стр. 5
1.2 Способы решения линейных уравнений……………………………………….………стр. 6
Глава 2. Практическая часть……………………………………………………………….. стр. 9
2.1 Анкетирование……………………………………………………………………………стр. 9
Заключение……………………………………………………………………………………стр.10
Список использованной литературы……………………………………………………… стр. 11
Приложения
Ведение.
Актуальность.
Среди математических форм, таких как уравнение, задачи, неравенства и т д. - решение уравнений одна из проблемных в математике. В 5-м классе изучение уравнений начинается с определения уравнения, его корней, что значит решить уравнение. Чтобы решать более сложные уравнения, повторяются правила нахождения неизвестных компонентов сложения, вычитания, умножения, деления. Решаются уравнения, которые содержат буквенные выражения только в одной части уравнения. Для их решения учащиеся должны выполнить последовательно несколько преобразований, каждое из которых освоено ими в начальной школе.
Мои одноклассники, учащиеся 5 класса, затрудняются решать уравнения такого вида как (х + 111) - 38 =279 или 966 : (х + 17) = 23. Поэтому в своей работе я хочу показать, что процесс решения сложных уравнений можно осуществить через нестандартные способы решения и эти способы решения могут быть полезным и интересным занятием. В связи с этим, я считаю тему моей работы актуальной.
Гипотеза: помогут ли мне в решении сложных уравнений изучение и применение нестандартных способов решения уравнений.
Цель: узнать нестандартные способы решения сложных уравнений и показать одноклассникам, что решать уравнения просто.
Задачи.
1. Ознакомиться с информацией из разных источников по данной теме.
2. Изучить существующие нестандартные приёмы решения сложных уравнений
3. Поделиться опытом применения нестандартных способов решения сложных уравнений со своими сверстниками
Объект исследования: сложные уравнения.
Предмет исследования: нестандартные способы решения сложных уравнений.
Методы исследования:
1. Тематический (изучение литературы из разных источников и в сети Интернет)
2. Эмпирический (организация и проведение анкетирования)
3. Статистический (обработка данных, полученных в ходе анкетирования)
Новизна: 1. Обобщив и систематизировав материал по изученной мною теме, я :
- показал однаклассникам, как решать сложные уравнения с применением нестандартных способов легко и просто.
- данные способы решения уравнений поможет ученикам при подготовке к ВПР в дальнейшем.
Практическая значимость: использование данного материала на уроках математики, при подготовке к ВПР. Любой ученик может развить в себе интерес к точным наукам через данный материал.
Основная часть
Глава 1. Теоретическая часть.
-
Значимость изучения линейных уравнений.
Сухие строки уравнений -
В них сила разума влилась.
В них объяснение явлений,
Вещей разгаданная связь.
Л.М.Фридман
Уравнения в школьном курсе математики занимают ведущее место.
Уравнение - это равенство, которое выполняется лишь при некоторых значениях входящих в него переменных.
Решить уравнение - это значит найти все значения неизвестных, при которых оно обращается в верное числовое равенство, или установить, что таких значений нет. Такие значения называются корнем уравнения.
Корень уравнения - это число, которое при подстановке вместо буквы обращает уравнение в верное числовое равенство.
На изучение уравнений отводится больше времени, чем на любую другую тему, так как они не только имеют важное теоретическое значение, но и служат чисто практическим целям. Подавляющее большинство задач о пространственных формах и количественных отношениях реального мира сводится к решению различных видов уравнений. Овладевая способами их решения, мы находим ответы на различные вопросы из науки и техники.
Обучение детей умению решать уравнения начинается уже в начальной школе. В процессе объяснения учителем материала, у учащихся формируется понятие уравнения, как равенства с неизвестным числом, которое требуется найти. Используя правила нахождения неизвестных компонентов, дети учатся находить корни простейших уравнений. Тем не менее
уравнения остается одной из сложных тем для усвоения, а ведь с помощью этих уравнений описываются различные процессы, протекающие в природе, поскольку они нашли широкое применение в других науках: в экономике, физике, биологии и химии.
Линейное уравнение с одной переменной - это уравнение, приводимое к виду ax = b, где x – переменная , a и b – некоторые числа.
Разберёмся, сколько корней может иметь линейное уравнение? Количество корней зависит от значений a и b:
Когда a = b = 0, т.е. уравнение принимает вид 0х = 0, решением данного уравнения является х - любое число, т. е. у него есть неограниченное количество решений.
Когда a = 0, b ≠ 0, т.е. уравнение принимает вид 0х = b, данное уравнение не имеет корней. А еще говорят, что его решение – пустое множество.
Когда a ≠ 0, b≠ 0 у уравнения есть только один корень x
Существуют разные способы решения линейных уравнений. Предлагаю ознакомиться с некоторыми из них ………
1.2 Способы решения сложных линейных уравнений
Как-то вечером, с друзьями,
Мы активно все решали уравнения с «иксами».
Каждый думал, напрягался, ну а с места не сдвигался…
И тогда я закричал:
«Хватит всем нам напрягаться, делом не пора ль заняться?
Я науку изучу, всех тогда вас научу!
Коровина Екатерина
-
Традиционный способ
Решим уравнение 987 - (х + 364) = 519
987 – уменьшаемое, (х + 364) – вычитаемое, 519 – разность
Применяем правило компонентов: чтобы найти вычитаемое, нужно из уменьшаемого
вычесть разность: х + 363 = 987 – 519
х + 363 = 468
х – первое слагаемое, 363 – второе слагаемое, 464 – сумма
Применяем правило компонентов: чтобы найти первое слагаемое нужно из суммы вычесть второе слагаемое
х = 468 – 364
х = 104
-
Способ подстановки
Решим уравнение 987 - (х + 364) = 519
Шаг 1. Введем новую переменную у = (х + 364)
Скобку заменим через у и получим уравнение
987 – у = 519
Шаг 2. Применим традиционный способ решения уравнения:
987 – уменьшаемое, у – вычитаемое, 519 - разность
Применяем правило компонентов: чтобы найти вычитаемое, нужно из уменьшаемого
вычесть разность: у = 987 – 519
у = 468
Шаг 3. Вместо у подставим в уравнение его значение х + 364, получим:
х + 364 = 468
Применяем правило компонентов: чтобы найти первое слагаемое нужно из суммы вычесть второе слагаемое
х = 468 – 364
х = 104
-
Способ «закрывашка»
Покажем применение данного способа на том же уравнении
987 - (х + 364) = 519 закроем скобку «закрывашкой», получим уравнение
9
87 - = 519
= 987 – 519
= 468 открываем «закрывашку» и получаем уравнение
х + 364 = 468
Применяем правило компонентов: чтобы найти первое слагаемое нужно из суммы вычесть второе слагаемое
х = 468 – 364
х = 104
4. Решение уравнения по действиям
Рассмотрим линейное уравнение (2х + 1)*4 – 20 = 24.
Шаг 1: расставим порядок действий в левой части уравнения:
1) Умножение в скобках;
2) Сумма в скобках;
3) Умножение за скобками;
4) Вычитание.
Шаг 2: выполняем действия с конца уравнения, т.е. с четвертого по первое:
- (2х + 1)*4 – уменьшаемое;
- 20 – вычитаемое;
- 24 – разность.
Применяем правило компонентов: чтобы найти уменьшаемое, нужно к разности прибавить вычитаемое: (2х + 1)*4 = 24 + 20
(2х + 1)*4 = 44
Решаем полученное уравнение (2х + 1)*4 = 44
- (2х + 1) – первый множитель;
- 4 – второй множитель;
- 44 произведение.
Применяем правило компонентов: чтобы найти первый множитель, нужно произведение разделить на второй множитель:
(2х + 1) = 44 : 4
(2х + 1) = 11
Решаем полученное уравнение (2х + 1) = 11 опустим скобки, получим
2х + 1 = 11
- 2х – первое слагаемое;
- 1 – второе слагаемое;
- 11 - сумма
Применяем правило компонентов: чтобы найти первое слагаемое, нужно из суммы вычесть второе слагаемое:
2х =11 – 1
2х = 10
Решаем полученное уравнение 2х = 10
- 2 – первый множитель;
- х – второй множитель;
- 10 - произведение
Применяем правило компонентов:чтобы найти второй множитель, нужно произведение разделить на первый множитель.
х = 10 : 2
х = 5
корень уравнение равен 5.
Выполним проверку: (2*5 + 1)*4 - 20 = 24
24 = 24
5. Американский способ для «ленивых» учеников
Рассмотрим уравнение: 50х + 10 = 210
Шаг 1. Вычесть с обеих сторон 10, т.е. надо выполнить действие обратное данному. Учитель заставляет ленивых школьников писать все шаги .
Получится: 50х + 10 = 210
+ -10 -10
Шаг 2. Подводим черту и выполняем действие, получаем уравнение:
50х = 200
Шаг 3. Обе стороны уравнения делим на 50:
х = 4
6. Американский способ для талантливых детей.
Основная идея его состоит в том, что все наши действия идут от обратного:
50х + 10 = 210
Шаг 1. В уме берём 210 и переходим в обратную сторону и делаем обратное действие:
210 - 10 = 200,
Получаем 50х = 200, этот результат не записываем, а держим его в уме.
Шаг 2. Еще раз идём в обратную сторону и делаем обратное действие
200: 50 = 4
х = 4
Вывод: Изучив литературу и интернет ресурсы по данной тематике, я убедился в том, что линейные уравнение имеют большое практическое значение.
Из всех способов решения линейного уравнения, я выбираю традиционный, т к он является классическим, хотя для простоты решения могу рекомендовать способ «закрывашка».
Как видите, эта идея решения линейных уравнений очень проста.
Глава 2. Практическая часть
Анкетирование.
С целью выяснения усвоения навыков решения линейных уравнений с одной переменной. мною среди одноклассников было проведено анкетирование, состоящее из теоретической части и практической.
Теоретическая часть содержала 5 вопросов, на которые нужно было дать ответ либо да, либо нет. Практическая часть состояла из 4 простых уравнений и 3 более сложных уравнений.
Результаты анкетирования.
- Вы знаете, что такое уравнение? (Да – 100%);
- Вы знаете правило нахождения компонентов при сложении, вычитании, умножении, делении? (Да – 100%);
- Вы знаете, что значит решить уравнение? (Да – 67%);
- Вы знаете, что такое корень уравнения? (Да – 67%);
- Вы умеете решать уравнения? (Да – 100%)
Практическая часть проводилась с целю выяснения умения учащихся решать линейные уравнения с одной переменной.
Справились с уравнениями вида:
х + 25 = 124 (100%), х – 27 = 100 (100%), 19х = 95 (56%), х : 25 = 16 (56%)
(х + 39) – 43 = 27 ( 33%), 253 – (х – 459) = 138 (33%)
(2х + 1) * 2 – 10 = 12 (11%)
Вывод: практическая часть показала, что 44% учащихся не могут решать простые уравнения, из-за незнания правил работы с компонентами и 67% не могут решать более сложные уравнения.
После получения результатов анкетирования я решил изучить тематику линейных уравнений, выяснить какие способы решения линейных уравнений существует и ознакомить одноклассников с наработанным мною материалом. С целью выяснения учащимися данного мною материала я провел повторное анкетирование по тем же вопросам с добавлением вопроса: «Какой способ при решении уравнений вами выбран и почему?»
Процент усвоения материала меня порадовал.
Результаты повторного анкетирования:
х + 25 = 124 (100%), х – 27 = 100 (100%)
19х = 95 (100%) х : 25 = 16 (100%)
(х + 39) – 43 = 27 ( 77%), 253 – (х – 459) = 138 (77%)
(2х + 1) * 2 – 10 = 12 (44%)
На вопрос «Какой способ при решении уравнений вами выбран и почему?»
Традиционный способ (33%), т к он классический
«Закрывашка» (77%) наиболее простой
Вывод: считаю, что моя гипотеза «помогут ли мне в решении сложных уравнений рассмотрение и применение нестандартных способов решения уравнений» подтвердилась, поставленную перед собой цель и задачи я выполнил. Так же я сумел убедить своих одноклассников в том, что решать уравнения легко и просто, если ты владеешь разными способами решения уравнений.
Заключение
Изучив литературу и интернет ресурсы по данной тематике, я убедился в том, что линейные уравнение имеют большое практическое значение как в математике, так и в физике, информатике, химии. Изучил и познакомился с разными способами решения линейного уравнения с одной переменной: традиционный, способ «закрывашка», подстановка, решение по действиям, американский способ для «ленивых» учеников, американский способ для талантливых детей.
Из всех способов решения линейного уравнения, я выбирал традиционный, т к он является классическим, хотя для простоты решения могу рекомендовать способ «закрывашка», позволяющий легко и просто решать сложное уравнения с одной переменной. Однако нужно отметить, что каждый способ решения уравнений по-своему уникален. Некоторые способы решения помогают сэкономить время, что немаловажно при решении заданий на контрольных работах и ВПР.
Считаю, что моя гипотеза «помогут ли мне в решении сложных уравнений рассмотрение и применение нестандартных способов решения уравнений» подтвердилась, поставленную перед собой цель и задачи я выполнил. Так же я сумел убедить своих одноклассников в том, что решать уравнения легко и просто, если ты владеешь разными способами решения уравнений.
В течение жизни мы решаем множество задач. И если каждую отдельно решённую задачу рассматривать, как распустившийся цветок, то в результате мы получим огромный, красивый букет.
Пусть все задачи, которые встают перед вами будут решены, а букет будет только из распустившихся цветов.
Список использованных источников и литературы
-
Бекаревич А. Н. «Уравнения в школьном курсе математики» Минск. 1968 г., 99 стр.
-
Большая школьная энциклопедия 5 –11 классы – М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2003.
-
Мерздяк А.Г. Математика: 5 класс: учебник/ А.Г. Мерзляк, В.Б. Полонский, М.С. Якир):. – М.: Вентана-Граф, 2019, 301 с.;.
-
Парканова, С. И., Линейные уравнения// С. И. Парканова, С. И. Ревтова, Т. М. Катлерова. Школьная педагогика. – 2016. – №2. – С. 19-22.
-
https://www.youtube.com/watch?v=ZRPlh6sFHbk
Приложение 1
АНКЕТА.
Отвечаем на вопросы – да или нет.
- Вы знаете, что такое уравнение?
- Вы знаете правило нахождения компонентов при сложении, вычитании, умножении, делении?
- Вы знаете, что значит решить уравнение?
- Вы знаете, что такое корень уравнения?
- Вы умеете решать уравнения?
Практическое задание.
Х + 25 = 124 х – 27 = 100
19х = 95 х : 25 = 16
(х + 39) – 43 = 27 253 – (х – 459) = 138
(2х + 1) * 2 – 10 = 12
16