СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Исследовательская работа "Игры, игрушки, человек..."

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Исследовательская работа "Игры, игрушки, человек..."»

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА

«ИГРЫ,

ИГРУШКИ,

ЧЕЛОВЕК…»


Цель: выявить, как игры и игрушки влияют на здоровье, творчество и воспитание человеческих качеств.

Задачи:

  • изучить литературу, которая рассказывает о значении игры и игрушки в жизни ребенка;

  • на примере игр и игрушек старшего поколения познакомиться с историей родного села.

Методы исследования:

  • изучение литературы по данной теме;

  • беседы-размышления, беседы-практикумы с людьми старшего поколения;

  • анализ полученных результатов путем сравнения.

План исследовательской работы:

  1. Введение.

  2. Влияние игр и игрушек на здоровье людей:

    1. подвижные игры на свежем воздухе;

    2. состав игрушек разных поколений.

  3. Игры и игрушки как фактор формирования творческих способностей человека.

  4. Воспитание человеческих качеств: верности, преданности, любви – через народные традиции и обряды.



I. Введение.

Вот игра теперь для вас –

Стихи-загадки прочту сейчас.

Я начну, а вы кончайте –

Хором дружно отвечайте.


Он с бубенчиком в руке,

В сине-красном колпаке.

Он веселая игрушка,

А зовут его … (Петрушка)





Вот упрямый человек!

Не заставишь лечь вовек!

Уложили… Глянь-ка!

Встал уж… (Ванька-встанька)




Ростом разные подружки,

Но похожи друг на дружку.

Все они сидят друг в дружке,

А всего одна игрушка.

Мы зовем ее … (Матрёшка)



В течение жизни мы пользуемся многими вещами. Они стали для нас привычными и делают нашу жизнь более удобной и интересной. Об игрушке, вещи повседневного обихода, я хочу поделиться своими мыслями.

Многие взрослые думают, что игрушки – это пустячное дело. Я считаю, что игрушка – это не безделушка. По игрушке можно читать историю человечества, увидеть, как человек общался с природой, как развивалась техническая мысль человека. Серьезная вещи игрушка! И в то же время, она самая веселая! Не зря же игрушки в старину называли «потехами»., «балясами», «тарарушками». Эти слова и переводятся – веселые, забавные, сказочные.

Большинство игрушек раньше были совсем не тем, чем являются сегодня. Кукла, например, была богиней, мяч – священным предметом, а погремушка со свистулькой – грозными орудиями в борьбе с нечистой силой и злыми духами. В древности игры и игрушки наделялись магической силой. Считалось, что детские игры могут вызвать урожай, богатство, счастливый брак или же наоборот – принести несчастье. В народе примечали: когда дети много и усердно играют в куклы – будет в семье прибыль. Если же небрежно обращаются с игрушками – быть в доме беде.

Во все времена у детей были игрушки. И у меня, как у всякого ребенка, много разных игрушек. Некоторые из них сохранились с тех пор, когда я была совсем маленькая. Много мягких игрушек, настольных игр, кукол появились у меня за последние годы. А однажды на день рождения мне подарили куклу Барби. Я была в восторге! Мне очень понравилась эта стройная модница в нарядном платье. Но взрослые, внимательно рассмотрев игрушку, посоветовали по реже брать ее в руки, потому что она может навредить моему здоровью – объяснила мама. Это предостережение приходилось слышать не однажды, в случаях, когда увлекшись игрой, я подолгу засиживалась у компьютера. Припомнился случай из детства, когда я просила маму купить понравившуюся мне игрушку, но она не сделал этого, сказав, что кукла эта опасна для здоровья.

Меня заинтересовал вопрос: почему игрушки и игры опасны для человека и всегда ли так было? Я решила провести свое исследование. В соответствии с проблемой и предметом исследования была поставлена следующая цель: на примере детства моей бабушки, моих родителей и игр моего времени проследить, как игры и игрушки влияют на здоровье, развитие творчества ребенка и формирование человеческих качеств.



II. Влияние игр и игрушек на здоровье людей

а. подвижные игры на свежем воздухе.


Изучив и литературу об играх и игрушках I половины XX века, я узнала следующее. В старину понятие игры было более широко и многообразно, чем в современности. Игрой называли такие разные и далекие друг от друга явления, как пляски, хороводы, шалости, подвижные игры, гуляния молодежи. С игрой было связано понятие праздника, веселья, отдыха. Праздники устраивались в определенные календарные сроки, и их содержание было традиционно: ряженные на Святках, катание на лошадях и с ледяных гор на Масленицу, качели на Пасху. Но было и другое понятие игры: в значении детской забавы с игрушкой в доме, со сверстниками, а иногда и с родителями.

Д етские игры тоже имели свой календарь. На каждое время года и большие праздники приходились особые забавы. Весной строили запруды, пускали кораблики. В марте заклинали «весну-красну». Бабушка рассказывала, что для этого обряда специально готовили птиц: куликов и жаворонков. Иногда их выпекали из теста. Мастерили птиц также из тряпок и бумаги, лепили из глины и сажали на ветви деревьев или просто подбрасывали, изображая птичий полет. К ним обращали дети свои заклички с просьбой поскорее принести весну, бегали и плясали в огородах, у стогов сена, пели веснянку. А на Пасху в нашей деревне было принято катать крашенные яйца по наклонному желобу, и ели оно касалось яйца соперника, то игрок забирал его себе. Игрок, оставшийся без яиц, должен был выкупать себе «новые» с кона.

Любимые забавы были и зимой: игры в снежки, шумные катания на санках, колядование в Святки, участие в рождественских обрядах. Наступал черед для летних ,а потом и осенних развлечений: играли в чижик, ходули, прятки.

П о рассказам бабушки, любимейшей игрой детворы того времени были бабки. Бабка – это кости нижней части передних конечностей коров, овец, коз. Играли в них чуть ли не каждый день, особенно мальчишки, а уж в Рождество, Масленицу, на «Красную горку» - все, от мала до велика. Игра эта довольно проста. Броском биты (та же бабка, внутрь которой забит свинец) надо выбить с черты, доски или из ямы фигуру, составленную из нескольких бабок. Все выбитые бабки удачливый игрок забирал себе.

А еще бабушка рассказывала: « Любили играть в «Соленое мясо» - наберем, бывало, драные лапти, воткнем кол, к колу водящий садится, а вокруг кола лапти разложим, и водящий должен следить, чтобы лапти никто не утащил».

Каждый год, снова и снова, повторялся весь игровой цикл. В одну и ту же пору дети низали бусы из красной рябины, завивали кудри из стебля одуванчика, забрасывали «кто дальше» тугие зеленые бубенцы отцветшего картофеля. Большая часть игровой деятельности проходила на улице, на природе. Это способствовало закаливанию и укреплению здоровья детей.

Родители, детство которых выпало на 70-80 годы прошлого столетия, рассказывали, что они тоже с удовольствием играли в уличные коллективные игры, но уже более спортивного уклона. С приходом весны деревенские ребятишки собирались и играли в излюбленную всеми спортивную игру – лапту. Зачастую к ним присоединялись и взрослые. «А в зимнее время, - рассказывал папа, - у мальчишек было свое пристрастие – хоккей. Силами детворы на реке расчищалась огромная площадка, из веток деревьев изготавливались клюшки, из каблуков старых к ирзовых сапог мастерили шайбу. А вот коньки в ту пору были огромной редкостью. Мне и старшему брату каждый год их дарил дедушка, который жил в Нижнем Новгороде и работал на заводе, где их изготавливали. У нас двоих были и настоящие клюшки. С какой завистью на нас смотрели друзья, когда мы звучно резали лед острым лезвием коньков и ловко маневрировали настоящими клюшками. Каждый день после уроков ватага мальчиков устраивала состязание. Собиралась толпа болельщиков. Зрелища были массовыми. Некоторые игры и развлечения были заимствованы от старшего поколения: веселые катания с гор и не только на санках, а еще и на огромных мешках, набитых соломой. Летом играли в прятки, догонялки, футбол, волейбол.

Игры и развлечения моих родителей прививали любовь к спорту, пропагандировали здоровый образ жизни, что является залогом крепкого здоровья.

Д о настоящего времени дошли игры и развлечения из старины: зимой я со своими друзьями с удовольствием катаюсь с горки на ледянке и санках, лепим мы и забавных снеговиков, летом играм в прятки, весной – пускаем кораблики. Но сейчас почти в каждом доме появилась новая игрушка – компьютер. Бесспорно, это очень полезная вещь, если использовать ее с умом. Мне очень нравятся различные головоломки, игры на быстроту реакции. Я не замечаю, как летит время, когда я горю деланием обыграть компьютер и набрать большее количество очков. А это, как доказали ученые, формирует компьютерную зависимость. Кроме того, компьютер вредно воздействует на человеческий организм, особенно детский: отмечаются частые головные боли, снижение зрения, боли в позвоночнике, в кистях рук.

Выявлено, что современные игры и игрушки способствуют малоподвижному образу жизни, пагубно влияют на психику детей. Мы, по сравнению с детьми старших поколений, меньше бываем на свежем воздухе, редко играем в спортивные игры. Только благодаря урокам физкультуры умеем играть в лапту, пионербол, бегать на лыжах.



b. состав игрушек разных поколений


А сколько интересного и полезного я узнала о куклах! Оказывается, во времена детства моей бабушки самой распространенной игрушкой была кукла. Куклам приписывались различные волшебные свойства: они могли защитить человека от злых людей, принять на себя болезни и несчастья, помочь собрать хороший урожай. Многие куклы-талисманы бережно хранились в семье, передавались из поколения в поколение. Кукла была в каждой крестьянской семье, в иных избах их было до сотни! И не удивительно. Тряпичных кукол, по словам бабушки, дети начинали вертеть с пяти лет. Свертывали в «скалку» (трубочкой) кусок ткани, белой тряпицей обтягивали лицо, перетягивали льняной ниткой – вот и готова простейшая кукла. Теперь ее можно «рядить». Обязательно пришивали кукле кудельную или волосяную косу. Наряжали куклу с большим старанием. Костюм шился как настоящая одежда. Даже головные уборы напоминали настоящие. Их украшали шелковыми цветными лентами, бусинами. Но куклы оставались безликими. Почему? По народным поверьям, кукла с лицом обретала душу и становилась опасной для ребенка, а безликая считалась предметом неодушевленным и не могла ему навредить.

И нтересные куклы получались из соломы – скрутят жгутик золотистой соломы, совьют руки косицей – вот и получилась кукла. Украсят пестрым передничком, повяжут ярким ситцевым платочком. Игрушка оживала: как начнут ее трясти на подносе или качать на шатких половицах пола, так и пойдет она плясать по избе всем на веселье.

Игрушки моей бабушки мастерились из натуральных природных материалов, что не вызывало опасений за здоровье детей.

К онечно, и в то далекое время были обеспеченные люди, которые могли позволить для своих детей фабричные игрушки. В нашей стране с XIX века действовали четыре фабрики по производству кукол и других игрушек, которые изготавливались из высококачественной пластмассы (целлулоид) и резины, соответственно, продукция с фабрик была дорогой. Кукол одевали в дорогие роскошные ткани, изготавливали для них кожаную обувь. Головы кукол были сделаны из папье-маше, из фарфора или выстругались из дерева. Выпускались игрушки и из более дешевого, но натурального сырья: фланели, ваты, дерева, что не вызывало опасений за здоровье детей.

А из рассказа мамы я узнала, что в пору ее детства уже не было самодельных игрушек. Родители им покупали настоящие куклы, пупсов-голышей, плюшевых мишек и резиновых зверушек. Сделаны они были из гипса, резины, пластмассы, ваты. Игрушки были яркими, не имели неприятного запаха. Несмотря на то что игрушки производились из синтетических материалов, исследования ученых доказали, что их состав не оказывал вредного воздействия на здоровье детей.

В современном мире существует многообразие детских игр и игрушек. Витрины магазинов пестрят яркими, привлекательными куклами, мячами, конструкторами, мягкими игрушками. Глядя на них, рука невольно тянется погладить, потрогать эту красоту. Но это бывает не всегда безопасно. Сейчас для изготовления игрушек используют синтетические материалы, в которых содержатся не просто вредные, а ядовитые для организма вещества, такие как фенол, формальдегид, ртуть, свинец и другие. Помнится, в детстве резиновые игрушки – утята, различные зверята – были самыми любимыми моими игрушками. Некоторые из них имели неприятный резкий запах. Часто вместе со мной в ванне купался забавный утенок, и каждый раз после того мама обнаруживала, что поверхность игрушки становилась липкой, смывалась краска, а неприятный запах усиливался. Ознакомившись с исследованиями ученых, я узнала, что для изготовления таких игрушек используют фенол, способный вызвать аллергические реакции и даже химические ожоги кожи.

М не стало интересно, какие еще опасности таятся в современных игрушках? С этой целью я прочитала научную статью «Вещи, которые нас убивают», в которой говорится о том, что многие мягкие игрушки: пушистые зайцы, забавные обезьяны, медведи – загрязнены ртутью. Ртуть – чрезвычайно ядовитое вещество, очень малые количества которого способные вызвать тяжелые заболевания и даже слепоту.

У каждой современной девочки, несомненно, имеется шкатулка с бижутерией: кольцами, браслетами, цепочками, кулонами. Для меня было большой неожиданностью узнать, что в их состав входит свинец. С помощью него производители придают изделиям-украшениям серебристость и блеск. Свинец содержится и в краске, которой покрывают игрушечных животных. Этот металл –очень ядовитое вещество – вызывает крайне тяжелые заболевания (может привести к смерти).

Вред, который могут нанести здоровью ребенка подобные игрушки, является непоправимым. Ребенок рискует получить дозу не только вредных, но и ядовитых веществ. Современные игрушки не соответствуют требованиям безопасности по санитарно-химическим и токсикологическим показателям, своим внешним видом способных отрицательно влиять на психику детей.



III. Игры и игрушки как фактор формирования творческих способностей человека


Однажды, мы с бабушкой решили сделать тряпичную куклу. Вот что у нас получилось.

В о время работы она рассказала, что и в детстве она любила это занятие. Тогда кукол шили собственными руками, они становились своеобразными экзаменом для девочек, подтверждением их мастерства, искусного владения иглой, умением шить, вышивать. Все дети очень любили мастерить игрушки сами. Из прутьев сооружали шалаши, гнули луки, из древесной коры делали кораблики и лодочки, собирали камушки, лоскутки, яркие черепки, стеклышки. В ход шли листья, цветы, плоды. Из них делали кукольную посуду. Из волокон крапивы «пряли» нитки на кукольное приданое. Стебли трав и кустарников срезали на дудки, свистушки. Для самых маленьких изготавливали всевозможные погремушки, трещотки. Их точили из дерева, лепили из глины, плели из прутьев и лыка, а внутрь клали камешки или горох.

В целом, игрушек было немного. Чаще они были домашними поделками. Их мастерили между делом из того, что имелось под рукой. Получалось немудрено, но всегда со здравым смыслом. Тяжела была жизнь крестьян в то далекое время: бедность, с утра до вечера тяжелый труд в поле, но несмотря на занятость, всегда у родителей находилась минутка на ребячью потеху. С особым вниманием относились крестьяне к мастерству своих детей, через которое развивалась фантазия, творчество, которые могли принести заработок в будущем и благотворно влиять на здоровье.

В разговор вступила мама, готовящая наряд для будущей куклы. Она вспомнила: «Игрушки я уже не мастерила сама, но очень любила играть куклами в семью, школу, больницу. Любимым занятием девочек было шитье нарядов для игрушек. Выучив уроки, целыми днями мастерили мы модные костюмы, платья из лоскутков, оставшихся от рукоделия старших, для своих любимцев – пупсов. С огромным интересом и старанием моделировали одежду для бумажных кукол. Из простой бумаги вырезали различные фасоны одежды (бальные платья, одежду для работы и отдыха), раскрашивали ее цветными карандашами или красками. Из картона изготавливали предметы мебели и быта». Сколько фантазии, творчества, мастерства было в этих незатейливых игрушках!

А что сейчас? У моей красавицы Барби богатые наряды. Она вся в шелках и кружевах. У нее коллекция модных платьев и костюмов, дорогих аксессуаров. Барби – модница. Она – идеал красоты. Захочет ли такая знаменитость примерить одежду, сшитую неумелыми детскими руками? Известно, что лучшие модельеры придумывали для Барби платья, юбки, сарафаны. Даже Кристиан Диор создал для нее дивное платье. Вот и приходится, играя, только переодевать куклу в роскошные наряды и учиться у нее одеваться со вкусом. У многих моих подружек есть заводные куклы, которые могут ходить, выполнять какие-либо движения, говорить. Они вызывают восторг, удивление. Ими можно любоваться, но играть с ними не интересно. Современные игрушки служат для ограниченного и непродолжительного пользования. Кукла, у которой все есть и которая сама умеет выполнять действия, не вызывает интереса.



IV. Воспитание человеческих качеств: верности, преданности, любви – через народные традиции и обряды


Очень интересным получился рассказ бабушки о традициях и обрядах нашей деревни, которые хранились веками и передавались из поколения в поколение. А в детских играх «проигрывались» почти все обрядовые празднества деревни. «Чаще всего обыгрывалась свадьба – рассказывала бабушка, - зимой на игры собирались группами в избе, а летом – на улице. Каждая девочка приносила с собой коробейку с куклами. В игре их было до 20 и больше: жених, невеста, сват, дружки… все как положено. Сцена за сценой развертывались сватовство, посиделки, девичник… Кукле невесте расплетали косу, а после венчания ей заплетали две косы, сажали за стол. Кукольная свадьба заканчивалась. Хозяйки разбирали своих кукол и расходились по домам до следующей игры».

А вот как происходило в действительности. Во главе свадебного поезда, везущего молодую пару в дом жениха после венчания в церкви, под дугой упряжки подвешивали пару кукол: куклу Невесту и куклу Жениха, чтобы они отводили недобрые взгляды на себя.

К укол изготавливали из лоскутков разноцветной ткани, которой обкручивали щепки любого дерева, кроме ольхи и осины. А в доме невесты в день венчания пекли свадебный пирог, который украшали выпеченными из теста фигурками птиц и зверей. В центр пирога втыкали березовую рогатинку, украшенную куколками, изображавшими жениха и невесту. Называлась эта кукла Мировое дерево. После свадьбы она занимала почетное место в доме. Считалось, что именно она хранила тайну счастливой и крепкой семейной жизни.

Частично этот обряд дошел и до наших дней. Катится свадебный картеж на дорогих, роскошно украшенных машинах. И невдомек современным людям, что не богатства укрепляют семью, а верность, преданность и любовь – ценности, о которых мы можем узнать и воспитать их в себе, изучая обычаи и традиции родного края.

Изучая проблему воздействия игр и игрушек на здоровье, творчество и формирование человечески качеств, я сделал следующие выводы:

  • игрушки I половины XX века изготавливали из натуральных, природных материалов, либо из высококачественных химических продуктов. Игрушки 70-80 годов прошлого столетия производились из качественных синтетических материалов. Игры тех лет были массовыми, пропагандировали здоровый образ жизни, прививали любовь к спорту. Все это благоприятно влияло на здоровье, сохраняло и укрепляло его. А в настоящее время игровая деятельность имеет малоподвижный образ. Для производства детских игрушек используются синтетические материалы, содержащие ядовитые вещества, пагубно влияющие на здоровье;

  • игрушки моей бабушки и моих родителей имели потенциал для формирования мастерства, выдумки, творчества. А современные игрушки ограничивают творческие возможности ребенка;

  • народные обычаи и традиции в играх тех давних лет способствовали укреплению семейных отношений, воспитывали человеческие качества такие как: преданность, верность, любовь. На этих вечных ценностях и должен держаться мир, благодаря им человек будет человеком, а не бездушным существом.



Список использованной литературы:

  1. Энциклопедия для детей «Я познаю мир. Игрушки».

  2. Газета для учителей начальной школы «Педсовет» №3, 2006 г.

  3. «Час потехи: русская игра и игрушки» Л. Лисова, М. «Вако», 2008 г.

  4. «Вещи, которые нас убивают» А. Токмачев, 2010 г.



Игрушки

Я играла с куклой Барби.

Мама в комнату вошла.

«Ты опять играешь с куклой?» -

Растревожилась она.

Не пойму я, в чем проблема?

Что волнует маму так?

И решила про игрушки

Я всю правду разузнать.

Раскопала в Интернете

Информацию одну.

Оказалось, куклы эти –

Вред здоровью моему.

Заложил производитель

Ртуть, свинец, формальдегид.

Поиграешь с куклой этой

И получишь дерматит.

Во всю щеку хим ожог

Вам «подарит» носорог.

А игрушка автомат

Так стреляет, словно град!

Если близко подойдешь,

То беду ты наживешь.

Я задумалась тогда:

«Как же быть нам, детвора?

Как играть, во что играть,

Чтоб здоровье не терять?».

Ученые, технологи,

Придумайте для нас

По нанотехнологиям

Игрушки – высший класс!

Чтоб были они добрыми

И милыми всегда,

А вредные все примеси

Исчезли на века.

И будут благодарны вам

Ребята всей Земли.

За куклы, пазлы, мячики,

За «Лего» и шары.

Мы все хотим здоровыми,

Счастливыми расти.

Игрушки пусть нас радуют,

А не творят беды!


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!