14
Всероссийский конкурс исследовательских работ учащихся
“ШАГИ В НАУКУ”
Направление: русский язык
Тема: «Как проверить «непроверяемое» слово»
Горохова Алина
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
Средняя общеобразовательная школа № 1
р.п. Сосновка
Научный руководитель:
Бакунина Т.Н.
с. Отъяссы 2017 г
Оглавление
Введение | | 2 |
| | |
Глава 1 | Словарно-орфографическая работа в школе | 4 |
1.1. | Понятие | 4 |
1.2. | Порядок проведения словарной работы в школе | 4 |
Глава 2 | Этимологический анализ как основа словарно-орфографической работы | 5 |
2.1 | Понятие этимологии, этимологического анализа | 5 |
2.2 | Порядок и значимость этимологического анализа | 5 |
2.3 | Использование этимологического анализа в словарной работе со школьниками | 7 |
Заключение | | 9 |
Список использованных источников и литературы | 10 |
| |
Приложения | |
Изучение этимологической компетентности учащихся 7 «б», 7 «в» классов. Анкета | 11 |
Количество изучаемых слов в средней школе. Статистические данные | 12 |
Этимологический анализ «Словарных» слов за 6,7 классы. Школьный словарик. Проверяем непроверяемое слово. Пример наглядного пособия | 13 |
Введение
… Русский язык … столь переимчивый и общежительный
В своих отношениях к чужим языкам…
А.С.Пушкин
Изучая безударные гласные в школе, я узнала, что они бывают проверяемые, непроверяемые и чередующиеся. Проверяемую и чередующуюся гласную легко найти, нужно вспомнить правила. А как же проверить непроверяемую гласную. В начале урока русского языка наш учитель всегда проводит словарный диктант. Правописание слов надо запомнить. А это не всегда легко! А может надо обратиться к истории слова, может там находится подсказка?
Часто на уроках русского языка у одноклассников возникает вопрос «А почему слово так пишется?» , в ответ можно услышать –написание надо запомнить. Этимологии в школе посвящён один урок, на котором сообщается: «Этимология –наука о происхождении слов». Смотрите , как интересно – происхождение слова. Где оно возникло, как попало в русский язык. Средняя школа не ставит специальной задачи обучения школьников этимологии, поэтому всем интересующимся этим разделом языкознания рекомендуется самостоятельно обращаться к этимологическому словарю.
Как сделать словарно-орфографическую работу более интересной? Обратиться к этимологическому анализу. Таким образом, эффективность изучения нашего родного языка существенно увеличится. Эта гипотеза подлежит доказыванию в предложенной работе.
Как организовать словарно-орфографическую работу на уроках русского языка, сделать ее более интересной и доступной для учащихся – проблема, которой я посвятила свою работу.
Цель исследования – разработать, научно обосновать и экспериментально проверить методы словарно-орфографической работы на основе этимологического анализа.
Объектом моего исследования является словарно-орфографическая работа на уроках русского языка.
Для реализации поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
-
Рассмотреть понятие словарно-орфографической работы, этимологии, этимологического анализа.
-
Описать приемы проведения словарно-орфографической работы на уроках русского языка.
-
Теоретически обосновать возможность и необходимость проведения словарно-орфографической работы на основе этимологического анализа.
-
Проанализировать словарики (орфографические) в учебниках по русскому языку среднего звена (5-6 класс).
-
Составить выборочный словарь непроверяемых слов на основе этимологического анализа.
На время исследования и реализации поставленной задачи я становлюсь лингвистическим археологом, использующим этимологические и другие словари, научные труды В.В.Виноградова, К.Чуковского, изучающим учебную и дополнительную литературу, касающуюся этимологии. В работе используются метод описательного анализа, методы опроса и анкетирования.
Думаю, что тема моего исследования является очень актуальной, так как русский язык достаточно сложен в изучении, а чтобы иметь отличные знания по предмету, порой, требуется выйти за рамки школьной программы. Более того, в ходе исследования я пришла к выводу, что изучать словарные слова на основе этимологического анализа можно и в школе, если вовлечь в этот процесс самих школьников.
Данная работа будет интересна не только ученикам и учителям, но и родителям, которые заинтересованы в повышении уровня знания и своего, и своих детей.
Глава 1
Словарно-орфографическая работа в школе
-
Понятие
Словарно-орфографическая работа – это изучение правописания слов, непроверяемых правилами, трудных по написанию или малоизвестных школьникам по значению. В школьных учебниках, как правило, такие слова выделены в рамочку, что наводит учеников на мысль о предстоящем неминуемом заучивании в ожидании словарного диктанта. Объясняется это тем, что для большинства школьников словарные слова – это лишь набор случайных букв, даже если они представляют себе лексическое (смысловое) значение самого слова.
-
Порядок проведения словарной работы в школе
Практическое изучение нового слова складывается из следующих моментов:
-
Учитель помогает найти в орфографических словарях новое трудное слово, например «апельсин». Школьники вчитываются в него, всматриваются. Стараются запомнить графический образ слова, то есть, как слово видится.
-
Учитель объясняет лексическое значение слова.
-
ученики проговаривают слово, запоминают его произношение.
-
Далее учитель записывает слово на доске, а ученики – в словарики.
То есть, мы имеем готовый алгоритм, как заучить словарное слово: запомнить буквенный состав, проговорить, провести звукобуквенный анализ, записать, составить с данными словами предложения, включить их в словарики, проверить по печатным словарям.Это нужная работа, но всё –таки она направлена на механическое запоминание слов Я провела эксперимент на уроке русского языка в 5 классе, взяла три слова лебеда, лебедь, белый, и попросила ответить на вопрос: «Чем похожи эти слова?» Проведя исследование по этимологическому словарю ребята пришли к выводу – эти слова произошли от слова белый. Правописание запомнили быстро и непринужденно.
Стоит только представить, что почти все подобного рода слова отнюдь не бессмысленное соединение гласных, а просто слова – «иностранцы», что у них есть и корень и приставка, только иностранного происхождения, и первый шаг к решению проблемы будет сделан [5].
Изучив литературу, я предлагаю в проведении словарно-орфографической работы опираться на этимологический анализ слова.
Глава 2
Понятие этимологии, этимологического анализа
2.1. Понятие этимологии, этимологического анализа
Этимология - очень интересная наука! Но многие даже не слышали о ней и не знают, что такое этимология. А есть и такие, которые путают её с медицинским термином "этиология" (изучает причины заболеваний и патогенные факторы, воздействующие на организм).
Этимология изучает происхождение слов, выясняя, на основании каких признаков были названы те или иные предметы, действия, признаки и явления.
Этимология этимологии
Как и у всех слов, у термина "этимология" есть своя этимология. Это слово имеет греческое происхождение и состоит из двух слов:
Заимствовано это слово было в XVII веке. До конца XIX века в рамках этимологии изучалась и форма слова, пока Филипп Фёдорович Фортунатов не ввёл понятие "морфология".
Как устанавливается происхождение слова?
Учёные отмечают, что современные достижения сравнительно-исторического языкознания позволяют с относительной лёгкостью проследить, как развивался в течение времени морфологический и звуковой состав того или иного слова. А вот определить смысловую эволюцию зачастую бывает очень сложно.
Например, возьмём слово "река". Это слово напрямую связано с древним корнем, который передаёт движение. Родственными ему являются такие слова, как ринуться, реять, рой. В других языках есть слова с тем же корнем: латинское rivus - ручей, древне-индийское rauas - течение, ирландское rian - река.
В противоположность реке слово "море" образовано от корня, который обозначает неподвижность, остановившуюся воду. В других языках можно встретить слова с этим же корнем, обозначающие болото (немецкое Moor - болото).
В Древней Руси, по мнению учёных, море называли иначе. В древнерусском языке сохранилось слово "сланьник", которым называли морских рыболовов. Его легко соотнести с названием моря по признаку его солёности. Это подтверждает и латинский язык, в котором слово "море" звучит как "salum".
Со временем признаки, которые были основой разных названий, утрачивают свою образность и их смысл становится непонятным для современного человека. Например, сегодня мало кто знает, что слово "лебедь" хранит в себе представление о белизне, а слово "голубь" связано не с голубым, а с жёлтым цветом.
Результаты выборочного тестирования учащихся 5 класса (приложение № 1) показали, что ученики не осознают тот факт, что большинство словарных слов заимствованы из других языков. А это второй шаг к решению проблемы [5]. Как учащиеся заучивают английские, немецкие, французские слова? Орфографические правила применяются здесь в гораздо меньшей степени, а то и вовсе упускаются, а некоторые имеют свои маленькие хитрости, например, рифмуют слова. В любом случае, как это ни парадоксально, иностранные слова запоминаются лучше, чем русские. Их-то и надо использовать для проверки «наших непроверяемых» слов.
2.2. Порядок и значимость этимологического анализа.
В задачи этимологического анализа слова входит:
1) определение исконного или заимствованного характера слова (с данным значением и структурой),
2) выяснение образа (представления), положенного в основу слова как названия предмета действительности,
3) установление того, когда слово появилось в языке и как, на базе чего и с помощью какого способа словообразования оно возникло,
4) реконструкция его праформы и старого значения". [48, с. 241-242]
Наиболее основательной современной работой, посвящённой использованию этимологического анализа при изучении трудных слов, является книга И.В. Прониной "Изучение трудных слов с применением этимологического анализа". В работе подчёркивается единство орфографического и семантического аспектов словарной работы, которое достигается благодаря использованию этимологического анализа: "Благодаря этимологии ученики осознают, что в написании слова отражено его значение, и при письме начинают искать опоры в смысловой стороне слова. Привычка отыскивать корень, опираясь на такой важный языковой фактор, как семантика морфемы, став непроизвольной, увеличивает зоркость учащихся к орфографически-трудным местам в слове и их внимательность при выполнении любой письменной работы.
И.В. Пронина указывает условия использования этимологического анализа в школе: "… этимологический анализ как методический приём не может быть таким доскональным, исчерпывающим, как научный". [28, с. 3] Следовательно, его можно использовать в школе, преследуя только практические цели.
2.3.Использование этимологического анализа в словарной работе со школьниками.
Некоторые виды упражнений.
1. Определите, на какой признак предмета указывают названия: валежник , веснушка , горбушка , горчичник , кисель , кочан , леденец , метель , мешок , молоток , пластинка , простокваша , пятница , рогожа , старшина , холодец , часовой , частушка .
2. Самостоятельно определите, почему эти предметы так названы в русском языке:
звери: дикобраз , косуля , лягушка , медведь , овчарка , песец ;
птицы: индюк , канарейка , куропатка , малиновка , петух , синица , снегирь ;
растения: гвоздика , лебеда , лиственница , ноготки , одуванчик .
3. Попытайтесь в словах найти исторический корень и с его помощью объяснить исходное значение слов: боровик , волнушка , лисичка , маслёнок , опёнок , подберёзовик , подосиновик , сморчок , сыроежка .
4. Какие предметы имеют такой цвет?
Голубой («цвет оперения шейки голубя»).
Каштановый («цвет плодов каштана»).
Коричневый («цвет коры»).
Лиловый («цвет сирени», от франц. «лилас» - сирень).
Оранжевый («цвет апельсина», от франц. «оранж» - апельсин).
Фиолетовый («цвет фиалки», то лат. «виола» - фиалка).
5. Докажите, пользуясь словарём, что данные слова имеют общий исторический корень: абрикос и апрель , голубец и голубика , гончар и горшок , капитан и капуста , пшеница и пшено .
6. Можно ли с помощью слов: Василий , Макар , Маргарита , Пётр , Роман объяснить правописание слов: василёк , макароны , маргаритка , петрушка , ромашка .
Проверьте по словарю.
7. Можно ли говорить: старый ветеран , биография жизни , свой автограф , гербарий растений , повторная репетиция.
Докажите с помощью этимологического словаря.
8. Подумайте, есть ли разница в потреблении слов ванна и ванная , картофель и картошка , помидор и томат .
Проверьте по словарю.
9. Объясните разницу, при помощи словаря, в значении слов невежа и невежда , одеть и надеть , экскаватор и эскалатор .
10. Можно составлять различные загадки с применением этимологических справок.
а. Большеглазая, но не лягушка.
Летает, а не птица.
Стрекочет, а не сверчок.
Ловит насекомых, а не дятел.
б. Большеглазая, как рыба.
Летает, как жук.
Стрекочет, как сорока.
Ловит насекомых, как ёжик.
(стрекоза )
11. «Если мы внимательно посмотрим на поверхность воды, то увидим, что почти поверху плавают, будто торопятся, ищут чего-то маленькие рыбки. Чуть какая крошка или насекомое упадут в воду – рыбки тут как тут»,- говорит учитель. Далее спрашивает, как называются такие рыбки, почему их так назвали. Если дети не знают этого, то объясняет, что такие рыбки называются верховки , потому что плавают всегда поверху.
Задание:
Подберите однокоренные слова к названию рыбы верховка (верх , верхний , верхушка , поверху , поверхность )
12. Учитель рассказывает детям, что есть рыбки немного крупнее верховок. Они большие любительницы холодной воды, водятся в ручьях и быстрых реках. У такой рыбы мелкая, едва заметная чешуя, а на брюшке её нет вообще, поэтому рыба называется гольяном .
Задания:
1. Подберите однокоренные слова к названию рыбы гольян (голь , голая , голышом )
2. Расскажите, чем гольян отличается от верховки .
Во-первых, в школьных условиях этимологический анализ нужно проводить в таком объеме, в каком необходимо для решения чисто практической задачи: в ходе элементарного этимологического анализа обращается внимание лишь на то опорное слово, в котором безударные гласные, а иногда и согласные находятся в сильной позиции.
Рукописный школьный словарик в данном случае рекомендуется заполнять следующим образом:
Номер слова | Слово | Однокоренные слова | Опорное слово | Источник (язык, в котором есть опорное слово) |
1. | парад | Парадный Парадность парадно | Paro – готовить, предотвращать | (лат.) |
Здесь очень важны устные, более пространные пояснения к этимологическим справкам, в которых раскрывается, доводится до сознания учащихся смысловое родство слов.
Для того чтобы систематизировать данную работу я провела анализ учебников русского языка среднего звена. Выяснилось, что среднее количество словарных слов, которое предлагается для заучивания школьникам составляет 79 слов. Данные отражены в приложении № 2.
В ходе выполнения работы я поняла, что к тем методам, которые используют наши учителя и к имеющимся наглядным материалам необходимо дополнить следующее:
-
Создать дополнительный наглядный материал в виде этимологического словарика по школьной программе. В приложении № 3 я представила свое видение такого словаря.
-
В создании школьного словаря задействовать самих учащихся: выдать каждому задание подготовить этимологическую справку по 2-3 словарным словам. Красиво оформить материал на листе формата А-4, проиллюстрировать. Иллюстрации могут быть основаны на карикатурных моментах или отражать жизненный путь слова.
-
Дополнительно можно поручить 2-3 учащимся обыграть в течение 1-2 минут сценку, характеризующую данное слово.
Такая работа будет оживлять школьные будни, пробуждать заинтересованность учащихся, может рассматриваться как небольшой отдых во время урока.
-
Педагоги в работе над созданием школьного словарика могут воспользоваться нижеуказанными интернет-сайтами, содержащими статьи с этимологической справкой к словарным словам. Это поможет педагогам сократить время для подготовки к урокам.
САЙТЫ: 1. http://www.wordhist.ru
-
http://etymolog.ruslang.ru
-
http://etymolog.ruslang.ru
Заключение
Таким образом, в ходе исследования я установила, что у каждого слова есть свои корни, этимологические родственники. Свое начало слово может брать в иностранных языках, оно может происходить из общеславянского, древнерусского языка. Каждое слово имеет свой жизненный путь: одни слова появились в нашем языке сравнительно недавно, а другие являются долгожителями.
Изучив научную, учебную литературу я поняла, что нет такого слова, которое бы представляло собой простой набор букв.
Отсюда вывод, что «непроверяемые» слова вовсе не являются таковыми, если рассмотреть их этимологическую справку. Изучив историю слова, мы сможем отыскать ту первоначальную основу, благодаря которой в нашем слове появилась «непроверяемая» гласная или удвоенная согласная, что значительно повысит грамотность школьников и упросит задачу по запоминанию словарных слов. Объясняется это тем, что к словарно-орфографической работе подключается сознание учащихся.
Поскольку этимологический анализ может занять много времени, да и сама этимологическая справка может являться достаточно большой, я предложила вовлечь самих учащихся в создание такого наглядного материала, как школьный словарик с названием «Проверяем непроверяемое слово». В процессе работы я пришла к выводу, что учащимся будут интересны творческие задания по лингвистической археологии.
А. Шибаев. В день солнечный июльский
В день солнечный июльский,
Цветы, цветы вокруг
Красив язык мой русский,
Как этот летний луг.
Иду тропинкой узкой-
Деревья до небес!
Могуч язык мой русский
Как этот русский лес!
И в радости и в грусти –
Он всякий час со мной.
Родной язык мой русский,
Как Родина родной!
Список использованных источников и литературы
-
Богданова Г.А. Уроки русского языка в 5 классе: Книга для учителя. – М.: Просвещение, 2002.
-
Виноградов В.В. История слов/ http://www.wordhist.ru/pred.html#word.
-
Лингвистический энциклопедический словарь. – М.: «Cоветская энциклопедия», 1990.
-
Львова С. И. Этимология на службе орфографии. Пособие для учителя. 2-изд. – М.: «Торгово-издательский дом «Русское слово – РС». 2001.
-
Сараев А.Н.Как проверить «непроверяемое» слово. М.: ООО «Грамотей», 2005.
-
Симакова Е.С. Самостоятельная работа над словарными словами. – М.: «Экзамен», 2007.
-
Успенский Л. Слово о словах. Ленинград.: изд-во Детской литературы Министерства Просвещения РСФС, 1956.
-
Чуковский К.И. Живой как жизнь: о рус.яз. – М.: АСТ: Зебра Е, 2009.
-
Шанский Н.М., Боброва Т.А. Школьный этимологический словарь русского языка: Происхождение слов. – 4-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2001.
-
Этимологический словарь Фасмера /http://fasmerbook.com.
-
http://www.wordhist.ru
-
http://etymolog.ruslang.ru/index.php?act=contents&book=novoe.
Приложение 1
Изучение этимологической компетентности учащихся 7 «б», 7 «в» классов.
Анкета
слово | Из какого языка заимствовано? | Значение | Можно ли проверить и каким словом? |
| | Количество правильных ответов | Количество неправильных ответов | | Количество правильных ответов | Количество неправильных ответов | | Количество правильных ответов | Количество неправильных ответов |
сапоги | Древне русский | 8 | 17 | Обувь | 25 | 0 | Восходит к корню храп | 0 | 25 |
солдат | французский | 2 | 23 | Наёмный оплачиваемый военнослужащий | 2 | 23 | сольдо | 3 | 22 |
бахрома | арабский | 0 | 25 | платок | 0 | 25 | mahrama | 0 | 25 |
яблоко | Древне русский | 19 | 6 | Фрукт, шар, символ власти | 25 | 0 | Яблъко Ъ = о | 0 | 25 |
парашют | французский | 14 | 11 | Купол для безопасного падения | 21 | 4 | Paro– готовиться, предотвращать; Shut - падение | 0 | 25 |
Количество участников 25
Приложение 2
Количество изучаемых слов в средней школе
Статистические данные
№ п/п | Класс | Наименование учебника | Количество словарных слов |
1. | 5 | Русский язык: учебник для 5 кл. общеобразовательных учреждений/ [Т.А.Ладыженская, М.Т.Баранов, Л.А.Тростенцова и др.] – М.: Просвещение, 2005. | 83 |
2. | 6 | Русский язык: учебник для 6 кл. общеобразовательных учреждений/ [Т.А.Ладыженская, М.Т.Баранов] – М.: Просвещение, 2007. | 99 |
3. | 7 | Русский язык: учебник для 7 кл. общеобразовательных учреждений/ [М.М.Разумовская, С.И.Львова, В.И. Капино и др.] – М.: Дрофа, 2008. | 55 |
4. | 8 | Русский язык: учебник для 8 кл. общеобразовательных учреждений/ [Л.А.Тростенцова, Т.А.Ладыженская и др.] – М.: Просвещение, 2009. | 66 |
5. | 9 | Русский язык: учебник для 9 кл. общеобразовательных учреждений/ [С.Г.Бархударов, С.Е.Крбчков, Л.Ю.Максимов и др.] – М.: Просвещение, 2006. | 92 |
ИТОГО среднее количество слов за 5-9 классы | 79 |
Этимологический анализ «словарных» слов за 6, 7 классы. Приложение 3
Школьный словарик. Проверяем непроверяемое слово. Пример наглядного пособия.
Слово | происхождение | Объяснение орфограммы | Однокоренные слова |
Артиллерия | В русском языке слово известно с конца 17-го века, но не сразу оформилось в нынешнем своем написании. Заимствовано из западноевропейских языков, вероятно, через посредство польского artyleria или итальянского artiglieria. Поначалу в русаком писалась одна буква л, как в польском и итальянском «родственниках», и прилагательное, от него образованное, звучало и писалось как артиллерийский. С одной согласной л слово пишется и в восточнославянских языках, например украинском: артилерiя. Но уже с начала 19-8-го века написание изменилось на французский манер: artillerie. С двумя согласными L слово пишется и в немецком, и в голландском, и в английском, и в испанском языках. | В русском установилось написание с удвоенном буквой л; гласные а и и запомним по аналогии с иностранными словами-«родственниками. | Артиллерийский Артиллерист |
|
Бахрома | В русском языке слово- долгожитель, известно с 16-го века. Является восточным заимствованием. Первоисточник mahrama (арабское) – платок. Из арабского слово попало сначала в тюркские языки, а затем – в русский. | На русской почве слово несколько видоизменилось: начальная м заместилась буквой б, а гласная а во втором слоге уступила место букве о, вероятно под влиянием схожих по звучанию русских слов: Хохлома, Кострома. Ее можно проверить однокоренным прилагательным бахромчатый, в котором на гласную перепадает ударение. | Бахромка Бахромочка Бахромный |
mahrama (арабское) | Бахрома |
Обаяние | Слово известно в древнерусском языке с 11-го века в значении «заклинание», «чародейство» восходит к древнерусскому глаголу баяти – «баять», «говорить». В современном значении обаяние – «очарование», «сильное покоряющее влияние» - появляется значительно позже – в начале 19 века. | Несмотря на изменение лексического значения слова, безударную гласную а можно смело проверить историческим «родственниками» байка, баять, а начальную букву о можно воспринимать как приставку (русской приставки а – нет). | Обаятельный Обаятельно Обаять |
Обаяние Околдовывать словами Баять | |
Обоняние | Древнерусский глагол обоняти – «чувствовать запах» - известен с 11-гшо века, восходит к общеславянскому obvonjati в том же значении. Отсюда слово вонь – «резкий, неприятный запах». Интересно, что в старославянском языке слово имело противоположное значение – «благовоние». | | С течением времени буква в общеславянским глаголом obvonjati была утрачена, а вот гласная в исторической приставке и корне сохранилась. Корневую гласную можем проверить названными словами – «родственниками», в которых она находится под ударением. Воняти Вонь - запах Обоняние | Обонять Обонятельный |
Печаль | Слово известно в древнерусском языке с 11-го века, восходит к старославянскому печаль – «горе», «забота». | Безударную гласную е в корне легко проверить глаголом печься (о ком-то или о чем-то), то есть заботиться, волноваться. Так же, через гласную е, слово пишется и в других славянских языках: печаль (укр.), печал (болг.) | Печальный Печалиться Опечалить |
|
д ревнерусское слово печа забота печаль |
Солдат | В русском языке слово известно с 1-й трети 17-го века, первоначальное значение – «вольнонаемный иностранец». Слово заимствовано, скорее всего, из французского языка: soldat, которое, в свою очередь восходит к итальянскому soldatо (от soldо – «жалование», «денежная единица Италии»). | Проверяем итальянским словом - soldо | Солдатка Солдатский Солдатчина Солдафон |
С ольдо солдато солдат |